Файл: Детали из стеклопластика в судовом машиностроении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во всех случаях, когда градиенты напряжений (или другого внеш­ него поля) невелики, т. е. когда изменение напряжений в пределах элементарного объема, по которому производится осреднение свойств, Пренебрежимо мало, возможно экспериментальное определение усредненных характеристик композиционного материала, рассма­ триваемого как квазигомогенный и анизотропный. В некоторых слу­ чаях, когда градиенты напряжений велики, например в окрестности точки приложения сосредоточенной силы к поверхности армирован­ ной среды, необходимо учитывать гетерогенность композиционного материала.

Стеклопластики можно отнести к квазигомогенным анизотропным телам, если структурные элементы распределены равномерно по объему, при этом неоднородность структуры должна быть прене­ брежимо малой по сравнению с размерами изделия, а механические характеристики должны определяться путем испытания образцов армированного материала. Высокая гомогенность стеклопластиков является обязательным условием, обеспечивающим возможность их применения в ответственных конструкциях, особенно при действии сжимающих напряжений. Гомогенные (вернее, квазигомогенные) стеклопластики отличаются от негомогенных более высокими харак­ теристиками прочности и жесткости. Чем более гомогенен стекло­ пластик, тем меньше различия между его характеристиками проч­ ности при растяжении и при сжатии.

У большинства стеклопластиков армирующие волокна или по­ лосы (ленты) армирующей стеклоткани укладываются в двух вза­ имно перпендикулярных направлениях, эти материалы с большой до­ стоверностью можно отнести к ортотропным. Для изготовления ме­ нее ответственных конструкций часто применяются стеклопластики, в которых армирующее волокно расположено хаотически. Напри­ мер, такую структуру имеют стеклопластики, изготовленные методом напыления или прессования (премиксы). Такие стеклопластики с до­ статочным основанием можно считать изотропными в отношении ме­ ханических свойств.

Листовые слоистые стеклопластики при хаотическом расположе­ нии армирующих волокон следует относить к поперечно-изотропным (транстропным) материалам. Намотанные в виде тел вращения изде­ лия при регулярном расположении армирующих волокон и доста­ точно гомогенной структуре могут быть отнесены к телам с кри­ волинейной анизотропией, ортотропным или трансверсально-изо­ тропным в элементарных объемах.

С точки зрения характера армирования стеклопластиков принята следующая их классификация. Стеклопластики могут быть разделены на три основные группы: однонаправленные (их принято называть во­ локнистыми), слоистые и пространственно-сшитые.

Если все армирующие волокна расположены параллельно друг другу, то принято считать, что композитная среда имеет однонаправ­ ленную, или волокнистую, структуру; если армирующие элементы расположены под некоторым углом один к другому в нескольких параллельных плоскостях, то структура называется слоистой, и,

7


наконец, если между армирующими слоями имеются связи, —; пространственно-сшитой (трехмерноармированной).

В настоящее время при производстве армированных материалов (в частности, стеклопластиков) используются однонаправленные волокна (нить, ровница, жгут) и ткани разного переплетения: по­ лотняные, саржевые, сатиновые и так называемые многослойные ткани объемного плетения. При применении в качестве арматуры нетканых волокон могут быть получены изделия, имеющие волок­

нистую (если все волокна уложены в одном нап равлении)

или слоис­

 

Т

 

тую (если в соседних слоях во­

 

 

 

локна

расположены

под углом

 

 

 

друг к другу) структуру.

 

 

 

При взаимно

перпендику­

 

 

 

лярном (ортогональном) распо­

 

 

 

ложении

волокон

в

смежных

 

 

 

слоях соотношение между чис­

 

 

 

лом волокон в продольном и

 

 

 

поперечном

направлениях мо­

 

 

 

жет

быть

самым

 

различным

 

 

 

(1: 1,

1: 5,

1 : 15),

в

зависи­

 

 

 

мости от назначения стекло­

 

 

 

пластика, т. е. от

того,

какое

 

 

 

напряженное

состояние

имеет

 

 

 

место в детали. При использо­

Рис. 1. Направление волокон

и у') и

вании

тканей обычного пере­

плетения

получаются изделия

направление осей

симметрии

и у) при

неортогональной

укладке армирующих

со слоистой структурой,

причем

волокон.

 

возможны

разные

комбинации:

 

 

 

полотнища

могут

быть

уложе­

ны так, что направление основы во всех слоях совпадает или между этими направлениями в смежных слоях образуется некото­ рый наперед заданный угол.

В практике изготовления слоистых и намоточных стеклопластиков известны случаи симметричной неортогональной укладки волокон в смежных слоях, показанной на рис. 1. Укладка волокон или стекло­ ленты производится поочередно в двух направлениях: х' и у ', рас­ положенных так, что углы между этими направлениями не равны между собой (2у =£ ß). Если волокна укладываются параллельно осям х' и у ', то осями симметрии являются оси х и у, причем ось у является биссектрисой угла ß, а ось х —■биссектрисой угла 2у. Такой материал можно рассматривать как ортогонально-анизо­ тропный (ортотропный) при условии, что достаточно большое число слоев с укладкой волокон в направлениях х' и у' правильно чере­ дуется. В этом случае плоскостями симметрии в каждой точке будут срединная плоскость листа и две плоскости, перпендикулярные первой и содержащие оси х и у.

Основным недостатком слоистых материалов является низкая величина сопротивления межслойному сдвигу и растяжению пер­ пендикулярно слоям. Специальные ткани применяются для создания

8


изделий с пространственно-сшитой структурой, причем существующие типы тканей объемного плетения обеспечивают поперечную сшивку в плоскостях, в которых лежат нити основы. Пространственная схема армирования имеет своей целью уменьшение влияния слабых прослоек, характерных для слоистых материалов.

Стеклопластики представляют собой, в сущности, гетерогенные системы, обладающие конструктивной анизотропией. Однако микро­ структурные особенности стеклопластиков позволяют в большинстве случаев считать их квазиоднородными анизотропными средами. Та­ кое представление возможно благодаря множественности армирую­ щих элементов, их малым размерам и вследствие того, что материалы, армированные волокнами, обладают упорядоченной неоднородностью.

Следует отметить, что к квазигомогенным анизотропным мате­ риалам можно относить только такие стеклопластики, в которых обеспечена достаточно плотная укладка армирующих волокон до­ статочно малого диаметра, а связующее во всем объеме обеспечивает надежную связь между этими волокнами.

При производстве труб в качестве армирующих наполнителей обычно используются стеклянные волокна или нити, стекложгуты, ровница, а также стеклоткани и ленты различного переплетения. Связующим материалом служат термореактивные полимерные смолы, как правило, полиэфирные или эпоксидные. Существуют следующие схемы армирования труб:

1) продольно-поперечная ортогональная укладка, при которой стеклоарматура располагается параллельно образующей цилиндра и по окружности его сечения, т. е. когда направления армиро­ вания совпадают с направлениями траекторий главных напряжений; 2) симметричная неортогональная укладка, называемая также косоперекрестной, когда волокна располагаются под некоторыми углами к направлению действия главных напряжений (рис. 1);

3)комбинированная укладка, при которой слои с ортогональным

инеортогональным расположением волокон чередуются.

Визделиях, полученных методом намотки, стеклопластик имеет ортогональное или неортогональное расположение волокон, причем каждому элементарному объему можно приписать ортогональную симметрию механических свойств. Оси симметрии свойств в трубах совпадают с направлениями, параллельными образующей цилиндра, радиусу кругового сечения трубы и касательной к окружности сечения.

Всудостроении широко применяется пластик, армированный тканью сатинового переплетения марки АСТТ (б)-С2, связующее для которого получается на основе ненасыщенных полиэфирных смол или эпоксидных смол. Стеклоткань при изготовлении этого стеклопла­ стика может укладываться как в одном направлении во всех слоях, так и под углом 90° в смежных слоях. Применяется также укладка' ткани, при которой основа в смежных слоях повернута последова­

тельно на угол 45°. В последнем случае материал приближается к трансверсально-изотропному.

Стеклопластики типа СВАМ (стекловолокнистый анизотропный материал) не нашли применения в судостроении из-за недостатков,

9


связанных с технологией, и сильно выраженного влияния слабых прослоек. Вместе с тем эти стеклопластики в своих элементарных объемах схожи по структуре со стеклопластиками, получаемыми методами намотки из стекловолокон. Их свойства при близких соот­ ношениях волокон также схожи, а анизотропия одинакова. Изучение свойств стеклопластиков СВАМ, рассматриваемых в качестве модели намоточных материалов, имеет большое значение, так как стекло­ пластики, изготовленные методами намотки, и изделия из них при­ обретают все большее народнохозяйственное значение. Криволи­ нейная конфигурация намоточных изделий часто затрудняет экс­ периментальное изучение анизотропии непосредственно на материале этих изделий.

Промышленностью выпускаются и другие виды стеклопластиков, например конструкционные стеклотекстолиты типа КАСТ (ГОСТ

10292—62), пресс-материалы марок ВЭП-12, К-77-51, К-78-51, АГ-4С (ГОСТ 10087—62), АГ-4лс, стеклотекстолиты марок ВФТ-С, СК-9Ф, ПСК, ФСМ-1, СТЭР и СТЭТ. Стеклопластики горячего прессования типов СТЭР и СТЭТ широко применяются в судовом машиностроении

для изготовления различных деталей. Эти

стеклопластики (ТУ5

977-10021-72) являются стеклотекстолитами

горячего прессования

на основе эпоксидных смол, армированных

стеклотканью сатино­

вого переплетения АСТТ (б)-С2. Сатиновые ткани удобны для деталей сложной конфигурации, поэтому широко применяются в судовом машиностроении [10]. Стеклопластик СТЭТ отличается от СТЭР тем, что в нем вместо эпоксирезольного связующего применена эпок­ сидная смола с отвердителем триэтаноламинтитанатом, что обеспе­ чивает его большую прочность (табл. 1).

На свойства стеклопластиков существенно влияет тип применяе­ мого связующего. Очевидно, что без связующего сама по себе масса стекловолокна не будет обладать необходимой конструкционной прочностью. Для создания армированного стеклопластика необ­ ходимо соединить волокна между собой. Связь и передачу усилий между отдельными волокнами и обеспечивает полимерное связующее.

Для получения связующих обычно применяются пять основных типов полимерных смол: полиэфирные, эпоксидные, фенольные, меламиновые, кремнийорганические или их различные комбина­ ции. Наиболее широко применяются связующие на полиэфирных, эпоксидных и фенольных смолах.

По технологии отверждения связующих стеклопластики делятся на две группы: холодного и горячего отверждения. К стеклопласти­ кам холодного отверждения принято относить те материалы, для получения которых необходима температура не выше 50—60° С. При холодном отверждении не требуется больших контактных дав­ лений, поэтому такие материалы называют еще стеклопластиками контактного формования. В судовом машиностроении наибольшее применение нашли эпоксидные стеклопластики (стеклотекстолиты) горячего прессования.

В качестве армирующих материалов для эпоксидных стеклопла­ стиков применяются стеклоткани сатинового переплетения марок

Ю