ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 0
Рис. 1. Распределение скоростей в жидкости при ламинарном течении
жения слоев D, называемой г р а д и е н т о м с к о р о с т и сдвига. Градиент скорости есть величина, показывающая темп изменения скорости скольжения слоев жидкости при переходе в направлении от одной пластинки к другой. В простейшем случае, когда темп изменения скоростей является равномерным, как в случае, показанном на рис. 1, а, градиент скорости будет равен
|
|
D = |
, |
|
|
(2) |
где |
vh — скорость движения самого верхнего слоя жидкости, равная |
|||||
|
скорости перемещения верхней пластинки; |
|
|
|||
|
с'о — скорость движения самого |
нижнего слоя |
(в |
нашем |
случае |
|
|
равная нулю, так как нижняя пластинка неподвижна); |
|||||
|
h — расстояние |
между пластинками. |
|
|
|
|
|
Если скорость выражать в см/сек, а Іі в см, градиент скорости будет |
|||||
иметь размерность сек~х, называемую |
о б р а т н о й |
с е к у н д о й . |
||||
|
Таким образом, согласно закону Ньютона силу сопротивления дви |
|||||
жению жидкости можно выразить так: |
|
|
|
|||
|
|
E = TiSD, или T = T]D, |
|
|
(3) |
|
где |
т — напряжение |
сдвига слоев жидкости, равное |
F/S; |
|
||
|
г| — коэффициент |
пропорциональности между |
т |
и D. Значение |
||
|
этого коэффициентазависит от природы жидкости и назы |
|||||
|
вается коэффициентом ее внутреннего трения, или |
к о э ф |
||||
|
ф и ц и е н т о м в я з к о с т и. |
|
|
|
||
|
Вязкость масел Еыражает собой внутреннее трение между.его мо |
лекулами и определяется по сопротивлению, которое частицы масел оказывают сдвигу. Часто величину т] называют динамической вяз
костью жидкости. Если силу выражать в динах ^1 дина = грам-
магсилы), площадь движущихся слоев жидкости в см2, а градиент ско рости в обратных секундах, то коэффициент вязкости будет иметь раз мерность дин • секісм2 или г!см • сек. Единица динамической вязкости называется п у а з о м , представляющим собой вязкость жидкости, оказывающей взаимному перемещению двух слоев жидкости пло щадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и переме щающихся относительно друг друга со скоростью 1 см/сек, сопротив-
8
ление силой в 1 дину. В технической системе измерения динамическая вязкость имеет размерность кг ■секім2 (1 пз = 0,0102 кг • сек/м2). В международной системе измерения СИ единица вязкости равна ньютону-секунде на квадратный метр и обозначается через н • секім2.
При установившемся течении жидкости по цилиндрической трубе изменение скорости перемещения слоев по сечению трубы имеет более сложный характер (рис. 1,6), чем в случае, рассмотренном выше. Здесь скорость является наибольшей в тех точках поперечного сечения потока, которые наиболее удалены от стенок трубки. Если радиус трубки равен г, то скорость ѵх на выбранном расстоянии х от центра сечения трубки равна
vx = k(r2- x 2), |
(4) |
где k — коэффициент пропорциональности, зависящий от падения давления Ар на единицу длины трубки / и от вязкости жид кости т], а именно
4т)
Формула (4) представляет собой уравнение параболы, изображен ной на рис. 1, б штриховой линией.
Экспериментально изучая скорость течения жидкостей по трубам, Гаген и Пуазейль получили следующую зависимость:
Apr |
4Q |
(5) |
— = И — , |
||
21 |
лг3 |
|
где Q — расход жидкости, т. е. объем жидкости, протекающий по трубе за единицу времени.
40
В формуле (5) величина ^ равна градиенту скорости сдвига D.
Из уравнения Гагена—Пуазейля следует, что расход жидкости через трубку обратно пропорционален вязкости. Для двух жидкостей при одинаковом давлении и одинаковых размерах трубки справедливо отношение
Qi |
( 6) |
Qi |
% |
Этим отношением широко пользуются при определении вязкости жидкостей. Зная вязкость одной жидкости, можно вычислить вяз кость другой, определив расход (время истечения определенного объе ма жидкости) обеих жидкостей, пропуская их через одну и ту же трубку, при постоянной разности давления. Для этой цели применяются трубки малогодиаметра, обеспечивающие ламинарное течение жид костей. Такие трубки называются к а п и л л я р н ы м и в и с к о з и м е т р а м и .
9
|
•■-Ь |
|
|
|
Часто для характеристики нефтепродуктов |
|||
|
|
|
и, в частности, масел пользуются не динами |
|||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
ческой вязкостью, а ее отношением к плотно- |
||||
7 / |
|
7 / |
|
стн |
жидкости р. Это отношение ц/р называет- |
|||
~~"1 |
|
ся |
кинематической вязкостью и чаще всего |
|||||
^ |
|
^ |
|
обозначается греческой буквой ѵ. Единица |
||||
|
г, |
|
|
измерения |
кинематической вязкости |
носит |
||
/ / |
|
|
|
название стоке, который равен 1 см21сек. Ши |
||||
|
|
|
роко пользуются сотой долей стокса—санти- |
|||||
|
|
|
|
стоксом (сст). В международной системе из |
||||
|
|
|
|
мерения СИ единицей |
кинематической |
вяз |
||
|
|
|
|
кости является м2/сек. |
|
|
||
|
|
22' |
|
Важным для практики случаем движения |
||||
|
|
жидкости является ее перемещение в зазоре |
||||||
|
|
|
|
|||||
Рис. |
2. Схема |
прибора |
между двумя цилиндрами, имеющими парал |
|||||
лельную общую центральную ось и различ |
||||||||
для |
измерения |
вязкости |
ный диаметр (коаксиальные цилиндры), один |
|||||
при |
течении между |
дву |
||||||
мя |
коаксиальными |
ци |
из |
которых вращается, |
а другой неподвижен |
|||
линдрами |
|
|
(рис. 2). Если величина зазора, т. е. разность |
|||||
|
|
|
|
радиусов цилиндров г1— г2, достаточно |
мала, |
|||
приближенно можно принять, что |
градиент скорости сдвига |
равен |
окружной скорости вращающегося цилиндра ѵ в смісек, деленной на зазор:
|
D = |
V |
пг2 п |
|
|
(7) |
|
Гі—г2 3 0 ( г ,- г 2) |
’ |
|
|||
|
|
|
|
|||
где п — частота вращения цилиндра, об/мин. |
|
|
|
|||
Решая уравнение |
(3) относительно ц и подставляя значения гра |
|||||
диента скорости и |
площади соприкосновения |
внешнего |
цилиндра |
|||
с жидкостью, можно определить вязкость испытуемого продукта: |
||||||
|
|
_ |
15F (гу—гг) |
|
|
(8) |
|
|
* |
п -о Гг Го п і, ’ |
|
|
|
где F — сила, которую нужно |
приложить |
к |
внешнему |
цилиндру, |
чтобы удерживать его в неподвижном состоянии при враще нии внутреннего цилиндра и вызванном им движении жидкос ти в зазоре;
I — высота цилиндра.
3. Гидродинамическое смазывание подшипника скольжения
Рассмотрим работу цапфы с осью Оц и полного подшипника с осью Оп, т. е. подшипника, обхватывающего цапфу по всей окружности (рис. 3). На рис. 3, а изображена схема положения цапфы в подшип нике при покое. Если в зазоре между цапфой и подшипником нахо-
10
Рис. 3. Схемы положения равновесия цапфы:
о — при и=0; б — при гидродинамическом смазывании; в — при о=со
дится масло, то при вращении цапфы тончайшие прилипшие к поверх ности цапфы слои масла будут двигаться с той же скоростью, что и цапфа. В свою очередь эти прилипшие слои за счет внутреннего трения
(вязкости) будут захватывать |
и заставлять двигаться |
последующие |
|||||
слои |
масла. |
|
|
|
|
|
|
По мере развития скорости |
вращения масло, |
нагнетаемое таким |
|||||
образом в зазор, начинает отжимать цапфу вверх и |
влево при пра |
||||||
вом |
вращении цапфы. |
|
|
|
|
|
|
В результате действия масляного клина цапфа |
займет некото |
||||||
рое |
эксцентрическое |
положение |
(рис. 3, б). При дальнейшем росте |
||||
скорости цапфа начнет смещаться |
вправо, идя |
все |
время вверх до |
||||
тех |
пор, пока при весьма больших скоростях она |
не |
займет сво |
||||
его |
предельного |
центрального |
(концентрического) |
положения |
(рис. 3, в).
На характер всплывания цапфы влияют нагрузка на подшипник, скорость вращения цапфы,, вязкость масла, диаметр и длина подшип ника, разность между диаметрами цапфы и подшипника (диаметраль ный зазор подшипника) и другие факторы. Эти вопросы рассматри ваются гидродинамической теорией.
Основоположником гидродинамической теории был русский ученый проф. Н. П. Петров (1883 г.). Им был рассмотрен предельный случай расположения цапфы в полном подшипнике (см. рис. 3, б). Для этого случая Н. П. Петровым была предложена формула, которая в не сколько упрощенном виде может быть записана следующим образом:
|
|
^ = * 1 ^ , |
(9) |
|
|
|
|
Л |
|
где Sn — величина поверхности подшипника. |
|
|||
Из формулы |
(9) |
следует, что |
сила трения F при полной |
смазке |
не явно зависит |
от |
нагрузки, а |
косвенно — через толщину |
h слоя |
масла, которая связана с изменением нагрузки. |
|
В настоящее время на основе обобщения большого количества ис следований в области гидродинамической теории М. В. Коровчинский предложил следующий метод расчета подшипников скольжения.
11