Файл: Болгов И.Ф. Геодезические измерения в сельскохозяйственном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
тельных температурах — жидкостью с низкой температурой з а м е р зания, например, водным раствором хлористого кальция . Верх тру бок закрывается клапаном . При работе трубки открыты для соеди нения с воздушной средой поверхности жидкости (рис. 85).
Гидростатические нивелирные системы удобно располагать на зданиях для непрерывного определения смещения одних точек от
|
носительно других, при |
наблюде |
||||
|
ниях за сохранностью |
|
положения |
|||
|
конструкций тех или иных объек |
|||||
|
тов. Такие |
системы |
практически |
|||
|
всегда готовы |
для |
наблюдения, |
|||
|
при этом |
|
измеряется |
большое |
||
|
число точек |
и |
получается более |
|||
|
полный материал для анализа и |
|||||
|
суждения об устойчивости конст |
|||||
|
рукций. |
П о к а з а н и я |
|
отдельных |
||
|
трубок такой системы может фик |
|||||
|
сировать один человек па соответ |
|||||
|
ствующем пульте, если эту рабо |
|||||
Рис. 85. |
ту автоматизировать . |
Заполнение |
||||
системы |
жидкостью |
д о л ж н о вы |
||||
|
полняться |
весьма тщательно . |
18. Инженерно-техническое нивелирование по трассам
Нивелирование, сопровождающее технические изыскания, про ектирование и возведение различных сооружений, называется инже нерно-техническим. Наиболее распространенным видом этого ниве лирования является продольное нивелирование, производимое в каком-либо определенном направлении. В результате такого ниве
лирования д о л ж н ы быть получены данные для |
построения |
продоль |
||||||||||
ного |
профиля |
пронивелированной |
линии. |
Д о |
начала |
наблюдении |
||||||
д о л ж н а быть |
произведена разбивка пикетажа, |
|
з а к л ю ч а ю щ а я с я в |
|||||||||
обозначении на местности отрезков длиной в 100 |
м к а ж д ы й . |
Такие |
||||||||||
отрезки называются «пикетами», отсюда и «пикетаж» |
|
(рис. |
86). |
|||||||||
При разбивке п и к е т а ж а ведется пикетажный |
ж у р н а л , |
где, кро |
||||||||||
ме пикетных |
точек, |
фиксируются |
т а к ж е |
все характерные |
перегибы |
|||||||
рельефа (плюсовые |
точки) . При |
нивелировании по трассе |
различа |
|||||||||
ют две категории точек: связующие, с помощью |
которых |
произво |
||||||||||
дится передача высот по ходу, |
и промежуточные, |
расположенные |
||||||||||
обычно в точках перегиба рельефа местности. |
|
|
|
|
|
|
||||||
При нивелировании крутых склонов, когда невозможно устано |
||||||||||||
вить |
переднюю рейку |
в одной из |
обозначенных |
при |
разбивке |
пике |
||||||
т а ж а |
точек, передняя |
рейка устанавливается |
в произвольно |
-выби |
||||||||
раемой точке с тем лишь, чтобы по этой рейке |
можно |
было сделать |
||||||||||
отсчет. Т а к а я |
точка |
называется иксовой, |
так как |
расстояние |
до нее |
116
не измеряется |
и сама |
она па |
профиль |
не наносится. Ее |
р о л ь . з а |
|
ключается в передаче |
высот |
при нивелировании |
к р у т ы х ' |
склонов. |
||
Связующими |
точками |
всегда |
являются |
реперы |
и Л'-точки, |
что ж е |
касается пикетных и плюсовых точек, то они в зависимости от ус ловий местности могут быть как связующими, так и промежуточны
ми. Порядок |
работы на станции с двухсторонними и односторон |
||
ними рейками |
тот ж е , что и при нивелировании I V класса. |
|
|
П о данным продольного нивелирования |
строится профиль, |
на |
|
который наносится т а к ж е проектная линия |
того сооружения, |
для |
которого и произведено нивелирование. При этом обычно указывает ся отметка исходной точки проектной линии (Иль. и проектное зна чение уклона i (рис. 87). В процессе построения проектной линии
Рис. 87. |
Рис. 88. |
|
необходимо вычислить отметки всех |
точек проектной |
линии, кото |
рые называются красными отметками, |
а т а к ж е высоты |
насыпей и |
глубины выемок, называемых рабочими отметками, расстояния до точек нулевых работ (точек перехода насыпи в выемку или наоборот) и их амплитуды, называемых синими отметками. В соответствии с рис. 87 имеем:
|
hAkBK = Di, |
. |
H B K = H A - D i , |
117
|
|
|
|
|
Ь=Нв-НВк, |
|
|
|
|
|
|
|
где а и b — рабочие отметки — величины |
выемки |
и .насыпи. Точка |
||||||||||
О — точка |
нулевых |
работ. Д л я определения |
синей |
отметки рассмат |
||||||||
риваются |
подобные |
треугольники |
АОАк, ВОВк |
(рис. 87), |
откуда |
|||||||
|
|
х |
D — х |
а |
|
г, |
|
|
|
|
|
|
|
|
— = ——; |
х =Y+b |
D ; |
Н° = H * i - x |
• 1- |
|
|
||||
З н а к произведения |
х - ;'диктуется |
направлением |
уклона. |
|
||||||||
|
При выполнении нивелирования |
по трассе в процессе дорожных |
||||||||||
или |
гидротехнических |
изысканий |
в |
точках |
поворота |
нивелирного |
||||||
хода |
необходимо |
разбивать кривые. Д л я этой |
цели, |
помимо |
изме |
|||||||
ренного значения |
угла |
поворота а, обычно задается величина |
радиу |
|||||||||
са R разбиваемой кривой (рис. 88). П о этим величинам можно рас |
||||||||||||
считать значения |
касательной Т к |
кривой |
(эта |
касательная |
назы |
|||||||
вается тангенсом), |
длину кривой |
К, |
биссектрису |
Б, |
представляю |
щую собой расстояние от вершины угла поворота хода до середины
кривой, и разность D = 2T—К, |
которая называется |
|
домером. |
|||||||||
Н а ч а л о , |
середина и конец |
кривой |
(НК, СК, |
|
КК) |
называются |
||||||
главными точками |
кривой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
:AO-R=R |
( sec - |
г - |
0 |
= |
|
|||
|
|
|
|
-R |
• а |
|
|
|
||||
|
„ |
2xR • |
а' |
D = |
2T—К. |
|
|
|||||
|
|
3 6 0° |
~ |
|
180й |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Пусть угол поворота 25°30' и радиус |
кривой |
100 м. Элементы |
||||||||||
кривой, вычисленные по таблицам: |
|
|
|
|
|
|
||||||
/• = 22,63; /С = 44,51; D = 0,75; £ = 2,53. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Расчет |
начала |
п конца |
кривой в пикетаже таков . |
|
||||||||
Верш, угла |
№ |
Пк |
3 + 97,00 |
Верш, угла № 1 |
|
Пк |
3 + 97,00 |
|||||
— Т |
|
|
|
22,63 |
|
+ Т |
|
|
|
|
22,63 |
|
Н(К |
|
П К |
3 + 74,37 |
|
|
|
|
|
П К |
4+19,63 |
||
)+1К |
|
|
|
44,51 |
|
- д |
|
|
|
|
0,75 |
|
К К. |
|
П К |
4+18,88 |
|
К К |
|
|
|
П К |
4+18,88 |
||
При окончательном |
перенесении |
проектной |
линии |
в контроль, |
кроме разбивки главных точек кривой, необходимо произвести де тальную ее разбивку, например, опособом прямоугольных коорди нат (рис. 89), способом хорд (рис. 90) или другими способами.
Рис. 89. |
Рис. 90. |
118
Т а б л и ц а 17
Детальная разбивка кривых
Кри |
Я = |
6 0 |
Я = |
8 0 |
|
Я = |
100 |
Я |
150 |
|
|
|
|
|
K D H : |
кр. без |
|
|
кр. без |
|
|
вая |
абсц. |
орд. |
абсц. |
орд. |
вая " |
|
орд. |
орд. |
||
|
|
абсц. |
|
абс. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 . |
5 |
6 |
7 |
|
8 |
9 |
10 |
0 |
2,00 |
0,03 |
2,00 |
0,03 |
5 |
00,0 3 |
|
0,13 |
0,00 |
0,08 |
|
|
|||||||||
4 |
4,00 |
0,13 |
4,00 |
0,10 |
10 |
0,02 |
|
0,50 |
0,01 |
сО.ЗЗ |
б |
5,99 |
0,30 |
5,99 |
0,22 |
15 |
0,06 |
|
1,12 |
0,02 |
0,75 |
8 |
7,98 |
0,5 3 |
7,99 |
0,40 |
2 0 |
0,13 |
|
1,99 |
0,06 |
1,33 |
10 |
9,95 |
0,83 |
9,97 |
0,62 |
2 5 |
0 . 26 |
|
3,11 |
0,12 |
2,08 |
12 |
11,92 |
1,20 |
11,96 |
0,90 |
3 0 |
0,4 5 |
|
4,47 |
0,20 |
2,99 |
14 |
13,87 |
1,63 |
13,93 |
1,22 |
3 5 |
0,71 |
|
6,06 |
0,32 |
. 4,06 |
16 |
15,81 |
2,12 |
15,89 |
1,59 |
40 |
1,06 |
|
7,89 |
0,47 |
5,30 |
18 |
17,73 |
2,68 |
17,85 |
2 . 02 |
4 5 |
1,50 |
* |
9,96 |
0,67 |
6,70 |
2 0 |
19,63, |
3,30 |
19,79 |
2,49 |
5 0 |
2.06 |
|
12,24 |
0,9 2 |
3,26 |
2 2 |
21,51 |
3,99 |
21,7 2 |
3,01 |
5 5 |
2,73 |
|
14,75 |
1,22 |
9,97 |
24 |
23,3 7 |
4,74 |
23,64 |
3,5 7 |
6 0 |
3,54 |
|
17,47 |
1,58 |
1 1,84 |
2 6 |
25,1 9 |
5,5 5 |
25,54 |
4,19 |
6 5 |
4,48 |
|
20,3 9 |
2,02 |
13,86 |
2 8 |
26,9 9 |
6,42 |
' 27,43 |
4,8 5 |
7 0 |
5,5 8 |
|
2 3 , 5 2 |
2,51 |
16,04 |
19.Пример построения профиля трассы сооружения
ипроектирование по профилю
П о данным ж у р н а л а геометрического |
нивелирования трассы и |
|||
пикетажной книжки необходимо: подсчитать |
отметки'точек |
трассы; |
||
построить продольный |
(и поперечный) профили трассы; нанести по |
|||
расчету на продольный |
профиль проектную линию; вычислить рабо |
|||
чие отметки и выполнить расчеты для точек |
нулевых |
работ; |
произ |
|
вести расчет главных |
точек кривых, длин и румбов |
прямых |
участ |
ков трассы; выполнить детальную разбивку кривой; вычертить про филь.
Обработку |
ж у р н а л а |
нивелирования н а д о вести так: |
подсчитать |
разницу |
нулей пяток как разность красного и чер |
ного отсчетов к а ж д о й |
(задней и передней) |
реек. |
Р а с х о ж д е н и я в раз- |
||||
нище нулей |
пяток реек допускаются в пределах |
4 6 8 7 ± 3 мм. Вычис |
|||||
лить превышение |
между связующими точками по черным, |
а затем |
|||||
и красным |
сторонам |
реек. И з превышений,, полученных по |
черным |
||||
•и к р а с н ы м |
сторонам |
реек, для каждой |
станции вывести |
среднее |
|||
превышение с точностью до целого миллиметра . Произвести |
постра |
||||||
ничный контроль |
правильности вычислений. Д л я |
этого на |
каждой |
||||
странице ж у р н а л а |
н а д о просуммировать |
отсчеты |
и превышения, |
т. е. получить суммы:
119
2«; 16; |
+ 2 ( - А ) ; 2 ( + U ; 2(-ЛР )- |
П р а в и л ь н о с ть вычислений на странице необходимо проконтро лировать равенствами:
2 а - 2 6 |
2 ( + |
/г) + |
2 (—/1) |
|
2 |
= |
2 |
= 2 ( + ЛС | 1 ) + 2 ( - А с р ) . |
|
Р а с х о ж д е н и я |
в третьем равенстве допускаются на |
1—2 мм за |
||
счет округления значений средних превышений до целых |
миллимет |
|||
ров. |
|
|
|
|
Вычислить невязку хода fu |
по формуле: |
> |
h=±h-(HK-H„),
где ЕЛ —алгебраическая сумма средних превышений по всему ходу;
Ни. |
Нк |
— отметки |
начального и конечного |
реперов. |
|
||
|
Н е в я з к а записывается в конце |
ж у р н а л а . |
|
|
|||
|
Определить допустимость невязки (в мм) |
по формуле: |
|
||||
|
|
|
/ А Д 0 „ = + 20 J. I , |
|
|
|
|
|
где L — длина хода в км. |
|
|
|
|
||
|
Допустимую невязку записать в конце нивелирного |
ж у р н а л а , |
|||||
ниже вычисленной |
невязки хода. |
|
|
|
|
||
для |
П р и . / Л <J / л д о п |
полученную невязку распределить с |
обратным |
||||
нее знаком поровну во все превышения |
с округлением |
до 1 мм |
|||||
и получить исправленные превышения . |
|
|
|
||||
|
Исходя из отметки исходного репера, вычислить отметки свя |
||||||
зующих точек по формуле: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
# „ ч —Н.г |
-f-Л, |
|
|
|
где |
Нп+) |
— отметка последующей |
точки, |
Нп |
— отмотка |
предыду |
|
щей |
точки, Л — исправленное превышение. |
Правильность |
вычисле |
ния абсолютных отметок связующих точек на каждой странице сле дует проконтролировать по формуле:
« n - / / i =2 Л р + 2 ДА.
где Н\ — абсолютная отметка первой на данной странице связую
щей точки; # „ |
— абсолютная отметка последней на |
данной |
страни |
це связующей |
точки; Е Л с р — алгебраическая сумма |
средних |
превы |
шений на данной странице; ЕДЛ — сумма поправок в превышения •на данной странице.
Общим контролем служит сходимость вычисленной отметки ко нечного репера с его заданной отметкой.
На каждой станции, на которой имеются отсчеты на промежу точные точки, надо вычислить горизонт инструмента, пользуясь
формулой:
Ht = HA+a,
где: Hi — горизонт инструмента на данной станции; НА —отметка связующей точки; а — отсчет по черной стороне рейки на данную связующую точку.
120