ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 0
вые, полистирольные, фторопластовые (фторопласт-3 п 4), поливинил хлоридные и каучуковые покрытия, а также тиокол, найрнт и др.
Применение пластических масс в виде покрытий, наносимых путем напыления газоплазменным, вихревым, электростатическим и другим методом, а также в виде органодисперсий широко раскрыло пути для их использования в вагонном хозяйстве. Термоизоляционные и про тивокоррозионные покрытия из поливинилбутираля и других материа лов наносятся на внутренние поверхности кузовов цельнометалличе ских вагонов напылением; на арматуру и гарнитуру вагонов — вих ревым способом и распылением в электростатическом поле.
Перспективным является применение органозолей и органодис персий из полимерных материалов для противокоррозионной защиты металлов.
4. Ингибиторы коррозии
Ингибиторы коррозии являются одним из эффективных средств противокоррозионной защиты в разных агрессивных средах и атмос фере. Ингибиторы, вводимые в агрессивную среду, образуют на поверх ности металла те или иные защитные локальные или сплошные пленки (адсорбционные, хемосорбционные) и дезактивируют среду, изменяют электрохимические свойства поверхности металлов в данной среде.
По химическому составу ингибиторы можно разделить на следую щие группы: амины, аминокислоты, амиды, алкалоиды и др ; серусодержащие соединения (сульфокислоты, тиосоединения и т. д ); про дукты конденсации альдегидов и аминов, альдегидов и амидов; эле ментоорганические соединения. Для эффективного действия ингибито ров достаточно их минимального количества — от 0,01 до 1%.
Для кислых сред применяются чаще других уротропин и изготов ленный на его основе состав ПБ-5, катапин, ПБ 8/2 и присадки на ос нове бензиламинов БА-12 и БА-6 для соляной кислоты, 4M для серной кислоты, тиомочевина и мочевина для азотной кислоты. Соляную кислоту перевозят в стальных цистернах с теми же ингибиторами. В ус ловиях атмосферной коррозии эффективно действуют нелетучие и ле тучие ингибиторы, такие, как нитрит дициклогексиламина (НДА), смесь уротропина с техническим азотистокислым натрием (NaN02), метанитробензоат гексаметиленамина (Г-2), бензоат натрия, карбонат циклогексиламина (КЦА), азотистокислый натрий. Ингибиторы склон
ны к улетучиванию, |
и для удлинения срока их действия их загущают |
|||
смазками и |
маслами. Для водных и слабо щелочных сред эффектив |
|||
ными являются хроматы (Na2Cr20 7, К 2Сг20 7, |
Na2Cr04, |
К 2Сг04 и |
||
ZnCr04), |
которые |
образуют на поверхности |
металла |
защитную |
пленку.
На железнодорожном транспорте широко применяют в водогрей ных стационарных котлах для технической воды фосфаты (Na3P 0 4-
• 12 Н 20 , Ыа2Н Р0412 Н 20), вводя их в воду. Эти составы эффективны также при защите от коррозии в изотермических вагонах от воздейст вия солей (NaCl, СаС12). В водных средах применяются также нитриты,
147
(NaN02, К Ш 2), нитраты (NaN03, KN03) и гидроокиси (NaOH, КОН).
В отопительной системе цельнометаллических пассажирских ваго нов эффективна смесь бихромата Na2Cr20 7 (1 г/л) с нитритом натрия N aN 02 (2 г/л). В водопроводах холодной воды применяют кальцини рованную соду NaHC03 (20—30 мг/л), а в рассольной системе поездов
с |
машинным охлаждением — органический ингибитор ПБ-8/2 |
(10 |
г/л). |
|
Для неводных сред (жидкого топлива, минеральных масел, сма |
зок) применяют маслорастворнмые ингибиторы АКОРП и АКОР-2 (на основе кислых нитрованных масел и гидроокиси кальция), БМП (соль сульфокислоты и мочевины), МСДА-11 (соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот) и ингибитор КП, а также присадки на основе бензоата натрия, бензоата аммония, моноэтаноламина, дицнклогексиламина н многофункциональные присадки типов ВНИИ НП-111, Нефтегаз-203 и др.
5. Защитные смазки и масла
Защитные пластичные смазки могут обеспечить длительную про тивокоррозионную защиту вагонов, их узлов и деталей, находящихся в зимнем или более длительном отстое. В качестве защитных приме няют главным образом углеводородные смазки ГОИ-54п, пушечную ПВК (улучшенная пушечная), СХК, а также технический вазелин. Из мыльных смазок применяется солидол. Жидкими консервационными материалами являются смеси нефтяных масел с нитрованными маслами и окисленным петролатумом марок НГ-203-А и НГ 203-Б — для наружной защиты разных изделий (кроме труб и проката), НГ 203-В — для защиты внутренних полостей резервуаров, цистерн, двигателей. В других композициях жидких консервационных смесей вместо нитоованных масел применяют сульфонаты кальция (марка НГ-204).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кпервой части
Де р я г и н Б. В. Что такое трение? ІТзд. 2-е, перераб. и доп. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 230 с.
Ка п и н а П. Л. Гидродинамическая теория смазки при качении. «Журнал технической физики», т. XXV, вып. 4, 1955, с. 745—762.
Ко р о в ч и н с к и й М. В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения. М., Машгнз, 1954. 186 с.
Инструкция по применению смазочных материалов на локомотивах и мотор вагонном подвижном составе (№ ЦТ/2635). М., «Транспорт», 1970. 65 с. (МПС
СССР. Глав. упр. локомотиви. хозяйства).
Инструкция по ремонту и содержанию букс вагонов с подшипниками сколь жения (№ 323/ЦВ) М., «Транспорт», 1969. 32 с. (МПС СССР. Глав. упр. вагон, хозяйства).
Нефтепродукты. Масла. Смазки. Присадки. Изд. офиц. М., Изд-во стандар тов, 1970. 395 с.
Нефтепродукты. Методы испытания. Изд. офиц., ч. 1—2. М., Изд-во стандар тов, 1967. 1141 с.
Новые масла и смазки для узлов трения подвижного состава (под редакцией С. Ф. Гончарова и И. Г. Цуркана). М., «Транспорт», 1973. 123 с. (Труды Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 490).
Смазочные материалы для подвижного состава. М., «Транспорт», 1967. 168 с. (Труды Всесоюз. науч.-исслед. ин-та ж. -д. транспорта. Вып. 335).
.Способы улучшения смазок для железнодорожного транспорта. М., «Тран спорт», 1970. 136 с. (Труды Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 400).
Технические указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовы ми подшипниками. М., «Транспорт», 1969. 112 с.
Ко второй части
А к и м о в Г. В. Основы учения о коррозии и защите металлов. М., Металлургиздат, 1946. 463 с.
В а с и л ь е в И. П. Окраска вагонов и локомотивов. М., «Транспорт», 1966,
314с.
Го л ь д б е р г М. М. Материалы для лакокрасочных покрытий, М..«Химия», 1972. 343 с.
ГОСТ |
12549—67. |
Вагоны пассажирские |
магистральных железных |
дорог |
|||
колеи 1524 мм. Окраска. Технические требования. |
( |
||||||
ГОСТ |
16303—70. |
Локомотивы. |
Окраска |
наружная. Технические требо |
|||
вания. |
16304—70. Локомотивы. Окраска внутренняя. Технические требования. |
||||||
ГОСТ |
|||||||
Д р и н б е р г А. Я. |
Технология пленкообразующих веществ. Натураль |
||||||
ные и синт. смолы, |
олифы, лаки и |
краски. 2-е изд., перераб. и доп. Л., |
Гос- |
||||
химиздат, |
1955. 652 |
с. |
|
|
|
|
|
Д р и н б е р г |
А. Я., |
Г у р е в и ч Е. С., |
Т и х о м и р о в А . В. Техноло |
||||
гия неметаллических |
покрытий. Л., |
Госхимиздат, 1957. 588 с. |
|
Защита от коррозии транспортных сооружений лакокрасочными покрытия ми. В сб. Новые лакокрасочные материалы. Тезисы докладов. М. НИИТЭХИМ, 1969, с. 12— 17. Авт: С. Н. Казарновский, Е. Д. Святковская, Г. М. Молчина, С. М. Зайцева.
149
К а з а р н о в с к и й |
С. Н. Лакокрасочные материалы для железнодорож |
|||||
ного транспорта. М., «Химия», 1969. |
113 с. |
|
||||
К а з а р н о в с к и й |
С. Н. Новый стандарт на окраску пассажирских ваго |
|||||
нов. — «Железнодорожный транспорт», 1968, № 11, с. 61—62. |
||||||
К а з а р н о в с к и й |
|
С. Н. Опыт окраски вагонов в электрическом поле |
||||
на заводах |
МПС. |
В сб. |
Окраска |
изделий в электрическом поле. Под. ред. |
||
Е. Н Владычиной и.М. М. Гольдберга. М., «Химия», |
1966, с. 138— 157. |
|||||
Лакокрасочные материалы для подвижного состава железных дорог. М., |
||||||
Трансжелдориздат, |
1961. |
207 с. (Труды Всесоюзн. |
иауч.-исслед. ин-та ж .-д. |
|||
транспорта. Вып. 208). |
|
|
|
|
||
Л е б е д е в а |
Л. С. Применение ингибиторов коррозии на железнодорож |
|||||
ном транспорте. М., |
Трансжелдориздат, 1962. 21 с. |
|
||||
Новые |
лакокрасочные |
материалы для подвижного состава и транспортных |
сооружений. М., «Транспорт», 1966. 135 с. (Труды Всесоюзн. науч.- исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 306).
Новые судовые краски и-системы покрытий. Л., «Химия», 1967. 144 с. (Гос. научи.-исслед. и проектный ин-т минеральных пигментов).
Смазочные и защитные материалы. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1965. 172 с. Авт.: И. Н. Колотухин, В. Г. Кузнецов, С. Н. Казарновский, В. А. Цареградскнй.
Справочник по лакокрасочным покрытиям в машиностроении. Под ред. М. М. Гольдберга. М., «Машиностроение», 1964, с. 1 — 11; 60—202; 390—400'; 424—446 Технология окраски вагонов в депо и рецептура красок (ТУ-027/ПКБ ЦВ).
М., «Транспорт», 1969. 96 с. (МПС СССР. Глав. упр. вагон, хозяйства).
Т о м а ш о в Н. Д. Теория коррозии и защиты металлов. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 592 с.
Ч е б о т а р е в с к и й В. В. Лаки и краски в народном хозяйстве. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 102 с.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
|
|
Введение |
|
|
Стр. |
|
|
|
3 |
|
|
Часть первая Смазочные материалы |
|
|
|
|
Г л а в а I. Основные понятия о трении и роль вязкости масел при гидро |
|||
|
динамическом смазывании ............................................................... |
|
6 |
|
|
1. Понятие о трении скольжения.................................................. |
|
6 |
|
|
2. |
Трение жидкости. Вязкость.......................................................... |
|
7 |
__ |
3. |
Гидродинамическое смазывание подшипника |
скольжения 10 |
|
4. |
Понятие о трении к а ч ен и я .................................... |
''................... |
14 |
Г л а в а |
II. Химический состав смазочных масел и их эксплуатационные |
|
|||
|
свойства |
, - , ................................................. ...................................... 17 |
|
||
_____- 1 . 0 химическом |
составе смазочных м асел ............................................. |
17 , |
|||
|
2. Физические свойства масляных фракций..................................... |
|
20 |
||
|
3. |
Антифрикционные и противоизносные свойства масел в ус |
|
||
|
4. |
ловиях граничного трения ............................................... |
24 |
30 |
|
|
Окисляемость и старение масел в процессеэксплуатации |
||||
|
5. |
Принципы переработки нефти на м а с л а .................................... |
|
34 |
|
Г л а в а |
III. Пластичные смазки................................................................................... |
|
39 |
||
|
1. |
Понятие о пластичных смазках и особенности их |
меха |
39 |
|
|
|
нических свойств................................................................................ |
смазок |
||
|
2. Физико-химические характеристики пластичных |
45 |
|||
|
3. |
Способы изготовления пластичных см азок ................................ |
|
47 |
|
Г л а в а |
IV. Смазочные материалы, применяемые в узлах трения вагонов |
49 |
|||
|
1. |
Осевые масла и антиаварийная см азк а....................... |
49 |
|
|
|
2. Смазка для автотормозных приборов.............................. |
58 |
|
||
|
3. Смазка для букс с роликовыми подшипниками....... |
63 |
|
||
|
4. |
Трансмиссионные, компрессорные и другие смазочные ма |
|
|
|
териалы |
........................................................ |
|
__.............................. |
67 |
|
Г л а в а |
V. Методы испытаний |
смазочных |
материалов..................................... |
|
70 |
||
Часть вторая. Защитные материалы |
|
|
|
||||
Г л а в а |
VI. Общие понятия о защитных покрытиях............................................. |
|
78 |
||||
|
1. |
Коррозия |
металлов.............................................................................. |
|
|
78 |
|
|
2. Общие понятия |
о составе лакокрасочных материалов и |
85 |
||||
|
|
механизме образования защитных покрытий. . . |
. . . . |
||||
Г л а в а |
VII. Основные |
типы, |
элементы и |
эксплуатационные |
свойства |
88 |
|
|
|
лакокрасочных покрытий ............................................................... |
|
|
|||
|
1. |
Классификация |
покрытий.................................................. |
|
88 |
|
|
|
2. |
Грунтовка.................................................................................. |
|
слой, выправка . . |
89 |
94 |
|
|
3. |
Шпатлевка, выявительный |
. . . . |
||||
|
4. |
Покровные сл о и ....................................................................... |
|
94 |
|
||
Г л а в а |
VIII. Сырье и полуфабрикаты, применяемые для изготовления |
98 |
|||||
|
|
лакокрасочных материалов................................................... |
|
....... |
|||
|
1. |
Пленкообразующие в ещ еств а .......................................... |
98 |
|
|||
|
2. |
Растворители........................................................................... |
|
■ |
100 |
102 |
|
|
3. |
Пластификаторы........................... |
|
||||
' . |
4. |
Сиккативы, отвердители, ускорители......................................... |
|
103 |
|||
5. |
Пигменты, |
красители, наполнители........................................... |
. . . . . |
105 |
|||
|
6. |
Основные |
свойства лакокрасочных материалов |
109 |
15J