Файл: Болгов И.Ф. Геодезические измерения в сельскохозяйственном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ня, ошибка визирования и др. Возможны и грубые ошибки, напри­

мер, ошибка просчета по рейке

(ее о б н а р у ж и в а ю т

на

каждой стан­

ции

соответствующим контролем работ — получением

превышения

д в а ж д ы ) . Д л я

ослабления влияния рефракции

в часы,

близкие к

полудню, нивелировку ие следует производить.

 

 

 

 

 

 

 

П р и н я в расстояние от нивелира

до

рейки

в

среднем

равным

50- м, с одной станции можно нивелировать

точки,

удаленные друг

от друга

на 100 м. В этом

случае

на 1 км хода

будет

10 станций. Счи­

тая

погрешность одного счета по рейке равной ± 2

мм, в

превышении

получим

ошибку ± 2 - Y l — ± 2 , 8

мм, а при 10 станциях будем иметь

± 2 , 8 - /

10= ± 8 , 9 мм

или

округленно

1 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом,

неизбежная

ошибка

инженерно-технического

нивелирования

(что и д л я

I V класса)

на

1 км

в среднем

принимает­

ся равной ± 1

см. Считая

допустимой предельную

ошибку

на 1 км

хода вдвое больше, найдем, что допустимая невязка,

приходящаяся

на

L км,

будет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/лдоп = ± (20 уТ)

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расхождение между прямым

и обратным

ходом

будет

больше

в

V

2 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/лдо„ = +

(30 1/1)

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует о б р а щ а т ь в н и м а н и е

на

возможные

промахи в

работе,

например: забудем перед отсчетом по рейке привести пузырек уров­ ня на середину, при отсчете вместо одного метра запишем два, про­

пустим дециметр в отсчете,

рейку поставим не на головку

б а ш м а к а ,

а на его плиту, перепутаем

в ж у р н а л е запись

задней и

передней

реек и т. д. И з б е ж а т ь этого

можно только при

аккуратной

работе н

при производстве обязательного контроля, который необходим на любой стадии геодезических работ. Контролем на станции являет­ ся разность двух превышений по двум сторонам рейки, или превы­ шений, полученных двумя нивелирами, или одним — но при двух горизонтах инструмента. Общее превышение ЕА по всему ходу срав­ нивается с известным превышением, если известны отметки конеч­ ных точек.

11.

Классификация

геометрического

нивелирования

Выполняемое на

территории С С С Р государственное

геометри­

ческое нивелирование

по своей точности делится

на 4 класса:

I класс —.высокоточное нивелирование. Оно имеет целью соз­

дание на

территории

страны

сети н а д е ж н о определенных высотных

пунктов. Кроме того, нивелирование I класса выполняется и д л я

решения

различных научных

задач,^ например,

д л я

определения

разностей уровней океанов и открытых морен, для изучения совре­

менных колебаний земной коры и др.

4

107


I I класс — точное нивелирование. Ходы нивелирования этого класса прокладываются м е ж д у пунктами высокоточного нивелиро­

вания с целью сгущения высотной опорной

сети.

 

 

 

 

I I I

класс

— это нивелирование

выполняется

для

дальнейшего

сгущения

системы опорных

пунктов

нивелирования.

 

 

 

I V класс — такое нивелирование выполняется

для

создания ра­

бочего

высотного обоснования

при

выполнении

топографических

съемок

и для различных

инженерно-технических целей.

 

 

 

Н и в е л и р н а я сеть 1 и

I I к л а с с о в

является

главной

высотной ос­

новой,

посредством которой

устанавливается

единая система

высот

( Б а л т и й с к а я )

на всей территории С С С Р . Она

предназначается

так­

ж е . для

использования

в научных

 

исследованиях.

Нивелирные

сети I I I и I V классов с л у ж а т для обеспечения

топографических

съе­

мок и решения

инженерных

задач . Средняя

квадратпческая

ошибка

I класса ± 0 , 5

мм на 1 км;

I I

класса

± 2 , 5

мм на

1 км; I I I

класса

± 5 мм

на

1 км; I V класса

± 1 0 мм на

1 км.

Следовательно,

в IV

классе на

1 км хода предельная

ошибка будет

± 2 0

мм.

 

 

 

12. Выполнение нивелирования IV класса

Ходы нивелирования I V класса

прокладываются

следующих

видов

(рис. 79):

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

между твердыми нивелирными пунктами или замкнутые хо­

ды. В

качестве

грунтовых

реперов

берутся

отрезки

рельсов

или

труб; глубина

з а л о ж е н и я

их не менее

глубины

промерзания

грунта

в этом

месте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

висячие ходы, начинаемые

с твердого

нивелирного

пункта.

Такие

ходы

нивелируются

д в а ж д ы :

лш5о в прямом и обратном

на­

правлениях,

либо последовательно

двумя

инструментами,

следуя

один за другим;

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 79.

108


в) ходы, образующие одну или несколько узловых точек. Узло­ вой точкой считается точка пересечения ходов, в ней обязательно ставится марка или репер. Во всех случаях марки и реперы ставят­ ся заранее до производства самих наблюдений, т. е. в процессе ре­ когносцировки.

Порядок наблюдений на нивелирной станции IV класса сле­ дующий. Расстояния между нивелиром и каждой из реек в среднем д о л ж н ы быть порядка 50—100 м. Расстояния эти измеряются тро­ сиком, дальномером или шагами . Рейки устанавливаются на баш ­ маки, костыли или забитые в землю колья. Если у реек есть круг­ лый уровень, то пользуются им для установки реек в вертикальное положение. Если его пет, то производят покачивание реек в направ­ лении визирного луча при отсчетах, больших 500 мм; при этом бе­ рется наименьший отсчет. Установка нивелира заключается в при­

ведении визирной оси нивелира в горизонтальное

положение.

 

Последовательность

выполнения

наблюдений

на

станции

при

работе

с двухсторонними рейками

принимается

следующая

(рис.

80):

 

 

 

 

 

 

1)

устанавливают

инструмент

в горизонтальное

положение

(при вращении его верхней части вокруг вертикальной оси пузырек уровня не должен уклоняться от середины более чем на 2 деления шкалы уровня);

 

Рис.

80.

 

 

 

Рис.

81.

 

2)

наводят

трубу

нивелира

на черную

сторону

задней

рейкн; •

приводят пузырек

уровня

у Н З

элевационным винтом строго

на се­

редину

в контакт

и делают

отсчет по средней нити ( а ч ) ;

 

3)

наводят

трубу

нивелира на черную сторону передней рецки,

приводят пузырек на середину и делают отсчет ( 6 Ч ) ;

 

 

4)

наводят

трубу

нивелира

на красную

сторону

передней рей­

ки, приводят пузырек

иа середину и делают

отсчет ( Ь К ) \

 

5)

н а в о д я т

трубу

на красную сторону задней рейки, приводят

пузырек на середину и делают отсчет ( а ц ) .

 

 

 

Контроль:

 

 

 

 

 

 

 

 

ч — 6Ч ) — (аА bk) < + 5 мм.

109


Если на нивелирной станции проводят наблюдения с односто­

ронними рейками

(рис. 81),

то

последовательность работ такова:

1) отсчет

н а з а д ( а , ) , 2)

отсчет вперед {),

изменение

высоты

инструмента не менее, чем па

10 см, 3) — отсчет

вперед 2),,

4) —•*.

отсчет н а з а д

2).

( 0 2 ^ - 6 2 )

 

 

 

Контроль:

(fli — bi)

^ ± 5 мм.

 

 

Нивелировка д в а ж д ы производится с целью контроля и получе­

ния более

точного

результата

нивелирования . Можно последова­

тельно нивелировать двумя

инструментами.

 

 

13.

Увязка

результатов

нивелирования

IV

класса

1. Ход между

твердыми

пунктами

и замкнутый

нивелирный

ход. Н е в я з к а

подсчитывается

как разность практической и теорети­

ческой

сумм

превышений

по

формуле: / / , = 2 j ^ n p — X

К-

В разом ­

кнутом

ходе

между

 

двумя твердыми

точками

^ h T

= H^ — Ни.

В

замкнутом

полигоне

1/гт = 0.

Оценка

допустимости

полученной

не­

вязки в превышениях

производится по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/л доп = •£ (20

УТ)

 

мм,

 

 

 

 

 

где L длина хода в км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходы двойного

нивелирования.

 

 

 

 

Невязка в превышениях при прокладке таких ходов вычисляет­

ся следующим образом:

fh =

2 Kv +

2

^обР .

где

2/г

алгебраи ­

ческая сумма превышений по прямому и обратному ходам . При по­

следовательном нивелировании хода двумя

инструментами невязка

в превышениях подсчитывается по формуле

//, = 2 ^ i ~

2 ^ H i

г Д е

~Lh — суммы превышений, получаемые

первым и вторым

нивелира ­

ми. Оценка допустимости невязки в превышениях производится

по

формуле:

 

 

 

 

fh доп = ± (30 y'L)

мм,

 

 

 

где L — длина хода в км.

Следовательно, подсчитав фактическую невязку по ходу ниве­

лирования I V класса, необходимо

определить ее допустимость. Ес­

ли полученные невязки оказываются допустимыми,

то

они развёр ­

стываются с обратным знаком между полученными

превышениями

пропорционально длине хода или

числу станций. П о

отметке

на­

чальной точки и исправленным превышениям определяются

отмет­

ки всех других точек хода по правилу: отметка последующей

точки

равна отметке предыдущей точки плюс соответствующее

превыше­

ние.

 

 

 

 

 

 

Результаты нивелирования записывают простым к а р а н д а ш о м

аккуратно в специальный ж у р н а л

геометрического

нивелирования,

форма

которого приводится ниже,

где п о к а з а н порядок работы и

записи

результатов при использовании двухсторонних

(станция

7)

и односторонних (станция 15) реек.

 

 

 

_

'

ПО

 

 

 

 

 

_