Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меняются для запирания жидких металлов (натрия, нитрата, калия), жидкости и др. Композиционные материалы предназна­ чаются для подвижных и неподвижных соединений, работающих в условиях большого диапазона температур (например, от —195 до -)-850° С, больших давлений, вакуума и химической коррозии) [101]. Эти материалы представляют композицию твердых метал­ лических элементов и мягких металлических или полимерных свя­ зующих наполнителей. Твердые металлические элементы из молиб­ дена, нержавеющей стали и др., образующие основу уплотнения, обеспечивают необходимые упругие свойства всего уплотнения и предохраняют его от чрезмерной текучести при высоких темпера­ турах за счет размягчения наполнителей. Мягкие упругие свя­ зующие наполнители из серебра, сплава серебро—индий, меди, а также из разных эластиков пропитывают основу и обеспечивают необходимую податливость уплотнения. Пропитку производят в вакууме или газе при нагреве до 1250° С. Жесткую основу

уплотнения составляют небольшие твердые металлические

во­

локна (проволочки диаметром 0,025—0,175

мм и длиной 3,2—

1 мм), которые сначала спрессовываются, а затем спекаются

при

температуре 1250° С, при этом получается

пористая структура

с плотностью 5—95 % от теоретической плотности соответствующего сплошного металла. Большое значение для уплотнений имеет восстанавливаемость первоначальной формы при снятии нагрузки. Как показывают опыты, проведенные с композиционными мате­ риалами, наилучшие результаты с точки зрения упругих свойств дают следующие композиционные материалы: серебро—индий— нержавеющая сталь, медь—молибден, серебро—молибден и се­ ребро—нержавеющая сталь.

Композиционные материалы, как правило, обладают лучшей восстанавливаемостью по сравнению с чистыми металлами. Для повышения износостойкости, прочности и твердости применяют также другие композиционные материалы, например на основе фторопласта и наполнителей из керамических материалов, стекло­ волокна, графита, бронзы, полимеров и др. (15—35% по весу).

Для торцовых уплотнений, чтобы ликвидировать пористость углеграфита и улучшить антифрикционные свойства, прочность и теплопроводность, применяют композицию на основе углегра­ фита и наполнителей из баббита, свинца, кадмия, серебра, эмуль­ сии фторопласта.


Глава I X

ПУТИ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕСА И ГАБАРИТОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ

И ПОВЫШЕНИЯ ИХ К- П. Д.

Одним из основных путей совершенствования гидравлических агрегатов является'значительное повышение применяемых дав­ лений.

Рассмотрим возможности уменьшения веса, габаритов гидрав­ лических агрегатов и повышения их к. п. д. с увеличением дав­ ления.

49. УМЕНЬШЕНИЕ ГАБАРИТОВ И ВЕСА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ

Уменьшение диаметра поршня

В соответствии с назначением гидроцилиндр должен обеспе­ чить заданное рабочее (тяговое) усилие F. Это усилие зависит от давления жидкости р и площади S, на которую оно передается, а также от сил трения в уплотнениях Т

где FaB = pS — движущее

усилие;

т] — механический

к. п. д.

уплотнений, т] = — ^ — =

1

^ - ;

5 — рабочая

площадь

поршня.

Давление может быть подано с какой-либо одной стороны поршня или же чередоваться то с одной, то с другой стороны. При подаче давления со стороны поршня необходимая рабочая ллощадь поршня

s _ F

=

яР2

РЦ

~

4 '

откуда диаметр поршня

-D = y ± z : .

Отношение диаметров поршней при изменении давления

D i _ ~\f РоПо

220

где р0, Da, /г]о — соответственно

первоначальное давление, диа­

метр поршня и к. п. д. гидроцилнндра; P l , Dx,

— новое давле­

ние, соответствующие, ему диаметр поршня

и к. п. д. гидроци­

лнндра.

 

 

Принимая постоянным тяговое

усилие F при подаче давления

со стороны штока, аналогичным

путем получим

р, кгс/см2

Рис. 113. Изменение отношения диаметров поршня в зависимости от давления жидкости для различных типов уплотнений:

/ — по две шевронные манжеты (ГОСТ 6969—54), давление перед поршнем; 2 по одной манжете (ГОСТ 6969—54), давление перед поршнем: 3 — по две малогабаритные манжеты плюс кольцо, давление перед поршнем; 4 — по одной манжете (ГОСТ 6969—54), [а ] = ='3000 кгс/см! , давление со стороны штока; 5 — по одной манжете (ГОСТ 6969—54), [ст! = 1000 кгс/см! , давление со стороны штока

Имея в виду, что F = FaBr\, можно написать уравнения проч­

ности штока: F =

d\ [о] rjo и F —

d\ [а] щ.

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

\ da

)

%

 

 

 

Подставляя вместо

F его "значения,

получим

 

 

 

~D;~

У

Pi4iW

+

P0) '

.

( S )

При изменении давления материалы деталей, а следовательно,

и допускаемые напряжения

[о] сравниваемых

устройств

прини­

маются одинаковыми.

 

 

 

 

 

 

Для постоянного тягового усилия F зависимость изменения диаметра поршня от давления жидкости представлена на рис. 113. Величина диаметра DQ взята р,пя^р0 = 50 кгс/см2 .

221


Уменьшение веса

гидравлических

агрегатов

с возвратно-поступательным движением — рабочих

гидроцилиндров,

гидротормозов

и буферов

Этот вопрос также рассмотрим на примере

гидроцилиндра.

Вес гидроцилиндра в сборе, как и многих других

гидроагрегатов,

складывается из веса цилиндрической трубы, поршня со штоком,

доньев, концевых частей и обойм для крепления

цилиндров.

Рассмотрим изменение веса каждой из перечисленных состав­

ляющих.

 

 

 

 

 

Отношение

весов цилиндров

одинаковой длины

при

давле­

нии рх и р 0

 

 

 

 

 

 

Ли

_Dli-Di

 

 

 

где D H L , D H 0 н а р у ж н ы е диаметры цилиндров;

Du

D0

— вну­

тренние диаметры цилиндров.

 

 

 

 

Отношение

диаметров поршней

 

 

 

 

D i = I

/~ РоЦо

 

 

 

 

Аз

У Pl%

 

 

 

С учетом выражения тангенциальных напряжений на внутренней

поверхности трубы (без

учета осевого

давления на донья)

 

 

 

 

 

Dl

+

D1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рщ =

Ы ~

Ро

Чо

 

 

 

 

 

 

 

 

^цо

 

 

 

Pi

i l l

 

 

 

 

 

 

С увеличением давления вес цилиндра также несколько уве­

личивается. Материал сравниваемых цилиндров одинаков.

 

Принимаем длину

поршня

L n

=

CXD,

 

тогда отношение

весов

поршней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рт

=

D i

=

/

Polio

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рпо

 

Д3,

\ Р1Ч1

J

'

 

 

 

 

где Dx

и D0 — диаметры поршней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимаем длину

обойм

L o 6 «

 

C 2 D

и толщину обоймы

б «

^ C3D,

получим отношение весов

обойм

с

 

буртами

и гайками

крепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Роб!

/

О,

\3

 

(

p„Tln

 

 

 

 

 

 

 

^060

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а принимая длину концевых частей L =

Q D , получим

отношение

веса доньев и их крепления

(концевых

частей)

 

 

 

Р

 

(/

Я|O i

\ 8

=

//

WTOРо !"

Y\3

 

/

 

 

 

 

 

п

 

 

3

 

 

 

1

 

3

 

2

 

 

^До

222


Отношение весов масла в агрегате

Рмо

\ £>0 )

Pl4l '

С учетом уравнения прочности штоков

получим

отношение

веса

штоков

 

 

 

 

 

 

 

Рш1

=

.d

V =

-По

 

 

 

 

 

 

 

\ d0

J

Г)!

Выразим вес отдельных составляющих через общий вес агре­

гата

Р0:

 

в е с

цилиндрической

трубы;

Рцо

=

aiPo

Л10 — а 2 р 0

»

поршня;

 

 

•Робо =

« з Р о

»

обойм

с буртами и гайками крепления;

Р д 0

=

с с 4 р 0

»

концевых частей (доньев, гаек и др.);

Рыо — аьРо

 

»

масла

в цилиндре;

Лио=авРо

»

штока.

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

Pi=aP0,

 

(184)

 

 

 

 

 

 

 

где

 

+

 

№ + « . + « j ( ^ r + « . ( ^ ) + - . J j -

 

Изменение веса агрегата с увеличением давления представлено

на

рис.

114.

На

этом

рисунке

принято: а х = 0,35; сс2 = 0,15;

а3

= 0,10; а 4

=

0,30;

а 5 = 0,05;

а 6 = 0,05.

 

При других соотношениях коэффициентов получатся не­

сколько

другие

кривые.

 

Как видно из графика на рис. 113, диаметр поршня, а следо­ вательно, и габариты гидроцилиндра могут быть существенно уменьшены с увеличением применяемых давлений, например, при увеличении давления от 50 до 200 кгс/см2 диаметр поршня умень­ шается примерно в два раза, а при увеличении давлений от 50 до 1000 кгс/см2 примерно в четыре раза.

Как следует из графика рис. 114, вес гидравлических агрега^ тов существенно уменьшается с увеличением давления.

При увеличении давления от 50 до 200 кгс/см2 вес уменьшается примерно в два раза; при дальнейшем увеличении давления вес агрегата сохраняется в пределах 0,5—0,75 от веса, полученного при давлении 50 кгс/см2 .

223


Таким образом, при

увеличении давления

от 50

кгс/см2 до

200 кгс/см2 примерно в

два раза уменьшаются

вес и

габариты

агрегата.

 

 

 

Наиболее благоприятно для цилиндров применение качествен­ ных сталей, например с сгт = 5000н-8000 кгс/см2 .

При применении низких давлений габариты цилиндров часто получаются настолько большими, что обеспечить при термообра­ ботке высокие механические -характеристики (предел текучести и др.) не всегда удается.

1,0 г-

 

 

 

 

2

А

 

 

 

 

 

0

ZOO

WO

BOO

800

ff,Kcc/criz

Рнс. 114. Изменение веса гидравлического агрегата с возвратнопоступательным движением штоков в зависимости от давления жидкости:

1 ~~ [( Т /] = 1 0 0 0

кгс/см! ; 2 — [<7,]

=200 0 кгс/см1 ; 3 — [о^] = 3000

кгс/см3 ;

 

4 [ot]

=

4000 кгс/сы*

 

Уменьшение

же габаритов

с

увеличением давления

позволяет

получить более высокие прочностные характеристики при тех же марках материалов.

Необходимо освоить при всех режимах работы, включая дли­ тельные непрерывные, давление не ниже 200 кгс/см2 , имея в пер­ спективе давления до 1000 кгс/см2 и выше.

Повышение 'уровня применяемых давлений и отработка необ­ ходимых для этого уплотнительных устройств имеет существенное значение для дальнейшего развития машиностроения.

Для гидропередач с вращательным движением также целесо^ образно повышать уровень применяемого давления жидкости.

Мощность, отбираемая

от гидродвигателя

М =

-ЩГ^я

кВт'

где Q — расход в кг/с; Ар — перепад давлений в кгс/м2 ; у — удельный вес в кг/м3 ; г ) г д — к. п. д. гидродвигателя.

224