ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 36 |
|
|
Экономические характеристики судов, |
оборудованных пластмассовыми и металлическими |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
гребными винтами |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
СРТМ-502 |
СРТ-391 |
Т /х |
«Москвич» |
Катер |
1390 |
Т /х |
«Ракета» |
||
Х арактеристики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м, в. |
п. В. |
М. В. |
П. В. |
М . В . |
п. в. |
м. в. |
п. В. |
м. в. |
п. в. |
Водоизмещение, |
т |
|
900 |
430 |
|
60 |
32 |
|
|
19 |
||
Диаметр |
винта, |
м |
|
2,1 |
1,5 |
|
0, 8 |
0, 37 |
|
|
0, 67 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часовой |
расход |
топ- |
133,5 |
130,0 |
53,0 |
52,5 |
27,4 |
27,4 |
12,0 |
12,15 |
150,5 |
149,5 |
лива, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость хода, узлы |
12,80 |
12,68 |
9,50 |
9,35 |
10,85 |
10,85 |
12,95 |
13,25 |
35,3 |
35,55 |
||
Эффективная мощность, |
810 |
795 |
304 |
300 |
156 |
156 |
_ |
_ |
850 |
843 |
||
э. л. с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный расход топ- |
165 |
163,5 |
174 |
175 |
176 |
176 |
|
|
177 |
177,5 |
||
лива, г/э. л. с. -ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход топлива на ми- |
10,40 |
10,25 |
5,58 |
5,62 |
2,52 |
2,52 |
0,928 |
0,915 |
42,70 |
42,10 |
||
ЛЮ, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е , м. в. — металлический винт, п. в. — пластмассовый винт.
судов, |
|
торсиографированию движительных комплексов |
металлическими и пластмассовыми винтами |
Сравнительные данные по |
оборудованных |
В и б р а ц и я и к р у т и л ь н ы е к о л е б а н и я . Очень часто на судах, несмотря на принятые меры, обнаружи ваются на рабочих режимах эксплуатации повышенная виб рация кормовой оконечности, а также крутильные и продоль ные колебания в системе «винт— вал—двигатель». Исследования, выполненные непосредственно на судах, показали, что источ ником повышенной вибрации служит неравномерность кру тящего момента и упора за полный оборот гребного винта, которая возникает вследствие неравномерности попутного по тока и гидродинамической не уравновешенности винта.
Осевая вибрация оказывает крайне вредное влияние на ма шинную установку судна, вы зывая повышенный износ и ускоренное разрушение его де талей, особенно зубчатых пере дач. Многими судостроитель ными фирмами (США, Англия, ФРГ и др.) в качестве эффек тивной меры борьбы с вибра цией рекомендуется примене ние винтов / увеличенным чис лом лопастей (до 5 и более). При увеличении числа лопастей происходит смещение пика ре зонансных колебаний в зону более высоких чисел оборотов, что приводит '-к уменьшению амплитуды колебаний на но минальном режиме работы ма шинной установки. Однако уве личение числа лопастей неиз бежно влечет за собой падение к. п. д. винта.
Опыт эксплуатации показы вает, что применение пластмас совых винтов позволяет полу чить тот же эффект без увеличе ния числа лопастей. В табл. 37
190
приведены результаты натурной проверки влияния пластмассовых винтов на характеристики крутильных колебаний и вибрации.
В 1965 г. в бассейне Черного моря были проведены сравнительные испытания судна СРТМ с ВРШ диаметром 2,15 м, оборудованным сменными пластмассовыми и металлическими лопастями. В процессе испытаний замерялись скорость, расход топлива, определялась маневренность судна, производилось торсиографирование силовой
установки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Запись крутильных ко |
|
|
|
||||||||
лебаний |
при торсиографи- |
|
|
|
|||||||
ровании |
выполнялась при |
|
|
|
|||||||
помощи |
|
универсального |
|
|
|
||||||
механического вибрографа |
|
|
|
||||||||
Гейгера с переднего торца |
|
|
|
||||||||
коленчатого |
вала |
двига |
|
|
|
||||||
теля при различных зна |
|
|
|
||||||||
чениях |
шагового |
отноше |
|
|
|
||||||
ния, от HIDB — 0 до номи |
|
|
|
||||||||
нального HIDB. При замене |
|
|
|
||||||||
латунных лопастей на пла |
|
|
|
||||||||
стмассовые |
|
было отмечено |
|
|
|
||||||
значительное |
увеличение |
|
|
|
|||||||
частоты |
свободных |
коле |
|
|
|
||||||
баний |
(с |
|
1672 |
до |
2104 |
|
|
|
|||
кол./мин), |
|
что |
привело |
|
|
|
|||||
к смещению резонанса 8-го |
Рис. 101. Напряжения в коленчатом вале дви |
||||||||||
порядка |
в |
рабочем |
диа |
||||||||
гателя |
в диапазоне максимальных крутильных |
||||||||||
пазоне |
на |
более |
высокие |
|
колебаний (СРТМ-502). |
||||||
числа |
оборотов |
(с |
200— |
1 — запретная зона |
для металлического винта; 2 — |
||||||
220 |
об/мин |
для |
винтов |
запретная зона для пластмассового винта. |
|||||||
с металлическими лопастя |
винтов с пластмассовыми лопастями). |
||||||||||
ми до 250—270 |
об/мин для |
||||||||||
Такое |
смещение |
критического |
числа |
оборотов положительно |
сказалось на эксплуатационных качествах судна на винтах с пласт массовыми лопастями. На винтах с металлическими лопастями кри тическая зона приходилась на тральный режим, что значительно ограничивало возможности маневрирования судна на промысле.
Величина резонансных напряжений в коленчатом вале двигателя и гребном вале судна при переходе на'пластмассовые лопасти сни зилась примерно на 25% (рис. 101).
Одновременно вследствие увеличения частоты колебаний одно узловой формы произошло значительное удаление наиболее сильного
резонанса 4-го порядка (През = 526 об/мин) |
от номинальных чисел, |
|||
что |
привело |
к снижению напряжений |
на |
номинальном режиме |
(« н ом |
= 300 |
об/мин) и значительному |
уменьшению крутильных |
колебаний в системе «винт—вал—двигатель» и вибрации кормы судна (табл. 37).
На речном пассажирском теплоходе «Москвич» в эксплуатацион ных условиях была проверена серия пластмассовых винтов диа-
191
метром 0,8 м. В результате этих испытаний установлено, что по скорости хода, расходу топлива, числам оборотов и мощности силовой установки пластмассовые и металлические винты оказались практи чески равноценными (табл. 36).
Одновременно были проведены измерения вибрации при полном ходе судна и номинальных оборотах двигателя (пном = 1300 об/мин). Замеры шума производились в машинном отделении, кормовом са лоне и на открытой палубе, а вибрации — на раме главного двига
теля, фундаменте кормового подшипника и в ахтерпике. |
винтов |
Замерами установлено, что применение пластмассовых |
|
на этих судах позволяет существенно снизить вибрацию |
корпуса |
J — рабочее колесо из стеклопластика; 2 — рабочее колесо из латуни.
и акустические шумы. Стальной винт при работе на номинальных оборотах создавал в ахтерпике вибрацию в диапазоне частот от 500— 1000 Гц до 98 дб. При замене винта на пластмассовый уровень вибра ции в тех же точках снизился на 10—13 дб. Снижение вибрации на фундаменте главного двигателя не отмечено.
Уровень шумов на открытой палубе при работающем пластмас совом винте на всем диапазоне частот снизился на 3—7 дб. В машин ном отделении и кормовом салоне уровень шумов практически не изменился. Последнее может быть объяснено тем, что основными источниками шума в машинном отделении и кормовом салоне тепло хода являются главные двигатели и вспомогательные механизмы, характер работы которых при замене винта изменился незначи тельно. В то же время шум на открытой палубе в большей степени определяется работающим винтом и вызванной им вибрацией кор пуса.
Аналогичные результаты по снижению вибрации корпуса и крутильных колебаний в системе «винт—вал—двигатель» при испы таниях пластмассовых винтов получены также и на рыболовных судах (табл. 37).
193
Отмеченный положительный эффект по снижению вибрации прй применении пластмассовых винтов может быть объяснен двумя факторами: меньшим весом пластмассовых винтов и связанным с этим уменьшением махового момента и более высокими демпфи рующими свойствами стеклопластиков в сравнении с конструкцион ными металлами.
Стеклопластик на эпоксидном связующем имеет величину лога рифмического декремента затухания колебаний б = 0,08—0,15 про тив 0,01—0,03 у легированной стали и 0,03—0,05 у алюминиевых
сплавов. |
|
этого энергия |
|
|
|
|||
|
Вследствие |
|
|
|
||||
высокочастотных |
колебаний, |
|
|
|
||||
возникающих |
в |
работающем |
|
|
|
|||
винте, в значительной сте |
|
|
|
|||||
пени погашается пластмассо |
|
|
|
|||||
выми лопастями. При этом |
|
|
|
|||||
доля энергии, передаваемая |
|
|
|
|||||
винтом на сопряженные с ним |
|
|
|
|||||
механизмы, существенно сни |
|
|
|
|||||
жается. |
|
|
определен |
|
|
|
||
|
Представляют |
|
|
|
||||
ный интерес результаты, по |
Рис. 103. Изменение температуры выхлоп |
|||||||
лученные |
при |
испытаниях |
||||||
судового |
циркуляционного |
ных газов (двигатель М-50, |
т/х «Ракета») при |
|||||
установке пластмассового |
гребного винта. |
|||||||
насоса, |
на |
котором были |
1 — металлический винт; 2 — пластмассовый винт. |
|||||
установлены |
изготовленные |
|||||||
|
|
аппарат |
||||||
из |
стеклопластика СТЭР рабочее колесо, направляющий |
|||||||
и |
обтекатели. |
проводились |
на испытательном стенде в |
течение |
||||
|
Испытания |
240 ч при полной рабочей нагрузке. В процессе испытаний произво дились замеры производительности насоса, создаваемого напора, расхода мощности, вибрации в различных точках фундамента на соса и шумности в помещении.
В результате испытаний установлено, что по характеристикам производительности, напора и расхода мощности насос с пластмас совыми деталями полностью соответствует металлическому варианту, а вибрация на низких частотах (диапазон 30—200 Гц) и акустический шум на всем исследованном диапазоне значительно снизились.
Спектрограммы вибрации насоса с металлическими и пластмас совыми деталями приведены на рис. 102. Как видно из графика, на высоких и средних частотах колебаний вибрация с пластмассо выми деталями изменяется относительно мало, а в области низких частот максимальное снижение уровня вибрации достигает 12— 14 дб.
Применение пластических материалов в производстве деталей судовых механизмов, являющихся источниками повышенного шумообразования, должно найти широкое распространение как одно из
наиболее эффективных средств борьбы с шумом. |
На судах с же |
|
Р а б о т а м а ш и н н о й |
у с т а н о в к и . |
|
сткой системой передачи от |
двигателя к винту |
характер работы |
13 Е. К. Ашкенази |
193 |