Файл: Болгов И.Ф. Геодезические измерения в сельскохозяйственном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ня, ошибка визирования и др. Возможны и грубые ошибки, напри
мер, ошибка просчета по рейке |
(ее о б н а р у ж и в а ю т |
на |
каждой стан |
||||||||||||
ции |
соответствующим контролем работ — получением |
превышения |
|||||||||||||
д в а ж д ы ) . Д л я |
ослабления влияния рефракции |
в часы, |
близкие к |
||||||||||||
полудню, нивелировку ие следует производить. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
П р и н я в расстояние от нивелира |
до |
рейки |
в |
среднем |
равным |
||||||||
50- м, с одной станции можно нивелировать |
точки, |
удаленные друг |
|||||||||||||
от друга |
на 100 м. В этом |
случае |
на 1 км хода |
будет |
10 станций. Счи |
||||||||||
тая |
погрешность одного счета по рейке равной ± 2 |
мм, в |
превышении |
||||||||||||
получим |
ошибку ± 2 - Y l — ± 2 , 8 |
мм, а при 10 станциях будем иметь |
|||||||||||||
± 2 , 8 - / |
10= ± 8 , 9 мм |
или |
округленно |
1 см. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Таким образом, |
неизбежная |
ошибка |
инженерно-технического |
||||||||||
нивелирования |
(что и д л я |
I V класса) |
на |
1 км |
в среднем |
принимает |
|||||||||
ся равной ± 1 |
см. Считая |
допустимой предельную |
ошибку |
на 1 км |
|||||||||||
хода вдвое больше, найдем, что допустимая невязка, |
приходящаяся |
||||||||||||||
на |
L км, |
будет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/лдоп = ± (20 уТ) |
мм. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Расхождение между прямым |
и обратным |
ходом |
будет |
больше |
|||||||||
в |
V |
2 : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/лдо„ = + |
(30 1/1) |
мм. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Следует о б р а щ а т ь в н и м а н и е |
на |
возможные |
промахи в |
работе, |
например: забудем перед отсчетом по рейке привести пузырек уров ня на середину, при отсчете вместо одного метра запишем два, про
пустим дециметр в отсчете, |
рейку поставим не на головку |
б а ш м а к а , |
|
а на его плиту, перепутаем |
в ж у р н а л е запись |
задней и |
передней |
реек и т. д. И з б е ж а т ь этого |
можно только при |
аккуратной |
работе н |
при производстве обязательного контроля, который необходим на любой стадии геодезических работ. Контролем на станции являет ся разность двух превышений по двум сторонам рейки, или превы шений, полученных двумя нивелирами, или одним — но при двух горизонтах инструмента. Общее превышение ЕА по всему ходу срав нивается с известным превышением, если известны отметки конеч ных точек.
11. |
Классификация |
геометрического |
нивелирования |
||
Выполняемое на |
территории С С С Р государственное |
геометри |
|||
ческое нивелирование |
по своей точности делится |
на 4 класса: |
|||
I класс —.высокоточное нивелирование. Оно имеет целью соз |
|||||
дание на |
территории |
страны |
сети н а д е ж н о определенных высотных |
||
пунктов. Кроме того, нивелирование I класса выполняется и д л я |
|||||
решения |
различных научных |
задач,^ например, |
д л я |
определения |
разностей уровней океанов и открытых морен, для изучения совре
менных колебаний земной коры и др. |
4 |
107
I I класс — точное нивелирование. Ходы нивелирования этого класса прокладываются м е ж д у пунктами высокоточного нивелиро
вания с целью сгущения высотной опорной |
сети. |
|
|
|
|
|||||||||
I I I |
класс |
— это нивелирование |
выполняется |
для |
дальнейшего |
|||||||||
сгущения |
системы опорных |
пунктов |
нивелирования. |
|
|
|
||||||||
I V класс — такое нивелирование выполняется |
для |
создания ра |
||||||||||||
бочего |
высотного обоснования |
при |
выполнении |
топографических |
||||||||||
съемок |
и для различных |
инженерно-технических целей. |
|
|
|
|||||||||
Н и в е л и р н а я сеть 1 и |
I I к л а с с о в |
является |
главной |
высотной ос |
||||||||||
новой, |
посредством которой |
устанавливается |
единая система |
высот |
||||||||||
( Б а л т и й с к а я ) |
на всей территории С С С Р . Она |
предназначается |
так |
|||||||||||
ж е . для |
использования |
в научных |
|
исследованиях. |
Нивелирные |
|||||||||
сети I I I и I V классов с л у ж а т для обеспечения |
топографических |
съе |
||||||||||||
мок и решения |
инженерных |
задач . Средняя |
квадратпческая |
ошибка |
||||||||||
I класса ± 0 , 5 |
мм на 1 км; |
I I |
класса |
± 2 , 5 |
мм на |
1 км; I I I |
класса |
|||||||
± 5 мм |
на |
1 км; I V класса |
± 1 0 мм на |
1 км. |
Следовательно, |
в IV |
||||||||
классе на |
1 км хода предельная |
ошибка будет |
± 2 0 |
мм. |
|
|
|
12. Выполнение нивелирования IV класса
Ходы нивелирования I V класса |
прокладываются |
следующих |
|||||||||
видов |
(рис. 79): |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а) |
между твердыми нивелирными пунктами или замкнутые хо |
||||||||||
ды. В |
качестве |
грунтовых |
реперов |
берутся |
отрезки |
рельсов |
или |
||||
труб; глубина |
з а л о ж е н и я |
их не менее |
глубины |
промерзания |
грунта |
||||||
в этом |
месте; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) |
висячие ходы, начинаемые |
с твердого |
нивелирного |
пункта. |
|||||||
Такие |
ходы |
нивелируются |
д в а ж д ы : |
лш5о в прямом и обратном |
на |
||||||
правлениях, |
либо последовательно |
двумя |
инструментами, |
следуя |
|||||||
один за другим; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 79.
108
в) ходы, образующие одну или несколько узловых точек. Узло вой точкой считается точка пересечения ходов, в ней обязательно ставится марка или репер. Во всех случаях марки и реперы ставят ся заранее до производства самих наблюдений, т. е. в процессе ре когносцировки.
Порядок наблюдений на нивелирной станции IV класса сле дующий. Расстояния между нивелиром и каждой из реек в среднем д о л ж н ы быть порядка 50—100 м. Расстояния эти измеряются тро сиком, дальномером или шагами . Рейки устанавливаются на баш маки, костыли или забитые в землю колья. Если у реек есть круг лый уровень, то пользуются им для установки реек в вертикальное положение. Если его пет, то производят покачивание реек в направ лении визирного луча при отсчетах, больших 500 мм; при этом бе рется наименьший отсчет. Установка нивелира заключается в при
ведении визирной оси нивелира в горизонтальное |
положение. |
|
||||
Последовательность |
выполнения |
наблюдений |
на |
станции |
при |
|
работе |
с двухсторонними рейками |
принимается |
следующая |
(рис. |
||
80): |
|
|
|
|
|
|
1) |
устанавливают |
инструмент |
в горизонтальное |
положение |
(при вращении его верхней части вокруг вертикальной оси пузырек уровня не должен уклоняться от середины более чем на 2 деления шкалы уровня);
|
Рис. |
80. |
|
|
|
Рис. |
81. |
|
|
2) |
наводят |
трубу |
нивелира |
на черную |
сторону |
задней |
рейкн; • |
||
приводят пузырек |
уровня |
у Н З |
элевационным винтом строго |
на се |
|||||
редину |
в контакт |
и делают |
отсчет по средней нити ( а ч ) ; |
|
|||||
3) |
наводят |
трубу |
нивелира на черную сторону передней рецки, |
||||||
приводят пузырек на середину и делают отсчет ( 6 Ч ) ; |
|
|
|||||||
4) |
наводят |
трубу |
нивелира |
на красную |
сторону |
передней рей |
|||
ки, приводят пузырек |
иа середину и делают |
отсчет ( Ь К ) \ |
|
||||||
5) |
н а в о д я т |
трубу |
на красную сторону задней рейки, приводят |
||||||
пузырек на середину и делают отсчет ( а ц ) . |
|
|
|
||||||
Контроль: |
|
|
|
|
|
|
|
|
(ач — 6Ч ) — (аА — bk) < + 5 мм.
109
Если на нивелирной станции проводят наблюдения с односто
ронними рейками |
(рис. 81), |
то |
последовательность работ такова: |
||||
1) отсчет |
н а з а д ( а , ) , 2) |
отсчет вперед (Ь{), |
изменение |
высоты |
|||
инструмента не менее, чем па |
10 см, 3) — отсчет |
вперед (Ь2),, |
4) —•*. |
||||
отсчет н а з а д |
(а2). |
— ( 0 2 ^ - 6 2 ) |
|
|
|
||
Контроль: |
(fli — bi) |
^ ± 5 мм. |
|
|
|||
Нивелировка д в а ж д ы производится с целью контроля и получе |
|||||||
ния более |
точного |
результата |
нивелирования . Можно последова |
||||
тельно нивелировать двумя |
инструментами. |
|
|
13. |
Увязка |
результатов |
нивелирования |
IV |
класса |
||||||||||
1. Ход между |
твердыми |
пунктами |
и замкнутый |
нивелирный |
|||||||||||
ход. Н е в я з к а |
подсчитывается |
как разность практической и теорети |
|||||||||||||
ческой |
сумм |
превышений |
по |
формуле: / / , = 2 j ^ n p — X |
К- |
В разом |
|||||||||
кнутом |
ходе |
между |
|
двумя твердыми |
точками |
^ h T |
= H^ — Ни. |
В |
|||||||
замкнутом |
полигоне |
1/гт = 0. |
Оценка |
допустимости |
полученной |
не |
|||||||||
вязки в превышениях |
производится по формуле: |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
/л доп = •£ (20 |
УТ) |
|
мм, |
|
|
|
|
|
||
где L длина хода в км. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Ходы двойного |
нивелирования. |
|
|
|
|
|||||||
Невязка в превышениях при прокладке таких ходов вычисляет |
|||||||||||||||
ся следующим образом: |
fh = |
2 Kv + |
2 |
^обР . |
где |
2/г |
— |
алгебраи |
ческая сумма превышений по прямому и обратному ходам . При по
следовательном нивелировании хода двумя |
инструментами невязка |
|||
в превышениях подсчитывается по формуле |
//, = 2 ^ i ~ |
2 ^ H i |
г Д е |
|
~Lh — суммы превышений, получаемые |
первым и вторым |
нивелира |
||
ми. Оценка допустимости невязки в превышениях производится |
по |
|||
формуле: |
|
|
|
|
fh доп = ± (30 y'L) |
мм, |
|
|
|
где L — длина хода в км.
Следовательно, подсчитав фактическую невязку по ходу ниве
лирования I V класса, необходимо |
определить ее допустимость. Ес |
|||||
ли полученные невязки оказываются допустимыми, |
то |
они развёр |
||||
стываются с обратным знаком между полученными |
превышениями |
|||||
пропорционально длине хода или |
числу станций. П о |
отметке |
на |
|||
чальной точки и исправленным превышениям определяются |
отмет |
|||||
ки всех других точек хода по правилу: отметка последующей |
точки |
|||||
равна отметке предыдущей точки плюс соответствующее |
превыше |
|||||
ние. |
|
|
|
|
|
|
Результаты нивелирования записывают простым к а р а н д а ш о м |
||||||
аккуратно в специальный ж у р н а л |
геометрического |
нивелирования, |
||||
форма |
которого приводится ниже, |
где п о к а з а н порядок работы и |
||||
записи |
результатов при использовании двухсторонних |
(станция |
7) |
|||
и односторонних (станция 15) реек. |
|
|
|
_ |
' |
|
ПО |
|
|
|
|
|
_ |