Файл: Детали из стеклопластика в судовом машиностроении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 36

 

 

Экономические характеристики судов,

оборудованных пластмассовыми и металлическими

 

 

 

 

 

 

 

гребными винтами

 

 

 

 

 

 

 

 

СРТМ-502

СРТ-391

Т /х

«Москвич»

Катер

1390

Т /х

«Ракета»

Х арактеристики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м, в.

п. В.

М. В.

П. В.

М . В .

п. в.

м. в.

п. В.

м. в.

п. в.

Водоизмещение,

т

 

900

430

 

60

32

 

 

19

Диаметр

винта,

м

 

2,1

1,5

 

0, 8

0, 37

 

 

0, 67

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часовой

расход

топ-

133,5

130,0

53,0

52,5

27,4

27,4

12,0

12,15

150,5

149,5

лива, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость хода, узлы

12,80

12,68

9,50

9,35

10,85

10,85

12,95

13,25

35,3

35,55

Эффективная мощность,

810

795

304

300

156

156

_

_

850

843

э. л. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный расход топ-

165

163,5

174

175

176

176

 

 

177

177,5

лива, г/э. л. с. -ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расход топлива на ми-

10,40

10,25

5,58

5,62

2,52

2,52

0,928

0,915

42,70

42,10

ЛЮ, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е , м. в. — металлический винт, п. в. — пластмассовый винт.



судов,

 

торсиографированию движительных комплексов

металлическими и пластмассовыми винтами

Сравнительные данные по

оборудованных

В и б р а ц и я и к р у ­ т и л ь н ы е к о л е б а н и я . Очень часто на судах, несмотря на принятые меры, обнаружи­ ваются на рабочих режимах эксплуатации повышенная виб­ рация кормовой оконечности, а также крутильные и продоль­ ные колебания в системе «винт— вал—двигатель». Исследования, выполненные непосредственно на судах, показали, что источ­ ником повышенной вибрации служит неравномерность кру­ тящего момента и упора за полный оборот гребного винта, которая возникает вследствие неравномерности попутного по­ тока и гидродинамической не­ уравновешенности винта.

Осевая вибрация оказывает крайне вредное влияние на ма­ шинную установку судна, вы­ зывая повышенный износ и ускоренное разрушение его де­ талей, особенно зубчатых пере­ дач. Многими судостроитель­ ными фирмами (США, Англия, ФРГ и др.) в качестве эффек­ тивной меры борьбы с вибра­ цией рекомендуется примене­ ние винтов / увеличенным чис­ лом лопастей (до 5 и более). При увеличении числа лопастей происходит смещение пика ре­ зонансных колебаний в зону более высоких чисел оборотов, что приводит '-к уменьшению амплитуды колебаний на но­ минальном режиме работы ма­ шинной установки. Однако уве­ личение числа лопастей неиз­ бежно влечет за собой падение к. п. д. винта.

Опыт эксплуатации показы­ вает, что применение пластмас­ совых винтов позволяет полу­ чить тот же эффект без увеличе­ ния числа лопастей. В табл. 37

190


приведены результаты натурной проверки влияния пластмассовых винтов на характеристики крутильных колебаний и вибрации.

В 1965 г. в бассейне Черного моря были проведены сравнительные испытания судна СРТМ с ВРШ диаметром 2,15 м, оборудованным сменными пластмассовыми и металлическими лопастями. В процессе испытаний замерялись скорость, расход топлива, определялась маневренность судна, производилось торсиографирование силовой

установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись крутильных ко­

 

 

 

лебаний

при торсиографи-

 

 

 

ровании

выполнялась при

 

 

 

помощи

 

универсального

 

 

 

механического вибрографа

 

 

 

Гейгера с переднего торца

 

 

 

коленчатого

вала

двига­

 

 

 

теля при различных зна­

 

 

 

чениях

шагового

отноше­

 

 

 

ния, от HIDB — 0 до номи­

 

 

 

нального HIDB. При замене

 

 

 

латунных лопастей на пла­

 

 

 

стмассовые

 

было отмечено

 

 

 

значительное

увеличение

 

 

 

частоты

свободных

коле­

 

 

 

баний

 

1672

до

2104

 

 

 

кол./мин),

 

что

привело

 

 

 

к смещению резонанса 8-го

Рис. 101. Напряжения в коленчатом вале дви­

порядка

в

рабочем

диа­

гателя

в диапазоне максимальных крутильных

пазоне

на

более

высокие

 

колебаний (СРТМ-502).

числа

оборотов

200—

1 — запретная зона

для металлического винта; 2

220

об/мин

для

винтов

запретная зона для пластмассового винта.

с металлическими лопастя­

винтов с пластмассовыми лопастями).

ми до 250—270

об/мин для

Такое

смещение

критического

числа

оборотов положительно

сказалось на эксплуатационных качествах судна на винтах с пласт­ массовыми лопастями. На винтах с металлическими лопастями кри­ тическая зона приходилась на тральный режим, что значительно ограничивало возможности маневрирования судна на промысле.

Величина резонансных напряжений в коленчатом вале двигателя и гребном вале судна при переходе на'пластмассовые лопасти сни­ зилась примерно на 25% (рис. 101).

Одновременно вследствие увеличения частоты колебаний одно­ узловой формы произошло значительное удаление наиболее сильного

резонанса 4-го порядка (През = 526 об/мин)

от номинальных чисел,

что

привело

к снижению напряжений

на

номинальном режиме

(« н ом

= 300

об/мин) и значительному

уменьшению крутильных

колебаний в системе «винт—вал—двигатель» и вибрации кормы судна (табл. 37).

На речном пассажирском теплоходе «Москвич» в эксплуатацион­ ных условиях была проверена серия пластмассовых винтов диа-

191


метром 0,8 м. В результате этих испытаний установлено, что по скорости хода, расходу топлива, числам оборотов и мощности силовой установки пластмассовые и металлические винты оказались практи­ чески равноценными (табл. 36).

Одновременно были проведены измерения вибрации при полном ходе судна и номинальных оборотах двигателя (пном = 1300 об/мин). Замеры шума производились в машинном отделении, кормовом са­ лоне и на открытой палубе, а вибрации — на раме главного двига­

теля, фундаменте кормового подшипника и в ахтерпике.

винтов

Замерами установлено, что применение пластмассовых

на этих судах позволяет существенно снизить вибрацию

корпуса

J — рабочее колесо из стеклопластика; 2 — рабочее колесо из латуни.

и акустические шумы. Стальной винт при работе на номинальных оборотах создавал в ахтерпике вибрацию в диапазоне частот от 500— 1000 Гц до 98 дб. При замене винта на пластмассовый уровень вибра­ ции в тех же точках снизился на 10—13 дб. Снижение вибрации на фундаменте главного двигателя не отмечено.

Уровень шумов на открытой палубе при работающем пластмас­ совом винте на всем диапазоне частот снизился на 3—7 дб. В машин­ ном отделении и кормовом салоне уровень шумов практически не изменился. Последнее может быть объяснено тем, что основными источниками шума в машинном отделении и кормовом салоне тепло­ хода являются главные двигатели и вспомогательные механизмы, характер работы которых при замене винта изменился незначи­ тельно. В то же время шум на открытой палубе в большей степени определяется работающим винтом и вызванной им вибрацией кор­ пуса.

Аналогичные результаты по снижению вибрации корпуса и крутильных колебаний в системе «винт—вал—двигатель» при испы­ таниях пластмассовых винтов получены также и на рыболовных судах (табл. 37).

193

Отмеченный положительный эффект по снижению вибрации прй применении пластмассовых винтов может быть объяснен двумя факторами: меньшим весом пластмассовых винтов и связанным с этим уменьшением махового момента и более высокими демпфи­ рующими свойствами стеклопластиков в сравнении с конструкцион­ ными металлами.

Стеклопластик на эпоксидном связующем имеет величину лога­ рифмического декремента затухания колебаний б = 0,08—0,15 про­ тив 0,01—0,03 у легированной стали и 0,03—0,05 у алюминиевых

сплавов.

 

этого энергия

 

 

 

 

Вследствие

 

 

 

высокочастотных

колебаний,

 

 

 

возникающих

в

работающем

 

 

 

винте, в значительной сте­

 

 

 

пени погашается пластмассо­

 

 

 

выми лопастями. При этом

 

 

 

доля энергии, передаваемая

 

 

 

винтом на сопряженные с ним

 

 

 

механизмы, существенно сни­

 

 

 

жается.

 

 

определен­

 

 

 

 

Представляют

 

 

 

ный интерес результаты, по­

Рис. 103. Изменение температуры выхлоп­

лученные

при

испытаниях

судового

циркуляционного

ных газов (двигатель М-50,

т/х «Ракета») при

установке пластмассового

гребного винта.

насоса,

на

котором были

1 — металлический винт; 2 — пластмассовый винт.

установлены

изготовленные

 

 

аппарат

из

стеклопластика СТЭР рабочее колесо, направляющий

и

обтекатели.

проводились

на испытательном стенде в

течение

 

Испытания

240 ч при полной рабочей нагрузке. В процессе испытаний произво­ дились замеры производительности насоса, создаваемого напора, расхода мощности, вибрации в различных точках фундамента на­ соса и шумности в помещении.

В результате испытаний установлено, что по характеристикам производительности, напора и расхода мощности насос с пластмас­ совыми деталями полностью соответствует металлическому варианту, а вибрация на низких частотах (диапазон 30—200 Гц) и акустический шум на всем исследованном диапазоне значительно снизились.

Спектрограммы вибрации насоса с металлическими и пластмас­ совыми деталями приведены на рис. 102. Как видно из графика, на высоких и средних частотах колебаний вибрация с пластмассо­ выми деталями изменяется относительно мало, а в области низких частот максимальное снижение уровня вибрации достигает 12— 14 дб.

Применение пластических материалов в производстве деталей судовых механизмов, являющихся источниками повышенного шумообразования, должно найти широкое распространение как одно из

наиболее эффективных средств борьбы с шумом.

На судах с же­

Р а б о т а м а ш и н н о й

у с т а н о в к и .

сткой системой передачи от

двигателя к винту

характер работы

13 Е. К. Ашкенази

193