ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 8
меняются для запирания жидких металлов (натрия, нитрата, калия), жидкости и др. Композиционные материалы предназна чаются для подвижных и неподвижных соединений, работающих в условиях большого диапазона температур (например, от —195 до -)-850° С, больших давлений, вакуума и химической коррозии) [101]. Эти материалы представляют композицию твердых метал лических элементов и мягких металлических или полимерных свя зующих наполнителей. Твердые металлические элементы из молиб дена, нержавеющей стали и др., образующие основу уплотнения, обеспечивают необходимые упругие свойства всего уплотнения и предохраняют его от чрезмерной текучести при высоких темпера турах за счет размягчения наполнителей. Мягкие упругие свя зующие наполнители из серебра, сплава серебро—индий, меди, а также из разных эластиков пропитывают основу и обеспечивают необходимую податливость уплотнения. Пропитку производят в вакууме или газе при нагреве до 1250° С. Жесткую основу
уплотнения составляют небольшие твердые металлические |
во |
|
локна (проволочки диаметром 0,025—0,175 |
мм и длиной 3,2— |
|
1 мм), которые сначала спрессовываются, а затем спекаются |
при |
|
температуре 1250° С, при этом получается |
пористая структура |
с плотностью 5—95 % от теоретической плотности соответствующего сплошного металла. Большое значение для уплотнений имеет восстанавливаемость первоначальной формы при снятии нагрузки. Как показывают опыты, проведенные с композиционными мате риалами, наилучшие результаты с точки зрения упругих свойств дают следующие композиционные материалы: серебро—индий— нержавеющая сталь, медь—молибден, серебро—молибден и се ребро—нержавеющая сталь.
Композиционные материалы, как правило, обладают лучшей восстанавливаемостью по сравнению с чистыми металлами. Для повышения износостойкости, прочности и твердости применяют также другие композиционные материалы, например на основе фторопласта и наполнителей из керамических материалов, стекло волокна, графита, бронзы, полимеров и др. (15—35% по весу).
Для торцовых уплотнений, чтобы ликвидировать пористость углеграфита и улучшить антифрикционные свойства, прочность и теплопроводность, применяют композицию на основе углегра фита и наполнителей из баббита, свинца, кадмия, серебра, эмуль сии фторопласта.
Глава I X
ПУТИ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕСА И ГАБАРИТОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ
И ПОВЫШЕНИЯ ИХ К- П. Д.
Одним из основных путей совершенствования гидравлических агрегатов является'значительное повышение применяемых дав лений.
Рассмотрим возможности уменьшения веса, габаритов гидрав лических агрегатов и повышения их к. п. д. с увеличением дав ления.
49. УМЕНЬШЕНИЕ ГАБАРИТОВ И ВЕСА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ
Уменьшение диаметра поршня
В соответствии с назначением гидроцилиндр должен обеспе чить заданное рабочее (тяговое) усилие F. Это усилие зависит от давления жидкости р и площади S, на которую оно передается, а также от сил трения в уплотнениях Т
где FaB = pS — движущее |
усилие; |
т] — механический |
к. п. д. |
|
уплотнений, т] = — ^ — = |
1 |
^ - ; |
5 — рабочая |
площадь |
поршня.
Давление может быть подано с какой-либо одной стороны поршня или же чередоваться то с одной, то с другой стороны. При подаче давления со стороны поршня необходимая рабочая ллощадь поршня
s _ F |
= |
яР2 |
РЦ |
~ |
4 ' |
откуда диаметр поршня
-D = y ± z : .
Отношение диаметров поршней при изменении давления
D i _ ~\f РоПо
220
где р0, Da, /г]о — соответственно |
первоначальное давление, диа |
|
метр поршня и к. п. д. гидроцилнндра; P l , Dx, |
— новое давле |
|
ние, соответствующие, ему диаметр поршня |
и к. п. д. гидроци |
|
лнндра. |
|
|
Принимая постоянным тяговое |
усилие F при подаче давления |
|
со стороны штока, аналогичным |
путем получим |
р, кгс/см2
Рис. 113. Изменение отношения диаметров поршня в зависимости от давления жидкости для различных типов уплотнений:
/ — по две шевронные манжеты (ГОСТ 6969—54), давление перед поршнем; 2 — по одной манжете (ГОСТ 6969—54), давление перед поршнем: 3 — по две малогабаритные манжеты плюс кольцо, давление перед поршнем; 4 — по одной манжете (ГОСТ 6969—54), [а ] = ='3000 кгс/см! , давление со стороны штока; 5 — по одной манжете (ГОСТ 6969—54), [ст! = 1000 кгс/см! , давление со стороны штока
Имея в виду, что F = FaBr\, можно написать уравнения проч
ности штока: F = |
d\ [о] rjo и F — |
d\ [а] щ. |
|
||||
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ da |
) |
% |
|
|
|
|
Подставляя вместо |
F его "значения, |
получим |
|
|
|||
|
~D;~ |
У |
Pi4iW |
+ |
P0) ' |
. |
( S ) |
При изменении давления материалы деталей, а следовательно, |
|||||||
и допускаемые напряжения |
[о] сравниваемых |
устройств |
прини |
||||
маются одинаковыми. |
|
|
|
|
|
|
Для постоянного тягового усилия F зависимость изменения диаметра поршня от давления жидкости представлена на рис. 113. Величина диаметра DQ взята р,пя^р0 = 50 кгс/см2 .
221
Уменьшение веса |
гидравлических |
агрегатов |
с возвратно-поступательным движением — рабочих |
||
гидроцилиндров, |
гидротормозов |
и буферов |
Этот вопрос также рассмотрим на примере |
гидроцилиндра. |
Вес гидроцилиндра в сборе, как и многих других |
гидроагрегатов, |
складывается из веса цилиндрической трубы, поршня со штоком,
доньев, концевых частей и обойм для крепления |
цилиндров. |
||||
Рассмотрим изменение веса каждой из перечисленных состав |
|||||
ляющих. |
|
|
|
|
|
Отношение |
весов цилиндров |
одинаковой длины |
при |
давле |
|
нии рх и р 0 |
|
|
|
|
|
|
Ли |
_Dli-Di |
|
|
|
где D H L , D H 0 — н а р у ж н ы е диаметры цилиндров; |
Du |
D0 |
— вну |
||
тренние диаметры цилиндров. |
|
|
|
|
|
Отношение |
диаметров поршней |
|
|
|
|
|
D i = I |
/~ РоЦо |
|
|
|
|
Аз |
У Pl% |
|
|
|
С учетом выражения тангенциальных напряжений на внутренней
поверхности трубы (без |
учета осевого |
давления на донья) |
|
||||||||||||
|
|
|
|
Dl |
+ |
D1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рщ = |
Ы ~ |
Ро |
Чо |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
^цо |
|
|
|
Pi |
i l l |
|
|
|
|
|
|
||
С увеличением давления вес цилиндра также несколько уве |
|||||||||||||||
личивается. Материал сравниваемых цилиндров одинаков. |
|
||||||||||||||
Принимаем длину |
поршня |
L n |
= |
CXD, |
|
тогда отношение |
весов |
||||||||
поршней |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рт |
= |
D i |
= |
/ |
Polio |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рпо |
|
Д3, |
\ Р1Ч1 |
J |
' |
|
|
|
|
||||
где Dx |
и D0 — диаметры поршней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Принимаем длину |
обойм |
L o 6 « |
|
C 2 D |
и толщину обоймы |
б « |
|||||||||
^ C3D, |
получим отношение весов |
обойм |
с |
|
буртами |
и гайками |
|||||||||
крепления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Роб! |
/ |
О, |
\3 |
|
( |
p„Tln |
|
|
|
|
|
|
||
|
^060 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а принимая длину концевых частей L = |
Q D , получим |
отношение |
|||||||||||||
веса доньев и их крепления |
(концевых |
частей) |
|
|
|||||||||||
|
Р |
|
(/ |
Я|O i |
\ 8 |
= |
// |
WTOРо !" |
Y\3 |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
|
3 |
|
2 |
|
|
^До
222
Отношение весов масла в агрегате
Рмо |
\ £>0 ) |
Pl4l ' |
С учетом уравнения прочности штоков
получим |
отношение |
веса |
штоков |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Рш1 |
= |
(А.d |
V = |
-По |
|
|
|
|
|
|
|
\ d0 |
J |
Г)! |
Выразим вес отдельных составляющих через общий вес агре |
|||||||||
гата |
Р0: |
|
— в е с |
цилиндрической |
трубы; |
||||
Рцо |
= |
aiPo |
|||||||
Л10 — а 2 р 0 |
— |
» |
поршня; |
|
|
||||
•Робо = |
« з Р о — |
» |
обойм |
с буртами и гайками крепления; |
|||||
Р д 0 |
= |
с с 4 р 0 — |
» |
концевых частей (доньев, гаек и др.); |
|||||
Рыо — аьРо— |
|
» |
масла |
в цилиндре; |
|||||
Лио=авРо — |
» |
штока. |
|
|
|||||
Тогда |
|
|
|
|
|
Pi=aP0, |
|
(184) |
|
|
|
|
|
|
|
|
где
|
+ |
|
№ + « . + « j ( ^ r + « . ( ^ ) + - . J j - |
|||
|
Изменение веса агрегата с увеличением давления представлено |
|||||
на |
рис. |
114. |
На |
этом |
рисунке |
принято: а х = 0,35; сс2 = 0,15; |
а3 |
= 0,10; а 4 |
= |
0,30; |
а 5 = 0,05; |
а 6 = 0,05. |
|
|
При других соотношениях коэффициентов получатся не |
|||||
сколько |
другие |
кривые. |
|
Как видно из графика на рис. 113, диаметр поршня, а следо вательно, и габариты гидроцилиндра могут быть существенно уменьшены с увеличением применяемых давлений, например, при увеличении давления от 50 до 200 кгс/см2 диаметр поршня умень шается примерно в два раза, а при увеличении давлений от 50 до 1000 кгс/см2 примерно в четыре раза.
Как следует из графика рис. 114, вес гидравлических агрега^ тов существенно уменьшается с увеличением давления.
При увеличении давления от 50 до 200 кгс/см2 вес уменьшается примерно в два раза; при дальнейшем увеличении давления вес агрегата сохраняется в пределах 0,5—0,75 от веса, полученного при давлении 50 кгс/см2 .
223
Таким образом, при |
увеличении давления |
от 50 |
кгс/см2 до |
200 кгс/см2 примерно в |
два раза уменьшаются |
вес и |
габариты |
агрегата. |
|
|
|
Наиболее благоприятно для цилиндров применение качествен ных сталей, например с сгт = 5000н-8000 кгс/см2 .
При применении низких давлений габариты цилиндров часто получаются настолько большими, что обеспечить при термообра ботке высокие механические -характеристики (предел текучести и др.) не всегда удается.
1,0 г-
|
|
|
|
2 |
А |
|
|
|
|
|
|
0 |
ZOO |
WO |
BOO |
800 |
ff,Kcc/criz |
Рнс. 114. Изменение веса гидравлического агрегата с возвратнопоступательным движением штоков в зависимости от давления жидкости:
1 ~~ [( Т /] = 1 0 0 0 |
кгс/см! ; 2 — [<7,] |
=200 0 кгс/см1 ; 3 — [о^] = 3000 |
кгс/см3 ; |
|
|
4 — [ot] |
= |
4000 кгс/сы* |
|
Уменьшение |
же габаритов |
с |
увеличением давления |
позволяет |
получить более высокие прочностные характеристики при тех же марках материалов.
Необходимо освоить при всех режимах работы, включая дли тельные непрерывные, давление не ниже 200 кгс/см2 , имея в пер спективе давления до 1000 кгс/см2 и выше.
Повышение 'уровня применяемых давлений и отработка необ ходимых для этого уплотнительных устройств имеет существенное значение для дальнейшего развития машиностроения.
Для гидропередач с вращательным движением также целесо^ образно повышать уровень применяемого давления жидкости.
Мощность, отбираемая |
от гидродвигателя |
|
М = |
-ЩГ^я |
кВт' |
где Q — расход в кг/с; Ар — перепад давлений в кгс/м2 ; у — удельный вес в кг/м3 ; г ) г д — к. п. д. гидродвигателя.
224