Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
Полеты на истинных высотах более 25 м разрешаются лишь в том случае, если в данных атмосферных условиях обеспечиваются висения вне зоны влияния воздушной подушки. Если истинная вы сота более 50 м, рекомендуемая скорость не менее 50 км/ч.
Для исключения влияния воздушной подушки и нормальной управляемости вертолета при воздействии атмосферной турбулент ности в пересеченной местности полеты должны производиться на высоте не менее 20 м над рельефом и на скорости по прибору не менее 40—50 км/ч.
На авиационно-химических работах скорость полета над обра батываемым участком устанавливается в зависимости от вида ра бот. Основные виды работ выполняются в диапазоне скоростей 30—100 км/ч. Максимально допустимая скорость полета над пере сеченной местностью — 60 км/ч, над равнинной— 100 км/ч. При скорости полета более 60 км/ч и скорости ветра более 4 м/сек за прещается применять непрерывный способ обработки участка. Число оборотов несущих винтов при обработке участка ядохими катами должно находиться в пределах 86—92% по условиям нор мальной эксплуатации электродвигателя МТ-3000.
Предельно допустимая крутизна обрабатываемых склонов 45°. Маршруты заходов, как правило, должны быть построены вдоль горизонталей. Расстояние от конца лопастей несущих винтов до склона по горизонтали и вертикали должно быть не менее 25 м, а при геологоразведочных работах не менее 50 м. Полеты вниз по склону допускаются, если соблюдается рабочая скорость, крутиз на склона не более 25° и отсутствуют препятствия на выходе из го на. Заходы вверх по склону выполняются, если на выходе из гона сохраняется требуемая поступательная скорость и необходимая скороподъемность. Полет до обрабатываемого участка выполняет ся по кратчайшему безопасному маршруту на высоте, превышаю щей высоту препятствий не менее чем на 50 м. Скорость полета до обрабатываемого участка 60—100 км/ч. Максимально допустимая скорость по прибору для получения приемлемого уровня вибраций
130 |
км/ч, |
высота и скорость производственного полета |
устанавли |
|||||||||||||||||
ваются не менее чем за 50 |
м |
до границы обрабатываемого участка. |
||||||||||||||||||
|
В равнинной местности над садами и виноградниками высота |
|||||||||||||||||||
полета должна быть не менее 5 |
м, |
над лесом — не менее 10 |
м, |
над |
||||||||||||||||
высоковольтными линиями |
при пересадочной |
местности — не |
ме |
|||||||||||||||||
нее |
100 |
м, |
а при равнинной — 50 |
м. |
Если же высоковольтная ли |
|||||||||||||||
|
|
м. |
||||||||||||||||||
ния расположена на границе обрабатываемого участка, ее следует |
||||||||||||||||||||
пересекать на высоте не менее 20 |
|
Над препятствиями пролета |
||||||||||||||||||
ют на высоте не -ниже 10 |
м |
над ними. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Обрабатывать участки е воздушными линиями связи и элек |
|||||||||||||||||||
тропередач |
разрешается |
|
вдоль проводов о подветренной стороны |
|||||||||||||||||
на расстоянии не менее 50 |
м |
|
скорости ветра не более 8 |
м/сек. |
||||||||||||||||
|
мпри, |
|
|
|
||||||||||||||||
С наветренной |
же |
стороны |
допускаются полеты вдоль проводов |
|||||||||||||||||
нам/расстоянии |
не |
менее |
|
50 |
|
если |
скорость |
ветра до |
5 |
м/сек, |
а |
|||||||||
также на |
|
расстоянии не |
|
менее 100 |
м, |
если |
скорость |
ветра |
5—■ |
|||||||||||
8 |
сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
111
Скорость и высота производственных полетов в геологоразве дочном варианте устанавливаются в зависимости от рельефа местности. При полетах с выпущенной гондолой минимально до пустимая высота увеличивается на длину выпущенного троса. По леты с грузами на внешней подвеске и с выливным устройством в рабочем положении выполняются на высоте не менее 150 м. Ве личина максимально допустимой скорости в каждом конкретном случае зависит от поведения груза, но не должна превышать 135 км/ч. Если в полете груз раскачивается, то необходимо плавно уменьшить скорость полета.
Полеты над лесными массивами выполняются на скорости 60—100 км/ч при высоте не менее 100 м, по патрулированию лесов, доставке десантников-пожарных и оборудования — на скорости до
140 |
км/ч, |
по |
борьбе с браконьерским |
ловом рыбы — на скорости |
||||||
90— 140 |
км/ч |
и высотах |
100— 150 |
м, |
со звукоусилительной установ |
|||||
кой ПЗС-68 — на скорости 60—80 |
км/ч |
и высотах 400—500 |
м. |
|||||||
|
На больших высотах |
в результате |
уменьшения избытка мощ |
ности диапазон скоростей установившегося горизонтального по лета уменьшается. Для сохранения достаточного запаса мощности при маневрировании максимально допустимая высота учебно-тре нировочных полетов в облаках 2000 м. В производственных -поле тах при низких температурах наружного воздуха и малых полет ных весах 'максимально допустимая высота 4000 м. Полеты выполняются на крейсерских скоростях в пределах эксплуатацион ного диапазона скоростей. При этом минимально допустимая ско рость определяется мощностью двигателей. Причины ограничения максимальной скорости полета будут разобраны в гл. V II, § 6 и 7.
Высота и крейсерская скорость полета зависят от конкретного полетного задания. Полеты при патрулировании лесов из условия наибольшей площади обзора целесообразно выполнять на высоте 600—800 м, а при отсутствии лесных пожаров — на высоте 1000— 1500 м. Длительные полеты следует выполнять на крейсерской скорости меньше максимально допустимой минимум на 10 км/ч и при мощности двигателей не больше номинальной. Запрещается в полетах на высотах более 500 м на вертолете в корабельном варианте производить выпуск баллонетов, в противном случае возможно их слабое наполнение и увеличение нагрузок на них.
При полетах в горах запрещается снижаться в горные долины, ширина которых на установленной высоте менее 500 м. Запреща ется также снижаться в горные долины, если скорость ветра 6 м/сек, или выполнять полеты на подветренных склонах. При по летах вдоль склонов запрещается приближаться к ним ближе чем на 100 м.
При полетах в горах следует учитывать повышенную турбу лентность атмосферы. И хотя «болтанка» на вертолете Ка-26 по сравнению с вертолетами Ми-1, Кд-15, Ка-18 меньше, следует учи тывать усложнение пилотирования. Не рекомендуется стремиться сохранить обороты винтов изменением положения корректора,
112
так как это приводит к значительной разбалансировке вертолета. Чтобы не вызвать значительного изменения числа оборотов, не следует значительно изменять угол тангажа.
Иногда в сильную болтанку на вертолете могут появляться кратковременные хлопки лопастей, но это на режим полета влия ния не оказывает. Полеты в сильную болтанку выполняются на
скорости не более 100 |
км/ч, |
если высота менее 2000 |
м, |
и не более |
|||||||
90 |
км/ч |
на больших высотах. Минимально |
допустимая скорость |
||||||||
полета в турбулентной атмосфере 60 |
км/ч. |
Запрещаются |
полеты |
||||||||
в зонах сильной и штормовой болтанки, когда |
скорость |
полета |
|||||||||
изменяется на 20—30 |
км/ч, |
а высота на 30—50 |
м. |
При попадании |
|||||||
|
|
в зону сильной атмосферной турбулентности необходимо принять все меры по выходу из нее, так как, помимо усложнения пилоти рования, возникают значительные знакопеременные нагрузки на элементах конструкции. При крайней необходимости продолжать полет следует увеличить высоту, потому что наибольшая турбулент ность атмосферы соответствует истинным высотам 100—500 м.
§5. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБОРА ВЫСОТЫ
ИСНИЖЕНИЯ ПО НАКЛОННОЙ ТРАЕКТОРИИ
СРАБОТАЮЩИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Если вертолет движется с поступательной скоростью, избыток мощности го раздо больше, чем в прямом потоке (см. рис. 68). Поэтому при наборе высоты с поступательной скоростью можно получить большую скороподъемность и достичь большей высоты. Меньшая же потребная мощность для полета по наклонной траектории по сравнению с вертикальными режимами обеспечивает большую эко номичность набора высоты и снижения с работающими двигателями, расширяет маневренные возможности вертолета. Принципиально снижение и набор высоты с работающими двигателями можно вести под любым углом наклона траектории к горизонту, и это упрощает построение маршрутов полета. При снижении с посту пательной скоростью более 40 км/ч исключается режим вихревого кольца.
Изменение высоты полета сопровождается изменением плотности воздуха и, следовательно, изменением параметров движения. Поэтому и набор высоты, и снижение с работающими двигателями рассматриваются как квазиустановившиеся режимы полета в диапазоне высот, когда изменение плотности воздуха незна
чительно.
У с т а н о в и в ш и м с я н а б о р о м в ы с о т ы называется полет с постоян ной скоростью в вертикальной плоскости по восходящей прямолинейной траекто рии, направленной к горизонту под определенным углом Установившееся сниже ние с работающими двигателями отличается от набора высоты направлением траектории движения. Для выполнения установившихся полетов по наклонной траектории вертолет должен быть сбалансирован, т. е. 2Af = 0. Остальные урав нения движения могут быть записаны при рассмотрении действующих на верто
лет сил.
Для удобства анализа силы, действующие на вертолет, изображены на рис. 77—79 в проекциях на скоростные оси координат. Из рисунков следует:
Y = G y — условия прямолинейного движения; Z F z = 0 — отсутствие скольжения.
Условия выдерживания постоянной скорости полета несколько отличаются для режима набора высоты и снижения, так как при подъеме сила веса противо действует движению, а при снижении является движущей. Кроме того, на режиме снижения в зависимости от требуемой скорости на траектории несущие винты могут создавать как пропульсивную силу (см. рис. 78), так и силу сопротивления движению (см. рис. 79).
113
_Vx
R
Vyf V/
Рис. 77. Схема взаимодействия |
Рис. 78. Схема взаимодействия сил |
сил при установившемся наборе |
при установившемся снижении с отри |
цательными углами атаки несущих |
|
высоты |
винтов |
Для выдерживания постоянной скорости для набора высоты должно выпол няться условие:
- X = X a x+ G x ,
а при снижении с работающими двигателями уравнение принимает вид:
Ъх = Хи* ± X .
Аэродинамическая сила, необходимая для выполнения установившегося режима полета может быть определена по теореме Пифагора: ^ = У Ѵ 2 + | ± X
И аналогично горизонтальному полету величина аэродинамической силы мо жет считаться приближенно равной тяге винтов.
Для выполнения установившихся режимов полета тяга, создаваемая несущи ми винтами, и тяга, потребная для полета, должны быть равны. А следовательно, мощность двигателей должна быть равна мощности, потребной для полета.
Вертикальная скорость, угол подъема, время и высота (потолок) подъема в зависимости от скорости полета могут быть определены при анализе баланса мощностей горизонтального полета. Чем больше величина мощности, подводимой к несущему винту сверх требуемой для гори зонтального полета, тем больше вертикаль ная скорость подъема. Расчетным для набо ра высоты является первый номинальный
режим работы двигателей.
Вертикальную скорость для различных условий полета можно определить по фор муле
75 (N расп ■ ^потр)
Ѵ у = - - с -
G
Рис. 79, Схема взаимодействия сил при установившемся сни жении с положительными угла ми атаки несущих винтов
Минимальная потребная мощность, наи больший избыток мощности и максимальная вертикальная скорость подъема соответству ют экономической скорости горизонтального полета. Поэтому экономическую скорость го
ризонтального |
полета называют н а и в ы- |
г о д н е й ш е й |
с к о р о с т ь ю набора вы |
соты. |
|
114
40 |
во |
so |
100 ѵп?,км/ч |
Рис. 80. Зависимость верти кальной скорости подъема от скорости полета на первом но минальном режиме работы дви гателей:
1 |
— вариант Nс= опрыскивателем, |
|
G — |
||||||
|
|
кГ, |
|||||||
=2910 |
кГ, |
500 |
м, |
^Н. В. = 13°С; |
|||||
м, |
|
|
|||||||
2 — с |
опыливателем, |
G = 2860кГ, |
Н = |
||||||
Я=500 |
|
^Н#В^=10°С4; |
3 |
— с |
под |
||||
веснойм, кабиной, |
(7=3020 Н = |
|
|
м, |
|||||
=800 |
|
4° С; кГ,— с подвес |
|||||||
ной кабиной, |
G = 3010 |
|
|
2500 |
|
R_= —5 С
Рис. 81. Зависимость ѴУта%=
=/(#) и барограмма подъема грузо-пассажирского вертолета -*
Зависимость, характеризующая изменение вертикальной скорости подъема от скорости полета, называется полярой скорости подъема.
На графике, построенном на рис. 80, скорость полета указана по прибору. Как видно из графика, максимальная вертикальная скорость и наивыгоднейшая скорость уменьшаются при увеличе нии высоты полета.
Высота, на которой вертикальная скорость установившегося подъема на наивыгоднейшем режиме становится равной нулю, называется т е о р е т и ч е с к и м п о т о л к о м полета вертолета.
Практически высота теоретического потолка недосягаема, так как при уменьшении вертикальной скорости до нуля время подъема стремится к бесконечности:
АН
At =
Ѵг,
' ср
Практическим потолком вертолета считается высота, на которой максимальная вертикальная скорость .подъема составляет 0,5 м/сек.
По расчетам для вертолета в транспортном варианте с полетным весом 2870 кГ высота практического потолка на первом номиналь ном режиме — 3260 м, а теоретического — 3500 м. Зависимости рас четной максимальной вертикальной скорости и времени подъема от высоты (барограмма подъема) е полетным весом 2870 кГ для вер-
115