Файл: Митькин А.А. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рефлекса. Все дальнейшие шаги (последовательные фик­ сации элементов мнемосхемы) подпилены логике взаимо­ связи между элементами и требуют участия оперативной памяти и оперативного мышления. От быстроты и точно­ сти логических операций, выполняемых оператором на каждом таком шаге, зависит в конечном счете успеш­ ность его работы. В зависимости от того, насколько общая структура мнемосхемы, символика связей между элемен­ тами и мнемоника отдельных элементов облегчают опера­ тору последовательность шагов, можно судить об эффек­ тивности данной мнемосхемы.

Общин анализ окулограмм показал, что по мере совер­ шенствования навыков работы с мнемосхемой происходит очень быстрая редукция движений глаз. От беспорядочно­ го (пли малоупорядочеппого) зрительного поиска, сопро­ вождаемого большим количеством излишних, бесполезных

для решения задачи движений, испытуемый

переходит

к строго целенаправленному, упорядоченному

и очень

экономном^,'- построению движений — такова в

самых об­

щих чертах динамика изменений моторики глаз оператора по мере выработки навыка работы с мнемосхемой. По всей вероятности, процесс совершенствования моторпкп глаз в ходе выполнения конкретной зрительной деятельности подчинен общим закономерностям координации движений. Принцип Бернштейна (1966), согласно которому коорди­ нация движений возникает в результате ограничения степеней свободы кинематических цепей человеческого тела, сохраняет силу и в данном случае.

Конечно, было бы явным упрощенчеством пытаться свести выработку навыка в пашем копкрстном случае лпшь к координации моторики глаз. Дело обстоит значи­ тельно сложнее: на разных этапах работы существенные изменения претерпевает формирующийся у оператора образ мнемосхемы как воплощение определенных логиче­ ских п функциональных связей (Ошанин, 1972). Однако и в этом аспекте принцип Бернштейна остается спра­ ведливым дли закономерностей восприятия. Зинченко в этой связи ппшет: «Несомненно, есть нечто общее между задачей построения образа н задачей построения движе­ ния. При построении движений происходит преодоление избыточных степеней свободы кинематических цепей че­ ловеческого тела (Н. А. Бершптейи). При построении образа происходит преодоление избыточных и пеадекват-

118


пых вариантов отображения одного и того же объекта» 4. Разумеется, в наших условиях речь идет именно о та­ ком преодолении избыточных и неадекватных вариантов отображения, объекта. Движение же глаз является только показателем динамики изменении образа объекта, с кото­ рым работает оператор, и последовательности выполняе­

мых нм логических операций.

Рассмотрим более детально специфику моторики глаз оператора (п скрывающейся за ней деятельности) па каж­ дом исследованном нами зтапе работы с мнемосхемой.

Первый этап: ознакомление с мнемосхемой. Анализ характера обзора при ознакомлении вскрыл существенные различия, обусловленные как индивидуальными механиз­ мами восприятия, так и особенностями вариантов А и Б мнемосхемы. Сопоставление стратегии зрительной дея­ тельности па первом этапе с эффективностью работы иа втором этапе (решение задач) говорит о наличии корре­ ляции между тем гг другим. Необходимым условием ус­ пешного решения задач является понимание испытуемым функционального значений лиши! и элементов мнемосхе­ мы, а также принципов взаимодействия ее основных кон­ туров. Моторика глаз иа стадии ознакомления показывает, имеет ли место такое понимание или осмотр хаотнчеи и строится по случайному, произвольно выбранному испы­ туемым плану.

В качестве признаков, указывающих на такого рода понимание, могут быть выделены следующие: а) просле­ живание основных контуров с фиксацией элементов, с по­ мощью которых осуществляется регулирование; б) после­ довательная (во времени) фиксация взглядом элементов, взаимосвязанных по принципу «причина — следствие» (например, регулирующая задвижка иа линии охлаждаю­ щей воды и индикатор температуры па линии пара). К при­ знакам непонимания могут быть отнесены: а) последо­ вательное рассматривание мнемосхемы по частям (левая — правая; верх — низ и т. п.); б) последовательный перебор элементов по признаку пространственного расположения; в) хаотический перебор элементов вне всякой зависимо­ сти от функциональных связей между ними.

Иногда иа этапе ознакомления «стратегия непонима­ ния» быстро и «внезапно» (внешне) сменялась «стратеги­

4 «Вопросы психологии», 1967, № 1, стр. 5.

119

ей понимания». Если же до конца стадии ознакомления испытуемый оставался вереи первой стратегии, то (не­ смотря на заявление, что ему «все ясно») первая задача либо вовсе не решалась (ошибочные ответы), либо реша­ лась с большими затратами времени и лишь после наво­ дящих замечаний экспериментатора.

Сопоставление специфики маршрутов обзора двух сравниваемых вариантов мнемосхем показало следующее: при ознакомлении с вариантом Б построение движений глаз в целом носит значительно более упорядоченный характер (по сравнению с вариантом А ): маршруты в большей мере привязаны к основным контурам; чаще имеют место последовательные фиксации функционально связанных элементов (иными словами, чаще и в большей степени проявляется «стратегия понимания»).

Таким образом, уже па основе окулограмм, записан­ ных на этапе ознакомления, могут быть сделаны предва­ рительные заключения в двух направлениях: 1) оценка индивидуальной «готовности» к работе с данной мнемо­ схемой; 2) оценка вариантов мнемосхемы (пли оценки одного варианта) — того, насколько данная мнемосхема выполняет свое основное назначение: целенаправленную организацию деятельности оператора па стадии информа­ ционного поиска.

Второй этап. Решение задач в условиях восприятия мнемосхемы. При оценке действий испытуемого иа этом этапе мы исходили из того, что каждая задача имеет впол­ не определенный и единственный путь решения, зафикси­ рованный в алгоритме. Для успешного решения задачи испытуемый должен получить сведения о состоянии эле­ ментов, включенных в ситуацию данной задачи (принять релевантную информацию); количество такой информации ограничено и обусловлено спецификой каждой задачи. Все иные сведения ие являются необходимыми для реше­ ния задачи и могут рассматриваться как иррелеваитиая информация.

На основе анализа окулограмм мы условно выделили три стадии выработки навыка «чтения» мнемосхемы в хо­ де решения задач («границы» этих стадий различны у раз­ ных испытуемых).

Для первой стадии (рис. 23) характерен активный и малоупорядоченпый поиск, говорящий о недостаточном. ■понимании ситуации и о том, что испытуемый еще не спо-

120



взглядом входные задвижки па линии пара — ответ оши­ бочен).

Вторая стадия начинается с момента, когда испытуе­ мый осознает структуру ситуаций и логику задач. Коли­ чество поисковых движений (шагов решения задачн) при этом резко сокращается-, они становятся упорядоченными и целенаправленными, подчиненными определенному ло­ гическому плану (например: от индикатора температу­ ры — к задвижке на соответствующей линии охлаждаю­ щей воды). Однако на этой стадии еще не исключен прием некоторого количества избыточной информации. Сохраня­ ются в небольшом количестве ошибочные ответы или ответы, задержанные во времени. Анализ окулограмм, полученных па этой стадии, представляет особый интерес, так как он позволяет обнаружить наиболее «навязчивые» пути поступления избыточной информации и выявить папболее стойкие (а следовательно, наиболее типичные) ошибки.

Расшифровка окулограмм по описанной выше методике показала, какими элементами5 оперировал испытуемый при решении каждой задачи. По мере выработки навыка количество элементов быстро сокращалось. Этот процесс

вцелом подчиняется следующей закономерности.

Впервую очередь исключались элементы, не имеющие логического отношения к , шпой ситуации и но связан­ ные визуально линиями мнемосхемы с функционирующи­ ми элементами (т. е. элементы,'пространственно удален­ ные и формально — по структуре мнемосхемы — оторван­ ные от того контура, с которым в основном оперировал испытуемый).

Во вторую очередь выпадают элементы, не включен­ ные логически в ситуацию задачи, но связанные внешне, визуально с функционирующими элементами (простраи-

5 Разумеется, величина оперативного поля зрения существенно влияет на построение маршрута обзора. В условиях нашего эк­ сперимента для четкого восприятия регулирующих элементов требовалась их фиксация центральным зреилем; кроме того, для сообщения о своих действиях испытуемый должен был считывать цифровые обозначения элементов (что также требует фиксации центральным зрением). На основании этих условий (а также характера движении глаз испытуемых) мы склонны считать, что на том уровне выработка навыка чтения мнемосхемы, который имелся у наших испытуемых, одна точка фиксации соотиетст ■ вует одному воспринимаемому элементу.

122


ственно близкие, объединенные общей линией мнемо­ схемы) .

Дольше всего (до конца второй стадии) сохраняются элементы, связанные с функционирующими элементами стойкими «побочными» связями; такие связи не имеют значения для дайной конкретной задачи, по, подчиняясь общей логике мнемосхемы, могут прочно закрепиться в па­ мяти при предварительном ознакомлении со схемой. В дальнейшем прослеживание этой связи — произвольное или непроизвольное — мешает и приводит к потере вре­ мени.

Специфику такого рода связей проще всего раскрыть на следующих примерах.

1. После предъявления сигнала о повышении темпе­ ратуры (039) испытуемый фиксирует взглядом сигналь­ ный элемент, а затем сразу смотрит на аналогичный ин­ дикатор температуры (022) на второй иараллельпой ли­ нии. Такое типично ассоциативное действие излишне, так как инструкцией было исключено одновременное появле­ ние двух сигналов; кроме того, возникновение светового сигнала хорошо воспринимается периферическим зре­ нием.

2. При этом же сигнале (039) испытуемый открывает

заслонку 07

(правильное

действие), а затем смотрит

на аналогичную заслонку 21

(нижняя линия), хотя сигна­

ла с индикатора 022 не поступило.

Примером

типичной ошибки, сохраняющейся на вто­

рой стадии, может служить «просмотр» задвижки 08 (ре­

гулируя температуру,

испытуемый открывает задвиж­

ку 07 или

21, но забывает при этом открыть общую для

всей линии

задвижку

08). Эта ошибка более характерна

для варианта А, но сохраняется также в варианте Б. Окулограммы показывают, что задвижка 08 оказывается в «затененном» положении и часто выпадает из маршрута обзора. Напрашивается вывод о необходимости более чет­ кого выделения этой задвижки и наглядного показа под­ чиненного (по отношению к задвижке 08) положения задвижек 07 и 21.

На третьей стадии решения задач должны исключать­ ся ошибочные действия и прием иррелевантной информа­ ции. Маршрут обзора строится по кратчайшему пути и включает только необходимые для решения данной зада­ чи элементы; количество «шагов», совершаемых глазом,

123