ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
глубокий кювет со стенками высотой 3—4 см, а ос нование прибора закрывать листом пенополиуретана или поролона толщиной 5—10 мм. Такая мера пре досторожности полностью исключает разлет капелек ртути, поскольку пенополиуретан и поролон, будучи губчатыми материалами, хорошо их задерживают. При разрушении резервуаров с ртутью достаточно произвести демеркуризацию только прибора и кювета, ■а также заменить лист губчатого материала.
Динамика накопления примесей в периоды небла гоприятной метеорологической обстановки за послед ние семь лет указывает на улучшение состава воздуха в Коркинском разрезе, несмотря на дальнейшее уве личение его глубины. Это стало возможным благодаря улучшению порядка ведения горных разработок, от грузке и вывозке подверженных горению породно угольных навалов, локализации ряда горящих нава лов, в том числе и под железнодорожными путями, применению средств принудительного проветривания.
§ 7. Учет метеорологических параметров при расчете естественного проветривания разрезов
Полученные в натурных условиях Коркинского разреза новые данные позволяют скорректировать и уточнить известный метод расчета естественного про ветривания карьеров [7, 27]. Расчет проветривания за счет энергии ветра обычно базируется на следующем основном уравнении пограничного слоя плоскопарал лельной струи несжимаемой жидкости
F"' + F = 0 . |
(13] |
где F'" — третья производная функции К(ср) по ф. |
|
Это уравнение получено в |
предположении, что |
масштаб турбулентности не изменяется в поперечном направлении струи /(y)=const, а в продольном на правлении пропорционален расстоянию от полюса струи, т. е. 1(х, у) = сх.
Зависимость . (13) является линейным дифферен циальным уравнением с постоянным коэффициентом, имеющим о.бщее решение, с которым можно сравнить профили скорости воздушных потоков U, наблюдае мые в' разрезе.
63
Рис. 23. Зависимость отношения скорости воздушных пото ков в разрезе U к скорости ветра на поверхности U0 от величины безразмерного параметра ф при различных усло-
_ виях:
1 — расчет по известному методу; 2 — зимний период при сплошной
облачности (от 10/10 до |
10/6 баллов); |
3 — то |
же, |
при ясном |
небе |
|||
или |
малой |
облачности |
(от |
0/0 до 5/3 |
баллов); |
4 и 5 — аналогично |
||
для |
летнего |
периода; А |
и |
£ — экспериментальные |
профили |
соот |
||
|
ветственно при |
Ь| = 1; Ь2 = —0,1 и Ь\ = 1; |
Ь2 = 0,1 |
|
На рис. 23 приведена аналитически рассчитанная связь между U/Uo и ср (кривая /) для рециркуляцион ной схемы проветривания, где 0 — скорость воздуш ных потоков в разрезе, м/с; Uo — скорость ветра на прилегающей к разрезу территории, м/с; ф — безраз мерный вспомогательный параметр, определяемый по формуле
Ф = |
(14) |
а1 х
Ф — характеризует струю и координаты точки, в которой требуется найти скорость воздушных потоков; у — ордината точки (глубина расположения точки от уровня бровки разреза), м; а.\ — коэффициент струк туры струй в разрезе, определяемый из формулы (14) путем замены ф на его граничные значения фгр.
а = -У— = |
tgK2 |
Д'ф |
фгр |
х — абсцисса точки (расстояние от бровки по оси, направленной вдоль вектора скорости ветра на при легающей к разрезу территории), м.
64
■Граничные значения сргр соответствуют: фгр= 1,57 для прямоточной и фгР=2,04 для рециркуляционной схемы проветривания.
Величина углов раскрытия струи в разрезе а2, оп ределяющих зоны прямых и обратных потоков, при ведена в § 3 главы II для различных периодов года и суток, а также показаны изменения а2 в зависи мости от метеорологических параметров атмосферы.
По материалам базисных шаро-пилотных наблю дений, выполненных в светлое время суток на Кор кинском разрезе (см. рис. 23), приведены результаты сопоставления натурных данных с кривой 1, рассчи танной аналитически по известному методу. Натур ные данные получены при различных метеорологиче ских условиях: для зимнего периода — профиль 2 при сплошной облачности (от 10 /10 до 10/6 баллов), про филь 3 — при ясном небе или малой облачности (от 0/0 до 5/3 баллов); аналогично для летнего периода профили 4 и 5.
Как видим (см. рис. 23), ближе к теоретической кривой располагается профиль 2 , полученный при сплошной облачности в зимнее время, а наибольшие расхождения наблюдаются с профилем 5 для летнего периода при ясном или малооблачном небе в дневное время, т. е. при значительной термической неустой чивости внутрикарьерной атмосферы. Такое расхожде ние между натурными данными и теоретическими сле довало ожидать, так как кривая 1 построена для рав новесной стратификации атмосферы, что чаще всего бывает в зимний период при ветре в разрезе. Приве денные сопоставления показывают довольно большое расхождение между теоретическими и эксперимен тальными профилями.
Один из возможных путей получения реальных профилей скорости воздушных потоков в разрезе шз уравнения плоскопараллельной струи состоит в ис пользовании несколько другой гипотезы об изменении масштаба турбулентности.
Формула для расчета масштаба турбулентности / имеет следующий вид:
. _ Wx \у
2 ’
где V — время сохранения пульсации, с.
5 — 1 2 3 3 |
6 5 |
Вычисленные по этой формуле и по материалам натурных исследований (приведенным в § 5 главы II) значения I представлены в табл. 14.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
|
Средние |
значения |
м асш таба |
турбулентности атм осф еры |
|
||||
|
|
|
в |
К оркинском |
р азр езе |
|
|
|
|
В е р т и к а л ь |
|
|
|
|
Часы |
|
|
|
|
ное |
у д а |
|
|
|
|
|
|
|
|
ление |
слоя |
|
|
|
|
|
|
|
|
от уровн я |
|
9 - 1 |
1 1 1 - 1 5 |
|
|
|
|
|
|
бро в к и , м |
7 - 9 |
15 — 17 17— 19 |
9 - 1 1 |
»1 1 - 1 5 |
15 — 17 |
||||
|
|
|
|
А вгу ст |
|
|
|
Д ек аб р ь |
|
— 3 0 0 — 2 0 0 |
5 |
5 ' |
11 |
10 |
15 |
5 |
7 |
9 |
|
— 2 0 0 — 1 0 0 • |
12 |
13 |
31 |
31 |
3 4 |
6 |
13 |
12 |
|
— 1 0 0 — 0 |
2 0 |
18 |
3 4 |
5 2 |
3 6 |
11 |
15 |
13 |
|
0 + 1 0 0 |
3 0 |
21 |
3 6 |
3 7 |
3 0 |
— |
11 |
2 4 |
Поскольку величина I и высота слоя воздуха от дна разреза z имеют размерность длины, то наиболее простая надежная связь между ними может быть вы ражена зависимостью
|
|
|
|
|
|
I = |
5CZ, |
|
|
|
|
где х — безразмерный |
коэффициент |
пропорциональ |
|||||||||
|
|
ности, |
называемый постоянной Кармана. |
||||||||
|
|
|
|
|
56 |
= — . |
|
|
|
(16) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
В еличина постоянной |
К ар м ан а % для воздуш ны х (потоков |
||||||||||
|
|
на разн ой |
глубине |
К оркинского р а зр еза |
|
||||||
Высота |
|
|
|
|
|
Ч асы |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
от д н а |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
середины . |
7 — 9 |
9 - 1 |
1 |
1 1 - 1 5 |
15 — 17 |
17— 19 |
9 — 11 |
1 1 — 15 |
1 5 — 17 |
||
с лоя , |
м |
||||||||||
|
|
|
|
А вгуст |
|
|
|
Д е к аб р ь |
|
||
5 0 |
|
0 , 1 0 |
0 , 1 0 |
|
0 , 2 0 |
0 , 2 0 |
0 , 3 0 |
0 , 1 0 |
0 , 1 4 |
0 , 1 8 |
|
1 5 0 |
|
0 , 0 7 |
■0 , 0 9 |
|
0 , 2 1 |
0 , 2 1 |
0 , 2 3 |
0 , 0 4 |
0 , 0 9 |
0 , 0 8 |
|
2 5 0 |
|
0 , 0 8 |
0 , 0 7 |
|
0 , 1 4 |
0 , 2 1 |
0 , 2 4 |
0 , 0 4 |
0 , 0 6 |
0 , 0 5 |
|
3 5 0 |
|
0 , 0 9 |
0 , 0 6 |
|
0 , 1 0 |
0 , 1 1 |
0 , 0 9 |
— |
0 , 0 4 |
0 , 0 7 |
66
Вблизи подстилающей поверхности %= 0,38. Рассчитанные по формуле (16) с использованием
данных табл. 14 значения %приведены в табл. 15.
В первом приближении для Коркинского разреза можно принять в среднем слой от дна до высоты
# = 350 м для зимнего периода и утренних часов лет него периода %=0,06-7-0,07, а для дневных и вечер них часов летнего периода %= 0,17=0,2.
Коэффициент пропорциональности % меняется в зависимости от времени суток и года. Если предпо ложить, что масштаб турбулентности меняется с вы
сотой, т. е. |
/ (х, у) = сгх + с2у, |
|
|
|
(17) |
|
|
|
|
||
то уравнение (13) примет вид |
|
|
|
(18) |
|
|
F/"(b1 + b2^ ) + F = 0, |
|
|
|
|
где b1 и bz— константы, величину которых |
находят |
||||
экспериментальным путем. |
(13) |
и ана |
|||
При b1— 1, Ь2— 0 получаем формулу |
|||||
литически |
рассчитанную кривую 1, показанную |
на |
|||
рис. 23. |
|
|
|
|
как |
Значения параметров щ и с2 в формуле (17), |
|||||
и значения |
констант Ь\ и Ь2 в уравнении |
(18), |
выби |
||
раются по экспериментальным данным, |
причем |
Ь{ и |
|||
Ь2 однозначно определяются величинами щ и с2. |
Фор |
мула (17) позволяет учитывать изменение масштаба турбулентности в зависимости от температурной стра тификации атмосферы и погодных условий.
В отличие от формулы (13) коэффициент при старшей производной в уравнении (18) является функцией независимой переменной ср и поэтому для данного уравнения уже не удается написать общее решение в виде аналитического выражения.
Уравнение (18) решалось численно методом Рунг—Куттона на ЭВМ-220. На внутренней границе
пограничного |
слоя |
(ф= ф!) |
задавались |
следующие |
||||
условия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
составляющая скорости по оси х равна скорости |
||||||||
невозмущениого потока U = U 0, т. |
е. К, (ф1) = 1; |
т. |
е. |
|||||
составляющая |
скорости |
по |
оси |
у |
V— 0, |
|||
/7(ф1)=Фь |
|
|
|
|
U |
|
|
|
градиент |
составляющей |
скорости |
dy = 0 , |
т. |
е. |
|||
Е " ( Ф 1 ) = 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
5’ |
67 |
При подстановке констант в уравнение |
(18) полу |
|||
чаем профиль A |
(bi = l ; 62= |
—0,1) |
и |
Б (bi = l ; |
62=0,1) (см. рис. 23). |
кривой |
1 с экспери |
||
Сопоставление |
теоретической |
ментальными А и Б позволяет сделать вывод, что использование уравнения (18) дает возможность по строить качественно более правильную картину рас пределения воздушных потоков в разрезе. Видно так же, что профиль Б больше соответствует зимним условиям, а профиль А — летним. Причем при одних и тех же значениях ф уменьшение скорости воздуш ных потоков в разрезе с глубиной происходит летом значительно медленнее, чем зимой, и всюду меньше,
чем по результатам |
расчета обычным методом (без |
|
учета масштаба турбулентности атмосферы). |
||
Таким |
образом, |
с использованием графиков |
(см. рис. |
23) можно находить при рециркуляционной |
схеме проветривания скорости воздушных потоков в разрезе с учетом метеорологических условий. Зная координаты х и у точки, в которой требуется найти скорость, наносят ее на поперечный профиль карьер ного пространства. Для рассматриваемых метеороло гических условий по материалам § 3 главы II опре деляют, какой будет схема естественного проветрива ния, а также находят величину угла раскрытия сво бодной струи в разрезе сс2. На основании этих данных по формуле (15) определяют коэффициент структуры
струи а, |
после чего по формуле (14) |
рассчитывают ве |
|
личину |
параметра ф. Для |
данного |
значения ф по |
рис. 23 |
находят отношение |
U/U0 с |
учетом периода |
года и облачности. Зная скорость ветра на .поверх ности £Уо, из последнего отношения определяют ско рость воздушных потоков U в рассматриваемой точке.
§ 8. Исследование условий интенсификации естественного проветривания Коркинского разреза с помощью искусственных сооружений 1
Экспериментальная проверка интенсификации естественного проветривания Коркинского разреза производилась путем:
создания двух насыпей высотой 40 м, длиной соот-
1 П о м а т ер и а л а м и ссл е д о в а н и й И Г Д М Ч М С С С Р .
68
с
Р и с . 24. |
П л ан р а зм е щ ен и я и ск у сств ен н ы х |
со о р у ж е н и и и п о |
р о д н о г о |
тер р и к о н а (точ к ам и п о к азан ы |
м еста р а зм ещ ен и я |
|
д а т ч и к о в в р а зр е зе ) |
|
ветственио 850 и 500 м, образующих на юго-восточ- ном борту конфузор с углом раскрытия 60° навстречу ветру; установки на юго-восточном, южном и юго-за-
‘падном бортах разреза забора высотой 10 м и длиной
2500 м;
ликвидации террикона высотой около 40 м на юговосточном борту.
Размещение в плане искусственных сооружений и террикона показано на рис. 24.
69
Были исследованы следующие варианты: проветри вание разреза при существующем состоянии горных работ (на декабрь 1967 г.); проветривание при нали чии двух насыпей на юго-восточном борту; проветри вание при отсутствии террикона на юго-восточном борту; проветривание при наличии забора и террико на; проветривание при наличии насыпей, забора и террикона.
Первые три варианта исследовались при юго-во-' сточном и южном направлении ветра, четвертый и пятый — только при южном, так как при других на правлениях ветра перечисленные сооружения иа есте ственный воздухообмен в разрезе не влияют. Экспе рименты выполнялись на установке, состоящей из аэродинамического стенда, модели разреза в масшта бе 1 : 2000, дымового генератора и координатника, пу тем задымления модели разреза и разового ее’проветривания. Изменение концентрации дыма регистри ровалось 18 датчиками фотодиод — лампа, располо женными в наиболее характерных точках модели раз реза.
Результаты исследований приведены в табл. 16. Анализ таблицы показывает, что расположенные иа борту разреза насыпи, заборы и террикон снижают эффективность естественного воздухообмена. При этом их влияние иа естественный воздухообмен ска зывается значительнее в приземном слое, чем в объ емах отдельных зон и разреза в целом. Повышение интенсивности естественного воздухообмена может быть достигнуто при ликвидации террикона на юговосточном борту разреза. По результатам исследова ний установлено: строительство специальных соору
жений на бортах разреза (породных отвалов, заборов и т. д.) в ряде случаев позволяет интенсифицировать естественный воздухообмен во внутрикарьерном про странстве. Однако чаще всего улучшение'естествен ного проветривания в ограниченных зонах влечет ухудшение воздухообмена в карьерном пространстве в целом.
Некоторое улучшение воздухообмена может быть достигнуто ликвидацией террикона, расположенного на юго-восточном борту разреза. В этом случае эф фективность проветривания разреза в целом, а также
70