Файл: Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
где d4 и аш — диаметры цилиндра и штока;
q — давление рабочей жидкости в цилиндре. Узел поворотного суппорта нагружен технологически ми усилиями Т и N, а также крутящим моментом М„.с (см. рис. 6 и 53), которые воспринимаются держателем формователя (скоба, работающая на изгиб), подшипни ковыми опорами и валом-шестерней. Момент М„.с урав
новешивается моментом Мв.ш, |
создаваемым на вал-шес |
||
терне с помощью рейки, |
являющейся |
продолжением |
|
плунжера гидроцилиндра. |
|
|
|
Пренебрегая потерями на трение, получим диаметр |
|||
плунжера |
|
|
|
d„ = |
^ |
-, |
(142) |
0,392Д,.о<7
где Dh.o — диаметр начальной окружности вал-шестерни.
Выбор электродвигателя и определение момента инер
ции маховых масс шпинделя. Усовершенствование об
катки трубчатых заготовок позволило все операции, свя занные с этим, проводить без выключения двигателя и шпинделя, что наряду с повышением производительности улучшило условия работы двигателя.
В период рабочего цикла обкатки энергия расходует ся на пластическую деформацию металла Э ш п (измене ние крутящего момента на шпинделе показано на рис. 8), на трение в исполнительных механизмах Э т р , на упру гую деформацию силовых узлов машины:
Эр — Эшп + Э т 0 + Эу. |
(143) |
Расход энергии на шпинделе определяется планимет рированием диаграммы крутящего момента Мшп (кри вая 2 на рис, 8) на участке рабочего хода:
• |
Эшп = |
[ Мшп (X) dX. |
(144) |
|
|
b |
|
Учитывая Э Т |
Р и Э у коэффициентом потерь г\п, |
выра |
|
женным в долях от Э ш п , |
и расход энергии холостого хо |
||
да Э х . х коэффициентом |
г\х.х также в долях от Э |
ш п , най |
дем потребную мощность асинхронного двигателя с фаз ным ротором
кэ (Эшп -f- Эщпч\п) Ч~ ЭщПу\х.х |
(145) |
141
где кз — коэффициент, |
зависящий |
от |
номинального |
скольжения sH0M |
установленного |
электродви |
|
гателя. В режиме работы |
обкатных машин он |
изменяется в пределах к0= 1,24-1,6.
На основании экспериментальных данных для обкат ных машин описанного типа можно принять т]„=0,05; 11*.* = 0,18.
Маховые массы шпинделя должны обеспечить сгла живание пиковых нагрузок. Работа маховых масс опре деляется разностью
|
ЭМ |
= Э Р - Э Э = |
J ' M |
m ™* |
, |
(146) |
где |
] ' ч — момент инерции |
маховых |
масс |
шпинделя; |
||
Штах и cümin— максимальная |
и минимальная |
угловые |
||||
|
|
скорости маховых масс в начале и конце |
||||
|
|
активного хода. |
|
|
|
|
|
Обозначив |
коэффициент |
неравномерности |
хода |
||
|
g , |
ю піах — Cumin |
|
^max — "min |
(147) |
получим выражение для определения момента инерции маховых масс, обеспечивающего сглаживание пульси рующих нагрузок на двигатель
J'M = |
— |
^ |
|
, |
|
(148) |
|
или, записав пср через |
|
30 |
|
|
|
|
п с |
номинальное |
число |
оборотов |
|||||
учетом выражения (147): |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ «m ІП |
~ |
n, |
|
(149) |
||
|
2 |
|
ô„ + 2 |
|
|
' |
|
получим |
|
|
|
|
|
|
|
J'M= |
*-*W** |
+ 2)* |
t |
|
( 1 5 0 |
) |
|
Обкатные машины. Для обкатки днищ |
и |
горловин |
|||||
баллонов большого объема |
|
и массы (более |
500 |
кг) |
ВНИИМЕТМАШ разработал новую конструкцию обкат ной машины (рис. 54) [31].
Она состоит из электропривода 1, приводного шпин деля 2 с редуктором, поддерживающего устройства 3, передвижного лотка 4, суппорта 5, гидропривода 6, на котором закреплен регулируемый упор 7. Суппорт 5 с
142
1 |
2 |
S |
и |
5 |
6 7 8 9 |
Рис. 54. Обкатная машина конструкции ВНИИМЕТМАШ
гидроприводом 6 выполнены одним узлом и с помощью механизма 'передвижения 8 могут перемещаться по на правляющим станины 9. Суппорт 5 выполняет роль лю нета и представляет собой пятикулачковый самоцентри рующий патрон с гидроприводом, смонтированный в под шипниковой опоре. Приводной шпиндель 2 также имеет пятикулачковый патрон с гидроприводом. Гидропривод 6 служит для поворота формующего инструмента в вер тикальной плоскости.
Работа обкатной машины состоит в следующем. Заго товку укладывают на поддерживающее устройство и ло ток 4, затем включается механизм передвижения 8, за готовка проходит через суппорт 5 до упора 7 и заталки вается в приводной шпиндель 2. При этом лоток 4 может передвигаться суппортом 5 вдоль направляющих стани ны. После этого включается привод зажимных патронов шпинделя 2 и суппорта 5, включаются электропривод 1 вращения шпинделя и гидропривод 6 поворота инстру мента. Происходит обкатка. Обкатанная заготовка вы дается при обратном порядке работы механизмов.
Такая конструкция обкатной машины обеспечивает зажим двух концов изделия, что позволяет обкатывать большой длины и массы заготовки.
28. МАШИНЫ ДЛЯ ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ ОБКАТКИ ТРУБЧАТЫХ ЗАГОТОВОК
Исследованиями открыты широкие технологические возможности обкатки трубчатых заготовок путем тан генциальной подачи специально калиброванного инстру-
143
мента. Созданы машины, предназначенные для получе ния на трубчатых заготовках различной формы пере жимов, днищ, горловин, которые позволяют совмещать операции обкатки, с операциями механической обработ ки, сварки, калибровки.
Обкатная машина для тангенциальной обкатки труб чатых заготовок (рис. 55) состоит из приводного шпин-
Рис. 55. Машина для тангенциальной обкатки трубчатых заготовок
деля / с самоцентрирующим патроном 3, станины 2, суп порта 5 с гидроприводом, двух упорных винтов 6, блока инструмента 7.
Для обкатки заготовка 4 с нагретым концом задает
ся в шпиндель машины, зажимается кулачками |
патро |
на 3 и приводится во вращение. Одновременно |
включа |
ется гидропривод подачи суппорта 5 с блоком инстру ментов 7, благодаря чему осуществляется обкатка и дру гие операции, совмещаемые с обкаткой. Винты 6 служат упорами, ограничивающими ход суппорта «вперед—на зад». Их регулировка дает возможность заканчивать процесс обкатки на заданном участке инструмента, что позволяет по мере его выработки переходить на «све жие» участки, а также обкатывать различные типы изде лий на разных участках одного инструмента.
144
Для совмещения пластической деформации конца трубы с отрезкой обкатанной части путем снятия струж ки, например для получения колпачков со сферическими днищами непосредственно из трубы, гидропривод управ ляется гидрокопирами, задающими скоростную програм му перемещения суппорта, которая имеет четыре харак терных участка: / — соответствует заданной скорости перемещения суппорта при обкатке; 2 — подводу резца к трубе; 3 •— врезанию и отрезке заготовки; 4 — возвра ту инструмента в исходное положение.
Существуют аналогичные обкатные машины и с ме ханическим приводом. Тогда скорость перемещения суп порта задается программным барабаном, на котором фрезеруется паз для копирного ролика, перемещающего суппорт. Такая обкатная машина изготовлена СКМЗ для Ждановского металлургического завода им. Ильича.
Схема сил, действующих на заготовку при тангенци альной обкатке, не отличается от схемы сил, приложен
ных к заготовке при обкатке с поворотным |
суппортом. |
|||||||||
Исходной в расчетах является нормальная составляю |
||||||||||
щая N давления металла на |
инструмент (см. рис. 6); ее |
|||||||||
можно определить по формуле (51). |
|
|
|
|||||||
Для |
расчета |
гидропривода |
суппорта |
определяется |
||||||
Рокр |
— |
максимальное |
значѳние |
окружного |
усилия, |
при |
||||
веденного |
к радиусу |
приложения |
равнодействующей |
|||||||
нормальных сил: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
P o |
K p |
- ^ - ^ |
^ |
+ N„ |
|
(151) |
|
входящие |
в равенство |
Мшп |
и Ri |
определяют по зависи |
||||||
мостям (53) и (54). |
|
|
|
|
|
|
||||
Учитывая потери на трение в промежуточных звеньях |
||||||||||
передачи, а также запас усилия рабочего |
хода Рр.х |
об |
||||||||
щим |
коэффициентом /г3 = 1,3, |
и принимая усилие обрат |
||||||||
ного |
хода |
(двух |
плунжеров) |
Р0.х |
равным |
0,4 рабочего |
усилия, определим диаметры плунжеров рабочего |
(dp.x) |
|
и обрапного хода суппорта |
(d0.x). |
|
р„.х = 1 , З Р о к р |
= çO,785dP .x , |
(152) |
откуда |
|
|
dp.x = y ^ 1 , 6 6 f W |
(153) |
145
и
Ро.х = ОАР„.х = 29 0,785dL, |
(154) |
откуда
(155)
Конструкция шпиндельного узла описанной обкатной машины аналогична шпиндельному узлу обкатной ма шины, показанной на рис. 29, элементы его силового рас чета, а также расчет мощности привода и маховых масс шпинделя приведены в § 27.
29. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СВАРКИ СТЫКУЕМЫХ КРОМОК ЗАГОТОВКИ ПРИ ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ ОБКАТКЕ ТРУБ
Механизм образования стыка при тангенциальной об катке герметичных днищ аналогичен рассмотренному в § 7. Механизация процесса обдувки торцовой кромки за готовки в процессе ее деформирования достигается с по мощью разработанного в КИИ приспособления 3 (рис. 56). Оно состоит из коллектора 5 с трубками 4, корпуса распределителя 7, в который вмонтирован скользящий
Рис. 56. Приспособление для герметичной сварки днищ в процессе их тангенциальной обкатки
146
пневмоконтакт 8, поджимаемый к контактной плоскости коллектора 5 пружиной 6. В отверстия вдоль продольной оси коллектора вставлены и вокруг отверстий пропаяны концы трубок 4, образующих плотный однорядный слой, выходящий на поверхность инструмента 2.
Приспособление работает следующим образом. При обкатке трубчатой заготовке 7 сообщается вращательное движение, инструменту 2 и коллектору 5 с трубками 4, закрепленному на суппорте обкатной машины, сообща ется поперечное по отношению к осп заготовки переме щение. В процессе скольжения коллектора 5 относитель но неподвижного корпуса распределителя 7 через штуцер пневмоконтакта 8 кислород, необходимый для обдувки кромок, поступает в одну — две трубки 4, 'которые в рас сматриваемый момент находятся против кромки, контак тирующей с инструментом заготовки.
В следующий момент, когда зона контакта инстру мента с деформируемым металлом переместится, переме щается и коллектор 5, и тогда боковые кромки заготовки обдуваются через другие трубки, которые к рассматри ваемому моменту находятся против деформируемых кро мок. Обдувка кислородом торцовых кромок деформируе мых трубчатых заготовок, нагретых до температуры 1100—1200°С, приводит к сжиганию неровной и загряз ненной части заготовки, а также к дополнительному ра зогреву кромок, смыкаемых в процессе деформации. Для экономии расхода кислорода его шодводят к штуцеру пневмоконтакта 8 через отсеченый клапан, срабатываю щий от конечных выключателей, которые установлены на пути перемещения суппорта.
30.СОВМЕЩЕНИЕ ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ ОБКАТКИ
СОБРАБОТКОЙ РЕЗАНИЕМ
Для получения из труб изделий типа колпаков целе сообразно совмещать операции обкатки с отрезкой обка танной части от трубы. Для этого на поперечном суппор те за формующим инструментом устанавливают резце держатель с резцом [14]. Отрезка со снятием стружки начинается сразу же после окончания деформации ме талла. В зависимости от длины детали, отрезаемой от трубы, отрезной резец может работать в зоне холод ной части трубы или подогретой от 200—300 до 1000— 1100°С. Это должно учитываться при назначении режима
147