Файл: Цуркан И.Г. Смазочные и защитные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вые, полистирольные, фторопластовые (фторопласт-3 п 4), поливинил­ хлоридные и каучуковые покрытия, а также тиокол, найрнт и др.

Применение пластических масс в виде покрытий, наносимых путем напыления газоплазменным, вихревым, электростатическим и другим методом, а также в виде органодисперсий широко раскрыло пути для их использования в вагонном хозяйстве. Термоизоляционные и про­ тивокоррозионные покрытия из поливинилбутираля и других материа­ лов наносятся на внутренние поверхности кузовов цельнометалличе­ ских вагонов напылением; на арматуру и гарнитуру вагонов — вих­ ревым способом и распылением в электростатическом поле.

Перспективным является применение органозолей и органодис­ персий из полимерных материалов для противокоррозионной защиты металлов.

4. Ингибиторы коррозии

Ингибиторы коррозии являются одним из эффективных средств противокоррозионной защиты в разных агрессивных средах и атмос­ фере. Ингибиторы, вводимые в агрессивную среду, образуют на поверх­ ности металла те или иные защитные локальные или сплошные пленки (адсорбционные, хемосорбционные) и дезактивируют среду, изменяют электрохимические свойства поверхности металлов в данной среде.

По химическому составу ингибиторы можно разделить на следую­ щие группы: амины, аминокислоты, амиды, алкалоиды и др ; серусодержащие соединения (сульфокислоты, тиосоединения и т. д ); про­ дукты конденсации альдегидов и аминов, альдегидов и амидов; эле­ ментоорганические соединения. Для эффективного действия ингибито­ ров достаточно их минимального количества — от 0,01 до 1%.

Для кислых сред применяются чаще других уротропин и изготов­ ленный на его основе состав ПБ-5, катапин, ПБ 8/2 и присадки на ос­ нове бензиламинов БА-12 и БА-6 для соляной кислоты, 4M для серной кислоты, тиомочевина и мочевина для азотной кислоты. Соляную кислоту перевозят в стальных цистернах с теми же ингибиторами. В ус­ ловиях атмосферной коррозии эффективно действуют нелетучие и ле­ тучие ингибиторы, такие, как нитрит дициклогексиламина (НДА), смесь уротропина с техническим азотистокислым натрием (NaN02), метанитробензоат гексаметиленамина (Г-2), бензоат натрия, карбонат циклогексиламина (КЦА), азотистокислый натрий. Ингибиторы склон­

ны к улетучиванию,

и для удлинения срока их действия их загущают

смазками и

маслами. Для водных и слабо щелочных сред эффектив­

ными являются хроматы (Na2Cr20 7, К 2Сг20 7,

Na2Cr04,

К 2Сг04 и

ZnCr04),

которые

образуют на поверхности

металла

защитную

пленку.

На железнодорожном транспорте широко применяют в водогрей­ ных стационарных котлах для технической воды фосфаты (Na3P 0 4-

• 12 Н 20 , Ыа2Н Р0412 Н 20), вводя их в воду. Эти составы эффективны также при защите от коррозии в изотермических вагонах от воздейст­ вия солей (NaCl, СаС12). В водных средах применяются также нитриты,

147


(NaN02, К Ш 2), нитраты (NaN03, KN03) и гидроокиси (NaOH, КОН).

В отопительной системе цельнометаллических пассажирских ваго­ нов эффективна смесь бихромата Na2Cr20 7 (1 г/л) с нитритом натрия N aN 02 (2 г/л). В водопроводах холодной воды применяют кальцини­ рованную соду NaHC03 (20—30 мг/л), а в рассольной системе поездов

с

машинным охлаждением — органический ингибитор ПБ-8/2

(10

г/л).

 

Для неводных сред (жидкого топлива, минеральных масел, сма­

зок) применяют маслорастворнмые ингибиторы АКОРП и АКОР-2 (на основе кислых нитрованных масел и гидроокиси кальция), БМП (соль сульфокислоты и мочевины), МСДА-11 (соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот) и ингибитор КП, а также присадки на основе бензоата натрия, бензоата аммония, моноэтаноламина, дицнклогексиламина н многофункциональные присадки типов ВНИИ НП-111, Нефтегаз-203 и др.

5. Защитные смазки и масла

Защитные пластичные смазки могут обеспечить длительную про­ тивокоррозионную защиту вагонов, их узлов и деталей, находящихся в зимнем или более длительном отстое. В качестве защитных приме­ няют главным образом углеводородные смазки ГОИ-54п, пушечную ПВК (улучшенная пушечная), СХК, а также технический вазелин. Из мыльных смазок применяется солидол. Жидкими консервационными материалами являются смеси нефтяных масел с нитрованными маслами и окисленным петролатумом марок НГ-203-А и НГ 203-Б — для наружной защиты разных изделий (кроме труб и проката), НГ 203-В — для защиты внутренних полостей резервуаров, цистерн, двигателей. В других композициях жидких консервационных смесей вместо нитоованных масел применяют сульфонаты кальция (марка НГ-204).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кпервой части

Де р я г и н Б. В. Что такое трение? ІТзд. 2-е, перераб. и доп. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 230 с.

Ка п и н а П. Л. Гидродинамическая теория смазки при качении. «Журнал технической физики», т. XXV, вып. 4, 1955, с. 745—762.

Ко р о в ч и н с к и й М. В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения. М., Машгнз, 1954. 186 с.

Инструкция по применению смазочных материалов на локомотивах и мотор­ вагонном подвижном составе (№ ЦТ/2635). М., «Транспорт», 1970. 65 с. (МПС

СССР. Глав. упр. локомотиви. хозяйства).

Инструкция по ремонту и содержанию букс вагонов с подшипниками сколь­ жения (№ 323/ЦВ) М., «Транспорт», 1969. 32 с. (МПС СССР. Глав. упр. вагон, хозяйства).

Нефтепродукты. Масла. Смазки. Присадки. Изд. офиц. М., Изд-во стандар­ тов, 1970. 395 с.

Нефтепродукты. Методы испытания. Изд. офиц., ч. 1—2. М., Изд-во стандар­ тов, 1967. 1141 с.

Новые масла и смазки для узлов трения подвижного состава (под редакцией С. Ф. Гончарова и И. Г. Цуркана). М., «Транспорт», 1973. 123 с. (Труды Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 490).

Смазочные материалы для подвижного состава. М., «Транспорт», 1967. 168 с. (Труды Всесоюз. науч.-исслед. ин-та ж. -д. транспорта. Вып. 335).

.Способы улучшения смазок для железнодорожного транспорта. М., «Тран­ спорт», 1970. 136 с. (Труды Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 400).

Технические указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовы­ ми подшипниками. М., «Транспорт», 1969. 112 с.

Ко второй части

А к и м о в Г. В. Основы учения о коррозии и защите металлов. М., Металлургиздат, 1946. 463 с.

В а с и л ь е в И. П. Окраска вагонов и локомотивов. М., «Транспорт», 1966,

314с.

Го л ь д б е р г М. М. Материалы для лакокрасочных покрытий, М..«Химия», 1972. 343 с.

ГОСТ

12549—67.

Вагоны пассажирские

магистральных железных

дорог

колеи 1524 мм. Окраска. Технические требования.

(

ГОСТ

16303—70.

Локомотивы.

Окраска

наружная. Технические требо­

вания.

16304—70. Локомотивы. Окраска внутренняя. Технические требования.

ГОСТ

Д р и н б е р г А. Я.

Технология пленкообразующих веществ. Натураль­

ные и синт. смолы,

олифы, лаки и

краски. 2-е изд., перераб. и доп. Л.,

Гос-

химиздат,

1955. 652

с.

 

 

 

 

Д р и н б е р г

А. Я.,

Г у р е в и ч Е. С.,

Т и х о м и р о в А . В. Техноло­

гия неметаллических

покрытий. Л.,

Госхимиздат, 1957. 588 с.

 

Защита от коррозии транспортных сооружений лакокрасочными покрытия­ ми. В сб. Новые лакокрасочные материалы. Тезисы докладов. М. НИИТЭХИМ, 1969, с. 12— 17. Авт: С. Н. Казарновский, Е. Д. Святковская, Г. М. Молчина, С. М. Зайцева.

149



К а з а р н о в с к и й

С. Н. Лакокрасочные материалы для железнодорож­

ного транспорта. М., «Химия», 1969.

113 с.

 

К а з а р н о в с к и й

С. Н. Новый стандарт на окраску пассажирских ваго­

нов. — «Железнодорожный транспорт», 1968, № 11, с. 61—62.

К а з а р н о в с к и й

 

С. Н. Опыт окраски вагонов в электрическом поле

на заводах

МПС.

В сб.

Окраска

изделий в электрическом поле. Под. ред.

Е. Н Владычиной и.М. М. Гольдберга. М., «Химия»,

1966, с. 138— 157.

Лакокрасочные материалы для подвижного состава железных дорог. М.,

Трансжелдориздат,

1961.

207 с. (Труды Всесоюзн.

иауч.-исслед. ин-та ж .-д.

транспорта. Вып. 208).

 

 

 

 

Л е б е д е в а

Л. С. Применение ингибиторов коррозии на железнодорож­

ном транспорте. М.,

Трансжелдориздат, 1962. 21 с.

 

Новые

лакокрасочные

материалы для подвижного состава и транспортных

сооружений. М., «Транспорт», 1966. 135 с. (Труды Всесоюзн. науч.- исслед. ин-та ж.-д. транспорта. Вып. 306).

Новые судовые краски и-системы покрытий. Л., «Химия», 1967. 144 с. (Гос. научи.-исслед. и проектный ин-т минеральных пигментов).

Смазочные и защитные материалы. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1965. 172 с. Авт.: И. Н. Колотухин, В. Г. Кузнецов, С. Н. Казарновский, В. А. Цареградскнй.

Справочник по лакокрасочным покрытиям в машиностроении. Под ред. М. М. Гольдберга. М., «Машиностроение», 1964, с. 1 — 11; 60—202; 390—400'; 424—446 Технология окраски вагонов в депо и рецептура красок (ТУ-027/ПКБ ЦВ).

М., «Транспорт», 1969. 96 с. (МПС СССР. Глав. упр. вагон, хозяйства).

Т о м а ш о в Н. Д. Теория коррозии и защиты металлов. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 592 с.

Ч е б о т а р е в с к и й В. В. Лаки и краски в народном хозяйстве. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 102 с.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

 

Стр.

 

 

 

3

 

Часть первая Смазочные материалы

 

 

 

Г л а в а I. Основные понятия о трении и роль вязкости масел при гидро­

 

динамическом смазывании ...............................................................

 

6

 

1. Понятие о трении скольжения..................................................

 

6

 

2.

Трение жидкости. Вязкость..........................................................

 

7

__

3.

Гидродинамическое смазывание подшипника

скольжения 10

4.

Понятие о трении к а ч ен и я ....................................

''...................

14

Г л а в а

II. Химический состав смазочных масел и их эксплуатационные

 

 

свойства

, - , ................................................. ...................................... 17

 

_____- 1 . 0 химическом

составе смазочных м асел .............................................

17 ,

 

2. Физические свойства масляных фракций.....................................

 

20

 

3.

Антифрикционные и противоизносные свойства масел в ус­

 

 

4.

ловиях граничного трения ...............................................

24

30

 

Окисляемость и старение масел в процессеэксплуатации

 

5.

Принципы переработки нефти на м а с л а ....................................

 

34

Г л а в а

III. Пластичные смазки...................................................................................

 

39

 

1.

Понятие о пластичных смазках и особенности их

меха­

39

 

 

нических свойств................................................................................

смазок

 

2. Физико-химические характеристики пластичных

45

 

3.

Способы изготовления пластичных см азок ................................

 

47

Г л а в а

IV. Смазочные материалы, применяемые в узлах трения вагонов

49

 

1.

Осевые масла и антиаварийная см азк а.......................

49

 

 

2. Смазка для автотормозных приборов..............................

58

 

 

3. Смазка для букс с роликовыми подшипниками.......

63

 

 

4.

Трансмиссионные, компрессорные и другие смазочные ма­

 

 

 

териалы

........................................................

 

__..............................

67

Г л а в а

V. Методы испытаний

смазочных

материалов.....................................

 

70

Часть вторая. Защитные материалы

 

 

 

Г л а в а

VI. Общие понятия о защитных покрытиях.............................................

 

78

 

1.

Коррозия

металлов..............................................................................

 

 

78

 

2. Общие понятия

о составе лакокрасочных материалов и

85

 

 

механизме образования защитных покрытий. . .

. . . .

Г л а в а

VII. Основные

типы,

элементы и

эксплуатационные

свойства

88

 

 

лакокрасочных покрытий ...............................................................

 

 

 

1.

Классификация

покрытий..................................................

 

88

 

 

2.

Грунтовка..................................................................................

 

слой, выправка . .

89

94

 

3.

Шпатлевка, выявительный

. . . .

 

4.

Покровные сл о и .......................................................................

 

94

 

Г л а в а

VIII. Сырье и полуфабрикаты, применяемые для изготовления

98

 

 

лакокрасочных материалов...................................................

 

.......

 

1.

Пленкообразующие в ещ еств а ..........................................

98

 

 

2.

Растворители...........................................................................

 

100

102

 

3.

Пластификаторы...........................

 

' .

4.

Сиккативы, отвердители, ускорители.........................................

 

103

5.

Пигменты,

красители, наполнители...........................................

. . . . .

105

 

6.

Основные

свойства лакокрасочных материалов

109

15J