Файл: Куликов В.П. Проветривание угольных разрезов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разреза имеются отдельные слон повышенной устой­ чивости, Е необходимо рассчитывать по слоям 0—50,

50—100,

100—150 м и т. д. (величина

Е0 МДж при

(=

0° С;

7 = 2 7 ЗК)

(табл. 18).

 

 

 

 

1

 

 

Т а б л и ц а 18

 

Р асч ет эн ергии

н еустой ч и вости

атм осф ер ы

по слоям

 

 

с повы ш енной устой ч и в остью

 

5

О -

Мощность слоев воздуха,

считая от дна разреза, м

ОСИ)

Н- §

А£ U

L> >»‘са

§ са со

0—50

5 0—

1 00 —

1 50 —

2 00 —250

2 5 0 —300

3 0 0 —320

п с. х

га <и >>0

 

100

1 50

200

 

 

 

 

И С ЕСО

 

 

 

 

 

 

 

 

0 , 5

10

73

2 5 8

6 3 8

1190

1

917

1120

1 ,0

2 0

145

5 18

1276

2 3 8 0

3

826

2 2 3 8

1 ,5

30

2 1 8

776

1914

3571

5

742

3 3 5 8

2 ,0

4 0

2 9 0

1034

2553

4761

7 6 5 8

4478

2 ,5

51

362

1294

3193

5944

9 573

5 5 9 7

3 ,0

61

4 35

1552

3831

7134

11 4 8 9

6 7 1 7

Можно рассчитать Е и при других значениях тем­ пературы воздуха. При этом используют данные табл. 17 или 18 и одновременно вводят постоянную поправку Д£/, которая для интервала 1°С составля­ ет 0,35%.

Расчетная формула в этом случае имеет вид:

Et = £ 0 — E0AEr \ 0 ' 2t,

'

(19)

где Е0— энергия неустойчивости при i=Q° С для дан­ ного слоя и величины At, Дж; Д£,=0,35% на 1° С — поправка на температуру; I — температура возду­ ха, °С.

 

П ри м ер 1. /= 2 0 ° С ; А /= 3 ° С : сл ои 0 — 2 0 0 м.

 

 

 

 

Р а ссч и т а н н а я

п о

ф о р м у л е (1 9 )

вели чи на

£

р авн а 5 4 6 8

М Д ж .

Д л я

т е х ж е у сл о в и и

ф ак ти ч еск ая

вели чи на

эн ер ги и н еу ст о й ч и в о ­

сти

а т м о сф ер ы

со ст а в л я ет

5 4 7 8 М Д ж . П о гр еш н о ст ь

р а сч ет а

0,18% .

 

П ри м ер 2.

/ =

— 10°С;

Д /= 2 ° С ;

сл он

0 — 300

м.

 

 

 

Н а х о д и м ,

что

Ерасч =

16 9 0 8 М Д ж .

'Н а й д ен н а я

б о л е е

точны м

м е т о д о м £ = 1 6

951

М Д ж .

П о гр еш н о ст ь

р а сч ет а

0,25% .

 

Можно сделать расчет величины тепловой энергии для нагрева воздуха до температурного градиента, равного адиабатическому,

у = уа = 1 °С/100 м.

Определим количество энергии, необходимой для

84


нагрева воздуха в объеме Коркинского разреза, что­ бы на дне температура повысилась на 17,4° С (у —

—4,8°С/100 м, и создания термической стратифика­ ции атмосферы в разрезе с градиентом уа=1°С/100 м при средней температуре воздуха t — —20° С.

Расчет производится по формуле [51]

Et = Ео (Ya - у) (1 - Л£, • 10 - 21),

(20)

где Е'0 —дефицит энергии неустойчивости атмосферы

при средней температуре воздуха

/ =

0°С и изотер­

мическом состоянии

атмосферы

у=0°С/100

м; для

Коркинского разреза Е ’0 = 3 1200

 

(в последую­

щем

с увеличением

глубины

разреза

эта величина

будет

несколько возрастать);

уа— сухоадиабатиче­

ский

градиент температуры, ■уа=1°С/100 м;

у — фак­

тически наблюдаемая величина температурного гра­ диента в разрезе, °С/100 м; t — средняя температура воздуха по шкале Цельсия; Д£, = 0,35% на 1°С — поправка на температуру.

Находим £ =19,6 -104 МДж = 239-19,6-104 ккал.

При низкотемпературном проветривании (к.п.д.= = 0,7; потери энергии за счет лучеиспускания и вы­ носа из разреза воздуха составляют 30%) для однократной замены воздуха потребуется 77,6 тыс. кВт электроэнергии (12,9 тыс. кВт' в течение 6 ч). При высокотемпературном начальном нагреве воздуха в

процессе сжигания

топлива

в форсунках при к.п.д.

проветривания 0,042 расход

керосина доставит 107 т,

а при к.п.д. 0,024 — 187 т.

 

 

 

При энергетических расчетах проветривания в раз­

резах необходимо

также

учитывать

интенсивность

турбулентного обмена, выражаемого

через

коэффи­

циент турбулентности. Однако этот вопрос

требует

специальных исследований.

 

 

 

§ 4. Анализ способов принудительного проветривания разрезов

Проветривание с помощью специальных вентиля­ ционных выработок или трубопроводов, проложенных по бортам разреза. Воздух отсасывается из разреза или нагнетается в него стационарными вентиляторны-

85


Р и с. 27 . С п особы

п р и н у д и т ел ь н о го п р оветр и ван и я :

 

а — с п о м о щ ью

с п е ц и а л ь н ы х

в ы р а б о т о к или т р у б о п р о в о д о в в со ч е т ан и и с

в е н т и л я т о р а м и

н а г н е т а т е л ь н ы м ' п л и в с а с ы в а ю щ и м ;

б — з а т о п л е н н ы м и (сво ­

б о д н ы м и ) с т р у я м и ; в — п р о в е т р и в а н и е т р а н ш е й

з а т о п л е н н ы м и

с т р у я м и

в е н т и л я т о р н ы х у с т ан о во к ; 1 и 2 — в е н т и л я т о р н ы е у с т ан о вк и

ми установками через подземные выработки или вен­ тиляционные трубопроводы (рис. 27). Достоинством всасывающего способа является то, что загрязненный воздух удаляется непосредственно за пределы разреза или в нерабочую зону наветренного борта.

Экспериментами [7] установлено, что скорость сни­ жения концентрации вредных примесей при этом спо­ собе проветривания незначительна.

Для проветривания разреза со слоем загрязнения высотой Н требуется удаление такого количества воз­ духа, которое равно объему зоны загрязнения, а при загрязнении всего разреза — объему последнего, т. е. при всасывающем способе

где QBC— количество воздуха, необходимое для про­ ветривания всасывающим способом, м3/с; V3— объем зоны загазованности, в которой содержание вредных примесей превышает предельно допустимую концент­ рацию (ПДК), м3; ? — время проветривания загазо­ ванной зоны, с.

Недостатком этого способа проветривания являет­ ся то, что, несмотря на снижение концентрации в масштабе всего разреза до санитарных норм и ниже, на отдельных рабочих местах (в зоне заглублений с

86

затрудненным воздухообменом) содержание вредных примесей может оставаться в два-три раза большим. Учитывая общую загазованность разреза произвести хотя бы однократный обмен загрязненного воздуха всасывающим способом современными вентиляторами практически невозможно и неэкономично.

При нагнетательном способе свежий воздух необ­ ходимо подавать в загрязненную часть разреза.

К недостаткам всасывающего и нагнетательного проветривания по выработкам или трубопроводам от­ носятся: большие расходы на сооружение и содержа­ ние воздухоподводящих каналов, сложность сохране­ ния трубопроводов,- потребность в большом числе вентиляторных установок, большие расходы на электроэнергию по сравнению с проветриванием за­ топленными струями.

Для нормального воздухообмена в Сарбайском железорудном карьере во время штиля, когда карьер

достигнет глубины

230 м

и будет

иметь

объем

430 млн. м3, потребуется 20 стволов

(или трубопро­

водов) диаметром

Ю м е

тремя параллельно

рабо­

тающими вентиляторами ВРЦД-4,5 в каждом стволе.

Общая

потребная мощность

составит 180

тыс. кВт

[94].

 

данным

акад. Н. В.

Мельникова

и проф.

По

Б. В. Фадеева

[64], для проветривания Первомай­

ского

карьера

вентиляторами

производительностью

1570

м3/с необходимо пройти 30 вентиляционных ство­

лов или установить 30 вентиляционных труб диамет­ ром 10 м.

Для проветривания Коркинского угольного разре­ за объемом 700 млн. м3 необходимо пройти 11 венти­

ляционных стволов

сечением

в свету

18 м2 каждый

и установить 11 вентиляторов

ВОКД-3 общей уста­

новленной

мощностью 20 тыс. кВт, что является эко­

номически

менее

целесообразным

по сравнению с

другими способами проветривания.

Проветривание за счет подогрева воздуха. Сущ­ ность этого способа проветривания сводится к созда­ нию потока теплого воздуха с помощью какого-либо источника тепла. Повышение температуры влечет за собой снижение удельного веса воздуха, его активный подъем вверх и вынос вредных примесей из нижней

87


части разреза. Для восходящего движения необходи­ мо, чтобы приращение температуры воздуха в разрезе было больше 1° С на 100 м глубины. При этом нару­ шается устойчивое (инверсионное) состояние атмо­ сферы.

Как выше показано, для нагрева воздуха в объеме Коркинского разреза и ликвидации таким образом температурной инверсии с градиентом у = —4,8°С/100 м при высокотемпературном начальном нагреве воздуха сжиганием топлива в форсунках требуется от 107 до 187 т керосина. Следовательно, более целесообразным может оказаться слабый низкотемпературный началь­ ный подогрев воздуха в сочетании с применением за­ топленных струй, создаваемых различными вептиляциоиными установками.

Проветривание с помощью затопленных струй, создаваемых различными вентиляторными установ­ ками. Воздух, подаваемый вентиляторной установкой в виде затопленной струи, благодаря турбулентности присоединяет дополнительные массы прилегающего воздуха. При этом скорость у границ струи убывает,

арасход увеличивается в 20—40 раз и более.

Вкачестве вентиляторных агрегатов в опытном порядке используются турбовинтовые и турбореактив­ ные авиадвигатели, самолетные и вертолетные винты

сэлектроприводом и приводом от двигателей внутрен­ него сгорания, шахтные вентиляторы, могут быть так­ же использованы специальные вентиляторы со струей повышенной дальнобойности, предназначенные для проветривания открытых горных работ.

Проветривание с помощью вертолетов. Первые предложения по применению вертолетов для провет­ ривания были сделаны в 1958—1959 гг. И. П. Кузне­ цовым'[44, 45] и Н. 3. Битколовым, утверждавшими, что наиболее оптимальные условия работы вентиля­ тора будут при его расположении непосредственно над разрезом. В результате был сделан вывод о це­ лесообразности применения вертолетов для проветри­ вания разрезов. В 1960 г. Н. Н. Фадеевым [89] была опубликована теоретическая статья, материалы кото­ рой позволяли по массе вертолета и диаметру его винта определить индуктивную скорость (скорость от­ брасывания воздуха винтом). В 1967 г. опубликована'

88

статья О. Б. Левииского, в которой благодаря ис­ пользованию теории идеалы-юто винта и теории сво­ бодной осесимметричной струи проф. Г. Н. Абрамо­ вича получена расчетная формула для определения дальнобойной струи, отбрасываемой вертолетом при известной конечной скорости воздушного потока, а также рекомендована зависимость для определения диаметра струи на расстоянии L от винта.

О. Б. Левииским приведены параметры струй для различного типа вертолетов в режиме зависания.

Следует отметить, что данные по дальнобойности струи и ее диаметру являются очень завышенными, так как в них не учитывается устойчивость атмосфе­ ры в периоды температурных инверсий, влияние кор­ пуса вертолета на размыв струи, не обоснованно при­ нята величина коэффициента структуры а = 0,076, по другим данным а = 0,10 и более [22, 17] и др.

Натурные наблюдения Н. Г. Фатуева [90] показы­ вают значительное расхождение опытных данных с расчетными [7]. При безветренной погоде максималь­

ная дальнобойность

вертолетных

струй оказалась

18 м для МИ-1

и 25

м для МИ-4.

Диаметр эффектив­

ного действия

струй при оптимальной высоте зависа­

ния (9 м для МИ-1 и 15 м для МИ-4) равен соответ­ ственно 50 и 60 м. Следует отметить, что данные Н. Г. Фатуева являются заниженными. Опыты [90] показали, что в результате полетов вертолета или его зависания над разрезом достигается некоторое пере­ мешивание атмосферы, однако существенного сниже­ ния средней концентрации газов во время общей зага­ зованности в разрезах значительных размеров не наблюдается, так как практически не происходит об­ мена между воздухом, находящимся в разрезе и на поверхности. Одиночный вертолет МИ-1 при инвер­ сионном состоянии атмосферы может благодаря не­ прерывным вертикальным полетам проветрить в те­ чение 30 мин открытую горную выработку глубиной

30—40 м, длиной 60 м.

Таким образом, вертолеты не могут обеспечить общего проветривания разрезов. Их можно использо­ вать для проветривания отдельных застойных зон [90]. Однако и в этом случае их применение крайне

89


ограничено из-за большой опасности полетов в карь­ ерном пространстве. Более целесообразным является применение вентиляторных установок с вертолетными

винтами, создающими восходящие потоки

возду­

ха [98].

агрега­

Проветривание разрезов вентиляторными

тами с различными движителями воздуха У Методом лабораторного моделирования установлено, что при принудительном воздухообмене с использованием энергии затопленных струй разбавление вредных при­ месей происходит в 10—12 раз быстрее, чем при на­ гнетательном способе, и в 20—25 раз быстрее, чем при всасывающем [7]. Использование энергии затоп­ ленных струй, создаваемых вентиляторами, имеет следующие преимущества перед всасывающим и на­ гнетательным способами проветривания [7]:

сравнительно небольшие экономические затраты на вентиляционные сооружения и их обслуживание;

подача в нижнюю часть разрезов больших объемов воздуха за счет увеличения расхода по длине струи, что обеспечивает эффективное разбавление вредных примесей в проветриваемой зоне;

небольшие расходы воздуха на выходе из венти­ ляторных установок по сравнению с другими спо­ собами;

большая зона действия создаваемого воздушного потока вследствие турбулентного расширения струи; более равномерное проветривание как отдельных рабочих мест, так и разреза в целом из-за высокой

степени т-урбулентности вентиляционной струи.

В связи с указанными достоинствами рассматри­ ваемого способа проветривания разработаны и прохо­ дят испытания большое число вентиляторных устано­ вок (создающих затопленные струи), которые описаны в§ 6 глава III. НИИОГРом совместно с предприятия­ ми комбината Челябинскуголь созданы две вентиля­ торные установки УПК-4 и УПК-РД, которые в опыт­

ном порядке используются

в Коркинском разрезе.1

1

П о д д в и ж и т е л е м в о зд у х а

нам и

п о н и м ается

у ст р о й ств о

д л я

п р е о б р а зо в а н и я р а б о ты д в и га тел я

или д р у г о г о

источни к а

эн ер ги и в р а б о т у , р а с х о д у е м у ю на с о зд а н и е д в и ж ен и я в о з д у ш ­ ной струи .

90