Файл: Каган С.А. Методические основы стандартизации строительных материалов и изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ские нормы и правила, а также требования к полуфабри катам, оснастке и инструментам, применяемым только на данном предприятии.
Объектами стандартизации на предприятии могут быть технологические правила изготовления и приемки различных видов строительных материалов и изделий, нормы, требования и методы в области организации и уп равления производством, обеспечения и контроля каче ства выпускаемой продукции, полуфабрикаты, изготов ляемые и используемые на данном предприятии, напри мер деревянные каркасы для гппсобетонпых перегоро док, некоторые виды стальных и деревянных закладных детален для железобетонных изделий, элементы вспомо гательного технологического оборудования, установки, приспособления и инструменты, применяемые при изго товлении и испытании продукции.
На поставляемую предприятием продукцию, а также на системы документации и виды продукции, которые относятся к объектам государственной, отраслевой или республиканской стандартизации, стандарты предприя тий не утверждаются.
4.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ
ИТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Порядок разработки и утверждения различных кате
горий стандартов установлен: |
|
|
|||
для |
государственных |
и |
отраслевых |
стандартов — |
|
ГОСТ 1.2—68; |
|
|
|
|
|
для |
республиканских |
стандартов — ГОСТ 1.3—68; |
|||
для |
стандартов |
предприятий — ГОСТ |
1.4—68. |
||
Общие указания |
и требования по организации раз |
||||
работки |
стандартов |
на всех |
стадиях — от составления |
технического задания до утверждения, регистрации п из дания стандарта — установлены ГОСТ 1.0—68.
Порядок разработки стандартов, установленный го сударственной системой стандартизации, распространя ется на все отрасли народного хозяйства, включая строи тельство и промышленность строительных материалов. Несмотря на то, что стадии и порядок разработки стан дартов установлены одинаковыми для различных отрас лей промышленности, видов стандартов и объектов стан дартизации, порядок и содержание работ по стандарти зации в промышленности строительных материалов име-
18
Jo t свои особенности, которые целесообразно пояснить на отдельных примерах.
Разработка стандарта, согласно ГОСТ 1.0—68, со стоит нз шести стадий, различных по объему и содержа
нию работы |
и по степени участия в ней организации- |
разработчиков. |
|
С т а д и я |
1— организация разработки стандарта и |
составление технического задания. Работа на этой ста дии выполняется в следующей последовательности:
издание приказа по министерству о плане работ по стандартизации на текущий год на основании соответст вующего постановления Госстроя СССР;
издание отраслевыми управлениями, на основании приказа по министерству, распоряжений подведомствен ным базовым организациям по стандартизации о вклю чении в планы работ тем по разработке соответствую щих стандартов;
издание приказа по институту (БОС) о плане работ по стандартизации на текущий год с указанием сроков начала и окончания работы и организации-соисполните лей, если они предусмотрены планом стандартизации Госстроя СССР. Этим же приказом назначаются руко водители темы по каждому разрабатываемому стан дарту;
составление технического задания.
В тех случаях, когда разработка стандартов поруче на нескольким организациям, техническое задание со ставляет организация, указанная в плане первой и яв ляющаяся ведущей.
При составлении технического задания ведущая ор ганизация определяет по согласованию с организация- ми-соисполиптелями объемы работ и сроки их выполне ния каждой организацией-— участником работы — и пре дусматривает эти работы в технических заданиях, а при большом объеме работ — также и в координационных планах.
Ведущая организация отвечает за своевременную разработку проекта стандарта в целом, а организациисоисполнители отвечают за своевременное выполнение возложенного на них объема работ.
В процессе подготовки технических заданий на раз работку стандартов собирают и предварительно изучают следующие исходные данные и документы:
годовой объем производства стандартизуемой про дукции;
2* |
19 |
перечень основных изготовителей и потребителей продукции;
технические условия на продукцию (при разработке нового стандарта) или действующие стандарты (при их пересмотре);
зарубежные стандарты па данную или аналогичную ей продукцию;
проектно-технологическую и нормативную документа цию, каталоги и рабочие чертежи изделий и деталей, ти повые проекты зданий и сооружений, технологические правила, инструкции и указания, строительные нормы и правила (СНнП, СН);
патенты или авторские свидетельства па изготовле ние, испытание или применение продукции.
В техническом задании в зависимости от категории и вида стандарта и характера стандартизуемой продук ции указывают:
а) основания для разработки стандарта (ссылки на утвержденные Госстроем СССР и МПСМ СССР планы работ по стандартизации);
б) основные цели и задачи разработки стандарта и характеристику стандартизуемой продукции (объем про изводства, основные изготовители и потребители, на значение и область применения продукции), основную проектную документацию, обоснования необходимости
разработки |
или |
пересмотра стандарта |
(освоение выпус |
||
ка |
нового |
вида |
|
продукции, увеличение общего объема |
|
ее |
производства, |
расширение области |
ее применения, |
повышение требований к качеству продукции, унифика ция типов и размеров изделий и т. п.);
в) наименование разделов стандарта и перечень основных технических требований, показателей, норм, методов, которые должны быть установлены стан дартом;
г) взаимосвязь с другими стандартами и рекоменда циями СЭВ по стандартизации. Если при разработке стандарта используют терминологию, методику или нор мы, установленные рекомендациями СЭВ по стандарти зации, в техническом задании указывают наименования и номера этих рекомендаций;
д) объем работ по созданию |
стандарта |
(перечень |
|
научно-исследовательских, |
проектно-конструкторских |
||
или экспериментальных работ, |
которые должны быть |
||
проведены для создания |
проекта стандарта |
и технико- |
20
экономического обоснования стандартизуемых показа телей и норм);
е) основные источники, которые используют при раз работке стандарта (отечественные и зарубежные стан дарты, результаты научно-исследовательских работ, на учно-техническая и нормативная литература, материалы по проверке фактического качества стандартизуемой продукции па предприятиях-изготовителях и т. д.);
ж) основные этапы работы по созданию стандарта. Если в разработке стандарта участвует несколько орга низаций, в техническом задании перечисляют конкрет ные вопросы или разделы стандарта, разрабатываемые каждой из организаций-соисполнителей, и сроки их вы полнения.
В конце технического задания приводят календарный план выполнения отдельных этапов и указывают руко водителей темы и ответственных исполнителей от каж дой из организаций-соисполнителей.
Ниже приведен примерный календарный план раз работки проекта нового государственного стандарта тех нических требований на один из видов строительных из делий (форма 1). Стандарт разрабатывают два научноисследовательских института, причем ведущая органи зация входит в систему МПСМ СССР.
Техническое задание должно быть подписано дирек тором ведущей организации или его заместителем, руко водителем темы и ответственными исполнителями, сог ласовано с организациями-соисполнителями и с Техни ческим управлением МПСМ СССР и утверждено на чальником отраслевого объединения (управления), в подчинении которого находится ведущая организация— разработчик стандарта.
К техническому заданию прикладывают перечень ор ганизаций и предприятий, которым будет направлен на отзыв проект стандарта. В этот перечень включают Гос строй союзных республик, строительные министерства и ведомства, республиканские министерства промышлен ности строительных материалов, научно-исследователь ские институты и проектные организации в соответствии с профилем их работы и видом стандартизуемой про дукции, строительно-монтажные организации, предприя тия промышленности строительных материалов и другие организации и ведомства в зависимости от категории и вида стандарта и объекта стандартизации.
21
|
|
|
Ф о р и й 1 |
|
|
Примерный календарный план разработки проекта |
|
||
|
государственного стандарта на строительные изделия |
|
||
с |
|
|
Срои выполнения |
|
Содержанке работы |
п о этапам |
(месяц, год) |
||
в |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
начало |
окончание |
1 Составление, согласование н утвержде ние технического задания
2Сбор, изучение и систематизация тех нических требовании к изделиям по норма тивным документам, рабочим чертежам, от четам п литературным источникам
3Проверка фактического качества изде
лии па заводах-нзготовнтелнх 4 Разработка стандарта (первая редак
ция), пояснительной записки и плана основ ных мероприятий по внедрению стандарта
5 Рассмотрение проекта стандарта на секции Ученого совета пли на техническом совещании в ведущей организации
6 Рассылка на отзыв стандарта в первой редакции и проекта плана мероприятий но внедрению стандарта
Разработка и оформление документа ции, прилагаемой к проекту стандарта (справка о технико-экономической эффек тивности стандарта, акт патентной экспер тизы, справка о ценах и др.)
8Составление сводки отзывов по про екту стандарта
9Разработка стандарта (вторая редак
ция)
10 Проведение ведущей организацией со вещания с заинтересованными организация ми по рассмотрению основных имеющихся разногласий по существу проекта стан дарта
Составление проекта стандарта н пояс нительной записки в окончательной редак ции
12 Представление проекта стандарта с со провождающей документацией в отрасле вое управление МПСМ СССР
13Рассмотрение проекта стандарта в МПСМ СССР и представление его на утверждение в Госстрой СССР
14Участие в подготовке стандарта к утверждению
22