ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
разреза имеются отдельные слон повышенной устой чивости, Е необходимо рассчитывать по слоям 0—50,
50—100, |
100—150 м и т. д. (величина |
Е0 МДж при |
|||
(= |
0° С; |
7 = 2 7 ЗК) |
(табл. 18). |
|
|
|
|
1 |
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Р асч ет эн ергии |
н еустой ч и вости |
атм осф ер ы |
по слоям |
|
|
|
с повы ш енной устой ч и в остью |
|
||
5 |
О - |
Мощность слоев воздуха, |
считая от дна разреза, м |
||
ОСИ) |
Н- §
А£ U
L> >»‘са
§ са со |
0—50 |
5 0— |
1 00 — |
1 50 — |
2 00 —250 |
2 5 0 —300 |
3 0 0 —320 |
|
п с. х |
||||||||
га <и >>0 |
|
100 |
1 50 |
200 |
|
|
|
|
И С ЕСО |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 , 5 |
10 |
73 |
2 5 8 |
6 3 8 |
1190 |
1 |
917 |
1120 |
1 ,0 |
2 0 |
145 |
5 18 |
1276 |
2 3 8 0 |
3 |
826 |
2 2 3 8 |
1 ,5 |
30 |
2 1 8 |
776 |
1914 |
3571 |
5 |
742 |
3 3 5 8 |
2 ,0 |
4 0 |
2 9 0 |
1034 |
2553 |
4761 |
7 6 5 8 |
4478 |
|
2 ,5 |
51 |
362 |
1294 |
3193 |
5944 |
9 573 |
5 5 9 7 |
|
3 ,0 |
61 |
4 35 |
1552 |
3831 |
7134 |
11 4 8 9 |
6 7 1 7 |
Можно рассчитать Е и при других значениях тем пературы воздуха. При этом используют данные табл. 17 или 18 и одновременно вводят постоянную поправку Д£/, которая для интервала 1°С составля ет 0,35%.
Расчетная формула в этом случае имеет вид:
Et = £ 0 — E0AEr \ 0 ' 2t, |
' |
(19) |
где Е0— энергия неустойчивости при i=Q° С для дан ного слоя и величины At, Дж; Д£,=0,35% на 1° С — поправка на температуру; I — температура возду ха, °С.
|
П ри м ер 1. /= 2 0 ° С ; А /= 3 ° С : сл ои 0 — 2 0 0 м. |
|
|
|
|||||||
|
Р а ссч и т а н н а я |
п о |
ф о р м у л е (1 9 ) |
вели чи на |
£ |
р авн а 5 4 6 8 |
М Д ж . |
||||
Д л я |
т е х ж е у сл о в и и |
ф ак ти ч еск ая |
вели чи на |
эн ер ги и н еу ст о й ч и в о |
|||||||
сти |
а т м о сф ер ы |
со ст а в л я ет |
5 4 7 8 М Д ж . П о гр еш н о ст ь |
р а сч ет а |
0,18% . |
||||||
|
П ри м ер 2. |
/ = |
— 10°С; |
Д /= 2 ° С ; |
сл он |
0 — 300 |
м. |
|
|
||
|
Н а х о д и м , |
что |
Ерасч = |
16 9 0 8 М Д ж . |
'Н а й д ен н а я |
б о л е е |
точны м |
||||
м е т о д о м £ = 1 6 |
951 |
М Д ж . |
П о гр еш н о ст ь |
р а сч ет а |
0,25% . |
|
Можно сделать расчет величины тепловой энергии для нагрева воздуха до температурного градиента, равного адиабатическому,
у = уа = 1 °С/100 м.
Определим количество энергии, необходимой для
84
нагрева воздуха в объеме Коркинского разреза, что бы на дне температура повысилась на 17,4° С (у —
— —4,8°С/100 м, и создания термической стратифика ции атмосферы в разрезе с градиентом уа=1°С/100 м при средней температуре воздуха t — —20° С.
Расчет производится по формуле [51]
Et = Ео (Ya - у) (1 - Л£, • 10 - 21), |
(20) |
где Е'0 —дефицит энергии неустойчивости атмосферы
при средней температуре воздуха |
/ = |
0°С и изотер |
||||
мическом состоянии |
атмосферы |
у=0°С/100 |
м; для |
|||
Коркинского разреза Е ’0 = 3 1200 |
|
(в последую |
||||
щем |
с увеличением |
глубины |
разреза |
эта величина |
||
будет |
несколько возрастать); |
уа— сухоадиабатиче |
||||
ский |
градиент температуры, ■уа=1°С/100 м; |
у — фак |
тически наблюдаемая величина температурного гра диента в разрезе, °С/100 м; t — средняя температура воздуха по шкале Цельсия; Д£, = 0,35% на 1°С — поправка на температуру.
Находим £ =19,6 -104 МДж = 239-19,6-104 ккал.
При низкотемпературном проветривании (к.п.д.= = 0,7; потери энергии за счет лучеиспускания и вы носа из разреза воздуха составляют 30%) для однократной замены воздуха потребуется 77,6 тыс. кВт электроэнергии (12,9 тыс. кВт' в течение 6 ч). При высокотемпературном начальном нагреве воздуха в
процессе сжигания |
топлива |
в форсунках при к.п.д. |
||
проветривания 0,042 расход |
керосина доставит 107 т, |
|||
а при к.п.д. 0,024 — 187 т. |
|
|
|
|
При энергетических расчетах проветривания в раз |
||||
резах необходимо |
также |
учитывать |
интенсивность |
|
турбулентного обмена, выражаемого |
через |
коэффи |
||
циент турбулентности. Однако этот вопрос |
требует |
|||
специальных исследований. |
|
|
|
§ 4. Анализ способов принудительного проветривания разрезов
Проветривание с помощью специальных вентиля ционных выработок или трубопроводов, проложенных по бортам разреза. Воздух отсасывается из разреза или нагнетается в него стационарными вентиляторны-
85
Р и с. 27 . С п особы |
п р и н у д и т ел ь н о го п р оветр и ван и я : |
|
||
а — с п о м о щ ью |
с п е ц и а л ь н ы х |
в ы р а б о т о к или т р у б о п р о в о д о в в со ч е т ан и и с |
||
в е н т и л я т о р а м и |
н а г н е т а т е л ь н ы м ' п л и в с а с ы в а ю щ и м ; |
б — з а т о п л е н н ы м и (сво |
||
б о д н ы м и ) с т р у я м и ; в — п р о в е т р и в а н и е т р а н ш е й |
з а т о п л е н н ы м и |
с т р у я м и |
в е н т и л я т о р н ы х у с т ан о во к ; 1 и 2 — в е н т и л я т о р н ы е у с т ан о вк и
ми установками через подземные выработки или вен тиляционные трубопроводы (рис. 27). Достоинством всасывающего способа является то, что загрязненный воздух удаляется непосредственно за пределы разреза или в нерабочую зону наветренного борта.
Экспериментами [7] установлено, что скорость сни жения концентрации вредных примесей при этом спо собе проветривания незначительна.
Для проветривания разреза со слоем загрязнения высотой Н требуется удаление такого количества воз духа, которое равно объему зоны загрязнения, а при загрязнении всего разреза — объему последнего, т. е. при всасывающем способе
где QBC— количество воздуха, необходимое для про ветривания всасывающим способом, м3/с; V3— объем зоны загазованности, в которой содержание вредных примесей превышает предельно допустимую концент рацию (ПДК), м3; ? — время проветривания загазо ванной зоны, с.
Недостатком этого способа проветривания являет ся то, что, несмотря на снижение концентрации в масштабе всего разреза до санитарных норм и ниже, на отдельных рабочих местах (в зоне заглублений с
86
затрудненным воздухообменом) содержание вредных примесей может оставаться в два-три раза большим. Учитывая общую загазованность разреза произвести хотя бы однократный обмен загрязненного воздуха всасывающим способом современными вентиляторами практически невозможно и неэкономично.
При нагнетательном способе свежий воздух необ ходимо подавать в загрязненную часть разреза.
К недостаткам всасывающего и нагнетательного проветривания по выработкам или трубопроводам от носятся: большие расходы на сооружение и содержа ние воздухоподводящих каналов, сложность сохране ния трубопроводов,- потребность в большом числе вентиляторных установок, большие расходы на электроэнергию по сравнению с проветриванием за топленными струями.
Для нормального воздухообмена в Сарбайском железорудном карьере во время штиля, когда карьер
достигнет глубины |
230 м |
и будет |
иметь |
объем |
430 млн. м3, потребуется 20 стволов |
(или трубопро |
|||
водов) диаметром |
Ю м е |
тремя параллельно |
рабо |
тающими вентиляторами ВРЦД-4,5 в каждом стволе.
Общая |
потребная мощность |
составит 180 |
тыс. кВт |
||
[94]. |
|
данным |
акад. Н. В. |
Мельникова |
и проф. |
По |
|||||
Б. В. Фадеева |
[64], для проветривания Первомай |
||||
ского |
карьера |
вентиляторами |
производительностью |
||
1570 |
м3/с необходимо пройти 30 вентиляционных ство |
лов или установить 30 вентиляционных труб диамет ром 10 м.
Для проветривания Коркинского угольного разре за объемом 700 млн. м3 необходимо пройти 11 венти
ляционных стволов |
сечением |
в свету |
18 м2 каждый |
|
и установить 11 вентиляторов |
ВОКД-3 общей уста |
|||
новленной |
мощностью 20 тыс. кВт, что является эко |
|||
номически |
менее |
целесообразным |
по сравнению с |
другими способами проветривания.
Проветривание за счет подогрева воздуха. Сущ ность этого способа проветривания сводится к созда нию потока теплого воздуха с помощью какого-либо источника тепла. Повышение температуры влечет за собой снижение удельного веса воздуха, его активный подъем вверх и вынос вредных примесей из нижней
87
части разреза. Для восходящего движения необходи мо, чтобы приращение температуры воздуха в разрезе было больше 1° С на 100 м глубины. При этом нару шается устойчивое (инверсионное) состояние атмо сферы.
Как выше показано, для нагрева воздуха в объеме Коркинского разреза и ликвидации таким образом температурной инверсии с градиентом у = —4,8°С/100 м при высокотемпературном начальном нагреве воздуха сжиганием топлива в форсунках требуется от 107 до 187 т керосина. Следовательно, более целесообразным может оказаться слабый низкотемпературный началь ный подогрев воздуха в сочетании с применением за топленных струй, создаваемых различными вептиляциоиными установками.
Проветривание с помощью затопленных струй, создаваемых различными вентиляторными установ ками. Воздух, подаваемый вентиляторной установкой в виде затопленной струи, благодаря турбулентности присоединяет дополнительные массы прилегающего воздуха. При этом скорость у границ струи убывает,
арасход увеличивается в 20—40 раз и более.
Вкачестве вентиляторных агрегатов в опытном порядке используются турбовинтовые и турбореактив ные авиадвигатели, самолетные и вертолетные винты
сэлектроприводом и приводом от двигателей внутрен него сгорания, шахтные вентиляторы, могут быть так же использованы специальные вентиляторы со струей повышенной дальнобойности, предназначенные для проветривания открытых горных работ.
Проветривание с помощью вертолетов. Первые предложения по применению вертолетов для провет ривания были сделаны в 1958—1959 гг. И. П. Кузне цовым'[44, 45] и Н. 3. Битколовым, утверждавшими, что наиболее оптимальные условия работы вентиля тора будут при его расположении непосредственно над разрезом. В результате был сделан вывод о це лесообразности применения вертолетов для проветри вания разрезов. В 1960 г. Н. Н. Фадеевым [89] была опубликована теоретическая статья, материалы кото рой позволяли по массе вертолета и диаметру его винта определить индуктивную скорость (скорость от брасывания воздуха винтом). В 1967 г. опубликована'
88
статья О. Б. Левииского, в которой благодаря ис пользованию теории идеалы-юто винта и теории сво бодной осесимметричной струи проф. Г. Н. Абрамо вича получена расчетная формула для определения дальнобойной струи, отбрасываемой вертолетом при известной конечной скорости воздушного потока, а также рекомендована зависимость для определения диаметра струи на расстоянии L от винта.
О. Б. Левииским приведены параметры струй для различного типа вертолетов в режиме зависания.
Следует отметить, что данные по дальнобойности струи и ее диаметру являются очень завышенными, так как в них не учитывается устойчивость атмосфе ры в периоды температурных инверсий, влияние кор пуса вертолета на размыв струи, не обоснованно при нята величина коэффициента структуры а = 0,076, по другим данным а = 0,10 и более [22, 17] и др.
Натурные наблюдения Н. Г. Фатуева [90] показы вают значительное расхождение опытных данных с расчетными [7]. При безветренной погоде максималь
ная дальнобойность |
вертолетных |
струй оказалась |
|
18 м для МИ-1 |
и 25 |
м для МИ-4. |
Диаметр эффектив |
ного действия |
струй при оптимальной высоте зависа |
ния (9 м для МИ-1 и 15 м для МИ-4) равен соответ ственно 50 и 60 м. Следует отметить, что данные Н. Г. Фатуева являются заниженными. Опыты [90] показали, что в результате полетов вертолета или его зависания над разрезом достигается некоторое пере мешивание атмосферы, однако существенного сниже ния средней концентрации газов во время общей зага зованности в разрезах значительных размеров не наблюдается, так как практически не происходит об мена между воздухом, находящимся в разрезе и на поверхности. Одиночный вертолет МИ-1 при инвер сионном состоянии атмосферы может благодаря не прерывным вертикальным полетам проветрить в те чение 30 мин открытую горную выработку глубиной
30—40 м, длиной 60 м.
Таким образом, вертолеты не могут обеспечить общего проветривания разрезов. Их можно использо вать для проветривания отдельных застойных зон [90]. Однако и в этом случае их применение крайне
89
ограничено из-за большой опасности полетов в карь ерном пространстве. Более целесообразным является применение вентиляторных установок с вертолетными
винтами, создающими восходящие потоки |
возду |
ха [98]. |
агрега |
Проветривание разрезов вентиляторными |
тами с различными движителями воздуха У Методом лабораторного моделирования установлено, что при принудительном воздухообмене с использованием энергии затопленных струй разбавление вредных при месей происходит в 10—12 раз быстрее, чем при на гнетательном способе, и в 20—25 раз быстрее, чем при всасывающем [7]. Использование энергии затоп ленных струй, создаваемых вентиляторами, имеет следующие преимущества перед всасывающим и на гнетательным способами проветривания [7]:
сравнительно небольшие экономические затраты на вентиляционные сооружения и их обслуживание;
подача в нижнюю часть разрезов больших объемов воздуха за счет увеличения расхода по длине струи, что обеспечивает эффективное разбавление вредных примесей в проветриваемой зоне;
небольшие расходы воздуха на выходе из венти ляторных установок по сравнению с другими спо собами;
большая зона действия создаваемого воздушного потока вследствие турбулентного расширения струи; более равномерное проветривание как отдельных рабочих мест, так и разреза в целом из-за высокой
степени т-урбулентности вентиляционной струи.
В связи с указанными достоинствами рассматри ваемого способа проветривания разработаны и прохо дят испытания большое число вентиляторных устано вок (создающих затопленные струи), которые описаны в§ 6 глава III. НИИОГРом совместно с предприятия ми комбината Челябинскуголь созданы две вентиля торные установки УПК-4 и УПК-РД, которые в опыт
ном порядке используются |
в Коркинском разрезе.1 |
|||
1 |
П о д д в и ж и т е л е м в о зд у х а |
нам и |
п о н и м ается |
у ст р о й ств о |
д л я |
п р е о б р а зо в а н и я р а б о ты д в и га тел я |
или д р у г о г о |
источни к а |
эн ер ги и в р а б о т у , р а с х о д у е м у ю на с о зд а н и е д в и ж ен и я в о з д у ш ной струи .
90