Файл: Митькин А.А. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Втабл. I все исследованные маршруты распределены
впорядке возрастания суммарного Т н его компонентов. Рассмотрим результаты такого распределения.
На первом месте по скорости прохождения (по мини
мальной |
величине Т) оказался маршрут 6; |
на |
послед |
|||||||
нем |
месте — маршрут |
1, |
т. е. |
второй прямоугольный |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а I |
|
|
Распределение маршрутов в зависимости от величины Т |
|||||||||
|
|
|
|
и его компонентов |
|
|
|
|||
|
|
т |
|
h |
|
|
^2 ~Ь U |
|
и |
|
|
J 7 6 3 * |
J 2 6 0 |
|
7 |
142 |
J |
353 |
|||
|
7 8 4 3 |
7 278 |
|
_ | 150 |
__ /4 0 1 |
|||||
|
|
|
7 |
277 |
|
|
|
|
|
|
___/ 8 8 9 |
7 278 |
___/1 7 1 |
7 |
417 |
||||||
|
7 |
892 |
7 |
277 |
|
|
|
|
|
|
__ / 8 8 9 |
Г |
280 |
/ — |
180 |
7 4 2 3 |
|||||
|
7 |
892 |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — |
924 |
Т - 3 1 5 |
|
7 |
198 |
/ — |
429 |
|||
|
|
|
___/3 1 7 |
|
|
|
|
|
||
|
Г |
967 |
/ |
315 |
|
Г |
228 |
г |
459 |
|
|
|
|
___ / 3 1 7 |
|
|
|
|
|
||
* |
Цифрами обозначено время (в м с е к ) . |
|
|
|
|
|||||
маршрут, |
но, условно |
выражаясь, |
«обратный |
по |
знаку» |
|||||
по |
отношению к первому. |
Порядок распределения всех |
маршрутов по величине Т показывает, что маршруты правой группы (4, 5, 6) обеспечивают большую скорость движения взора, чем маршруты левой группы (1, 2, 3). На одном уровне оказались лишь маршруты 3 и 4. Сре ди маршрутов правой группы быстрее всего проходится прямоугольный, медленнее — остроугольный и еще мед леннее — тупоугольный. Среди маршрутов левой груп пы наиболее быстро проходится остроугольный, затем — тупоугольный и затем — прямоугольный.
Для выяснения статистической достоверности раз личий в скорости прохождения разных маршрутов было проведено попарное сопоставление значений Т (по кащ-
74
дому движению для каждого испытуемого) по критерию
Стыодеита5. |
Результаты статистической обработки пред |
ставлены в |
табл II, статистическая значимость разли |
чий указана |
в клетках па пересечении горизонтальных |
и вертикальных рядов, соответствующих номерам марш рутов.
Результаты |
попарных сопоставлений |
Т а б л и ц а II |
||||
|
||||||
различий во времепи Т |
прохозкдення маршрутов* |
|||||
|
|
(в процентах) |
|
|
|
|
Тип маршрута |
У |
J |
- V |
|
Г |
|
7 |
• |
95 |
_ |
_ |
99 |
_ |
J |
95 |
• |
99 |
99 |
9 9 ,9 |
99 |
__ / |
— |
99 |
• |
— |
— |
— |
г |
— |
99 |
— |
|
— |
— |
99 |
9 9 ,9 |
— |
— |
• |
— |
|
|
|
|
|
|||
|
— |
99 |
|
— |
— |
• |
•Маршруты обозначены символами. Цифрами на пересечении радов указа ны доверительные уровнипо таблице Стыодента; прочерками— отсутствие статистически достоверного (по Стыоденту) различия-.
Вариативность значений |
Т зависит от вариативности |
|||
значений |
его |
компонентов |
t2; t3 и i4. |
Рассмотрим |
вкратце, |
как |
изменятся эти параметры (в |
зависимости |
|
от типа маршрута. |
|
|
||
Известно, что латентный период сенсомоторной реак |
||||
ции зависит |
от сложности |
задачи: меньше всего он для |
||
нростой |
двигательной реакции, больше — для реакции с |
выбором; чем сложнее выбор, тем больше латентный период. По данным Гшшеирейтер (1964), латентный пе риод единичного глазного скачка зависит от амплитуды скачка и колеблется от 230 м/сек (для 10°) до 290 м /сек
5 Статистический критерий, основанный на распределении Стыо дента и позволяющий выявить наличие (или отсутствие) досто верного различия между двумя статистическими рядами. Пока зателем статистической надежности результатов по этому кри терию служит так называемый доверительный уровень, выра женный в процентах (95%, 99%, 99,9%). В биологических иссле дованиях 95%-ный доверительный уровень считается достаточно надежным (Урбах, 1964).
75
(для 40°) независимо от направления скачка. Результа ты нашего исследования доказали, что усложнение зада чи приводит к увеличению латентного периода верного глазного скачка (напоминаем, что амплитуда скачка по стороне угла составляла 20°, и в вершине угла всегда имела место фиксационная пауза). В условиях нашего эксперимента наименьший латентный период (260 лее») — был получен для маршрута 2 и наибольший (317 мсек) — для маршрутов 3 и 6 (табл. I).
Мы полагаем, что в данном случае величина латент ного периода может служить показателем сложности маршрута. Леушнна (1965) экспериментальным путем по казала, что при днфференцпровке пространственного по ложения двух точек величина латентного периода глаз ного скачка зависит от сложности днфферепцнровки. В этой связи Леушнна говорит о программировании скачка (имеется в виду, что протяженность скачка программи руется заранее и не подвергается корректировке в про цессе скачка). В условиях нашего эксперимента, по-вп- длмому, имело место своего рода программирование все го маршрута обзора (с той разницей, что при двухскачковом движении имели место корректирующие движения перед началом второго скачка). Тот факт, что знакомство
смаршрутами и предварительная тренировка не устрани ли вариативности латентного периода, говорит о главенст вующей роли биомеханических трудностей по сравнению
с((гностической» сложностью маршрутов.
Латентный период для остроугольных маршрутов оказался меньше, чем для тупоугольных, что свидетель ствует, вероятно, о большей сложности вторых по сравне нию с первыми. Мы считаем также, что в этом случае влияет лучшая «обозреваемость» остроугольных маршру тов: при фиксации взгляда в исходной точке линейные размеры всей конфигурации острого угла ие превышают 20 угловых градусов (в любом направлении), в то время как линейные размеры тупого угла приближаются к 40°.
Компоненты h и £4 (продолжительность движений по сторонам угла) приведены нами в табл. I суммарно вви ду их однотипности (о качественном различии между скачками разных направлений было сказано выше). Ко личественные различия между этими компонентами (для разных маршрутов) обусловлены тем, что для од них маршрутов в большей мере характерны двухскачко-
76
вые движения по стороне угла, чем для других. В тех же случаях, когда движение по стороне осуществлялось одним скачком, время такого скачка варьировало очень незначительно и не зависело от направления скачка (ср. с данными, указанными в первом разделе данной главы).
Средние величины 1->и Ц (для односкачковых движений) колеблются в пределах от 68 до 74 мсек, и в среднем соот ветствуют результатам, полученным Гпнпенрейтср (1964) при исследовании скорости одпос-качкового движения".
|
Существенное влияние па величину суммарного вре |
|||||
мени |
Т |
прохождения маршрута |
оказывает компонент |
|||
L-j |
(длительность фиксационной паузы в углу). Как вид |
|||||
но |
из табл. II, длительность фиксационной паузы колеб- * |
|||||
лется |
нри разных маршрутах в пределах от 350 до 450 |
|||||
мсек, т. е. |
на 0,1 сек. В задачах на зрительный поиск |
|||||
длительность фиксаций может служить показателем |
||||||
сложности |
задачи. В |
данном случае этот параметр, |
по- |
|||
видимому, |
является |
показателем |
биомеханических |
за |
||
труднений, возникающих при изменении направления пе |
||||||
ремещения взора на разных маршрутах. |
|
|||||
|
Длительность остановки взора в углу обусловлена, по |
|||||
всей |
вероятности, двумя факторами: во-первых, коррек |
|||||
тировкой |
положения глаз после первого скачка и, во- |
|||||
вторых, подготовкой |
(аналогичной |
латентному периоду |
перед первым скачком) ко второму скачку. Сопоставляя значения 7, и t3, легко заметить, что /3 всегда превышает I,. Трудность (а следовательно, и длительность) кор ректировки зависит от точности скачка. Выше указыва лось, что движения слева паправо точнее, чем в обрат ном направлении. Время подготовки к следующему скачку зависит от сложности этого скачка. Значения С и С .показывают, что движения слева направо и снизу вверх осуществляются быстрее, чем обратные. Можно предположить наличие прямой связи между длительно стью движения, свидетельствующей о его сложности, и длительностью подготовки к этому движению. Во вся ком случае, порядок распределения длительности прохо ждения маршрутов в зависимости от величины комло-6
6Мы подозреваем, что полученные нами колебания в большей ме ре отражают влияния Скачковых артефактов, чем подлинное
варьирование скорости скачка. Скачковые артефакты удли няют регистрируемую траекторию скачка.
77
’мента t3 (табл. I) говорит о Допустимости таких предвюложении. На первых местах по скорости прохождения оказались маршруты, сочетающие в себе движения слева направо и снизу вверх; па последних — сочетающие дви жения в обратных направлениях. Отсутствие значимых различий по величине Т между маршрутами 1 и 4 (остро угольными) обусловлено, на наш взгляд, тем, что и при одном, и при другом маршруте имеет место сочетание движений справа налево и слева направо — меняется лишь порядок этих движений.
Полученные в опытах индивидуальные различия в скорости глазодвигательных реакций не могут обсуж даться пз-за ограниченности статистического материала. Так, например, мужчины в среднем проходили маршрут несколько быстрее, чем женщины, однако, мы не беремся судить, скрывается ли за этим нечто большее, чем инди видуальные различия, хотя, по данным Гуденафа (цит. но Бойко, 1964), время сенсомоторной реакции у мужчин несколько меньше, чем у женщин.
Анализ экспериментальных данных, приведенных в настоящей главе, позволяет сделать следующие основные выводы:
1.При многократно повторяющейся смене точек фик сации (в условиях саккадическпх макродвижений глаз) утомляемость глазодвигательного аппарата зависит от пространственной направленности скачков: быстрее все го вызывают утомление наклонные скачки, медленнее — вертикальные и еще медленнее — горизонтальные.
2.Движения глаз слева направо и снизу вверх быстрее,
чем в обратном направлении. Движения слева направо точнее, чем справа налево.
3.При движении глаз по маршруту, изменяющемуся под утлом, максимальная скорость прохождения маршру та достигается при сочетании движений слева направо и снизу вверх; минимальная скорость — при сочетании дви жений справа налево и сверху вниз.
4.Движения глаз по наклонной осуществляются с меньшей точностью, чем шо горизонтали и вертикали (ис ключение в некоторых случаях может составлять движе ние по вертикали сверху вниз).
5.Взаимосвязь между величиной угла (под которым меняется маршрут) и скоростью прохождения маршрута зависит от пространственного положения угла.
78
Настоящие выводы могут быть расширены и дополне ны, так как использованные нами тест-объекты не охва тывают всех случаев пространственного положения мар шрутов. Так, например, могут быть дополнительно иссле дованы такие сочетания движений:
—слева направо — сверху вниз;
—справа налево — снизу вверх;
— движение |
по |
наклонной — движение по горизонта |
ли (вертикали); |
по |
двум наклонным, расположенным |
— движение |
взаимно под прямым, острым и тупым утлом.
Кроме того, можно более детально исследовать взаимо связь между величиной угла и скоростью прохождения маршрута (варьируя величину угла с интервалом, допу стим, в 5°).
Причину выявленных нами различий в скорости про хождения разных маршрутов и их компонентов мы видим в двух основных факторах. К первому относится влияние навыков зрительной деятельности, приобретенных в жиз ненном опыте. С этой точки зрения легко объяснимы боль шая скорость и точность движений слева направо, обус ловленные, по-видимому, влиянием навыков чтения печат ных текстов и обзора различных пространственных композиций. В этом же плане сочетание горизонтали и вертикали является, вероятно, более привычной компози цией, чем сочетание горизонтали и наклонной. Ко второму фактору относится влияние биомеханических возмож ностей глаза, зависящих от специфики глазодвигательного мышечного аппарата.
Несмотря на фрагментарность исследованного матери ала, представляется возможным сделать общий вывод относительно эффективности и целесообразности окулографического анализа маршрутов обзора, складывающих ся в ходе практической деятельности оператора-наблюда- теля. В этом плане приведенные результаты могут послу жить отправной точкой при анализе фрагментов маршрута и соединений таких фрагментов (в ряде случаев допусти ма, вероятно, экстраполяция полученных данных на сход ные модификации фрагментов). Детальный окулографический анализ с использованием модели информационной панели должен проводиться в ходе проектирования и предшествовать окончательному выбору варианта компо зиционного решения. При этом не следует забывать, что
79