Файл: Куликов В.П. Проветривание угольных разрезов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§5. Патентные материалы по проветриванию угольных

ирудных карьеров

Б. В. Берман, В. И. Филиппов и П. В. Цюрупа [6] предлагают способ проветривания карьеров с газовыделениями (например, озокеритовых). При этом способе участки газовыделений изолируются «огра­ дой», а вредные примеси удаляются описанным ранее всасывающим способом по трубопроводам, подсоеди­ ненным к вентиляторам. Данный способ для угольных разрезов не приемлем по причинам, указанным при рассмотрении способов вентиляции разрезов по трубо­ проводам или выработкам.

Передвижная установка для проветривания карь­ еров, предложенная В. А. Михайловым [65], состоит из вентилятора, установленного на поворотной плат­ форме, и поворотных консолей, на которых смонти­ рованы воздуховоды. Установка может применяться для проветривания застойных зон глубоких угольных разрезов, однако она отличается сложностью монтажа и последующей эксплуатации. Более целесообразным является способ проветривания затопленными струями без трубопроводов.

Беструбное проветривание карьеров, предложенное М. А. Энтелисом и Я. 3. Бухманом [112], заключает­ ся в подаче свежего воздуха в карьер группой после­ довательно установленных пропеллеров, располагае­ мых так, что оси создаваемых ими струй находятся на одной прямой.

Предлагаемая авторами схема последовательного размещения движителей воздуха представляет собой одну из разновидностей, известных схем проветрива­ ния разрезов. Вместе с тем выполненные исследова­ ния подтвердили (см. § 7 и 12 главы III), что каскад­ ное расположение вентиляторных установок при боль­ ших геометрических размерах проветриваемого про­ странства имеет преимущества перед другими схемами.

А. Н. Балаболкиным, Б. Ф. Ециным и Ш. А. Корогодским предложено устройство для проветривания карьеров [3], которое состоит из рамы и нагревате­ лей, размещенных в нижнем сечении обечайки по кон­ центрическим окружностям,

91

Устройство для проветривания карьеров с по­ мощью высокотемпературного начального нагрева воз­ духа, состоящее из форсунок, трубопровода для по­ дачи топлива и насосных агрегатов, предложено Б. И. Баранцевым, В. Л. Васильевым, В. П. Кондра­ тенко, Н. Г. Конопасовым, В. Н. Куниным, Г. И. Мат­ веевым и Ю. П. Ставровым. Форсунки смонтированы на поворотной пространственной ферме, состоящей из трубчатых элементов. Для повышения эффектив­ ности сжигания топлива часть трубопроводов выпол­ нена в виде змеевиков, расположенных над фор­ сунками.

Испытания таких установок в Коркинском разрезе показали, что при их работе во внутрикарьерион атмо­ сфере происходит перестройка температурного поля, которая способствует разрушению инверсии и выносу вредных примесей. Вместе с тем наблюдениями были обнаружены дефекты теплового способа проветрива­ ния, основанного на сжигании жидкого углеводород­ ного топлива. Наличие змеевиков над форсунками не устраняет полностью образование сажи, особенно в начальный период работы агрегата. С нагретой струей она поднимается на некоторую высоту, после этого частично выпадает в разрезе, частично в виде дыма уносится в сторону поселков, расположенных на при­ легающей территории.

В связи с необходимостью защиты воздушного бассейна от загрязнений более перспективными, по нашему мнению, являются средства проветривания с электрическим приводом.

Анализ рассмотренных патентных и других мате­ риалов показывает, что к настоящему времени не разработаны способы и не созданы средства провет­ ривания угольных и рудных карьеров, которые позво­ лили бы достаточно полно решить данную проблему. В зарубежной практике также нет приемлемых ре­ шений.

§6. Опыт применения и устройство вентиляторных установок для принудительного проветривания угольных и рудных карьеров

Вентиляторные установки для проветривания карьеров УПК-РД и УПК-4. Передвижная веигиля-

92


Т е м п ер а т у р а

стр уи

на

с р е зе

н а са д к и

 

 

при

о сн о в н о м

р еж и м е

р а б о ты

 

на

3 6 0 — 5 0 0 ,

р а зр е за х , ° С

.........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

средн ем 4 4 0

У д ел ь н а я

м асса

г а зо в о й

ст р у и

 

на

 

 

с р е зе со п л а , к г/м 3 .......................................

 

 

 

 

0 ,5 9 — 0 ,4 8 , в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднем

0 ,5 2 5

С р ед н я я

ск о р о ст ь

ст р у и на с р е зе

4 8 0 — 4 9 0

со п л а

(при

4 2 0 0

о б /м н и ),

м /с

 

У гол

н ак л он а

 

д в и ж и т е л я

 

в о зд у х а ,

 

 

гр а д у с :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 (д о 2 1 )

н и ж е г о р и з о н т а ........................................

 

 

 

 

 

вы ш е г о р и з о н т а ........................................

 

 

 

 

 

20

У гол

п о в о р о т а

 

д в и ж и т ел я

в о зд у х а

 

 

в г о р и зо н т а л ь н о й

п л оск ости

 

от

 

 

п р о д о л ь н о й о си ж е л е з н о д о р о ж н о й

 

 

п л атф ор м ы

 

(с ф и к сац и ей

ч ер ез

 

 

2 2 ,5 °),

г р а д у с ..................................................

 

 

 

 

 

 

- И

8 0

Р а с х о д т о п л и ва (о р и ен т и р о в о ч н о ), т/ч

 

5

Е м к о сть

б а к о в ,

л:

 

 

 

 

 

 

 

 

о сн о в н о г о

 

топ л и ва .

 

.

.

.

15 0 0 0

. п у ск о в о го

 

топ л и ва

.

 

.

.

.

150

м а с л а ...................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

Е м к ость

б а л л о н а

с ж а т о г о

в о з д у х а ,

л

 

4 0

Т р а н сп о р тн а я

б а з а

........................................

 

 

 

 

Ж ел езн о д о р о ж ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная цельном е-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таллйческая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

платф орм а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гр у зо п о д ъ ем ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н остью

6 0 т

У стан ов к а в п и сы в ается

в

ж е л е з н о ­

 

 

д о р о ж н ы й г а б а р и т п о д в и ж н о г о с о ­

 

 

с т а в а (Т -1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а с с а у ст а н о в к и , т:

 

 

 

 

 

 

 

 

с у х о й ....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

с то п л и в о м

 

.................................................

 

 

 

 

 

 

53

Металлоконструкция крепления и поворота движи­ теля воздуха состоит из. следующих узлов: поворот­ ного круга, механизма наклона, рамы подъема уста­ новки и рамы крепления двигателя РД-ЗМ. Для по­ ворота, двигателя в горизонтальной плоскости исполь­ зован поворотный круг от экскаватора Э-1003 с уменьшенным вдвое числом опорных роликов. Нижний лист поворотного круга с кольцевой дорожкой для роликов уложен на двутавры, приваренные к желез­ нодорожной платформе. Верхний лист поворотного круга имеет снизу дорожку для опорных роликов. Верхний и нижний листы между собой соединены по­ воротной цапфой.

94


дают локомотивом в разрез. Перед запуском двига­ теля ж.-д. платформу скрепляют с рельсами с по­ мощью захватов, выставляют дополнительные опоры (аутригеры), подкладывают под колеса башмаки (по два с противоположных сторон).

Двигатель установки разворачивают на необходи­ мые углы в вертикальной и горизонтальной плоско­ стях и фиксируют, после чего производят запуск. Окончив работу, двигатель приводят в транспортное положение. Управление установкой производится дн-

Т ехн и ч еск ая

х а р а к т ер и ст и к а

у ст а н о в к и

У П К -4

Д в и ж и т е л ь

в о з д у х а .......................................

 

 

 

О севой ш а х т ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

вентилятор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В О К Д - 1 ,8

Д и а м е т р

р а б о ч ег о

к ол еса

в ен т и л я ­

 

 

т о р а ,

м ............................................

 

 

 

 

 

 

1 ,8

 

 

П р о и зв о д и т ел ь н о ст ь в ен т и л я т о р а , м 3/ с

 

9 6

Д а л ь н о б о й н о с т ь

с в о б о д н о й

ст р у и ,

м

2 5 0 — 300

П р о и зв о д и т ел ь н о ст ь

с в о б о д н о й

струп

 

 

на

р а сст о я н и и

2 5 0 — 3 0 0

м,

млн.

 

 

м 3/ ч .................................................

 

 

 

 

 

 

18— 21

 

 

Тип

н а са д к и , у л у ч ш а ю щ ей

п а р а м е т ­

 

 

ры

с в о б о д н о й

с т р у п ..........................................

 

 

 

 

К онф узорн о -ц и -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линдрическая

Д и а м е т р ст р у и на с р е зе

н а са д к и ,

м

 

1 ,5

С р ед н я я ск о р о ст ь ст р у н

па с р е зе

 

 

н а са д к и , м / с

.........................................................

 

 

 

 

 

 

5 4 ,3

У гол

н ак л он а

д в и ж и т ел я

в о зд у х а ,

 

 

гр а д у с :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н и ж е г о р и з о н т а .......................................

 

 

 

 

 

2 2

вы ш е г о р и з о н т а ........................................

 

 

 

 

 

10

У гол

п о в о р о т а

д в и ж и т е л я

в о зд у х а

 

 

в г о р и зо н т а л ь н о й

п л оск ости

от

 

 

п р о до л ь н о й

осп

ж е л е з н о д о р о ж н о й

 

 

п л атф ор м ы

(с ф и к сац и ей

ч ер ез

 

 

2 2 , 5 ° ) ..............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

± 1 8 0

П о т р е б л я е м а я м о щ н о ст ь ,

к В т

.

.■

 

4 5 0

С к ор ость вращ ен и я

д в и г а т е л я , о б /м н и

 

9 85

Н а п р я ж е н и е п ер ем ен н о го т о к а , В .

 

6 0 0 0

Т р а н сп о р тн а я

б а з а ............................................

 

 

 

 

Ж е л езн о д о р о ж ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная

ц ельн ом е­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таллическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

платф орма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г р у зо п о д ъ ем -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и осты о 60 т

У ст а н о в к а

в п и сы вается

в

ж е л е з н о ­

 

 

д о р о ж н ы й

 

г а б а р и т

п о д в и ж н о г о

 

 

с о ст а в а (Т -1 )

 

 

 

 

 

 

 

М а с с а у ст а н о в к и , т ........................................

 

 

 

 

 

4 7

96


станционно, с пульта, расположенного в кабине. Установку обслуживают два человека.

Передвижная вентиляторная установка УПК-4 (рис. 29) предназначена для проветривания застой­ ных зон угольных разрезов с помощью свободной струи, создаваемой шахтным вентилятором ВОКД-1,8, снабженным специальным конфузором.

Агрегаты установки УПК-4 смонтированы на ж.-д. платформе. Привод вентилятора осуществлен от элект­ родвигателя ФАМСО-148-6 через зубчатую муфту. Для обеспечения безаварийной работы вентилятора ВОКД-1,8 в нестационарных условиях предусмотре­ ны специальные амортизирующие подшипники, с по­ мощью которых верхняя рама с установленным на ней вентилятором, электродвигателем и конфузором в средней части закреплена на нижней поворотной раме. '

Механизм наклона состоит из самотормозящегося винта, вращаемого рукояткой через червячную пару.

Корпус червячной передачи

закреплен

шарнирно в

кронштейне,

установленном

на нижней

поворотной

раме. При

вращении винта

траверс перемещается

по нему, придавая верхней раме и установленному на ней вентилятору необходимый наклон.

Для поворота в горизонтальной плоскости венти­ лятора использован поворотный круг от экскаватора Э-1003, в котором число опорных роликов уменьшено в два раза по сравнению с обычным. Нижний лист поворотного круга с кольцевой дорожкой для роликов уложен на двутавры, которые установлены на ж.-д. платформе. Верхний лист поворотного круга дорожку для опорных роликов имеет снизу. Верхний и нижний листы между собой соединены поворотной цапфой. На верхнем листе поворотного круга жестко установ­ лена нижняя поворотная рама. Поворот установки в горизонтальной плоскости осуществляется с помощью ручной лебедки и каната, который крепят в специаль­ ных проушинах. Положение вентилятора с конфузо­ ром относительно продольной оси ж.-д. платформы фиксируется через каждые 22,5° двумя специальными болтами, диаметрально противоположно расположен­ ными относительно нижней поворотной рамы.

Перед запуском вентилятора под колеса ж.-д. плат-

7 — 1 2 3 3

9 7