Файл: Черкасов А.Л. Радиотовары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

если она будет расширяться на научной основе, если в области рекламы будет развиваться сотрудничество между торговыми и промышленными предприятиями.

ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ РАДИОТОВАРОВ

Радиотовары являются, пожалуй, самыми слож­ ными из всех современных товаров, поэтому для пра­ вильной организации торговли необходимо учитывать ряд их специфических особенностей. Такими особен­ ностями являются: специфика выкладки товаров на рабочем месте продавца; сложность демонстрации радиотоваров покупателям; трудности, связанные с характеристикой товара при консультациях поку­ пателей. Особую роль приобретают при торговле ра­ диотоварами культура обслуживания покупателей, а также личные качества продавца. Учитывая, что основное время при обслуживании покупателей про­ давец занимается демонстрацией товара, которая со­ провождается технической характеристикой данного аппарата, от продавца требуются глубокие и конкрет­ ные. знания.

На рабочем месте продавца не должно быть ни­ чего, непосредственно не относящегося к продаже. По­

полнение

товарных запасов и подготовка

товаров

к продаже

проводятся до начала работы

магазина.

Весь комплект инвентаря, инструментов и приборов должен быть продуманно размещен на рабочем месте

сучетом последовательности выполняемых операций

иназначения приборов и инструментов. Важно также до начала работы проверить исправность работы электророзеток, антенн, приборов и вспомогательных инструментов. Телевизоры следует включать за 10— 15 минут до начала работы.

Радиотовары, особенно телевизоры цветного изоб­ ражения и ламповые радиолы, являются достаточно громоздкими и тяжелыми предметами. Для ускорения

иоблегчения доставки их на рабочее место служат специальные тележки и контейнеры (для доставки радиодеталей).

Рабочее место необходимо содержать в чистоте. До начала работы и в свободную минуту во время об­ служивания следует протирать товары от пыли, уби­

200


рать тару и упаковочные материалы, потому что ре­ шение покупателя о покупке товара часто зависит от того, насколько этот товар эффектно выглядит.

Продажа радиотоваров требует от продавца опре­ деленной профессиональной подготовки, трудолюбия, интереса к работе, вежливого и внимательного отно­ шения к людям, аккуратности, такта и высокой общей культуры. Разумеется, что продавец любого товара должен быть профессионально грамотным. Однако к продавцу радиотоваров в этом плане предъявляют особые требования. Техника и производство постоянно идут вперед, и если продавец не хочет отставать от технического прогресса, он должен постоянно учиться, постоянно обновлять и повышать свои знания. Про­ давец должен знать работу, преимущества и недо­ статки отдельных марок приемников, телевизоров или магнитофонов, их особенности и отличительные приз­ наки, должен уметь правильно продемонстрировать товар. Кроме того, он должен знать товары завтраш­ него дня и заранее готовить покупателя к поступлению новой марки транзистора или иного товара.

Радиотовары стали предметами массового пользо­ вания. Ежедневно их покупают десятки тысяч совет­ ских людей. Среди них мало специалистов, которые настолько знакомы с различными радиотоварами, что не нуждаются в информации. Большинство покупате­ лей являются несведущими в области радио, телеви­ дения и магнитной записи звуков. Человек, покупаю­ щий радиотовары, может не знать точно, какой при­ емник или телевизор он хочет приобрести. Иногда он просто называет марку приемника, точно не зная его достоинства и недостатки по сравнению с аналогич­ ными. Поэтому грамотная консультация продавца со­ вершенно необходима. Продавец должен разгово­ риться с покупателем и выяснить его желание, не жалея времени на такой разговор и демонстрацию товара.

Покупатель бывает недоверчив. Малейшее иска­ жение звучания приемника или изображения телеви­ зора настораживает его. В большинстве случаев это бывают индустриальные помехи, не связанные с неис­ правностью приемника. В таких случаях для продав­ ца важно обладать достаточными техническими

201

знаниями и уметь все объяснить покупателю так, чтобы он понял и поверил продавцу.

Техническое объяснение при продаже радиотова­ ров так же необходимо, как и технические знания. „ Однако нельзя забрасывать покупателя техническими терминами, как, например, «фильтр промежуточной частоты», «АРУ», «демпфер», «синхронизация» и т. п. Нужно находить простые и понятные слова для по­ яснения сложных технических параметров или описа­ ния технической новинки и уметь показать техниче­ ские знания в такой форме, чтобы они были понятны покупателю.

Продавец должен уметь отличать покупателя, компетентного в вопросах радиоэлектроники, от почкупателя, несведущего в них. Для последнего радио­ приемник, магнитофон или телевизор представляется полным таинства прибором. Такой покупатель имеет собственный взгляд на технически сложные товары, он боится быть обманутым. Поэтому хороший прода­ вец должен прежде всего войти в доверие к покупа­ телю и не потерять этого доверия.

Никогда не рекомендуется спорить с покупателем. Переубедить покупателя можно только хорошим, так­ тичным обращением.

В присутствии покупателя обращаться с радиото­ варами следует как можно осторожнее. Нельзя за­

бывать о том, что

покупатель

уже

чувствует себя

владельцем этой

вещи, хотя

еще

и не заплатил

за нее.

 

 

 

При демонстрации радиотоваров продавец оцени­ вает органолептически его некоторые технические параметры, проверяет работоспособность в различных режимах, делает сравнение с другими аналогичными образцами.

Показывая радиоприемник, продавец в присутст­ вии покупателя включает его в сеть й на диапазон. Регулятор громкости должен быт^ при этом в край­ нем левом положении. Через 2—3 минуты громкость можно прибавить плавно до максимальной, а затем снизить до нормальной. После этого можно прове­ рять работоспособность на всех диапазонах, фикси­ руя точность настройки принимаемой станции по ин­ дикатору настройки или на слух.

202


При показе телевизоров продавец в присутствии по­ купателя включает телевизор в сеть и переключает на один из телевизионных каналов, по которому ве­ дутся передачи. Телевизор предварительно должен быть проверен и настроен (при подготовке его к про­ даже) . Регулятор громкости должен быть в крайнем левом положении. Если по просьбе покупателя демон­ стрируется новый ненастроенный телевизор, то при необходимости регулировку качества изображения следует проводить по ТИТ-0249 или по любому иному изображению сначала с помощью основных ручек настройки, а затем (при необходимости) с по­ мощью вспомогательных ручек настройки. Порядок настройки и проверки качества телевизоров с помощью ТИТ-0249 см. на стр. 171— 176.

■ Демонстрируя магнитофон, продавец проверяет характер его работы во всех режимах; запись, стира­ ние, воспроизведение звука, перемотка пленки в обе стороны, остановка перемотки в любом месте пленки. Запись проводится с микрофона, звукоснимателя приемника, а воспроизведение звука — на всех ско­ ростях, имеющихся в магнитофоне. Переключение рода работы магнитофона проводится после предва­ рительного нажатия на клавишу «Стоп».

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ РАДИОТОВАРОВ

Радиотовары перевозят любыми видами транс­ порта в упакованном виде. При перевозке обеспечи­ вают меры, предохраняющие радиотовары от ударов и падений. Перегрузка радиотоваров проводится осторожно, бросать их даже упакованными нельзя. При транспортировании радиотовары необходимо оберегать от атмосферных осадков.

Большинство радиотоваров (радиодетали, радио­ приемники, телевизоры, магнитофоны) хранят в упа­ ковке в сухих закрытых вентилируемых помещениях при температуре 15±5°С и относительной влажности 65± 15%. Хранение радиоприемников, телевизоров и магнитофонов на складах и в кладовых магазинов без упаковки не допускается. При хранении принимают

меры, предохраняющие

радиотовары

от

порчи.

В складских помещениях

не должно

быть

паров

203

кислот и других веществ, вредно влияющих на радио­ товары.

Упакованные в ящики или коробки химические источники тока должны храниться в сухом прохлад­ ном помещении при относительной влажности воздуха не более 70% и температуре не ниже — 10°С и не выше +25° С.

Ящики с радиотоварами укладывают на подтовар­ ники или стеллажи так, чтобы ящики не соприкаса­ лись со стенками помещения, отопительными прибо­ рами и трубами. Радиоприемники и телевизоры укла-. дывают в количестве не более 2—3 шт. в высоту, прокладывая между ними деревянные щиты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1.Перечислите основные направления в улучшении качества радиотоваров.

2.Назовите ассортиментный минимум радиотоваров вашего магазина.

3.Почему спрос на радиоприемники и телевизоры умень­ шается осенью и зимой, а на транзисторные приемники и магни­ тофоны увеличивается весной и летом?

4.Как ведется в магазине учет неудовлетворенного спроса на радиотовары?

5. Назовите отличительные особенности работы продавца при продаже радиотоваров по образцам и со свободным досту­ пом покупателя.

6. Что предусматривается в положениях о поставке товаров? 7. Как проводится приемка радиотоваров по количеству и

качеству?

8. Назовите основные операции при приемке радиотоваров.

9. В чем заключаются особенности подготовки к продаже телевизоров?

10. Перечислите условия транспортирования радиотоваров.


Л И Т Е Р А Т У Р А

Ж е р е б ц о в

И.

П.

Радиотехника. М., «Связь», 1965.

Ж е р е б ц о в .

И.

П.

Основы электроники. М., «Связь», 1967.

3 а х а р е в и ч Г. П., Г о р н а я А. Ф., X и л е и к о В. И. Элек­ тронные и полупроводниковые приборы. Киев, Изд-во Киевского университета, 1966.

Л а б у т и н

В. К.

Книга радиомастера. М. — Л.,

«Энергия»,

1964.

 

 

 

М а л и н и н

Р. М.

Резисторы. М. — Л., «Энергия»,

1965.

Ми х а й л о в И. В., П р о п о ш и н А. И. Конденсаторы. М. — Л., «Энергия», 1965.

П а у л и 3. Чудеса звука. М. — Л., «Энергия», 1965.

Т в и л д и а н и 10. К- Торговля технически сложными това­ рами. М., «Экономика», 1972.

Ч е р к а с о в А. Л. Телевидение и телевизионные приемники. М., Изд-во ЗИСТ, 1966.

Ч е р к а с о в

А. Л. Классификация телевизоров черно-белого

изображения. — «Техника кино и телевидения», 1968, № 3.

Ч е р к а с о в

А. Л. Радиотовары. М., «Экономика», 1969.

О Г Л А В Л Е Н И Е

В в ед ен и е .....................................................................................

 

 

 

 

 

3

Г л а в а

1. Основные

сведения

из радиоэлектроники . .

8

Электрическое поле и электрический т о к

..................

 

10

Работа и мощность тока . . ..............................................

15

Магнетизм

и электром агнетизм ........................

 

 

17

Поведение электрических зарядов в электрическом и

21

магнитном п о л я х

......................................................

и радиоприема. ■. .

.

Общая схема

радиопередачи

24

Диапазоны

и

распространение р ад и о в о л ............. н

 

29

Г л а в а

2. Электроизмерительные п р и б о р ы ..................

 

 

31

Классификация и условные обозначения электроизмери­

32

тельных п р и б о р о в ...........................................................

 

 

 

Радиоизмерения

 

 

 

 

34

 

Измерение т о к ..........................................................а

 

 

 

35

 

Измерение н ап ...........................................ряж ени я

 

 

 

37

 

Измерение м ощ ................................................ности

 

 

 

39

 

Измерение сопротивления......................................

 

 

40

Показатели

качества электроизмерительныхприборов

 

41

Г л а в а

3. Элементы

и узлы радиоаппаратуры . . . .

 

44

Резисторы (сопротивления ...........................................)

 

 

 

44

 

Классификация, ассортимент и параметры резисто­

44

 

ров .......................................................................................

 

 

 

 

 

 

Соединение рези ...........................................сто р о в

маркировка

и упаковка

53

 

Требования

качеству ,

55

 

резисторов..................................

 

 

 

 

К онденсаторы

 

 

 

 

56

 

Классификация и ассортимент конденсаторов . . .

 

57

 

Соединение

конденсаторов ..........................................

и упаковка

64

 

Требования

качеству ,

маркировка

64

 

конденсаторов ..................................................................

 

 

 

 

Катушки индуктивности ........................................................

 

 

 

66

Трансформаторы, автотрансформаторы и стабилизаторы

68

н ап ряж ени я

 

 

 

 

А н тен н ы ...............................................................................

 

 

 

 

 

71

Электроакустические ..............................преобразователи

 

 

73

 

М икроф .................................................................оны

 

 

 

 

73

 

Громкоговорители.....................................................

 

 

 

77

Химические источники питания радиоприемной аппара­

81

туры ............................................................................................

 

 

 

 

 

 

Классификация и ассортимент источников питания

82

 

Требования

качеству ,

маркировка

и упаковка

85

 

источников ........................................................

питания

 

 

 

2 0 6


Г л а в а

4.

Электронные п р и б о р ы ............................................

 

 

90

Электронные л а м п ы .................................................................

ассортимент

электронных

 

90

 

Классификация

и

ламп 92

 

Требования

к

качеству,

маркировка и упаковка

100

 

электронных

л а м п

...............................

 

.........................

 

Полупроводниковые п р и б о р ы .......................................

полупроводниковых

102

Классификация

 

и

ассортимент

105

 

п р и б о р о в ......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к качеству, маркировка и упаковка

 

 

полупроводниковых

приборов

...................................

 

112

Приемные телевизионные трубки (кинескопы). . . .

ИЗ

Г л а в а

5.

Радиоприемники

и р а д и о л ы ........................

 

118

Блок-схемы радиоприемников.......................................

 

 

118

Избирательные свойства

радиоприемников ....................

 

130

Основные параметры

радиоприемников .........................

 

134

Классификация и ассортимент радиоприемников и ра­

138

диол . . . ............................................................................

 

Ламповые радиоприемные

у ст р о й ств а ..............

 

138

 

Транзисторные

приемники

и р а д и о л ы ..............

 

141

Регулировка радиовещательных приемников. . . .

 

144

Требования к качеству, маркировка и упаковка радио­

146

приемников

и р а д и о л ......................................................

 

 

 

 

Г л а в а

6.

Т елевизоры .............................

 

 

 

...................................

 

150

Основные принципы черно-белого

телевидения . . .

150

Блок-схема тел еви зо р о в .................................................

 

 

 

155

OcHQBHbie параметры

тел ев и зо р о в .............................

 

156

Основные принципы цветного

телевидения . . . . .

165

Классификация и ассортимент, телеви зоров ..............

 

168

Требования к качеству, маркировка и упаковка-телеви­

171,

зоров ............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

7.

Магнитофоны

и др'угие бытовые радиоустрой-

'

ства . .............................................. ..................................................

179

М агнитоф оны ......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

179

 

Блок-схема м агнитофонов.......................................

 

 

179

 

Основные параметры м агнитоф онов...................

 

181

 

Классификация и ассортимент магнитофонов . . .

183

 

Требования к качеству, маркировка и упаковка маг-

 

нитоф онов.....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

185

Магнитолы и магниторадиолы . .........................................

189

Электропроигрыватели и электроф оны ........................

 

189

Г л а в а

8.

Организация

торговли радиотоварами . . .

191

Особенности формирования ассортимента радиотоваров

191

Организация

розничной продажи радиотоваров . . .

194

Приемка

р ад и о то в ар о в ..................................................

 

 

 

196

Подготовка

радиотоваров к п р о д а ж е ........................

 

198

Особенности

продажи

р ад и о то вар о в .........................

200

Транспортирование и хранение радиотоваров. . . .

203

Л и т е р а т у р а ..........................................................................

 

 

 

 

 

 

205