Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мощность рудного включения равна пли больше величины m, а ширина его равна пли больше величины Ь. Величина m зависит от характера пород и типа экскаватора. Величина b определяется при конструировании машины и для каждого типа ковша имеет определенные значения.

В табл. 24 приведены значения разубоживания, полученные по формуле (30) для некоторых типов карьерных и строительных экскаваторов при £„ = 0,8. Из таблицы видно, что при выемке маломощных рудных включений более низкое значение разубожи­ вания достигается при работе карьерных экскаваторов. Экскава­ тор ЭКГ-2 обеспечивает минимальное разубоживанне из всех рассмотренных машин. Выбор типа экскаватора для селективной разработки должен производиться с учетом физико-механических свойств горных пород, геолого-морфологическнх особенностей ме­ сторождения и установленной производственной мощности пред­ приятия.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24

 

 

 

 

Р,

%

при

 

Экскаватор

с, м 3

"1 ,. м

Ь, м

/ і = І ,5

м

ft =

2 м

 

 

 

 

ЭКГ-2

2,0

0,50

1,50

29,8

 

6,25

Э-2001

2,0

0,35

1,45

52,5

 

36,2

ЭКГ-3,2

3,2

0,60

1,75

38,6

 

18,0

ЭКГ-4

4,0

0,65

1,85

43,4

 

25,0

На карьерах небольшой производственной мощности, разра­ батывающих сложноструктурные месторождения, приуроченные к скальным породам, наиболее целесообразно использовать для добычи руды карьерные экскаваторы ЭКГ-2, которые обеспечи­ вают минимальное разубоживанне и достаточную годовую произ­ водительность для обеспечения установленной производственной мощности.

Для добычи руды на карьерах средней производственной мощ­ ности, разрабатывающих аналогичные месторождения, рекомен­ дуются экскаваторы ЭКГ-3,2 и ЭКГ-2. На вскрышных работах могут использоваться эти же машины или другие модели с боль­ шей емкостью ковшей в зависимости от значений коэффициентов вскрыши.

В качестве основных добычных машин на мощных карьерах рекомендуются карьерные экскаваторы ЭКГ-.4,6 и ЭКГ-3,2. Число экскаваторов с меньшей емкостью в общем парке машин должно определяться в зависимости от наличия сложных эксплуатацион­ ных блоков и их числа.

При разработке урановых месторождений в ковшах экскава­ торов устанавливаются радиометры, что позволяет контролировать качество руды за каждый цикл. Сочетание радиометрического кон-

84


троля и рациональных приемов экскаваторной селективной выемки дает возможность добывать высококачественную руду в сложных эксплуатационных блоках.

100-1300

Рис. 36. Рациональные погрузочно-транспортные схемы при использовании одно­ ковшовых погрузчиков

При селективной разработке месторождений цветных металлов можно эффективно применять одноковшовые погрузчики, создан­ ные на базе пневмоколесных и гусеничных тракторов і большой мощности. Одноковшовыми погрузчиками можно ' выполнять сле­ дующие технологические операции: производить селективную по-

85

грузку руды в сложных забоях; грузить руду по сортам на рудных складах; сортировать руду по крупности в забоях и транспорти­ ровать негабариты к местам дробления; отрабатывать небольшие рудные гнезда с доставкой руды на транспортный горизонт.

Кроме того, одноковшовые погрузчики можно использовать в качестве бульдозера и для рыхления, если оборудовать их соот­ ветствующими сменными рабочими органами.

а

Рис. 37. Схема циклично-поточной технологии с использованием тракторных по­ грузчиков:

а — с

самоходной

дробилкой;

б — с полустацнонарноіі дробнлкоіі:

/ — погрузчики; 2 — при­

емный

бункер;

3

грохот; 4

дробилка; 5 — промежуточный конвейер; б — приемный

пи­

 

 

татель; 7 — забойный конвейер;

8—магистральный

конвейер

 

 

В работе [25] рассматриваются еще следующие возможные

погрузочно-транспортные

схемы

использования

погрузчиков

(рис. 36):

погрузка

и

доставка

руды из забоя к рудоспуску

(рис. 36, а),

погрузка

руды в забое,

транспортирование к пере­

грузочной

площадке

и

разгрузка

в

думпкары

(рис.

36,6),

по­

грузка руды на складе и доставка

ее к дробильной установке

(рис. 36, в),

погрузка

руды в забое и доставка ее к забойному

передвижному бункеру (рис. 36, г).

 

 

 

 

 

Проведенные в секторе физико-технических горных проблем ИФЗ им. О. Ю. Шмидта АН СССР теоретические и эксперимен­ тальные исследования доказали целесообразность использования тракторных погрузчиков для разработки новых ртутных и оловорудных месторождений, а также при внедрении циклично-поточной технологии для выемки и доставки руды к передвижным или полустационарным дробильным установкам с дальнейшей пере­ грузкой на забойные и магистральные конвейеры (рис. 37).

86


Современные одноковшовые погрузчики, применяемые для по­ грузки скальной взорванной горной массы, оборудуются ковшами емкостью от 1 до 10 м3 , а при погрузке мягких пород емкость ковша достигает 33 м3 . Мощность двигателей тракторов у по­ грузчиков изменяется от 120 до 700 л. с, у сверхмощных погруз­ чиков достигает 1000 л. с.

§ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСРЕДНЕНИЯ РУД ПРИ РАЗРАБОТКЕ СЛОЖНОСТРУКТУРНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИИ

Все вопросы усреднения руд решаются в соответствии с требо­ ваниями обогатительного процесса. Режим работы обогатительной фабрики регламентируется специальными технологическими ин­ струкциями. На каждой обогатительной фабрике составляется режимная карта, в которой указываются основные параметры для всех стадий переработки руды. Соблюдение этих параметров обес­ печивает наиболее эффективное ведение технологического процесса. Основные требования режимных карт обогатительных фабрик, как правило, регламентируют пределы колебаний содержания из­ влекаемых металлов и вредных компонентов в руде, степень окис­ ления металлов, влажность и крупность руды, процентное соотно­ шение между рудами различных генетических типов и т. д. В этих условиях возникает необходимость решения многовариантной за­ дачи разработки месторождения с учетом технологии добычи и усреднения руды.

Под усреднением понимается комплекс мероприятий, обеспечи­ вающий подачу на фабрику руды с постоянной качественной ха­ рактеристикой в течение установленного периода.

Степень усреднения г) определяется по формуле

(31)

где о"2 и о"і — среднеквадратичные отклонения содержания металла соответственно в усредненной и неусредненной руде, %•

Среднеквадратичное отклонение

(32)

где 0 — частное значение отклонения; m — число отклонений за исследуемый период.

Усреднение руды осуществляется непосредственно в карьере, ка усреднительных складах и в бункерах дробильно-сортировочной фабрики.

Основой организации добычных работ в режиме внутрикарьерного усреднения руды являются недельно-суточные и смеино-су- точиые графики, в которых определяются объемы добываемой руды для каждого эксказатора по сменам и суткам.

87

При составлении графиков учитывается: выполнение плановых показателей по содержанию полезных компонентов и усреднению руды; обеспечение планового выхода руды по отдельным сортам; соблюдение календарного плана горных работ по добыче руды ц удалению пустых пород.

На каждый блок, намеченный к отработке, составляется кар­ тограмма с указанием качественной характеристики и геологи­ ческих особенностей, которая выдается машинисту экскаватора, работающему в данном блоке. В каждой смене ведется опера­ тивное управление усреднением, учет, контроль и соответствующее распределение автомашин или локомотивосоставов по экскава­ торам.

В некоторых случаях удается получить удовлетворительные результаты усреднения за счет изменения направления фронта горных работ. Однако наиболее эффективным способом усреднения является организация внутрикарьерных усреднительных складов и дробильно-сортировочных фабрик.

Усреднительные склады классифицируют по следующим при­ знакам:

I . По месту расположения:

усреднение на внутрикарьерных складах (карьеры Коунрадский, Кургашинканский, Кальмакырский, Черемшанский и др.);

усреднение на промежуточных складах, располагаемых между

карьером и

фабрикой (карьеры

Уфалейскнй,

Учалинский, Сибай-

ский, Кимперсайский, карьер Ярославского ГОК и др.);

усреднение на дробильно-сортировочных

фабриках (карьеры

Гайский, КМА, Кривого Рога и др.);'

 

 

 

комбинированное

усреднение

руд.

 

 

 

I I . По технологии укладки руды:

 

 

 

слоевой

способ

размещения руды в усреднительном складе

(горизонтальные или наклонные слои) ;

 

 

комбинированные способы укладки

руды.

 

 

I I I . По

типу

применяемого для усреднения

руд оборудования:

машины

цикличного действия;

 

 

 

 

машины непрерывного действия;

 

 

 

комбинированные

машины.

 

 

 

 

Степень усреднения руды на складах колеблется в широких

пределах, достигая

80—85% только

иа дробильно-сортировочных

фабриках. г

38

показан способ

формирования

усреднителыгого

На

рис'

склада

наклонными

слоями, а на рис. 39 — способ формирования

склада горизонтальными слоями на карьере Ярославского ГОКРуда из автосамосвалов БелАЗ-540 и КРАЗ-222 складируется на специальных усреднительных площадках в виде конусов и затем

планируется бульдозером. При этом

образуются

горизонтальные

слои. Толщина каждого слоя 0,7 м,

число слоев

в складе 7—10.

На рис. 40 показан закрытый усреднительный склад Гайского

ГОК. Поступающая на усреднение

дробленая руда с помощью

88


сбрасывающей тележки, установленной на ленточном конвейере, загружается слоями в штабель. Руда из штабеля при помощи рудоусреднительной машины УБ-350-1 подается в галерею с лен­ точным конвейером и транспортируется на фабрику.

ЕШШГЛШШІ

 

/

слой

 

 

 

 

И

слой

 

Ш

слой

Ч,_:

Ц~Ш

слой

т а

И^1 -шит

й п

ш

г п т і г а і і і п ш і

Рис. 38. Способ формирования усреднительного склада руды наклонными слоями:

1 — экскаватор; 2 автосамосвал

На рудниках цветной металлургии расходы на содержание промежуточных складов составляют всего 4—6% общей себестои­ мости руды. Расходы на усреднение на открытых штабельных складах дробильно-сортировочных фабрик, оборудованных ком-

6

//•У/У/-- •••

-УУ>У

I

1

Рис. 39. Способ формирования усреднительного склада руды горизонтальными слоями:

о — складирование усредняемой руды

на площадке

усреднительного

склада; б — планнро-

пание горизонтальных слоев усредняемой руды бульдозером;

1 — автомобильный въезд на

усредннтельный склад; 2— конусы

разгружаемой

руды;

3 — слои

усредняемой руды,

 

высотой 0,7 м

 

 

 

плексами машин непрерывного действия, составляют 15—20% общей себестоимости руды.

Целесообразность усреднения руды в каждом конкретном слу­ чае устанавливается расчетом. Определяющим фактором является установление взаимосвязи степени усреднения и извлечения полез­ ного компонента в концентрат на обогатительной фабрике.

89