Файл: Болгов И.Ф. Геодезические измерения в сельскохозяйственном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельных температурах — жидкостью с низкой температурой з а м е р ­ зания, например, водным раствором хлористого кальция . Верх тру­ бок закрывается клапаном . При работе трубки открыты для соеди­ нения с воздушной средой поверхности жидкости (рис. 85).

Гидростатические нивелирные системы удобно располагать на зданиях для непрерывного определения смещения одних точек от­

 

носительно других, при

наблюде ­

 

ниях за сохранностью

 

положения

 

конструкций тех или иных объек­

 

тов. Такие

системы

практически

 

всегда готовы

для

наблюдения,

 

при этом

 

измеряется

большое

 

число точек

и

получается более

 

полный материал для анализа и

 

суждения об устойчивости конст­

 

рукций.

П о к а з а н и я

 

отдельных

 

трубок такой системы может фик­

 

сировать один человек па соответ­

 

ствующем пульте, если эту рабо ­

Рис. 85.

ту автоматизировать .

Заполнение

системы

жидкостью

д о л ж н о вы­

 

полняться

весьма тщательно .

18. Инженерно-техническое нивелирование по трассам

Нивелирование, сопровождающее технические изыскания, про­ ектирование и возведение различных сооружений, называется инже­ нерно-техническим. Наиболее распространенным видом этого ниве­ лирования является продольное нивелирование, производимое в каком-либо определенном направлении. В результате такого ниве­

лирования д о л ж н ы быть получены данные для

построения

продоль­

ного

профиля

пронивелированной

линии.

Д о

начала

наблюдении

д о л ж н а быть

произведена разбивка пикетажа,

 

з а к л ю ч а ю щ а я с я в

обозначении на местности отрезков длиной в 100

м к а ж д ы й .

Такие

отрезки называются «пикетами», отсюда и «пикетаж»

 

(рис.

86).

При разбивке п и к е т а ж а ведется пикетажный

ж у р н а л ,

где, кро­

ме пикетных

точек,

фиксируются

т а к ж е

все характерные

перегибы

рельефа (плюсовые

точки) . При

нивелировании по трассе

различа ­

ют две категории точек: связующие, с помощью

которых

произво­

дится передача высот по ходу,

и промежуточные,

расположенные

обычно в точках перегиба рельефа местности.

 

 

 

 

 

 

При нивелировании крутых склонов, когда невозможно устано­

вить

переднюю рейку

в одной из

обозначенных

при

разбивке

пике­

т а ж а

точек, передняя

рейка устанавливается

в произвольно

-выби­

раемой точке с тем лишь, чтобы по этой рейке

можно

было сделать

отсчет. Т а к а я

точка

называется иксовой,

так как

расстояние

до нее

116


не измеряется

и сама

она па

профиль

не наносится. Ее

р о л ь . з а ­

ключается в передаче

высот

при нивелировании

к р у т ы х '

склонов.

Связующими

точками

всегда

являются

реперы

и Л'-точки,

что ж е

касается пикетных и плюсовых точек, то они в зависимости от ус­ ловий местности могут быть как связующими, так и промежуточны­

ми. Порядок

работы на станции с двухсторонними и односторон­

ними рейками

тот ж е , что и при нивелировании I V класса.

 

П о данным продольного нивелирования

строится профиль,

на

который наносится т а к ж е проектная линия

того сооружения,

для

которого и произведено нивелирование. При этом обычно указывает ­ ся отметка исходной точки проектной линии (Иль. и проектное зна­ чение уклона i (рис. 87). В процессе построения проектной линии

Рис. 87.

Рис. 88.

необходимо вычислить отметки всех

точек проектной

линии, кото­

рые называются красными отметками,

а т а к ж е высоты

насыпей и

глубины выемок, называемых рабочими отметками, расстояния до точек нулевых работ (точек перехода насыпи в выемку или наоборот) и их амплитуды, называемых синими отметками. В соответствии с рис. 87 имеем:

 

hAkBK = Di,

.

H B K = H A - D i ,

117


 

 

 

 

 

Ь=Нв-НВк,

 

 

 

 

 

 

где а и b — рабочие отметки — величины

выемки

и .насыпи. Точка

О — точка

нулевых

работ. Д л я определения

синей

отметки рассмат­

риваются

подобные

треугольники

АОАк, ВОВк

(рис. 87),

откуда

 

 

х

D — х

а

 

г,

 

 

 

 

 

 

 

— = ——;

х =Y+b

D ;

Н° = H * i - x

1-

 

 

З н а к произведения

х - ;'диктуется

направлением

уклона.

 

 

При выполнении нивелирования

по трассе в процессе дорожных

или

гидротехнических

изысканий

в

точках

поворота

нивелирного

хода

необходимо

разбивать кривые. Д л я этой

цели,

помимо

изме­

ренного значения

угла

поворота а, обычно задается величина

радиу­

са R разбиваемой кривой (рис. 88). П о этим величинам можно рас­

считать значения

касательной Т к

кривой

(эта

касательная

назы­

вается тангенсом),

длину кривой

К,

биссектрису

Б,

представляю ­

щую собой расстояние от вершины угла поворота хода до середины

кривой, и разность D = 2TК,

которая называется

 

домером.

Н а ч а л о ,

середина и конец

кривой

(НК, СК,

 

КК)

называются

главными точками

кривой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:AO-R=R

( sec -

г -

0

=

 

 

 

 

 

-R

а

 

 

 

 

2xR •

а'

D =

2T—К.

 

 

 

 

3 6 0°

~

 

180й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть угол поворота 25°30' и радиус

кривой

100 м. Элементы

кривой, вычисленные по таблицам:

 

 

 

 

 

 

/• = 22,63; /С = 44,51; D = 0,75; £ = 2,53.

 

 

 

 

 

 

Расчет

начала

п конца

кривой в пикетаже таков .

 

Верш, угла

Пк

3 + 97,00

Верш, угла № 1

 

Пк

3 + 97,00

— Т

 

 

 

22,63

 

+ Т

 

 

 

 

22,63

Н(К

 

П К

3 + 74,37

 

 

 

 

 

П К

4+19,63

)+1К

 

 

 

44,51

 

- д

 

 

 

 

0,75

К К.

 

П К

4+18,88

 

К К

 

 

 

П К

4+18,88

При окончательном

перенесении

проектной

линии

в контроль,

кроме разбивки главных точек кривой, необходимо произвести де­ тальную ее разбивку, например, опособом прямоугольных коорди­ нат (рис. 89), способом хорд (рис. 90) или другими способами.

Рис. 89.

Рис. 90.

118


Т а б л и ц а 17

Детальная разбивка кривых

Кри­

Я =

6 0

Я =

8 0

 

Я =

100

Я

150

 

 

 

 

K D H :

кр. без

 

 

кр. без

 

вая

абсц.

орд.

абсц.

орд.

вая "

 

орд.

орд.

 

 

абсц.

 

абс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4 .

5

6

7

 

8

9

10

0

2,00

0,03

2,00

0,03

5

00,0 3

 

0,13

0,00

0,08

 

 

4

4,00

0,13

4,00

0,10

10

0,02

 

0,50

0,01

сО.ЗЗ

б

5,99

0,30

5,99

0,22

15

0,06

 

1,12

0,02

0,75

8

7,98

0,5 3

7,99

0,40

2 0

0,13

 

1,99

0,06

1,33

10

9,95

0,83

9,97

0,62

2 5

0 . 26

 

3,11

0,12

2,08

12

11,92

1,20

11,96

0,90

3 0

0,4 5

 

4,47

0,20

2,99

14

13,87

1,63

13,93

1,22

3 5

0,71

 

6,06

0,32

. 4,06

16

15,81

2,12

15,89

1,59

40

1,06

 

7,89

0,47

5,30

18

17,73

2,68

17,85

2 . 02

4 5

1,50

*

9,96

0,67

6,70

2 0

19,63,

3,30

19,79

2,49

5 0

2.06

 

12,24

0,9 2

3,26

2 2

21,51

3,99

21,7 2

3,01

5 5

2,73

 

14,75

1,22

9,97

24

23,3 7

4,74

23,64

3,5 7

6 0

3,54

 

17,47

1,58

1 1,84

2 6

25,1 9

5,5 5

25,54

4,19

6 5

4,48

 

20,3 9

2,02

13,86

2 8

26,9 9

6,42

' 27,43

4,8 5

7 0

5,5 8

 

2 3 , 5 2

2,51

16,04

19.Пример построения профиля трассы сооружения

ипроектирование по профилю

П о данным ж у р н а л а геометрического

нивелирования трассы и

пикетажной книжки необходимо: подсчитать

отметки'точек

трассы;

построить продольный

(и поперечный) профили трассы; нанести по

расчету на продольный

профиль проектную линию; вычислить рабо­

чие отметки и выполнить расчеты для точек

нулевых

работ;

произ­

вести расчет главных

точек кривых, длин и румбов

прямых

участ­

ков трассы; выполнить детальную разбивку кривой; вычертить про­ филь.

Обработку

ж у р н а л а

нивелирования н а д о вести так:

подсчитать

разницу

нулей пяток как разность красного и чер­

ного отсчетов к а ж д о й

(задней и передней)

реек.

Р а с х о ж д е н и я в раз-

нище нулей

пяток реек допускаются в пределах

4 6 8 7 ± 3 мм. Вычис­

лить превышение

между связующими точками по черным,

а затем

и красным

сторонам

реек. И з превышений,, полученных по

черным

•и к р а с н ы м

сторонам

реек, для каждой

станции вывести

среднее

превышение с точностью до целого миллиметра . Произвести

постра­

ничный контроль

правильности вычислений. Д л я

этого на

каждой

странице ж у р н а л а

н а д о просуммировать

отсчеты

и превышения,

т. е. получить суммы:

119


2«; 16;

+ 2 ( - А ) ; 2 ( + U ; 2(-ЛР )-

П р а в и л ь н о с ть вычислений на странице необходимо проконтро­ лировать равенствами:

2 а - 2 6

2 ( +

/г) +

2 (—/1)

 

2

=

2

= 2 ( + ЛС | 1 ) + 2 ( - А с р ) .

Р а с х о ж д е н и я

в третьем равенстве допускаются на

1—2 мм за

счет округления значений средних превышений до целых

миллимет­

ров.

 

 

 

 

Вычислить невязку хода fu

по формуле:

>

h=±h-(HK-H„),

где ЕЛ —алгебраическая сумма средних превышений по всему ходу;

Ни.

Нк

— отметки

начального и конечного

реперов.

 

 

Н е в я з к а записывается в конце

ж у р н а л а .

 

 

 

Определить допустимость невязки (в мм)

по формуле:

 

 

 

 

/ А Д 0 „ = + 20 J. I ,

 

 

 

 

где L — длина хода в км.

 

 

 

 

 

Допустимую невязку записать в конце нивелирного

ж у р н а л а ,

ниже вычисленной

невязки хода.

 

 

 

 

для

П р и . / Л <J / л д о п

полученную невязку распределить с

обратным

нее знаком поровну во все превышения

с округлением

до 1 мм

и получить исправленные превышения .

 

 

 

 

Исходя из отметки исходного репера, вычислить отметки свя­

зующих точек по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

# „ ч —Н.г

-f-Л,

 

 

 

где

Нп+)

— отметка последующей

точки,

Нп

— отмотка

предыду­

щей

точки, Л — исправленное превышение.

Правильность

вычисле­

ния абсолютных отметок связующих точек на каждой странице сле­ дует проконтролировать по формуле:

« n - / / i =2 Л р + 2 ДА.

где Н\ — абсолютная отметка первой на данной странице связую­

щей точки; # „

— абсолютная отметка последней на

данной

страни­

це связующей

точки; Е Л с р — алгебраическая сумма

средних

превы­

шений на данной странице; ЕДЛ — сумма поправок в превышения •на данной странице.

Общим контролем служит сходимость вычисленной отметки ко­ нечного репера с его заданной отметкой.

На каждой станции, на которой имеются отсчеты на промежу­ точные точки, надо вычислить горизонт инструмента, пользуясь

формулой:

Ht = HA+a,

где: Hi — горизонт инструмента на данной станции; НА —отметка связующей точки; а — отсчет по черной стороне рейки на данную связующую точку.

120