Файл: Каган С.А. Методические основы стандартизации строительных материалов и изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
обеспечение внедрения и надзор за соблюдением стандартов и технических условий на подведомственных предприятиях.
Для выполнения работ по стандартизации в Мини стерстве промышленности строительных материалов
СССР создана система органов и служб стандартизации, схема которой приведена на рис. 1.
Техническое руководство работами по стандартиза ции в промышленности строительных материалов осу ществляют: Госстрой С С С Р — в области стандартизации строительных материалов и изделий по закрепленным группам продукции и Госстандарт СССР — в области системы стандартов ГСС, ЕСКД и других общетехниче ских стандартов, а также стандартов на некоторые виды промышленной продукции, изготовляемой предприятия ми МПСМ СССР.
В системе МПСМ СССР руководство работами по стандартизации осуществляет техническое управление через, входящий в его состав отдел норм п стандартов
(ОСМ).
Основными задачами и обязанностями ОСМ явля ются:
определение основных направлений развития госу дарственной и отраслевой стандартизации закрепленной за министерством продукции;
техническое руководство службами стандартизации отраслевых объединений (управлений) союзно-респуб ликанского министерства, технических управлений (от делов) республиканских министерств, головной и базо вых организаций по стандартизации;
разработка с привлечением служб стандартизации системы министерства планов работ но стандартизации
и представление их на утверждение; |
и подготовка |
их |
рассмотрение проектов стандартов |
||
к утверждению в установленном порядке; |
со |
|
организация работ по надзору за |
внедрением и |
блюдением стандартов и технических условий и по ат тестации качества продукции.
Отдел норм и стандартов осуществляет контроль за выполнением работ по стандартизации отраслевыми управлениями, а также службами стандартизации республиканских министерств строительных мате риалов.
Отраслевые управления руководят работами, выпол>
10
няемыми подведомственными базовыми организациями по стандартизации (БОС).
Республиканские министерства руководят работами по стандартизации в оргтехстромах, конструкторско-тех нологических бюро и других организациях республикан ского подчинения.
Головная организация по стандартизации (ГОСМ) осуществляет общее научно-методическое руководство работой отраслевых базовых организаций по стандарти зации. Основными обязанностями ГОСМ являются:
участие в разработке планов работ по стандартиза ции; координация работ базовых организаций по стан дартизации; разработка нормативно-технических, мето дических и директивных документов, устанавливающих порядок, методику и организацию работ по стандартиза ции строительных материалов и изделий. К таким доку ментам относятся:
отраслевые стандарты |
и инструктивные документы, |
|
устанавливающие порядок |
разработки, |
согласования и |
утверждения технических |
условий на |
закрепленные за |
министерством группы продукции, порядок и методику проведения работ по отраслевой аттестации качества продукции, по эталонированию продукции, указания по надзору за внедрением и соблюдением стандартов и тех нических условий на предприятиях министерства, отрас левые методики определения технико-экономической эф фективности от внедрения стандартов, указания по сос тавлению проектов планов мероприятий по внедрению стандартов;
проверка показателей и норм, установленных в стан дартах, на соответствие современному уровню развития пауки и техники и требованиям общесоюзных норматив ных документов;
подготовка заключений по проектам общетехниче ских и методических стандартов, инструктивных и нор мативных документов.
Непосредственными исполнителями основных работ в области стандартизации являются научно-исследова тельские институты — базовые организации по стандар тизации (БОС), подчиненные соответствующим отрас левым главным управлениям и управлениям министер ства.
Основными обязанностями БОС являются: разработка стандартов на закрепленные группы про-
П
дукщш и подготовка предложений по их своевременно'
му пересмотру; проведение научно-исследовательских работ с целью
обоснования технических требований к качеству стан дартизуемых изделии и материалов;
надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий на закрепленные группы про
дукции; участие в работах по аттестации качества и эталони
рованию продукции; подготовка заключений по проектам стандартов и тех
нических условий; согласование технических условии, разработанных
организациями п предприятиями МПСМ СССР и других министерств и ведомств;
изучение и систематизация отечественного и зару бежного опыта в области стандартизации.
В составе БОС имеются научно-исследовательские подразделения (лаборатории, сектора, отделы), которые выполняют работы по стандартизации и осуществляют научно-техническое и организационно-методическое ру ководство работами по стандартизации, выполняемыми другими подразделениями БОС, а также подведомствен ными или прикрепленными организациями и предприя тиями.
Работы, выполняемые подразделениями по стандар тизации, включаются в годовые планы научно-исследо вательских работ институтов — базовых организаций по стандартизации.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Планирование работ по стандартизации в различных отраслях промышленности и в том числе в промышлен ности строительных материалов является составной частью системы государственного планирования народ ного хозяйства. Планы стандартизации важнейших ви дов продукции включаются в пятилетние и в годовые планы развития различных отраслей промышленности
СССР. Планирование работ по стандартизации в госу дарственном масштабе позволяет осуществить координа цию работ по стандартизации, выполняемых различными министерствами и ведомствами, и обеспечить наиболь шую технико-экономическую эффективность стандарти зации.
12
Общее методическое руководство разработкой пла нов стандартизации в промышленности строительных материалов осуществляет Госстрой СССР.
Планы государственной, отраслевой и республикан ской стандартизации разрабатывают на основе изучения качества продукции, выпускаемой данной отраслью, ана лиза основных направлений развития производства строительных материалов и изделий для гражданского, промышленного и других видов строительства, обобще ния результатов научно-исследовательских и конструк торско-технологических работ.
Предложения по планам стандартизации для отдель ных отраслей разрабатывают отраслевые управления совместно с базовыми организациями и затем их пере дают в отдел стандартов технического управления, ко торый совместно с головной организацией по стандарти зации осуществляет координацию, согласование и подго товку к утверждению сводного плана работ по стандар тизации в системе министерства.
В годовые планы государственной стандартизации включают разработку новых и пересмотр действующих государственных стандартов, участие в работе и подго товку предложений для международных организаций по стандартизации, работы по государственному надзору за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий и по аттестации качества продукции, а также задания по повышению качества строительных материа лов и изделий.
При разработке планов стандартизации необходимо учитывать, что государственные стандарты должны пере сматриваться не реже чем через каждые 5 лет.
Пятилетиие планы государственной стандартизации важнейших видов продукции входят в качестве состав ной части в народнохозяйственный план СССР.
Годовые планы государственной стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов утверждает Госстрой СССР. Годовые планы стандартизации в системе Министерства промышленно сти строительных материалов СССР утверждаются этим министерством.
На основании утвержденного министерством плана работ по стандартизации соответствующие разделы и пункты этого плана включаются в планы работ головной и базовых организаций по стандартизации.
13
Для различных отраслей промышленности строитель ных материалов планирование работ по стандартизации имеет свои особенности. Например, при подготовке пла нов разработки стандартов па железобетонные изделия целесообразно стремиться не к увеличению количества стандартов на однотипные изделия, отличающиеся об ластью применения (гражданское и промышленное строительство), видом бетона или другими признаками, а к сокращению количества стандартов путем расшире ния области их распространения при соответствующем обосновании. Так, технические требования к изделиям одинакового назначения (панели и блоки внутренних стен из тяжелого цементного и силикатного бетонов и легких бетонов на пористых заполнителях), к которым предъявляются одинаковые требования по допускам раз меров, внешнему виду и некоторым другим показателям, целесообразно объединить в одном стандарте, а не разра батывать несколько стандартов на изделия, отличающие ся только видом бетона.
При разработке планов стандартизации конкретных видов строительных изделий и материалов необходимо учитывать важность обеспечения не только качествен ной, научно обоснованной разработки стандартов, но и обеспечение внедрения и соблюдения этих стандартов на предприятиях-пзготовителях. Для этого необходимо, чтобы стандарты, как правило, разрабатывались и вно сились на утверждение министерством пли ведомством, в подчинении которого находятся основные предприя тия-изготовители и базовая организация по стандартиза ции данного вида продукции.
К разработке стандартов в необходимых случаях мо гут привлекаться в качестве оргапизацпй-соисполппте- лей также проектные и научно-исследовательские орга низации других министерств и ведомств.
. При подготовке планов стандартизации существен ное значение имеет обоснованность назначения сроков начала и окончания разработки стандартов. Реальный срок разработки проекта государственного стандарта в полном объеме со дня начала разработки технического задания до дня представления проекта стандарта в ут верждающую инстанцию (Госстрой СССР) составляет 1,5—2 года, включая время, необходимое для рассмотре ния стандарта в министерстве.
14
3. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ И ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандарты, применяемые в строительстве и промыш ленности строительных материалов, так же как и в дру гих отраслях промышленности, в зависимости от назна чения и области распространения стандартов, вида и объема производства стандартизуемой продукции под разделяются на следующие категории:
государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); республиканские стандарты (РСТ); стандарты предприятии (СТП).
Государственные стандарты являются обязательны ми в пределах установленной области их действия и ус ловий применения для всех организаций и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности.
Объектами государственной стандартизации в систе ме строительных стандартов, утверждаемых Госстроем
СССР, являются:
общетехнические и организационно-методические пра вила н нормы, научно-технические термины и обозначе ния, нагрузки и воздействия, классификация зданий, со оружений, конструкций, изделий и материалов, система допусков в строительстве, единая модульная система, указания о порядке разработки, согласования и утверж дения общесоюзных нормативных документов по проек тированию, изготовлению и применению строительных конструкций, изделий и материалов, и система документа ции по контролю и оценке качества продукции и по над зору за внедрением и соблюдением стандартов, системы других видов документации в области строительства;
строительные материалы — стеновые, вяжущие, бето ны и растворы, кровельные, гидроизоляционные и изоля ционные, отделочные и облицовочные, заполнители (пе сок, щебень, гравий), дорожные материалы;
изделия и детали для санитарно-технического, инже нерного и противопожарного оборудования зданий и со оружений;
строительные конструкции, изделия и детали — бетон ные и железобетонные, деревянные (окна, двери, пого нажные изделия), металлические (оконные переплеты, приборы для оком и дверей, формы стальные для изго товления железобетонных изделий, элементы ограждений
15
лестниц н балконов и т. и.), конструкции и детали из гипса п гипсобетона, керамики, природного камня, пласт масс, фибролита и других материалов;
методы испытаний, маркировка,, упаковка, хранение
итранспортирование строительных материалов, изделий
иконструкций;
строительный инструмент.
Таким образом, большинство строительных стандар тов относится к категории государственных стандартов. Это объясняется тем, что продукцию, на которую рас пространяются эти стандарты, выпускают предприятия различных министерств и ведомств, причем не только строительных, п применяют ее в различных областях строительства п различных отраслях промышленности.
Отраслевые стандарты обязательны для всех пред приятий и организаций данной отрасли, а также для дру гих отраслей, использующих эту продукцию. Отрасле вые стандарты утверждает министерство (ведомство), являющееся ведущим в производстве данного вида про дукции.
Объектами отраслевой стандартизации могут быть: технологические, нормы и правила внутриотраслевого применения (например, нормы технологического проекти рования, расхода материалов и технологической подго товки производства), порядок разработки, согласования и утверждения нормативных документов (технических ус ловий, указаний, инструкций) отраслевого значения, ме тодика аттестации качества продукции, выпускаемой
предприятиями отрасли;
сырье, материалы, полуфабрикаты, используемые в данной.отрасли (сырье для цементной, керамической, стекольной промышленности, добавки к цементам и бе тонам, детали санитарно-технического оборудования и т. п.);
отдельные виды строительных материалов и изделий; ' технологическое оборудование, оснастка и инстру-
* # ент;
отдельные виды товаров народного потребления (са нитарно-техническое и кухонное оборудование, изделия из керамики и пластмасс и т. п.).
В настоящее время отраслевая стандартизация в й»промышленности строительных материалов еще не по
лучила широкого развития в связи с тем, что па боль-
.... ..............."'л
16
. 4 •* ► h **•*
- H . - w
шинство видов выпускаемой продукции распространяет ся действие государственных стандартов. В ближайшие годы в категорию отраслевых стандартов будут переве дены в первую очередь действующие межреспубликанс кие технические условия (МРТУ), в том числе межре спубликанские технические условия в области граждан ского строительства, утвержденные Госгражданстроем, а также МРТУ, действующие в системе МПСМ СССР. Кроме того, намечено разработать ряд организационнометодических стандартов для отдельных отраслей про мышленности строительных материалов.
Республиканские стандарты утверждают советы ми нистров пли Госпланы союзных республик, и они явля ются обязательными для всех предприятий и организа ций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности.
Объектами республиканской стандартизации могут "быть:
организационно-методические документы (например, РСТ РСФСР 1—71 «Технические условия. Порядок со гласования, утверждения и государственной регистра ции») ;
местные виды сырья для производства строительных материалов, природные пористые неорганические запол нители для легких бетонов (например, РСТ АрмССР 85—70), стеновые камни и блоки из туфа, ракушечника и других местных материалов;
отдельные виды строительных материалов и изделий, выпускаемых в данной союзной республике, на которые не распространяется действие государственных и отрас левых стандартов.
К категории республиканских стандартов могут быть отнесены после соответствующей переработки республи канские технические условия (РТУ) и некоторые виды республиканских строительных норм (РСН), а также ве домственных строительных норм (ВСН) и технических, условий (ТУ).
Стандарты предприятий утверждает руководство предприятий, и они обязательны только для определен ного предприятия или группы предприятий, имеющих общую дирекцию (например, домостроительный комби нат с филиалами и подсобными производствами).
Стандарты предприятий устанавливают технологиче-
2—1027 |
J7 |
Онблме 1en.:i |
С |
Л к