Файл: Куликов В.П. Проветривание угольных разрезов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

глубокий кювет со стенками высотой 3—4 см, а ос­ нование прибора закрывать листом пенополиуретана или поролона толщиной 5—10 мм. Такая мера пре­ досторожности полностью исключает разлет капелек ртути, поскольку пенополиуретан и поролон, будучи губчатыми материалами, хорошо их задерживают. При разрушении резервуаров с ртутью достаточно произвести демеркуризацию только прибора и кювета, ■а также заменить лист губчатого материала.

Динамика накопления примесей в периоды небла­ гоприятной метеорологической обстановки за послед­ ние семь лет указывает на улучшение состава воздуха в Коркинском разрезе, несмотря на дальнейшее уве­ личение его глубины. Это стало возможным благодаря улучшению порядка ведения горных разработок, от­ грузке и вывозке подверженных горению породно­ угольных навалов, локализации ряда горящих нава­ лов, в том числе и под железнодорожными путями, применению средств принудительного проветривания.

§ 7. Учет метеорологических параметров при расчете естественного проветривания разрезов

Полученные в натурных условиях Коркинского разреза новые данные позволяют скорректировать и уточнить известный метод расчета естественного про­ ветривания карьеров [7, 27]. Расчет проветривания за счет энергии ветра обычно базируется на следующем основном уравнении пограничного слоя плоскопарал­ лельной струи несжимаемой жидкости

F"' + F = 0 .

(13]

где F'" — третья производная функции К(ср) по ф.

Это уравнение получено в

предположении, что

масштаб турбулентности не изменяется в поперечном направлении струи /(y)=const, а в продольном на­ правлении пропорционален расстоянию от полюса струи, т. е. 1(х, у) = сх.

Зависимость . (13) является линейным дифферен­ циальным уравнением с постоянным коэффициентом, имеющим о.бщее решение, с которым можно сравнить профили скорости воздушных потоков U, наблюдае­ мые в' разрезе.

63

Рис. 23. Зависимость отношения скорости воздушных пото­ ков в разрезе U к скорости ветра на поверхности U0 от величины безразмерного параметра ф при различных усло-

_ виях:

1 — расчет по известному методу; 2 — зимний период при сплошной

облачности (от 10/10 до

10/6 баллов);

3 — то

же,

при ясном

небе

или

малой

облачности

(от

0/0 до 5/3

баллов);

4 и 5 — аналогично

для

летнего

периода; А

и

£ — экспериментальные

профили

соот­

 

ветственно при

Ь| = 1; Ь2 = —0,1 и Ь\ = 1;

Ь2 = 0,1

 

На рис. 23 приведена аналитически рассчитанная связь между U/Uo и ср (кривая /) для рециркуляцион­ ной схемы проветривания, где 0 — скорость воздуш­ ных потоков в разрезе, м/с; Uo — скорость ветра на прилегающей к разрезу территории, м/с; ф — безраз­ мерный вспомогательный параметр, определяемый по формуле

Ф =

(14)

а1 х

Ф — характеризует струю и координаты точки, в которой требуется найти скорость воздушных потоков; у — ордината точки (глубина расположения точки от уровня бровки разреза), м; а.\ — коэффициент струк­ туры струй в разрезе, определяемый из формулы (14) путем замены ф на его граничные значения фгр.

а = -У— =

tgK2

Д'ф

фгр

х — абсцисса точки (расстояние от бровки по оси, направленной вдоль вектора скорости ветра на при­ легающей к разрезу территории), м.

64


■Граничные значения сргр соответствуют: фгр= 1,57 для прямоточной и фгР=2,04 для рециркуляционной схемы проветривания.

Величина углов раскрытия струи в разрезе а2, оп­ ределяющих зоны прямых и обратных потоков, при­ ведена в § 3 главы II для различных периодов года и суток, а также показаны изменения а2 в зависи­ мости от метеорологических параметров атмосферы.

По материалам базисных шаро-пилотных наблю­ дений, выполненных в светлое время суток на Кор­ кинском разрезе (см. рис. 23), приведены результаты сопоставления натурных данных с кривой 1, рассчи­ танной аналитически по известному методу. Натур­ ные данные получены при различных метеорологиче­ ских условиях: для зимнего периода — профиль 2 при сплошной облачности (от 10 /10 до 10/6 баллов), про­ филь 3 — при ясном небе или малой облачности (от 0/0 до 5/3 баллов); аналогично для летнего периода профили 4 и 5.

Как видим (см. рис. 23), ближе к теоретической кривой располагается профиль 2 , полученный при сплошной облачности в зимнее время, а наибольшие расхождения наблюдаются с профилем 5 для летнего периода при ясном или малооблачном небе в дневное время, т. е. при значительной термической неустой­ чивости внутрикарьерной атмосферы. Такое расхожде­ ние между натурными данными и теоретическими сле­ довало ожидать, так как кривая 1 построена для рав­ новесной стратификации атмосферы, что чаще всего бывает в зимний период при ветре в разрезе. Приве­ денные сопоставления показывают довольно большое расхождение между теоретическими и эксперимен­ тальными профилями.

Один из возможных путей получения реальных профилей скорости воздушных потоков в разрезе шз уравнения плоскопараллельной струи состоит в ис­ пользовании несколько другой гипотезы об изменении масштаба турбулентности.

Формула для расчета масштаба турбулентности / имеет следующий вид:

. _ Wx \у

2 ’

где V — время сохранения пульсации, с.

5 — 1 2 3 3

6 5

Вычисленные по этой формуле и по материалам натурных исследований (приведенным в § 5 главы II) значения I представлены в табл. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

 

Средние

значения

м асш таба

турбулентности атм осф еры

 

 

 

 

в

К оркинском

р азр езе

 

 

 

В е р т и к а л ь ­

 

 

 

 

Часы

 

 

 

ное

у д а ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ление

слоя

 

 

 

 

 

 

 

 

от уровн я

 

9 - 1

1 1 1 - 1 5

 

 

 

 

 

бро в к и , м

7 - 9

15 — 17 17— 19

9 - 1 1

»1 1 - 1 5

15 — 17

 

 

 

 

А вгу ст

 

 

 

Д ек аб р ь

 

— 3 0 0 — 2 0 0

5

5 '

11

10

15

5

7

9

— 2 0 0 — 1 0 0 •

12

13

31

31

3 4

6

13

12

— 1 0 0 — 0

2 0

18

3 4

5 2

3 6

11

15

13

0 + 1 0 0

3 0

21

3 6

3 7

3 0

11

2 4

Поскольку величина I и высота слоя воздуха от дна разреза z имеют размерность длины, то наиболее простая надежная связь между ними может быть вы­ ражена зависимостью

 

 

 

 

 

 

I =

5CZ,

 

 

 

 

где х — безразмерный

коэффициент

пропорциональ­

 

 

ности,

называемый постоянной Кармана.

 

 

 

 

 

56

= — .

 

 

 

(16)

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

В еличина постоянной

К ар м ан а % для воздуш ны х (потоков

 

 

на разн ой

глубине

К оркинского р а зр еза

 

Высота

 

 

 

 

 

Ч асы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от д н а

до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

середины .

7 — 9

9 - 1

1

1 1 - 1 5

15 — 17

17— 19

9 — 11

1 1 — 15

1 5 — 17

с лоя ,

м

 

 

 

 

А вгуст

 

 

 

Д е к аб р ь

 

5 0

 

0 , 1 0

0 , 1 0

 

0 , 2 0

0 , 2 0

0 , 3 0

0 , 1 0

0 , 1 4

0 , 1 8

1 5 0

 

0 , 0 7

■0 , 0 9

 

0 , 2 1

0 , 2 1

0 , 2 3

0 , 0 4

0 , 0 9

0 , 0 8

2 5 0

 

0 , 0 8

0 , 0 7

 

0 , 1 4

0 , 2 1

0 , 2 4

0 , 0 4

0 , 0 6

0 , 0 5

3 5 0

 

0 , 0 9

0 , 0 6

 

0 , 1 0

0 , 1 1

0 , 0 9

0 , 0 4

0 , 0 7

66


Вблизи подстилающей поверхности %= 0,38. Рассчитанные по формуле (16) с использованием

данных табл. 14 значения %приведены в табл. 15.

В первом приближении для Коркинского разреза можно принять в среднем слой от дна до высоты

# = 350 м для зимнего периода и утренних часов лет­ него периода %=0,06-7-0,07, а для дневных и вечер­ них часов летнего периода %= 0,17=0,2.

Коэффициент пропорциональности % меняется в зависимости от времени суток и года. Если предпо­ ложить, что масштаб турбулентности меняется с вы­

сотой, т. е.

/ (х, у) = сгх + с2у,

 

 

 

(17)

 

 

 

 

то уравнение (13) примет вид

 

 

 

(18)

 

F/"(b1 + b2^ ) + F = 0,

 

 

 

где b1 и bz— константы, величину которых

находят

экспериментальным путем.

(13)

и ана­

При b11, Ь2— 0 получаем формулу

литически

рассчитанную кривую 1, показанную

на

рис. 23.

 

 

 

 

как

Значения параметров щ и с2 в формуле (17),

и значения

констант Ь\ и Ь2 в уравнении

(18),

выби­

раются по экспериментальным данным,

причем

Ь{ и

Ь2 однозначно определяются величинами щ и с2.

Фор­

мула (17) позволяет учитывать изменение масштаба турбулентности в зависимости от температурной стра­ тификации атмосферы и погодных условий.

В отличие от формулы (13) коэффициент при старшей производной в уравнении (18) является функцией независимой переменной ср и поэтому для данного уравнения уже не удается написать общее решение в виде аналитического выражения.

Уравнение (18) решалось численно методом Рунг—Куттона на ЭВМ-220. На внутренней границе

пограничного

слоя

(ф= ф!)

задавались

следующие

условия:

 

 

 

 

 

 

 

 

составляющая скорости по оси х равна скорости

невозмущениого потока U = U 0, т.

е. К, (ф1) = 1;

т.

е.

составляющая

скорости

по

оси

у

V— 0,

/7(ф1)=Фь

 

 

 

 

U

 

 

 

градиент

составляющей

скорости

dy = 0 ,

т.

е.

Е " ( Ф 1 ) = 0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

5’

67


При подстановке констант в уравнение

(18) полу­

чаем профиль A

(bi = l ; 62=

—0,1)

и

Б (bi = l ;

62=0,1) (см. рис. 23).

кривой

1 с экспери­

Сопоставление

теоретической

ментальными А и Б позволяет сделать вывод, что использование уравнения (18) дает возможность по­ строить качественно более правильную картину рас­ пределения воздушных потоков в разрезе. Видно так­ же, что профиль Б больше соответствует зимним условиям, а профиль А — летним. Причем при одних и тех же значениях ф уменьшение скорости воздуш­ ных потоков в разрезе с глубиной происходит летом значительно медленнее, чем зимой, и всюду меньше,

чем по результатам

расчета обычным методом (без

учета масштаба турбулентности атмосферы).

Таким

образом,

с использованием графиков

(см. рис.

23) можно находить при рециркуляционной

схеме проветривания скорости воздушных потоков в разрезе с учетом метеорологических условий. Зная координаты х и у точки, в которой требуется найти скорость, наносят ее на поперечный профиль карьер­ ного пространства. Для рассматриваемых метеороло­ гических условий по материалам § 3 главы II опре­ деляют, какой будет схема естественного проветрива­ ния, а также находят величину угла раскрытия сво­ бодной струи в разрезе сс2. На основании этих данных по формуле (15) определяют коэффициент структуры

струи а,

после чего по формуле (14)

рассчитывают ве­

личину

параметра ф. Для

данного

значения ф по

рис. 23

находят отношение

U/U0 с

учетом периода

года и облачности. Зная скорость ветра на .поверх­ ности £Уо, из последнего отношения определяют ско­ рость воздушных потоков U в рассматриваемой точке.

§ 8. Исследование условий интенсификации естественного проветривания Коркинского разреза с помощью искусственных сооружений 1

Экспериментальная проверка интенсификации естественного проветривания Коркинского разреза производилась путем:

создания двух насыпей высотой 40 м, длиной соот-

1 П о м а т ер и а л а м и ссл е д о в а н и й И Г Д М Ч М С С С Р .

68


с

Р и с . 24.

П л ан р а зм е щ ен и я и ск у сств ен н ы х

со о р у ж е н и и и п о ­

р о д н о г о

тер р и к о н а (точ к ам и п о к азан ы

м еста р а зм ещ ен и я

 

д а т ч и к о в в р а зр е зе )

 

ветственио 850 и 500 м, образующих на юго-восточ- ном борту конфузор с углом раскрытия 60° навстречу ветру; установки на юго-восточном, южном и юго-за-

падном бортах разреза забора высотой 10 м и длиной

2500 м;

ликвидации террикона высотой около 40 м на юговосточном борту.

Размещение в плане искусственных сооружений и террикона показано на рис. 24.

69

Были исследованы следующие варианты: проветри­ вание разреза при существующем состоянии горных работ (на декабрь 1967 г.); проветривание при нали­ чии двух насыпей на юго-восточном борту; проветри­ вание при отсутствии террикона на юго-восточном борту; проветривание при наличии забора и террико­ на; проветривание при наличии насыпей, забора и террикона.

Первые три варианта исследовались при юго-во-' сточном и южном направлении ветра, четвертый и пятый — только при южном, так как при других на­ правлениях ветра перечисленные сооружения иа есте­ ственный воздухообмен в разрезе не влияют. Экспе­ рименты выполнялись на установке, состоящей из аэродинамического стенда, модели разреза в масшта­ бе 1 : 2000, дымового генератора и координатника, пу­ тем задымления модели разреза и разового ее’проветривания. Изменение концентрации дыма регистри­ ровалось 18 датчиками фотодиод — лампа, располо­ женными в наиболее характерных точках модели раз­ реза.

Результаты исследований приведены в табл. 16. Анализ таблицы показывает, что расположенные иа борту разреза насыпи, заборы и террикон снижают эффективность естественного воздухообмена. При этом их влияние иа естественный воздухообмен ска­ зывается значительнее в приземном слое, чем в объ­ емах отдельных зон и разреза в целом. Повышение интенсивности естественного воздухообмена может быть достигнуто при ликвидации террикона на юговосточном борту разреза. По результатам исследова­ ний установлено: строительство специальных соору­

жений на бортах разреза (породных отвалов, заборов и т. д.) в ряде случаев позволяет интенсифицировать естественный воздухообмен во внутрикарьерном про­ странстве. Однако чаще всего улучшение'естествен­ ного проветривания в ограниченных зонах влечет ухудшение воздухообмена в карьерном пространстве в целом.

Некоторое улучшение воздухообмена может быть достигнуто ликвидацией террикона, расположенного на юго-восточном борту разреза. В этом случае эф­ фективность проветривания разреза в целом, а также

70