Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

~ \ е / и = -jr-\ Е — модуль нормальной упругости

материала уплотняющих деталей.

При наличии натяга величина е,н будет отрицательной.

Предварительные удельные давления на запирающих поверхностях манжет

Для наружной лопасти

манжеты (см. рис. 7) pQa = 0 значе­

ние е,н известно. В этом случае

получим

Рои

Ев

/ I I

('2

(7)

о - '

2

4 -

 

 

г 2

 

 

 

И I

н

р„„ш/см

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300dsana,MM

р01кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

/

 

 

 

А

 

IS

 

 

 

 

 

,

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

/

\

 

f2

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

8 о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

100

150

200

 

250

dsana,MM

Рис.

1. График

предварительных

удельных давлений

для

резиновых уплотнительных колец (без давления жидкости)

при

Е =

70 кгс/см2 : а — значения рт;

б — значения

рт\

 

 

 

1

"' Д <*вшах ; -

2 ~ Д ( / Б ш а х

 

"

 

 

Для внутренней

лопасти р

=

0; зная гы,

 

получим

 

 

 

 

_

3

 

EstB(rl-rl)

 

(8)

 

 

.

^

" . 2

 

2rl

+ rl

 

'

 

 

 

 

 

 

 

12


Проведенные вычисления для отдельных уплотнений с целью выявления порядка величины предварительных удельных давле­ ний, возникающих на уплотняемых поверхностях при сборке,

показывают, что имеем:

 

 

 

 

 

у манжеты р

=

0,02-^1,3 кгс/см2 ;

р 0 в =

0,01-н2,7

кгс/см2 ;

у кольца (ГОСТ 9833—61) при относительном сжатии при

сборке е =? 15% р 0 н

=

8-г-14 кгс/см2 ; р

= 9-М6 кгс/см2

(рис. 1).

Меньшие значения

р

р

соответствуют уплотнениям

большего

диаметра

(0,3 м) и

большие

значения

р 0 н ,

р—уплотнениям

меньшего

диаметра

(0,01 м).

 

 

 

 

Полученные значения

р0

зависят от

материала уплотнений,

так как они прямо пропорциональны модулю упругости Е. При рас­ четах принят для резины Е 70 кгс/см2 .

Определение удельных давлений, возникающих под действием давления запираемой жидкости

Большинство, контактных уплотняющих деталей представляет собой разновидности мягких колец или комбинации из них.

При рассмотрении, какие отношения

имеют место под дей­

ствием рабочей среды, воспользуемся уравнениями Ляме, уста­ навливающими распределение напряжений в цилиндрическом

кольце (подробнее см. 1-е изд. настоящей книги).

Путем расчетов получены следующие результаты для различ­ ных случаев применения резиновых уплотнительных колец.

1. Кольцо установлено свободно в канавке цилиндра. Если жидкость действует в осевом"и радиальном (снаружи) направле­ ниях, то

P r

(2т-\)г\.+

г1

(9)

р

 

(m+i)r\+(m-l)rl

 

 

где rlt г0 — соответственно наружный и внутренний радиусы кольца.

Принимая для резины т = 2,22 (ц = 0,45), подучим

,1 1,07.

2. Кольцо поставлено без зазоров по боковым поверхностям. Жидкость действует снаружи в радиальном направлении. Для вну­ тренней поверхности кольца, прилегающей к штоку,

IL=

2 { т

- 1 ) *

(Ю)

р

im-2)r2Q

+ mr\

'

 

при т — 2,22

Р.

13


С учетом сил трения на боковых поверхностях кольца, очевидно,

имеем

отношение

близкое к значению для рассмотренного

выше

случая 1.

 

3. Кольцо поставлено без зазоров по внутренней и наружной поверхностям. Жидкость действует в осевом направлении. Такие кольца могут быть применены для уплотнения как поршня, так и штока.

В этом случае

Рг

1 .

( " )

р от

1

 

для резины -у- я«! 0,82.

4. Кольцо установлено свободно в канавке поршня. Жидкость действует в осевом и радиальном (изнутри) направлениях. Тогда

где R0

— внутренний радиус кольца; Ri—наружный

радиус

кольца.

 

 

Для

резины

 

-^ ^ 0 , 8 2 .

Р'

Вэтом случае давление на запирающих поверхностях меньше "давления рабочей жидкости. Уплотнение не может под действием давления жидкости прекратить утечку, имевшую место при отсут­ ствии давления. Уплотнение может работать только при наличии предварительного натяга.

5. Кольцо поставлено без зазоров по боковым плоскостям. Давление жидкости действует только изнутри в радиальном направлении.

При этом

^ =

_ 2 (

. - 1

) ^

Р

(m-2)Rl

+

mR20

для резины

Р

Уплотнение работает при наличии предварительного натяга. Для уплотнения штоков лучше применять кольца, рассмотренные в пунктах 1, 2; для уплотнения поршней — в пункте 4.

14


6. УПЛОТНЕНИЕ КОЛЬЦАМИ, ПОСТАВЛЕННЫМИ С НАТЯГОМ

Уплотнение резиновыми кольцами

Широко применяемые резиновые кольца являются малогаба­ ритными уплотнениями, обеспечивающими во многих случаях приемлемую степень надежности и долговечности.

На рис. 2 изображено уплотнение штока и поршня резиновыми кольцами. Размеры резиновых колец и рекомендуемых для них канавок предусмотрены ГОСТ 9833—61.

Уплотнения резиновыми кольцами применяются для. запира­

ния жидкости

в подвижных соединениях при давлении до

1

?

Рис. 2. Уплотнение

поршня и штока

резиновыми

коль-

/ — защитная шайба

из фторопласта-4; 2

— резиновое

кольцо

100 кгс/см2 , а с применением защитных шайб из фторопласта —

до

200

кгс/см2 и

выше;

в неподвижных соединениях — до

300 кгс/см2 и выше.

 

 

 

 

 

 

 

Кольца могут применяться круглого, прямоугольного и Х-об-

разного

поперечного

сечения.. Уплотнения

имеют малые

потери

на

трение.

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр поперечного сечения кольца

принимают

d =

1,4н-

ч-8,6 мм при диаметре цилиндра D от 5 до 400 мм. Материал

колец — маслостойкая

резина.

 

 

 

 

Устанавливающиеся

на

запирающих поверхностях

перепады

давления рассмотрены выше. Для резиновых колец имеем — «

«0,82.

Наиболее благоприятным с точки зрения герметичности яв­ ляется случай, когда кольцо поставлено без зазора" по боковым плоскостям, а жидкость ^подводится с наружной поверхности, в этом случае

р

Для надежной работы уплотнительных колец большое значе­ ние имеютвеличинаобжатия k уплотнительного кольца при сборке и величина радиального зазора между цилиндром и штоком s.

15


Во избежание выдавливания и

затягивания резинового кольца

в зазор последний должен быть

небольшим.

При наличии значительного разогрева в зоне расположения уплотнений, особенно при применении бронзовых поршневых вту­ лок, во избежание заклинивания их в цилиндрах при движении должна производиться соответствующая проверка.

Диаметральные размеры гнезда под кольцо должны выдержи­ ваться по возможности точно.

Величина обжатия кольца при сборке определяется требова­ ниями герметичности соединения и долговечности уплотнения. Для повышения герметичности целесообразно увеличивать натяг, особенно для работы в условиях отрицательных температур.

Обычно принимают для подвижных соединений относительный

 

 

k

 

 

 

 

 

натяг

- j - «=; 0,10-4-0,20, при отрицательных температурах—до 0,30.

 

Для неподвижных соединений натяг

можно

увеличивать до

- j -

=

0,15н-0,25.

 

 

 

 

 

Во избежание заполнения канавки при обжатии кольца и на­

бухании его в масле принимают

 

 

 

где

Sx—площадь

поперечного

сечения

канавки;

5 2 — п л о щ а д ь

поперечного

сечения кольца.

 

 

 

 

Размеры

резиновых колец в

рабочей

жидкости могут умень­

шаться вследствие вымывания пластификаторов, поэтому целесооб­ разно перед сборкой выдерживать кольца несколько дней в рабо­ чей жидкости при нормальной температуре, а затем произвести обмеры их.

Для уменьшения выдавливания колец в зазоры радиусы за­ кругления наружных углов канавок должны быть минимальными, например, г ^ 0,02-4-0,04 мм, материалы цилиндра и поршня должны быть разными и так подобраны, чтобы не вызывать задира цилиндра.

Разрушение уплотнительных колец наступает в результате выдавливания кольца в зазор между цилиндром и поршнем (или между цилиндром и штоком) и выщипывания части кольца в связи с переменой знака у силы трения, вызывающей переменные напря­ жения сжатия и растяжения в этом объеме резины.

В результате повреждения и местного защемления резины при перекосе штока кольцо иногда разрывается и наступает прорыв рабочей жидкости. Выдавливание кольца возрастает с увеличе­ нием зазора (особенно для поршней большого диаметра).

При длительной работе также имеют место незначительный износ кольца и уменьшение натяга.

Для уменьшения силы трения при движении и увеличения долговечности применяют канавки с наклоном рабочих стенок

16