Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полеты на истинных высотах более 25 м разрешаются лишь в том случае, если в данных атмосферных условиях обеспечиваются висения вне зоны влияния воздушной подушки. Если истинная вы­ сота более 50 м, рекомендуемая скорость не менее 50 км/ч.

Для исключения влияния воздушной подушки и нормальной управляемости вертолета при воздействии атмосферной турбулент­ ности в пересеченной местности полеты должны производиться на высоте не менее 20 м над рельефом и на скорости по прибору не менее 40—50 км/ч.

На авиационно-химических работах скорость полета над обра­ батываемым участком устанавливается в зависимости от вида ра­ бот. Основные виды работ выполняются в диапазоне скоростей 30—100 км/ч. Максимально допустимая скорость полета над пере­ сеченной местностью — 60 км/ч, над равнинной— 100 км/ч. При скорости полета более 60 км/ч и скорости ветра более 4 м/сек за­ прещается применять непрерывный способ обработки участка. Число оборотов несущих винтов при обработке участка ядохими­ катами должно находиться в пределах 86—92% по условиям нор­ мальной эксплуатации электродвигателя МТ-3000.

Предельно допустимая крутизна обрабатываемых склонов 45°. Маршруты заходов, как правило, должны быть построены вдоль горизонталей. Расстояние от конца лопастей несущих винтов до склона по горизонтали и вертикали должно быть не менее 25 м, а при геологоразведочных работах не менее 50 м. Полеты вниз по склону допускаются, если соблюдается рабочая скорость, крутиз­ на склона не более 25° и отсутствуют препятствия на выходе из го­ на. Заходы вверх по склону выполняются, если на выходе из гона сохраняется требуемая поступательная скорость и необходимая скороподъемность. Полет до обрабатываемого участка выполняет­ ся по кратчайшему безопасному маршруту на высоте, превышаю­ щей высоту препятствий не менее чем на 50 м. Скорость полета до обрабатываемого участка 60—100 км/ч. Максимально допустимая скорость по прибору для получения приемлемого уровня вибраций

130

км/ч,

высота и скорость производственного полета

устанавли­

ваются не менее чем за 50

м

до границы обрабатываемого участка.

 

В равнинной местности над садами и виноградниками высота

полета должна быть не менее 5

м,

над лесом — не менее 10

м,

над

высоковольтными линиями

при пересадочной

местности — не

ме­

нее

100

м,

а при равнинной — 50

м.

Если же высоковольтная ли­

 

 

м.

ния расположена на границе обрабатываемого участка, ее следует

пересекать на высоте не менее 20

 

Над препятствиями пролета­

ют на высоте не -ниже 10

м

над ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обрабатывать участки е воздушными линиями связи и элек­

тропередач

разрешается

 

вдоль проводов о подветренной стороны

на расстоянии не менее 50

м

 

скорости ветра не более 8

м/сек.

 

мпри,

 

 

 

С наветренной

же

стороны

допускаются полеты вдоль проводов

нам/расстоянии

не

менее

 

50

 

если

скорость

ветра до

5

м/сек,

а

также на

 

расстоянии не

 

менее 100

м,

если

скорость

ветра

5—■

8

сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

111


Скорость и высота производственных полетов в геологоразве­ дочном варианте устанавливаются в зависимости от рельефа местности. При полетах с выпущенной гондолой минимально до­ пустимая высота увеличивается на длину выпущенного троса. По­ леты с грузами на внешней подвеске и с выливным устройством в рабочем положении выполняются на высоте не менее 150 м. Ве­ личина максимально допустимой скорости в каждом конкретном случае зависит от поведения груза, но не должна превышать 135 км/ч. Если в полете груз раскачивается, то необходимо плавно уменьшить скорость полета.

Полеты над лесными массивами выполняются на скорости 60—100 км/ч при высоте не менее 100 м, по патрулированию лесов, доставке десантников-пожарных и оборудования — на скорости до

140

км/ч,

по

борьбе с браконьерским

ловом рыбы — на скорости

90— 140

км/ч

и высотах

100— 150

м,

со звукоусилительной установ­

кой ПЗС-68 — на скорости 60—80

км/ч

и высотах 400—500

м.

 

На больших высотах

в результате

уменьшения избытка мощ­

ности диапазон скоростей установившегося горизонтального по­ лета уменьшается. Для сохранения достаточного запаса мощности при маневрировании максимально допустимая высота учебно-тре­ нировочных полетов в облаках 2000 м. В производственных -поле­ тах при низких температурах наружного воздуха и малых полет­ ных весах 'максимально допустимая высота 4000 м. Полеты выполняются на крейсерских скоростях в пределах эксплуатацион­ ного диапазона скоростей. При этом минимально допустимая ско­ рость определяется мощностью двигателей. Причины ограничения максимальной скорости полета будут разобраны в гл. V II, § 6 и 7.

Высота и крейсерская скорость полета зависят от конкретного полетного задания. Полеты при патрулировании лесов из условия наибольшей площади обзора целесообразно выполнять на высоте 600—800 м, а при отсутствии лесных пожаров — на высоте 1000— 1500 м. Длительные полеты следует выполнять на крейсерской скорости меньше максимально допустимой минимум на 10 км/ч и при мощности двигателей не больше номинальной. Запрещается в полетах на высотах более 500 м на вертолете в корабельном варианте производить выпуск баллонетов, в противном случае возможно их слабое наполнение и увеличение нагрузок на них.

При полетах в горах запрещается снижаться в горные долины, ширина которых на установленной высоте менее 500 м. Запреща­ ется также снижаться в горные долины, если скорость ветра 6 м/сек, или выполнять полеты на подветренных склонах. При по­ летах вдоль склонов запрещается приближаться к ним ближе чем на 100 м.

При полетах в горах следует учитывать повышенную турбу­ лентность атмосферы. И хотя «болтанка» на вертолете Ка-26 по сравнению с вертолетами Ми-1, Кд-15, Ка-18 меньше, следует учи­ тывать усложнение пилотирования. Не рекомендуется стремиться сохранить обороты винтов изменением положения корректора,

112


так как это приводит к значительной разбалансировке вертолета. Чтобы не вызвать значительного изменения числа оборотов, не следует значительно изменять угол тангажа.

Иногда в сильную болтанку на вертолете могут появляться кратковременные хлопки лопастей, но это на режим полета влия­ ния не оказывает. Полеты в сильную болтанку выполняются на

скорости не более 100

км/ч,

если высота менее 2000

м,

и не более

90

км/ч

на больших высотах. Минимально

допустимая скорость

полета в турбулентной атмосфере 60

км/ч.

Запрещаются

полеты

в зонах сильной и штормовой болтанки, когда

скорость

полета

изменяется на 20—30

км/ч,

а высота на 30—50

м.

При попадании

 

 

в зону сильной атмосферной турбулентности необходимо принять все меры по выходу из нее, так как, помимо усложнения пилоти­ рования, возникают значительные знакопеременные нагрузки на элементах конструкции. При крайней необходимости продолжать полет следует увеличить высоту, потому что наибольшая турбулент­ ность атмосферы соответствует истинным высотам 100—500 м.

§5. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБОРА ВЫСОТЫ

ИСНИЖЕНИЯ ПО НАКЛОННОЙ ТРАЕКТОРИИ

СРАБОТАЮЩИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Если вертолет движется с поступательной скоростью, избыток мощности го­ раздо больше, чем в прямом потоке (см. рис. 68). Поэтому при наборе высоты с поступательной скоростью можно получить большую скороподъемность и достичь большей высоты. Меньшая же потребная мощность для полета по наклонной траектории по сравнению с вертикальными режимами обеспечивает большую эко­ номичность набора высоты и снижения с работающими двигателями, расширяет маневренные возможности вертолета. Принципиально снижение и набор высоты с работающими двигателями можно вести под любым углом наклона траектории к горизонту, и это упрощает построение маршрутов полета. При снижении с посту­ пательной скоростью более 40 км/ч исключается режим вихревого кольца.

Изменение высоты полета сопровождается изменением плотности воздуха и, следовательно, изменением параметров движения. Поэтому и набор высоты, и снижение с работающими двигателями рассматриваются как квазиустановившиеся режимы полета в диапазоне высот, когда изменение плотности воздуха незна­

чительно.

У с т а н о в и в ш и м с я н а б о р о м в ы с о т ы называется полет с постоян­ ной скоростью в вертикальной плоскости по восходящей прямолинейной траекто­ рии, направленной к горизонту под определенным углом Установившееся сниже­ ние с работающими двигателями отличается от набора высоты направлением траектории движения. Для выполнения установившихся полетов по наклонной траектории вертолет должен быть сбалансирован, т. е. 2Af = 0. Остальные урав­ нения движения могут быть записаны при рассмотрении действующих на верто­

лет сил.

Для удобства анализа силы, действующие на вертолет, изображены на рис. 77—79 в проекциях на скоростные оси координат. Из рисунков следует:

Y = G y — условия прямолинейного движения; Z F z = 0 — отсутствие скольжения.

Условия выдерживания постоянной скорости полета несколько отличаются для режима набора высоты и снижения, так как при подъеме сила веса противо­ действует движению, а при снижении является движущей. Кроме того, на режиме снижения в зависимости от требуемой скорости на траектории несущие винты могут создавать как пропульсивную силу (см. рис. 78), так и силу сопротивления движению (см. рис. 79).

113


_Vx

R

Vyf V/

Рис. 77. Схема взаимодействия

Рис. 78. Схема взаимодействия сил

сил при установившемся наборе

при установившемся снижении с отри­

цательными углами атаки несущих

высоты

винтов

Для выдерживания постоянной скорости для набора высоты должно выпол­ няться условие:

- X = X a x+ G x ,

а при снижении с работающими двигателями уравнение принимает вид:

Ъх = Хи* ± X .

Аэродинамическая сила, необходимая для выполнения установившегося режима полета может быть определена по теореме Пифагора: ^ = У Ѵ 2 + | ± X

И аналогично горизонтальному полету величина аэродинамической силы мо­ жет считаться приближенно равной тяге винтов.

Для выполнения установившихся режимов полета тяга, создаваемая несущи­ ми винтами, и тяга, потребная для полета, должны быть равны. А следовательно, мощность двигателей должна быть равна мощности, потребной для полета.

Вертикальная скорость, угол подъема, время и высота (потолок) подъема в зависимости от скорости полета могут быть определены при анализе баланса мощностей горизонтального полета. Чем больше величина мощности, подводимой к несущему винту сверх требуемой для гори­ зонтального полета, тем больше вертикаль­ ная скорость подъема. Расчетным для набо­ ра высоты является первый номинальный

режим работы двигателей.

Вертикальную скорость для различных условий полета можно определить по фор­ муле

75 (N расп ■ ^потр)

Ѵ у = - - с -

G

Рис. 79, Схема взаимодействия сил при установившемся сни­ жении с положительными угла­ ми атаки несущих винтов

Минимальная потребная мощность, наи­ больший избыток мощности и максимальная вертикальная скорость подъема соответству­ ют экономической скорости горизонтального полета. Поэтому экономическую скорость го­

ризонтального

полета называют н а и в ы-

г о д н е й ш е й

с к о р о с т ь ю набора вы­

соты.

 

114


40

во

so

100 ѵп?,км/ч

Рис. 80. Зависимость верти­ кальной скорости подъема от скорости полета на первом но­ минальном режиме работы дви­ гателей:

1

— вариант Nс= опрыскивателем,

 

G —

 

 

кГ,

=2910

кГ,

500

м,

^Н. В. = 13°С;

м,

 

 

2 — с

опыливателем,

G = 2860кГ,

Н =

Я=500

 

^Н#В^=10°С4;

3

— с

под­

веснойм, кабиной,

(7=3020 Н =

 

 

м,

=800

 

4° С; кГ,— с подвес­

ной кабиной,

G = 3010

 

 

2500

 

R_= —5 С

Рис. 81. Зависимость ѴУта%=

=/(#) и барограмма подъема грузо-пассажирского вертолета -*

Зависимость, характеризующая изменение вертикальной скорости подъема от скорости полета, называется полярой скорости подъема.

На графике, построенном на рис. 80, скорость полета указана по прибору. Как видно из графика, максимальная вертикальная скорость и наивыгоднейшая скорость уменьшаются при увеличе­ нии высоты полета.

Высота, на которой вертикальная скорость установившегося подъема на наивыгоднейшем режиме становится равной нулю, называется т е о р е т и ч е с к и м п о т о л к о м полета вертолета.

Практически высота теоретического потолка недосягаема, так как при уменьшении вертикальной скорости до нуля время подъема стремится к бесконечности:

АН

At =

Ѵг,

' ср

Практическим потолком вертолета считается высота, на которой максимальная вертикальная скорость .подъема составляет 0,5 м/сек.

По расчетам для вертолета в транспортном варианте с полетным весом 2870 кГ высота практического потолка на первом номиналь­ ном режиме — 3260 м, а теоретического — 3500 м. Зависимости рас­ четной максимальной вертикальной скорости и времени подъема от высоты (барограмма подъема) е полетным весом 2870 кГ для вер-

115