Файл: Куликов В.П. Проветривание угольных разрезов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

С равнительная эф ф екти вн о сть проветри вания

 

 

К оркинского

р а зр е з а ,

%

 

Вариант

Разрез в делом

Зона I

Зона

II

 

Ю ж н ое направление ветра

 

I

100

 

100

 

100

 

100

 

100

100

 

 

 

 

п

86

 

96

64

 

8 1 ,5

 

8 7 ,8

 

5 9 ,3

 

 

 

 

 

ш

105

 

И З

 

102

 

1 0 8 ,3

 

1 1 8 ,4

1 0 5 ,3

 

 

IV

90

 

98

77

 

9 0 ,8

 

100

7 4 ,8

 

 

 

 

V

99

 

108

93

 

100

 

1 1 3 ,5

90

 

 

 

 

Ю го -восточ н ое

направление

ветра

 

I

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

 

 

 

 

11

8 8

 

89

 

69

 

85

 

8 0

 

6 7 ,7

 

 

 

 

 

I I I

115

 

134

 

128

 

1 1 1 ,8

 

1 4 3 ,6

1 1 8 ,5

 

 

г П р и м е ч а н и е .

В числителе

эффективность

 

проветривания в

объеме

разреза или зоны в делом, в знаменателе — то же,

в приземном слое.

 

зон I и II (см. рис. 24) при южном ветре увеличится соответственно на 5, 13 и 2%, а в приземном слое — на 8,3; 18,4 и 5,3%. Для юго-восточного ветра улуч­ шение воздухообмена соответственно составит 15, 34

и 28%, а в приземном слое— 11,8; 43,6-и 18,5%.

При проектировании и реконструкции действующих разрезов следует избегать размещения в непосредст­ венной близости от них промышленных сооружений (особенно со стороны господствующих ветров), так

71


как вследствие деформации ветрового потока обра­ зуется аэродинамическая тень, в зоне влияния которой могут оказаться дополнительные площади внутри разреза.

Учитывая недостаточность естественного воздухо­ обмена и малую эффективность мероприятий по его улучшению за счет строительства сооружений, необ­ ходимо применять в глубоких разрезах средства при­ нудительного проветр иваи ия.

Г л а в а III

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРОВЕТРИВАНИЕ РАЗРЕЗОВ

§1. Проектные решения п о проветриванию угольных

ирудных карьеров

Проектными организациями в большинстве случаев вопросы вентиляции карьеров не рассматриваются, иногда кратко излагаются отдельные вопросыпро­ ветривания.

Наиболее значительная работа в этом направлении выполнена институтом Уралгипрошахт, которым в 1969 г. разработано проектное задание по вентиляции Коркинского угольного разреза за счет естественных факторов. В задании кратко изложены все основные материалы по исследованиям естественного проветри­ вания и состоянию атмосферы, проведенным НИИОГРом в 1966—1967 гг. В проектном задании приведены также материалы выполненного Уралгипрошахтом анализа метеорологических наблюдений ме­ теостанции Коркинского разреза за скоростью и на­ правлением ветра на поверхности и в разрезе за., 1967—1968 гг., а также результаты моделирования процессов естественного проветривания разреза, осу­ ществленного ИГД МЧМ СССР.

Материалы анализа вновь подтверждают сделан­ ные ранее выводы о значительно меньшей стабиль­ ности во времени воздушных потоков в разрезе по сравнению с ветром на поверхности, о крайне низкой оправдываемости результатов расчетов воздушных потоков по известной методике [7] и большой роли

73

местных и конвективных движений воздушных масс на глубоких горизонтах при естественном проветри­ вании.

Уралгипрошахтом вполне обоснованно делается вы­ вод о том, что улучшение проветривания разреза за счет естественных факторов путем выполаживаиия его бортов под углом 15° потребует громадных объ­ емов вскрышных работ (около 360 млн. м3), сноса зданий и сооружений на бортах и является явно ме­ нее целесообразным, чем принудительное проветрива­ ние. Кроме того, выполаживание бортов не гаранти­ рует разрез от загазованности в периоды обширных температурных инверсип.

Институтом Гипроруда (г. Ленинград) при проек­ тировании карьера на полиметаллическом месторож­ дении для принудительного проветривания карьерно­ го поля принят один осевой двухступенчатый шахт­ ный вентилятор ВОКД-1,8 с рабочим колесом диамет­ ром 1,8 м и рассчитана дальнобойность струи венти­ лятора по известной формуле, построенной па основе теории свободной струи Г. Н. Абрамовича.

При проектировании безопасных условий труда на Гайском карьере применен расчетный метод прогно­ зирования состава атмосферы при естественном про­ ветривании, разработанный В. С. Никитиным, этот метод, как показали исследования, требует дальней­ шего уточнения.

Несколько полнее в проектах рассматриваются во­ просы использования средств пылеподавления. Одна­ ко предусматриваемые способы борьбы с пылыо и газами недостаточны и не могут обеспечить нормаль­ ных атмосферных условий труда на угольных разре­ зах. В проектах необходимо предусматривать комп­ лексное применение средств вентиляции и пылепо­ давления.

§ 2. Основные принципы принудительного проветривания разрезов

Разработке принципов принудительного проветри­ вания разрезов предшествовали обобщение имеюще­ гося в науке и практике опыта применения средств принудительного проветривания угольных и рудных

74


карьеров [62], анализ синоптико-метеорологических условий при загазованности Коркинского угольного и ряда рудных карьеров в периоды температурных ин­ версий, а также исследования свободных (затоплен­ ных) 1 струй осевых вентиляторов на полигоне и опыт­ но-промышленные испытания вентиляторных устано­ вок УПК-4 и УПК-РД на Коркинском разрезе.

Рассмотрим каждый из принципов проветрива­ ния [51].

Обеспечение требуемого разжижения или выноса вредных примесей из атмосферы разреза. С уменьше­ нием скорости ветра процессы воздухообмена в раз­ резе зависят в основном от стратификации атмосфе­ ры, характеризующейся ветрикальным температурным градиентом у °С/100 м. При неустойчивом состоянии атмосферы (у > 1), как и при равновесном — безраз­ личном (у— 1 —i—0,6), для принудительного проветри­ вания достаточно затратить энергию на создание на­ правленного движения воздуха на участках застой­

ных зои.

угрожающем (у =

0,6-г-0,0)

и опасном

При

(у<0,0)

состояниях возникает

дефицит

энергии не­

устойчивости атмосферы. В этом случае, кроме затрат на движение воздуха, необходимо восполнить возни­ кающий дефицит потенциальной энергии неустойчи­ вости воздуха путем его нагрева или перемешивания воздушной струей с тем, чтобы температурный гра­

диент в разрезе

достиг

величины

 

адиабатического

-уа = 1° С/100

м или, в крайнем случае,

у = 0,6°С/100

м.

Известны следующие способы восполнения дефи­

цита энергии неустойчивости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 П о д

тер м и н о м

« св о б о д н ы е »

обы ч н о

п о н и м аю т

стр уи ,

не

и м ею щ и е

т в ер д ы х

гран и ц . В

р а зр е за х так ов ы м и

я вл яю тся

в

о с ­

н овн ом

вер ти к ал ьн ы е

стр у и ,

н а п р а в л ен н ы е

сн и зу

в вер х .

В

б о л ь ­

ш и н стве

сл у ч а ев

п р о в ет р и в а н и е

о су щ ес т в л я ю т

н ак л он н ы м и

и

гори зон тал ьн ы м и

ст р у я м и , к о то р ы е

на н ек о т о р ы х

у ч а ст к а х

о г р а ­

ничены

б о р т а м и

или

гори о т р а н сп о р т н ы м

о б о р у д о в а н и е м ,

в

р е ­

зу л ь т а т е

чего

д е ф о р м и р у ю т с я ,

в м ест о

с в о б о д н ы х

ст а н о в я т ся

в той

или

иной

степ ен и огран и ч ен н ы м и ,

и х

п ар ам етр ы

н еск ол ь к о

отл и ч аю тся

от

 

п а р а м ет р о в

с в о б о д н ы х

 

стр у й .

Б о л е е

 

об щ и м

я вл я ется

п он я ти е

за т о п л ен н ы е

ст р у и , к отор ы м

с л е д у е т

п о л ь зо ­

ваться

в

т ех

с л у ч а я х ,

к о гд а

н ет н е о б х о д и м о с т и

уточ н я ть ,

я в л я ­

ю тся

ли

они

п ол н ость ю

св о б о д н ы м и

или

части чн о

о г р а н и ­

ченны м и .

75


подогрев воздуха сильно нагретыми струями пу­ тем сжигания углеводородного топлива — керосина, солярового масла или бензина — в форсунках устано­ вок типа метеотрон;

низкотемпературный подогрев воздуха с помощью инфракрасных горелок, разрабатываемый Главной геофизической обсерваторией;

низкотемпературный подогрев воздуха электриче­ скими нагревателями.

Второй и третий способы могут оказаться целесо­ образнее первого способа в результате более высо­ кого к.п.д., резкого снижения выделений вредных при­ месей от сжигания топлива по второму способу и пол­ ного исключения их при третьем способе.

Теоретически был предсказан и экспериментально подтвержден на полигоне и в производственных условиях разреза эффект низкотемпературного на­ грева воздуха в осевых вентиляторных установках, заключающийся в структуре [52]. Воздух, посту­ пающий в осевой вентилятор, омывает привод­ ной электродвигатель. Потребляемая из сети дви­ гателем мощность только частично преобразуется вентилятором в кинетическую энергию затопленной струи. Часть мощности, равная потерям в электро­

двигателе

и вентиляторе, идет на нагрев воздуха

(см. § 13

главы III).

Таким образом, при проветривании открытых раз­ работок затопленными струями имеется принципиаль­ ное различие в использовании потребляемой энергии по сравнению с проветриванием шахт. Если для шахт к.п.д. вентиляторной установки в целом (агрегата вен­ тилятор— электродвигатель) представляет собой от­ ношение полезно используемой мощности на' преодо­ ление аэродинамического сопротивления шахты к об­ щей потребляемой мощности и в натурных условиях обычно не превышает 0,3—0,5, то при проветривании разрезов вся потребляемая из сети электродвигателем мощность передается затопленной струей и к.п.д. вен­ тиляторной установки практически равен 1. Для аг­ регатов с приводом от двигателей внутреннего сгора­ ния и газовых турбин (например, на базе авиадвига­ телей АИ-20, НК-12 и др.) к.п.д. несколько меньше единицы вследствие неполного сгорания топлива.

76

При проветривании разрезов кроме к.п.д. вентиля­ торной установки необходимо отдельно рассматривать к.п.д. затопленной струи, выносящей вредные примеси из проветриваемого пространства или перемешиваю­ щей воздух в застойной зоне. В результате в том и другом случае концентрация примеси снижается. К.п.д. затопленной струи всегда меньше единицы. Во­ прос о возможной его величине требует специальных исследований.

С учетом эффекта естественного низкотемператур­ ного нагрева воздуха в вентиляторных агрегатах най­ дено [52], что для установки УПК-4, потребляющей из сети мощность 450 кВт, кинетическая энергия за­ топленной струи составляет 170 кВт, на подогрев струи расходуется 280 кВт. На выходе из вентиля­ тора воздух имеет температуру на 2,12° С выше окру­ жающей среды. По мере удаления от вентилятора струя эжектирует прилегающие массы воздуха, в ре­ зультате чего температура снижается, происходит перемешивание воздушных масс и их равномерный нагрев. Разрабатываемая передвижная вентиляторная

установка

ПВУ-6 из

потребляемой

мощности

2080 кВт

на создание

струи будет

расходовать

1570 кВт и на ее подогрев 510 кВт, иметь температуру струи на выходе из вентилятора на 1,96° С выше окружающей. При такой незначительной разнице температур можно ожидать низкие потери тепла от лучеиспускания струи, как нагретого тела, так и в ре­ зультате этого высокий к.п.д. нагрева воздуха при ликвидации температурных инверсий в ра'зрезе.

Для создания направленного движения воздуха в Коркинском разрезе по условиям размещения .уста­ новок и геометрических размеров затопленных струй необходимо по предварительным данным шесть вен­ тиляторных установок ПВУ-6 (см. § 12 главы III). Суммарная мощность подогрева воздуха составит 3060 кВт. Таким образом, можно ожидать, что при работе шести вентиляторных установок ПВУ-6 в те­ чение суток удастся разрушить температурную ин­ версию в глубокой части разреза. Одновременно надо учитывать следующие причины, облегчающие провет­ ривание разреза. Во-первых, кинетическая энергия затопленных струй (9,6 тыс. кВт) при создании на­

77