Файл: Цуркан И.Г. Смазочные и защитные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 469

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Распределение скоростей в жидкости при ламинарном течении

жения слоев D, называемой г р а д и е н т о м с к о р о с т и сдвига. Градиент скорости есть величина, показывающая темп изменения скорости скольжения слоев жидкости при переходе в направлении от одной пластинки к другой. В простейшем случае, когда темп изменения скоростей является равномерным, как в случае, показанном на рис. 1, а, градиент скорости будет равен

 

 

D =

,

 

 

(2)

где

vh — скорость движения самого верхнего слоя жидкости, равная

 

скорости перемещения верхней пластинки;

 

 

 

с'о — скорость движения самого

нижнего слоя

нашем

случае

 

равная нулю, так как нижняя пластинка неподвижна);

 

h — расстояние

между пластинками.

 

 

 

 

Если скорость выражать в см/сек, а Іі в см, градиент скорости будет

иметь размерность сек~х, называемую

о б р а т н о й

с е к у н д о й .

 

Таким образом, согласно закону Ньютона силу сопротивления дви­

жению жидкости можно выразить так:

 

 

 

 

 

E = TiSD, или T = T]D,

 

 

(3)

где

т — напряжение

сдвига слоев жидкости, равное

F/S;

 

 

г| — коэффициент

пропорциональности между

т

и D. Значение

 

этого коэффициентазависит от природы жидкости и назы­

 

вается коэффициентом ее внутреннего трения, или

к о э ф ­

 

ф и ц и е н т о м в я з к о с т и.

 

 

 

 

Вязкость масел Еыражает собой внутреннее трение между.его мо­

лекулами и определяется по сопротивлению, которое частицы масел оказывают сдвигу. Часто величину т] называют динамической вяз­

костью жидкости. Если силу выражать в динах ^1 дина = грам-

магсилы), площадь движущихся слоев жидкости в см2, а градиент ско­ рости в обратных секундах, то коэффициент вязкости будет иметь раз­ мерность дин секісм2 или г!см сек. Единица динамической вязкости называется п у а з о м , представляющим собой вязкость жидкости, оказывающей взаимному перемещению двух слоев жидкости пло­ щадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и переме­ щающихся относительно друг друга со скоростью 1 см/сек, сопротив-

8


ление силой в 1 дину. В технической системе измерения динамическая вязкость имеет размерность кг ■секім2 (1 пз = 0,0102 кг • сек/м2). В международной системе измерения СИ единица вязкости равна ньютону-секунде на квадратный метр и обозначается через н • секім2.

При установившемся течении жидкости по цилиндрической трубе изменение скорости перемещения слоев по сечению трубы имеет более сложный характер (рис. 1,6), чем в случае, рассмотренном выше. Здесь скорость является наибольшей в тех точках поперечного сечения потока, которые наиболее удалены от стенок трубки. Если радиус трубки равен г, то скорость ѵх на выбранном расстоянии х от центра сечения трубки равна

vx = k(r2- x 2),

(4)

где k — коэффициент пропорциональности, зависящий от падения давления Ар на единицу длины трубки / и от вязкости жид­ кости т], а именно

4т)

Формула (4) представляет собой уравнение параболы, изображен­ ной на рис. 1, б штриховой линией.

Экспериментально изучая скорость течения жидкостей по трубам, Гаген и Пуазейль получили следующую зависимость:

Apr

4Q

(5)

— = И — ,

21

лг3

 

где Q — расход жидкости, т. е. объем жидкости, протекающий по трубе за единицу времени.

40

В формуле (5) величина ^ равна градиенту скорости сдвига D.

Из уравнения Гагена—Пуазейля следует, что расход жидкости через трубку обратно пропорционален вязкости. Для двух жидкостей при одинаковом давлении и одинаковых размерах трубки справедливо отношение

Qi

( 6)

Qi

%

Этим отношением широко пользуются при определении вязкости жидкостей. Зная вязкость одной жидкости, можно вычислить вяз­ кость другой, определив расход (время истечения определенного объе­ ма жидкости) обеих жидкостей, пропуская их через одну и ту же трубку, при постоянной разности давления. Для этой цели применяются трубки малогодиаметра, обеспечивающие ламинарное течение жид­ костей. Такие трубки называются к а п и л л я р н ы м и в и с к о ­ з и м е т р а м и .

9



 

•■-Ь

 

 

 

Часто для характеристики нефтепродуктов

 

 

 

и, в частности, масел пользуются не динами­

 

 

 

 

 

 

 

 

ческой вязкостью, а ее отношением к плотно-

7 /

 

7 /

 

стн

жидкости р. Это отношение ц/р называет-

~~"1

 

ся

кинематической вязкостью и чаще всего

^

 

^

 

обозначается греческой буквой ѵ. Единица

 

г,

 

 

измерения

кинематической вязкости

носит

/ /

 

 

 

название стоке, который равен 1 см21сек. Ши­

 

 

 

роко пользуются сотой долей стоксасанти-

 

 

 

 

стоксом (сст). В международной системе из­

 

 

 

 

мерения СИ единицей

кинематической

вяз­

 

 

 

 

кости является м2/сек.

 

 

 

 

22'

 

Важным для практики случаем движения

 

 

жидкости является ее перемещение в зазоре

 

 

 

 

Рис.

2. Схема

прибора

между двумя цилиндрами, имеющими парал­

лельную общую центральную ось и различ­

для

измерения

вязкости

ный диаметр (коаксиальные цилиндры), один

при

течении между

дву­

мя

коаксиальными

ци­

из

которых вращается,

а другой неподвижен

линдрами

 

 

(рис. 2). Если величина зазора, т. е. разность

 

 

 

 

радиусов цилиндров г1г2, достаточно

мала,

приближенно можно принять, что

градиент скорости сдвига

равен

окружной скорости вращающегося цилиндра ѵ в смісек, деленной на зазор:

 

D =

V

пг2 п

 

 

(7)

 

Гі—г2 3 0 ( г ,- г 2)

 

 

 

 

 

где п — частота вращения цилиндра, об/мин.

 

 

 

Решая уравнение

(3) относительно ц и подставляя значения гра­

диента скорости и

площади соприкосновения

внешнего

цилиндра

с жидкостью, можно определить вязкость испытуемого продукта:

 

 

_

15F (гу—гг)

 

 

(8)

 

 

*

п -о Гг Го п і, ’

 

 

где F — сила, которую нужно

приложить

к

внешнему

цилиндру,

чтобы удерживать его в неподвижном состоянии при враще­ нии внутреннего цилиндра и вызванном им движении жидкос­ ти в зазоре;

I — высота цилиндра.

3. Гидродинамическое смазывание подшипника скольжения

Рассмотрим работу цапфы с осью Оц и полного подшипника с осью Оп, т. е. подшипника, обхватывающего цапфу по всей окружности (рис. 3). На рис. 3, а изображена схема положения цапфы в подшип­ нике при покое. Если в зазоре между цапфой и подшипником нахо-

10


Рис. 3. Схемы положения равновесия цапфы:

о — при и=0; б — при гидродинамическом смазывании; в — при о=со

дится масло, то при вращении цапфы тончайшие прилипшие к поверх­ ности цапфы слои масла будут двигаться с той же скоростью, что и цапфа. В свою очередь эти прилипшие слои за счет внутреннего трения

(вязкости) будут захватывать

и заставлять двигаться

последующие

слои

масла.

 

 

 

 

 

 

По мере развития скорости

вращения масло,

нагнетаемое таким

образом в зазор, начинает отжимать цапфу вверх и

влево при пра­

вом

вращении цапфы.

 

 

 

 

 

В результате действия масляного клина цапфа

займет некото­

рое

эксцентрическое

положение

(рис. 3, б). При дальнейшем росте

скорости цапфа начнет смещаться

вправо, идя

все

время вверх до

тех

пор, пока при весьма больших скоростях она

не

займет сво­

его

предельного

центрального

(концентрического)

положения

(рис. 3, в).

На характер всплывания цапфы влияют нагрузка на подшипник, скорость вращения цапфы,, вязкость масла, диаметр и длина подшип­ ника, разность между диаметрами цапфы и подшипника (диаметраль­ ный зазор подшипника) и другие факторы. Эти вопросы рассматри­ ваются гидродинамической теорией.

Основоположником гидродинамической теории был русский ученый проф. Н. П. Петров (1883 г.). Им был рассмотрен предельный случай расположения цапфы в полном подшипнике (см. рис. 3, б). Для этого случая Н. П. Петровым была предложена формула, которая в не­ сколько упрощенном виде может быть записана следующим образом:

 

 

^ = * 1 ^ ,

(9)

 

 

 

Л

 

где Sn — величина поверхности подшипника.

 

Из формулы

(9)

следует, что

сила трения F при полной

смазке

не явно зависит

от

нагрузки, а

косвенно — через толщину

h слоя

масла, которая связана с изменением нагрузки.

 

В настоящее время на основе обобщения большого количества ис­ следований в области гидродинамической теории М. В. Коровчинский предложил следующий метод расчета подшипников скольжения.

11