Файл: Каган С.А. Методические основы стандартизации строительных материалов и изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
С т а д и я 2 — разработка проекта стандарта (первая редакция) и рассылка его на отзыв. На этой стадии со бирают, изучают и систематизируют материалы, харак теризующие стандартизуемую продукцию: технические требования, показатели и нормы, данные о типах и разме рах изделий, технологии их производства, методах испы таний и области применения.
На основе анализа технических требований, показа телей и норм, установленных в стандартах и других нор мативных документах и проектной документации на данный или аналогичный вид продукции, результатов научно-исследовательских работ и данных о проверке фактического качества выпускаемых строительных ма териалов и изделий, устанавливают требования к качест ву продукции, включаемые в проект стандарта.
Если в процессе разработки стандарта выявляется необходимость внесения изменений или дополнений в другие взаимосвязанные стандарты, например в стан дарты на сырье и полуфабрикаты или на методы испы таний, организация-разработчик одновременно с разра боткой проекта стандарта подготавливает обоснованные предложения о внесении соответствующих изменений в действующие нормативные документы и направляет их организациям, утвердившим и разработавшим эти до кументы. Полученные отзывы по проектам изменений или об отмене действующих взаимосвязанных стандартов или других общесоюзных нормативных документов ор ганизация-разработчик прикладывает к проекту стан дарта, представляемого на утверждение.
Одновременно с проектом стандарта составляют по яснительную записку, в которой указывают цели и зада чи разработки стандарта, объем производства, область применения и основные технико-экономические и качест венные показатели, характеризующие стандартизуемую продукцию, данные о взаимосвязи проекта стандарта с другими стандартами или техническими условиями, строительными нормами и правилами п с рекомендаци ями по стандартизации СЭВ и других международных организаций. В пояснительной записке приводят также обоснования норм, показателей и требований, установ ленных в проекте стандарта и сравнение их с фактичес кими показателями качества продукции, достигнутыми предприятия ми -изготовител ями.
Основаниями для разработки технических требова
23
ний, показателей и норм могут служить требования и нормы государственных стандартов на данный или ана логичный вид продукции, требования СНиП, СН и дру гих общесоюзных нормативных документов по строи тельству, типовые рабочие чертежи изделий, отчеты о научно-исследовательских и экспериментальных рабо тах, обосновывающие необходимость изменения суще ствующих или введения новых показателей качества данного вида продукции, научно-техническая литература по вопросам проектирования, изготовления и применения стандартизуемой продукции.
Одновременно с разработкой проекта стандарта со ставляют проект плана мероприятий, обеспечивающих внедрение данного стандарта.
В зависимости от категории и вида стандарта и объек та стандартизации в план мероприятий могут быть вклю чены как общие мероприятия, относящиеся к одному или нескольким министерствам, ведомствам или организаци ям, так и конкретные мероприятия, относящиеся к от дельным предприятиям — изготовителям стандартизуе мой продукции.
Так, в проекты планов основных мероприятий по внед рению государственных стандартов на железобетонные изделия могут быть включены следующие мероприятия:
1)организация выпуска изделий на подведомственных предприятиях в соответствии с требованиями стандарта;
2)обеспечение подведомственных предприятий конт рольно-измерительными инструментами, приборами и ус
тановками, необходимыми для предусмотренных стандар том испытаний готовых изделий и материалов для их из готовления;
3) корректировка действующей или разработка новой проектной и технологической документации в соответст вии с требованиями стандарта. Разработка или корректи ровка проектно-технологической документации должна быть, как правило, закончена не позднее чем за 1—2 ме сяца до срока введения стандарта в действие с тем, что бы предприятия-изготовители имели время ознакомиться с этой документацией и выполнить необходимые органи зационно-технические мероприятия по подготовке произ водства к выпуску нового вида продукции;
4) изготовление стальных форм и другого технологи ческого оборудования и оснастки, необходимых для про изводства стандартизируемой продукции; создание новых
24
видов технологического оборудования, машин и механиз мов для изготовления железобетонных изделий и конст рукций;
5)обеспечение предприятий-изготовителей сырьем, полуфабрикатами и комплектующими деталями, отвеча ющими требованиям стандартов или технических усло вий на эти материалы и детали;
6)внесение при соответствующем обосновании изме нений во взаимосвязанные стандарты и другие общесоюз ные нормативные документы в соответствии с требовани ями нового стандарта;
7)измерение отдельных технологических процессов и режимов работы.
По каждому пункту плана мероприятий указывают исполнителей (министерства, ведомства, проектные и конструкторско-технологические организации), которые отвечают за выполнение данного мероприятия, и сроки выполнения мероприятий.
Проект' плана основных мероприятий по внедрению
стандарта рекомендуют рассылать на согласование за интересованным организациям одновременно с проек том стандарта.
Проект стандарта (первая редакция) до рассылки на отзыв предварительно рассматривают в ведущей ор ганизации на техническом совещании или на научно-тех ническом (ученом) совете.
Стандарт рассылает на отзыв, как правило, ведущая организация. В отдельных случаях, в зависимости от назначения и области распространения стандарта, про ект стандарта рассылает на отзыв Техническое управле ние министерства или Госстрой СССР. Отзывы по про ектам стандартов высылают организации-разработчики в двух экземплярах не позднее чем через месяц со дня получения проекта. Отзывы должны содержать конкрет ные обоснованные замечания и предложения по соответ ствующим пунктам проекта стандарта.
С т а д и я 3 — составление сводки отзывов и разра ботка стандарта в окончательной (второй и последую щих) редакции.
Отзывы, полученные по проекту стандарта, система тизируют и оформляют в виде сводки отзывов, заполня емой по форме, приведенной в приложении к ГОСТ 1.0—68. Сводку отзывов заполняют в последовательнос ти, соответствующей пунктам и разделам стандарта. По
25
каждому из полученных замечаний и предложений ор ганизация-разработчик приводит в сводке отзывов свое заключение или решение.
Если организация-разработчик согласна с получен ным замечанием, то в сводке отзывов указывает, что данное замечание «принято», «учтено» пли «учтено час тично». Если же организация-разработчик не согласна
сполученным замечанием, то б сводке отзывов отмеча ют, что данное замечание «не принято» или «отклонено»
суказанием причин отклонения замечания. Наиболее характерными причинами отклонения полученных заме чаний и предложений являются следующие:
предлагаемое изменение величии стандартизуемых показателен и норм противоречит действующим общесо юзным нормативным документам — стандартам, СНиП, СН или типовым рабочим чертежам изделий;
отзывы содержат необоснованные предложения по снижению показателей качества продукции или, наобо рот, по излишнему ужесточению этих показателей (не подтвержденные расчетами требования по уменьшению величин допускаемых отклонений от проектных разме ров изделий и т. п.);
замечания не содержат конкретных предложений по величинам стандартизуемых показателей;
предлагаемая в отзыве редакция не соответствует ре дакции, примятой в утвержденных Госстроем СССР
стандартах на аналогичные виды продукции, пли про тиворечит требованиям ГОСТ 1.5—68.
На основании сводки отзывов и с учетом принятых замечаний и предложений организация-разработчик раз рабатывает проект стандарта во второй редакции.
С т а д и я 4 — подготовка, согласование и представ ление проекта стандарта на утверждение.
При наличии разногласий по существу проекта стан дарта ведущая организация-разработчик проводит согла сительное совещание с участием ответственных предста вителей основных заинтересованных министерств (ведомств), организаций и предприятий. Организацияразработчик высылает участникам совещания за 10 дней до его проведения проект стандарта, подлежащий обсуж дению, или сводку основных замечаний по существу стан дарта, по которым имеются разногласия. Такое совеща ние проводят под председательством руководителя (ди ректора) организации-разработчика или его заместителя
26
по научной работе. |
В |
протоколе |
совещания указыва |
ют, по каким пунктам |
достигнуто |
согласованное, реше |
|
ние, а по пунктам, |
по |
которым остались разногласия, |
приводят особые мнения организаций — участников со вещания. Особые мнения организаций могут быть изло жены также на отдельных листах, подписанных предста вителями этих организаций и приложенных к протоколу.
С учетом решений, принятых на согласительном со вещании, доработанный проект стандарта вместе с сопро вождающей документацией ведущая организация-разра ботчик представляет в МПСМ СССР. После рассмотре ния в министерстве проект государственного стандарта представляют в утверждающую инстанцию (Госстрой
СССР).
С т а д и я 5— рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация. Окончательно редактирует и подготавливает стандарт к утверждению отдел техни ческого нормирования и стандартизации Госстроя СССР
с участием ответственных представителей организаций — разработчиков стандарта. Одновременно с утверждени ем стандарта Госстрой СССР устанавливает срок введе ния его в действие. Государственную регистрацию всех стандартов, и в том числе, утвержденных Госстроем
СССР, осуществляет Госстандарт СССР.
С т а д и я 6 — издание стандартов, информация о них и их распространение. Работы на этой стадии осуществ ляют соответствующие органы Госстандарта СССР.
Отраслевые и республиканские стандарты и техниче ские условия разрабатывают в основном в тех же поряд ке и последовательности, что и государственные стандар ты. Отличие заключается в том, что отраслевые и респуб ликанские стандарты утверждает не Госстрой СССР, а соответственно МПСМ СССР, республиканские мини стерства промышленности строительных материалов или Госпланы союзных республик.
Значительную часть продукции предприятий промыш ленности строительных материалов выпускают в настоя щее время не по стандартам, а по техническим услови ям (ТУ). Порядок согласования, утверждения и государ ственной регистрации технических условий установлен ГОСТ 2.115—70, а правила построения, изложения и оформления ТУ—ГОСТ 2.114—70.
В развитие ГОСТ 2.115—70 министерства (ведомст ва) СССР и союзных республик разрабатывают отрасле
27
вые и республиканские стандарты, устанавливающие по рядок согласования и утверждения технических условий с учетом специфических особенностей и условий отрасли
или республики.
Примерами таких стандартов являются республикан ский стандарт РСТ РСФСР 1—71 «Технические условия. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации», утвержденный Госпланом РСФСР, и от раслевой стандарт того же названия, ОСТ 35-01-1-71, ут вержденный Министерством транспортного строитель ства.
При разработке технических условий на продукцию предприятий промышленности строительных материалов и сборного железобетона следует учитывать следующие основные положения:
а) технические условия разрабатывают на опытные образцы и партии, изготовляемые на одном или несколь ких заводах, на мелкосерийную продукцию, изготовляе мую по разовым заказам, на серийную продукцию и на другие виды поставляемой продукции, на которые тре буется утверждение цен;
б) технические условия разрабатывают на продук цию, на которую отсутствуют государственные, отрасле вые или республиканские стандарты. При наличии стан дартов на аналогичные виды продукции в пояснительной записке к проекту ТУ должны быть приведены обосно вания необходимости их разработки;
в) в зависимости от вида продукции, объема ее про изводства и области применения ТУ разрабатывают предприятия-изготовители продукции, организацииразработчики технологической, конструкторской или нор мативной документации (конструкторско-технологиче ские бюро, оргтехстромы) — или базовая организация по стандартизации. ТУ разрабатывают в соответствии с го довыми планами работ по стандартизации, утвержден ными МПСМ СССР или союзной республики;
г) проект ТУ на продукцию перед утверждением дол жен быть согласован с основным потребителем или заказ чиком, с базовой организацией по стандартизации и с предприятием-изготовителем (если они не являются раз работчиком ТУ), с отраслевым главным управлением или управлением МПСМ СССР, если оно не является утверждающей организацией.
Кроме того, в зависимости от видов и назначения
28
продукции проекты ТУ должны быть согласованы (по установленным перечням) с проектными организациями, с органами здравоохранения, государственного надзора, внутренней и внешней торговли, ВЦСПС или ЦК проф союза;
д) разногласия по проекту ТУ рассматривают па согласительном совещании, которое созывает утверждаю щая организация, принимающая решение по разногла сиям. При наличии разногласий между заинтересован ными организациями, подчиненными различным мини стерствам или ведомствам, решения по ним по представ лению МПСМ СССР принимает Госстрой СССР или Гос стандарт СССР (по закрепленным группам продукции);
е) технические условия в зависимости от вида про дукции утверждают начальники отраслевых управлений МПСМ СССР или заместители министров министерств промышленности строительных материалов союзных рес публик по ведомственной подчиненности предприятийнзготовителей. На отдельные особо важные или массо вые виды продукции проекты ТУ могут утверждать за местители министра промышленности строительных материалов СССР;
ж) основные исходные данные, необходимые для раз работки проекта ТУ, в том числе вид продукции, наиме нование предприятмй-изготовителей, перечень организа ций, с которыми должен быть согласован проект ТУ, на именование утверждающей организации, срок введения и срок действия ТУ, должны быть согласованы организа- цией-разработчиком ТУ с отраслевым • объединением (управлением) МПСМ СССР или производственным уп равлением (отделом) МПСМ союзной республики по под чиненности организации-разработчика.
5. ВНЕДРЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Указанный в утвержденном стандарте срок введения его в действие является одновременно сроком, к которо му должно быть закончено выполнение всех необходи мых мероприятий по внедрению стандарта и подготов ке предприятий к выпуску стандартизованной продукции. На основе общих планов мероприятий по внедрению стандарта, утвержденных вышестоящими организациями, предприятия-изготовители разрабатывают и выполняют
29