Файл: Вяткин И.П. Рафинирование и литье первичного магния.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Высокая температура магния и повышенное исходное газосодержание при всех прочих равных условиях обес печивают и более высокую дегазацию.
Из рис. 35 также видно, что при любой температуре процесса и содержании водорода в магнии наибольшее дегазирующее действие оказывает титансодержащий флюс, затем флюс ВИ2 и, наконец, отстаивание.
Дегазация магния, по данным [75], про исходит благодаря присутствию хлорис того магния, входяще го в состав флюса ВИ2 или получающегося в процессе химических реакций. Повышение дегазирующего дейст вия флюса с увеличе нием содержания хло ристого магния заме чено и в работе [76].
По-видимому, взвесь |
Рис. 35. Эффективность дегазации маг |
||||||
хлористого |
магния со |
ния при различных способах рафиниро |
|||||
|
|
вания: |
|
|
|||
вместно с |
хлоридами |
I — 700° С; |
2 — 740а С; 3 — 780° С; а — от |
||||
калия, натрия |
и каль |
стаивание; |
б — флюсование; |
а—обработ |
|||
ка титановым |
флюсом; |
I, |
I I — пропу |
||||
ция, являясь |
центром |
щено і л и 3 л |
водорода |
соответствен |
|||
газоБыделеиия, |
спо |
|
|
но |
|
|
|
собствует |
выделению |
|
|
|
|
|
водорода из расплава. При этом образующиеся, вероят но, комплексы (MgCI2)x— (H2)y, проходя через расплав, благодаря хорошей смачивающей способности адсорби руют окись магния и оседают на дно тигля в виде ком плексов типа (MgCb)*— (Н2)г,— (MgO)z.
Таким образом, данные по дегазации магния раз личными способами подтверждают предполагаемый нами механизм дегазации. Так, максимальный эффект дегазации, полученный при обработке магния титансо держащим флюсом, обусловлен тем, что образуется до полнительное количество хлористого магния благодаря обменным реакциям между низшими хлоридами титана, присутствующими во флюсе, и магнием. Помимо взаимо действия с металлическими примесями тонкодисперсный титан частично взаимодействует с водородом, образуя гидрид титана, осаждающийся на дно тигля.
ш
Следует отметить незначительный эффект дегазации магния при рафинировании -отстаиванием. Вероятно, в этом случае образующиеся в магнии комплексы (MgO)*—(Н2)„ плохо удаляются из-за отсутствия в магнии хлоридов магния и других щелочных металлов, способствующих осаждению этих комплексов на дно тигля. Повышение эффективности дегазации при росте температуры обусловлено, очевидно, тем, что вязкость магния снижается и условия для осаждения комплексов улучшаются.
Итак, из рассмотренных способов рафинирования магния наибольшее дегазирующее действие оказывает тптансодержащпй флюс. Для повышения эффективности дегазации магния-сырца отстаиванием при -переработке его на товарный продукт в печах непрерывного рафини рования и печах типа СМТ необходимо обеспечить при сутствие в магнии-сырце не менее 1,5—2,0% электроли та. При этом электролит, осаждаясь при отстаивании, будет увлекать за собой неметаллические включения и водород.
Г л а в а VII
ТРАНСПОРТИРОВКА ЖИДКОГО МАГНИЯ
ИМАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ
1.РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ТРАНСПОРТИРОВКИ
ЖИДКИХ МЕТАЛЛОВ
Для магния и магниевых сплавов, отличающихся вы соким сродством к кислороду, необходимы особые усло вия перелива и транспортировки во избежание их окис ления и воспламенения.
В металлургии легких сплавов, особенно в авиацион ной металлургии, накоплен значительный опыт переме щения больших масс магниевых сплавов и их дозиро вания. Начав с открытой транспортировки магниевых сплавов из миксера в кристаллизатор [77], передовые заводы взяли на вооружение закрытый перелив вначале центробежными насосами с пневмодвигателями [78], а позднее магнитодинамическими и индукционными на сосами [1], последние в настоящее время внедрены в промышленность. Из плавильной печи в миксер маг-
112
ииевый сплав переливают также закрытым способом с помощью сифона [1].
Сифонный перелив применяют в том случае, когда необходимо за короткий промежуток времени перелить из плавильной печи в раздаточный миксер большое ко личество сплава. Сифон изготовляют из стальной трубы диаметром 150 мм, вакуум в сифоне создается при по мощи инжектора; производительность сифона составля ет 2 м3/мин при разрежении 300 мм рт. ст. При этом рас ход сжатого воздуха при давлении 6 ат равен 1,7 м3/мин. С помощью сифона перелив 10 т сплава из печи в мик сер происходит за 7—10 мин.
В табл. 28 помещены результаты работ по закрытому переливу магниевых сплавов сифоном.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 28 |
||
|
Изучение закрытого перелива магниевых сплавов |
||||||
при помощи сифонных устройств различных сечений |
[79] |
||||||
Марка |
Диаметр |
Площадь |
Количе |
Время |
Расход |
Скорость |
|
сплава |
сифона, |
сифона, |
ство ме |
перелива, |
металла, |
металла, |
|
см |
см2 |
талла, кг |
с |
кг/с |
м/с |
||
|
|||||||
МЛ5 • . |
4 |
12 |
45 |
30 |
1,5 |
0,75 |
|
МЛ5 . . |
5 |
19 |
300 |
125 |
2,4 |
0,76 |
|
МА2-1 |
15 |
176 |
10 000 |
450 |
22,2 |
0,79 |
Значительно сложнее оказалось осуществить транс портировку магниевого сплава из миксера в кристалли затор с дозированием расхода сплава.
Наиболее простой и наименее удачный открытый пе релив магниевого сплава по желобу в настоящее время уже не применяют. Несмотря на подачу сернистого газа по всей длине желоба, нельзя было исключить контакт магния с атмосферой и его окисление.
В начале шестидесятых годов стали применять спо соб транспортировки магниевых сплавов из миксера в кристаллизатор с помощью центробежных насосов, при водимых в работу пневмодвигателями [80]. Пневмодви гатель марки ПРШ-10 имеет мощность 9 л. с. и делает 1400 об/мин. Его преимущество — простота регулирова ния числа оборотов путем изменения расхода воздуха, подаваемого в двигатель.
При подаче сжатого воздуха из сети давлением не • менее 3 ат вращается шестеренчатая пара, на оси одной
8—549 |
И З |
из шестерен насажен вал с укрепленной на его конце крыльчаткой. При вращении крыльчатки сплав под дей ствием возникающих центробежных сил подается в нагнетающий трубопровод, а оттуда в кристалли затор.
Применение способа закрытого перелива магниевых сплавов с помощью центробежных насосов позволило значительно повысить качество слитков сплавов и улуч шить условия труда. Однако, как указано в работе [81], центробежный насос при неудовлетворительной его сборке и эксплуатации очень часто был причиной резко го ухудшения качества отливаемых слитков.
Поскольку крыльчатка насоса располагается на длин ной консоли на большой глубине, то при ее вращении наблюдается вибрация вала и корпуса насоса. Это при водит к отделению от насоса образовавшихся на нем при опускании уровня сплава окислов и падению их в ванну печи. Кроме того, при истечении сплава через неплотности улитки насоса образующиеся возмущающие потоки вызывают перемешивание сплава и загрязнение его окислами.
В связи с этим нужно было создать такое устройство, при работе которого захват металла из миксера проис ходил бы спокойно, без завихрений и окисления. Таким устройством оказался электромагнитный насос. Он пред ставляет собой трубопровод, движение металла в кото ром происходит под действием электромагнитного дав ления, возникающего при взаимодействии электричес кого и магнитного полей, создаваемых специальными системами.
Большие работы были выполнены по созданию так называемого магнитодинамического насоса. Этот насос [82] состоит из прямоточного и двух замыкающих ка налов. Участки между устьями замыкающих каналов называются активными зонами. В полостях, образован ных прямоточным и замыкающими каналами, располо жены катушки, насаженные на замкнутые магнитопрово ды, охватывающие замыкающие каналы. Катушки и магнитопроводы представляют собой замкнутую магнит ную систему — индуктор тока. По обе стороны актив ных зон размещены катушки, расположенные на разом кнутых магнитопроводах и вместе с ними составля ющие разомкнутую магнитную систему — электро магнит.
114
2. ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ УСТРОЙСТЙ
Вопросы транспортировки магния и магниевых спла вов в титано-магниевой промышленности в настоящее время исключительно актуальны, а возможности для применения транспортирующих устройств в разных об ластях велики.
Так, транспортирование магния па титано-магниевых предприятиях осуществляют в следующих целях:
1)для разливки и дозировки магния и магниевых сплавов из печей в изложницы либо формы с периоди ческой доливкой металла в литейном цехе;
2)из цеха электролиза в литейный для переработки
на товарный магний;
3)из цеха электролиза в цех производства титана, где магний используют в качестве восстановителя;
4)для заливки магния из миксера в аппарат восста новления в цехе восстановления и дистилляции (ВиД);
5)для непрерывной заливки магния в аппарат вос становления из миксера в течение длительного времени (30—40 ч) в цехе восстановления.
Об актуальности работ по транспортированию маг ния свидетельствуют исследования изменения качества магния, применяемого при производстве титановой
губки.
Транспортирование магния из цеха электролиза в титановой цех в настоящее время осуществляется в ва куумных ковшах. Поскольку кислород и азот, а также хлор, железо, кремний и никель, содержащиеся в маг нии, оказывают большое влияние на ухудшение качества титановой губки, было исследовано изменение этих при месей по ходу транспортирования магния [83].
В работе показано, что содержание всех примесей, кроме никеля, во время выборки магния из электролизе ров и транспортировки его из цеха в цех снижается. Во время отстаивания содержание примесей практически не изменяется, а в пробах, взятых из реактора восстаноновления после слива в него магния, количество кисло рода и азота резко возрастает — с 0,002 до 0,004%. По вышенное содержание кислорода и азота объясняется негерметичностью узла заливки магния в аппарат, вслед ствие чего возможен контакт магния с воздухом. Высокое содержание хлора объясняется неполным отделением электролита от металла.
8* |
115 |
Содержание всех металлических примесей во время операций изменяется незначительно.
Авторы [83] делают вывод, что улучшить качество восстановителя можно прежде всего усовершенствовав методы его выборки из электролизеров, транспортирова ния и заливки в реакторы. Наиболее перспективным спо собом они считают транспортировку магния с помощью электромагнитных насосов из миксера, установленного в цехе электролиза, в миксер титанового цеха.
Следует отметить, что все указанные выше задачи, кроме первой, в настоящее время являются проблема тичными и требуют конструктивного и технологического решения.
Тем не менее опыт, накопленный титано-магниевой промышленностью по транспортированию магния при решении задач разливки магния и магниевых сплавов в изложницы и формы, находит применение. Ниже нами рассмотрены некоторые способы транспортирования маг ния и сопутствующие им операции, разработанные (или примененные) в титано-магниевой промышленности.
Разогрев трубопровода, по которому должен осуще ствляться перелив жидкого магния, производят, как пра вило, контактным способом. Трубу изготовляют из нер жавеющей стали 1Х18Н10Т, длина ее от 1,5 до 7—10 м, внутренний диаметр 25—57 мм, толщина стенки 2—4 мм. Теплоизоляцией трубы служит слой листового асбеста толщиной 10—15 мм и слой асбестита с огнеупорной глиной на жидком стекле в соотношении 5:1. Трубу с теплоизоляционным слоем укладывают в стальной ко жух из двух полутруб, соединенных между собой хому тами.
Электрический ток к трубе подводят через приварен ные стальные контакты по кабелю от трансформатора, иногда одним из контактов является стальная труба, опущенная в магний. Обычно для разогрева трубы при меняют трансформаторы ОСЗ 250/0,5, однако можно ис пользовать и любые другие, приемлемые по токовым на грузкам.
Возможно применение смешанного соединения двух сопротивлений — электролита печи непрерывного дейст вия и трубы для слива рафинированного магния из этой печи. На рис. 36 показана схема подключения печи с со левым обогревом и трубопровода. Электрическая цепь замыкалась через магний в колоколе, непосредственно
116
колокол л электролит, при напряжении 47,0 В и силе то ка 0,6 кА, проходящего по трубе. Труба длиной 4,5 м, на ружным диаметром 45 мм, толщиной стенки 2,5 мм ра зогревалась при систематической работе за 5—10 мни. Транспортировку магния по трубе обычно начинают по сле ее разогрева до 750—800° С. Наилучшим способом
Рис. 3G. Три варианта схемы подключения печи с солевым обогревом
итрубопровода:
/— печь; 2 — труба
контроля температуры ее стенки |
служит |
термопара |
с показывающим прибором, однако |
при |
достаточном |
опыте подавать металл в трубу можно после нагрева ее до ярко-красного каления. При этом следует убедиться в отсутствии испарения из трубы влаги. Причиной ее попадания в трубу при многократном использовании мо жет быть гидролиз хлористых солей, оставшихся в тру бе от предыдущей разливки.
Сифонный перелив представляет большой интерес, так как обеспечивает спокойный забор магния из печей и предотвращает его окисление. Этот способ применяли при выливке магния из печи с солевым обогревом в ти гель печи СМТ-1 на полупромышленном этапе испытаний рафинировочно-литейного комплекса. Один конец сифон ной трубы погружали в литейную камеру печи, а второй
в тигель. Разница между |
уровнем |
электролита в печи |
и положением выходного |
конца |
трубы составляла |
117