Файл: Черкасов А.Л. Радиотовары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Транзисторизация радиоаппаратуры с дальней­ шим переходом к микроминиатюризации. Микроми­ ниатюризация— это уменьшение объема, веса, потребления энергии, повышение надежности, умень­ шение времени создания и проектирования, снижение себестоимости радиоаппаратуры на основе комплекса конструктивных, технологических и схемных методов.

2. Унификация радиоаппаратуры — выпуск прием­ ников, телевизоров, магнитофонов и т. п. по унифи­ цированным схемам на основе однотипных узлов и деталей. Это обеспечивает высокую надежность и лучшую ремонтопригодность, высокую степень автоматизации производства, снижение себестои­ мости.

3. Автоматизация настройки и управления радио­ аппаратурой. Это осуществляется путем введения в схему автоматических регулировок в целях обеспе­ чения высокого качества звучания и качества изобра­ жения (в телевизорах).

4. Разработка и внедрение современных форм и отделки радиоустройств с учетом современных мате­ риалов, моды и стиля. Конструкция и отделка радио­ устройств тесно согласуются по стилю и отделке с со­ временной мебелью и архитектурой, имеют высокие эстетические свойства.

Ассортимент радиотоваров весьма разнообразен. Для каждого магазина или секции установлен ассор­ тиментный минимум, соблюдение которого является обязательным. В ассортиментном минимуме указы­ вается перечень товаров и минимальное количество его разновидностей, которое надлежит постоянно иметь в продаже. Количество наименований каждого вида товаров устанавливается вышестоящей органи­ зацией. Если потребность в тех или иных радиотова­ рах удовлетворяется полностью, то такие товары обя­ зательно включают в ассортиментный минимум. Ассортиментный минимум периодически пересматри­ вается, так как число товаров, имеющихся в доста­ точном количестве, возрастает; ассортимент попол­ няется новыми товарами, выбывают товары, снятые с производства как не соответствующие современным требованиям.

192

Продавец обязан знать ассортиментный минимум своего отдела или секции, постоянно поддерживать его и заботиться о его расширении и обновлении.

Ассортимент радиотоваров должен носить не толь­ ко устойчивый характер, но и быть гибким, приспо­ собленным ко всякого рода изменениям спроса и се­ зонным колебаниям. Например, радиоприемники и те­ левизоры пользуются повышенным спросом осенью и зимой, а транзисторные приемники и магнитофоны — весной и летом.

Для правильного формирования ассортимента ра­ диотоваров необходимо постоянно изучать покупа­ тельский спрос^ Продавцы должны быть активными участниками изучения реализованного и неудовлетво­ ренного спроса. ■

Цель изучения реализованного спроса — опреде­ лить размер и структуру фактически проданных това­ ров. Учет реализованного спроса ведут по мягким чекам, регистрируя ежедневную продажу отдельных приборов. Эти данные позволяют проанализировать покупательский спрос, выявить товары, не пользую­ щиеся спросом, а также товары, пользующиеся мень­ шим или большим спросом, и т. д. Кроме того, сопо­ ставляя динамику продажи отдельных товаров за различные периоды времени, можно установить опре­ деленную закономерность в покупке населением ра­ диотоваров— понижение или повышение спроса на отдельные марки приемников, телевизоров и др. На­ пример, в последние годы выявлено резкое повышение спроса на телевизоры черно-белого изображения с трубками 59 и 61 см по диагонали кадра с одновре­ менным резким снижением спроса на телевизоры с трубками типа 35 ЛК.

Более сложным является изучение неудовлетво­ ренного спроса на радиотовары, отсутствующие в про­ даже. Сложность учета неудовлетворенного спроса состоит в необходимости проведения этой работы си­ стематически, иначе она не даст положительных ре­ зультатов. В торговой практике выработалась опре­ деленная форма изучения неудовлетворенного спроса на радиотовары. С этой целью в специальном жур­ нале продавцы регистрируют наименование товара, отсутствующего в продаже, а также частоту его

193


спроса. При анализе полученных данных нужно иметь в виду, что частота не всегда отражает дейст­ вительную потребность в товарах, так как спрос од­ ного покупателя может быть зарегистрирован по­ вторно и в нескольких магазинах одновременно.

Наблюдая изо дня в день за продажей товаров,

.изучая и регистрируя спрос и пожелания покупателей, продавцы могут добиться значительных успехов в формировании товарного ассортимента магазина и внести тем самы-м свой вклад в систематическое улуч­ шение его работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ РАДИОТОВАРОВ

Одной из особенностей торговли радиотоварами яв­ ляется то, что продажа их осуществляется, как пра­ вило, в специализированных («Культтовары»), узко­ специализированных («Радиотовары», «Телевизоры») магазинах и секциях универсальных магазинов.

В результате специализация количество разновид­ ностей радиотоваров в магазинах увеличивается и по­ купателям предоставляется более широкий выбор то­ варов. В специализированных магазинах продавцы лучше овладевают техникой продажи радиотоваров, более глубоко изучается покупательский , спрос, со­ здаются предпосылки более активного воздействия на производство радиотоваров. Чем больше расши­ ряется ассортимент радиотоваров, тем в большей мере требуется специализация магазинов для их про­ дажи.

Специализация признана одной из рациональных форм организации продажи радиотоваров, формиро­ вания товарного ассортимента, а также организации товароснабжения магазина. В целях развития этой формы продажи радиотоваров вышестоящие торговые организации определяют в зависимости от конкрет­ ных условий ту или иную специализацию для каждого магазина или секции и тем самым устанавливают их товарный профиль. Специализация магазинов опреде­ ляет основные принципы и направления формирова­ ния ассортимента радиотоваров в магазине, секции, на рабочем месте продавца.

194

Радиотовары продают по образцам и со свобод­ ным доступом.

Сущность продажи по образцам состоит в том, что в торговом зале иа горках и в витринах выставляют только ддя ознакомления образцы приемников, радиодеталей и т. п. с указанием их стоимости и названия; рабочие же запасы товаров размещают отдельно.- Покупатель самостоятельно знакомится с выставлен­ ным товаром, консультируется с продавцом и просит подобрать ему необходимую вещь. Продавец демонст­ рирует товар и предлагает покупателю оплатить его стоимость. Роль продавца сводится к консультации, подбору и проверке (опробированию) товара, полу­

чению

чека и выдаче покупки. Заключительные опе­

рации

могут быть осуществлены

на контроле, т. е.

в месте выдачи покупок.

 

При продаже со свободным доступом покупатель

непосредственно сам выбирает

нужный ему товар

с помощью продавца. Радиолы и телевизоры прове­ ряются на месте их установки (выкладки). По жела­ нию покупателя демонстрируются одновременно не­ сколько телевизоров. Затем продавец доставляет отобравши товар на контроль, где покупатель предъя­ вив чек, получает покупку. Этот метод торговли ра­ диотоварами является более прогрессивным, так как покупателю предоставляется большая инициатива и самостоятельность в выборе товара. Роль продавца сводится к тому, чтобы правильно выявить желание покупателя, дать ему исчерпывающую консуль­ тацию и оказать помощь в выборе сложного товара.

При продаже радиотоваров покупателям оказы­ вают дополнительные услуги: техническую консуль­ тацию, мелкий ремонт, доставку товаров на дом, установку радиотоваров на дому. Кроме того, прово­ дятся выставкд-продажи, которые являются комплек­ сом мероприятий по улучшению обслуживания поку­ пателей. При выставках-продажах значительно рас­ ширяется ассортимент радиотоваров, проводятся покупательские конференции, даются технические кон­ сультации представителями заводов-изготовителей. Все это позволяет полнее удовлетворять спрос насе­ ления, выявить замечания и пожелания покупателей по улучшению качества радиотоваров.

195


ПРИЕМКА РАДИОТОВАРОВ

Общие вопросы поставки товаров отечественного производства регулируются положениями о постав­ ках товаров народного потребления. Этими по­ ложениями поставщики и потребители руководст­ вуются при заключении и выполнении хозяйственных договоров.

Если поставки проводятся без заключения догово­ ров или оформления заказов, а также если в догово­ рах не предусматриваются отдельные условия поста­ вок, то отношения между поставщиками и покупате­ лями регулируются непосредственно указанными положениями.

В положениях предусматриваются: порядок и сро­ ки заключения договоров на поставку, количество, сроки и порядок поставки, качество и комплектность, тара и упаковка, цены и порядок расчетов, имущест­ венная ответственность.

П р и е м к а по к а ч е с т в у как при одногородней, так и при иногородней поставке проводится на складе получателя.

П р и е м к а по к о л и ч е с т в у проводится в зави­ симости от вида поставки товара. При одногородней поставке товара в таре приемка по количеству мест проводится на складе поставщика. При одногородней поставке товара без тары приемка по количеству то­ варных единиц осуществляется на складе поставщика при получении или на складе получателя при достав­ ке товара поставщиком. При иногородней поставке товара в таре приемка по количеству мест проводится при получении на станции железной дороги, на при­ стани, в порту. Количество товара внутри каждого места проверяется на складе последнего получателя.

Приемку товаров проводят в следующие сроки:

при одногородней поставке приемку по

количеству

и качеству — в течение 10 дней с момента

вывоза со

склада поставщика; при иногородней поставке прием­ ку по количеству — в течение 10 дней, а по качеству — в течение 20 дней; для районов Крайнего Севера приемку по количеству и качеству проводят в течение 6Q дней с момента поступления товаров на склад по­ лучателя.

196

Если при приемке на складе получателя будут обнаружены отклонения в количестве товарных единнц по сравнению с указанными в сопроводительных документах, то получатель должен:

приостановить приемку; составить акт об обнаруженных отклонениях;

при одногородней поставке немедленно вызвать представителя поставщика для участия в дальнейшей

приемке, а при

иногородней поставке — представи­

теля отправителя

(поставщика), если это предусмот­

рено Особыми условиями поставки или договором; при неявке представителя поставщика в преду­

смотренные сроки дальнейшая приемка товара по ко­ личеству проводится с привлечением представителя незаинтересованной организации.

При обнаружении во время приемки несоответст­ вия качества, маркировки, комплектности, тары полу­ чатель обязан:

составить акт; обеспечить сохранность товара;

вызвать обязательно представителя поставщика в случае одногородней поставки, а также и иногород­ ней поставки, если это предусмотрено Особыми усло­ виями поставки;

при неявке представителя поставщика или в слу­ чае возникновения разногласий между сторонами получатель должен предъявить товар, забракованный им, представителю Госторгинспекции по качеству или эксперту Бюро товарных экспертиз.

Приемка товаров в магазине при бригадной мате­ риальной ответственности входит в одну из обязан­ ностей продавца. Приемка начинается с просмотра сопроводительного документа, в котором указываются отправитель и получатель груза, наименование то­ вара, количество единиц, цена, тип или артикул. За­ тем тщательно просматривается тара и упаковка, це­ лостность и комплектность товара.

По окончании приемки при условии отсутствия расхождений фактического наличия товаров с доку­ ментами и их порчи заведующий -отделом (секцией) ставит на первом экземпляре сопроводительных до­

кументов

свою

подпись, дату

и штамп магазина.

С этого

момента

ответственность

за количественную

197


и качественную сохранность товаров несет бригада материально-ответственных лиц магазина или секции.

Радиоприемные устройства (приемники, радиолы, телевизоры, магнитофоны, электрофоны и комбиниро­ ванные устройства) подвергаются сплошной 100%-ной качественной приемке. Радиодетали, узлы и элементы проверяют выборочным способом в количествах, пре­ дусмотренных соответствующими ГОСТами и ТУ-

ПОДГОТОВКА РАДИОТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

Процессу розничной продажи радиотоваров пред­ шествует предварительная их подготовка, которая за­ ключается в распаковке, комплектации, приведении изделий в надлежащий товарный вид, размещении и выкладке товаров на рабочих местах продавцов. Предварительная подготовка товаров к продаже осво­ бождает продавцов от излишних операций в процессе обслуживания покупателей, способствует более быст­ рому отпуску товаров и повышению производитель­ ности труда продавцов, увеличивает пропускную спо­ собность магазина, повышает культуру обслуживания покупателей.

Основными операциями подготовки к продаже ра­ диотоваров являются:

освобождение товара от фабричной упаковки; очистка товаров от пыли и антикоррозионной

смазки (деталей); проверка комплектности (наличие, например, на­

бора запасных предохранителей, антенных штекеров); проверка наличия технических паспортов и инст­ рукций по эксплуатации; сверка номера паспорта с номером приемника (магнитофона или другого уст­

ройства) ; установление приемников, телевизоров, магнито­

фонов на рабочем месте продавца; подключение радиоаппаратуры к сети питания и

хорошо настроенной антенне; проверка готовности ра­ диотоваров к работе и их настройка.

Подготовительные операции должны быть подчи­ нены одной цели — в любой момент быстро и с наи­ лучшей стороны продемонстрировать покупателю лю­

198

бой приемник, телевизор или магнитофон, выставлен­ ные на рабочем месте продавца. Подготовительные операции должны всегда заканчиваться проверкой ха­ рактера работы приемника или телевизора и их на­ стройкой. Это обеспечивает большую уверенность в действиях продавца при обслуживании покупателей. Покупатель может попросить продемонстрировать понравившийся ему по внешнему видуприемник или телевизор. Хорошо и правильно проведенные подго­ товительные операции гарантируют хорошую работу радиоаппарата, создают у покупателя уверенность в их высокой надежности и неприхотливости в управ­ лении и настройке.

Большое значение имеет правильное размещение и показ радиотоваров в торговом зале. Радиотовары распределяют по их потребительному назначению на такие группы: радиоприемники, радиолы, телевизоры, магнитофоны, электрофоны, магииторадиолы, магни­ толы, радиодетали. Внутри каждой группы каждому товару отводится постоянное место. Телевизоры, на­ пример, распределяют по величине экрана с труб­ ками 16, 23, 35, 47, 50, 59, 61, 65 и 67 см\ приемники и магнитофоны разделяют на стационарные и перенос­ ные, ламповые и транзисторные. Это дает возмож­ ность продавцу быстро ориентироваться на своем ра­ бочем месте, экономя время и движения, а покупа­ телю облегчает процесс выбора товара.

Дневной рабочий запас товаров укладывают та­ ким образом, .чтобы их можно было быстро и легко взять, чтобы при отпуске одних товаров не приходи­ лось перекладывать другие.

Показ радиотоваров в магазине должен носить активный рекламный характер, так как реклама яв­ ляется одним из важнейших средств воздействия на потребление и формирование вкусов людей. Она спо­ собствует установлению наиболее рациональных про­ порций между предложением товаров и спросом на них. Особое внимание следует уделять рекламе новых видов радиотоваров, что способствует возникновению новых запросов покупателей и дальнейшему расши­ рению производства этих товаров. Реклама радиото­ варов может найти себе полное применение, если бу­ дет правильно осознана ее экономическая сущность,

199