Файл: Цуркан И.Г. Смазочные и защитные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 471

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ее свободные концы и плотно прижимая ее к фольге. Затем лакокра­ сочный материал наносят кистью на стеклоткань, стараясь полно­ стью смочить ее.

После окончания срока сушки образец снимают с пластины и раз­ резают вдоль на десять полосок шириной 10 мм. С каждой полоски отслаивают фольгу от пленки покрытия со стеклотканью до половины длины полоски. Толщина пленки со стеклотканью должна быть 70— 100 мк.

Полоску закрепляют на разрывной машине (с максимальной на­ грузкой 3 кГ) так, чтобы пленка со стеклотканью была зажата в одном зажиме, а фольга в другом под углом 180°. Скорость отрыва 6,5—- 7 см!мин.

Величину адгезии выражают в Псм, как среднее из восьми опре­ делений.

Определение внутренних напряжений пленок. Измерив толщину пластины-подложки 1 (рис. 51), наносят на нее лакокрасочное покры­ тие 6 и измеряют расстояние h между пластиной-подложкой и плас­ тиной-основанием 2.

После высыхания покрытия измеряют его длину I и расстояние h, а также суммарную толщину пластины-подложки s и покрытия As и помещают образец в термостат, снабженный микроскопом. При задан­ ной температуре микроскопом измеряют величину отклонения Д/г пластины-подложки с покрытием от пластины-основания.

Величину внутренних напряжений а в кГ/см2 вычисляют по фор­ муле

AhEs3

а = ----------------- ,

3Г2 As (s + As)

где Е модуль упругости пластины (Естали = 2 • ІО6 кГ/см2). Определение электрических свойств лакокрасочных материалов.

Удельное объемное сопротивление pDлакокрасочного материала изме­ ряется прибором ПУС-1 при помощи цилиндрических электродов (рис. 52). Испытуемый материал заливается в стаканчик прибора ПУС-1. В днище и крышке стаканчика размещены два цилиндрических электрода. Подключая электроды и омметр М-218 в цепь переменного

Рис. 51. Схема приспособления для определения внутренних напряжений в лако­ красочных покрытиях:

/ — пластина-подложка; 2 — пластнна-основанне: 3 —прокладка; г —держатель; 5 — винт; б — лакокрасочное покрытие

142


Рис. 52. Схема рабочего элемента (электрода) прибора ПУС-1 для определения удельного объемного сопротивления лакокрасочного материала:

/ — кабель; 2 — ручка; 3 — электрод напряжения; 4 — измерительный электрод

тока (ПО или 220 в), фиксируют сопротивление слоя материала, рас­ положенного между электродами.

Удельное объемное сопротивление рассчитывают в ом-см по фор­ муле

ри = Rk,

где R — показание омметра, ом\

k— коэффициент, равный для цилиндрического электрода 331,6 см. Определение диэлектрической проницаемости е лакокрасочных материалов производится при измерении емкости Сх, представляющей разность емкостей конденсаторов с воздухом и исследуемым материа­

лом.

Испытуемый лакокрасочный материал заливают в полость 2 между нижним 1 и верхним 3 электродами прибора (рис. 53) и измеряют ем­ кость конденсатора с лакокрасочным материалом С2 с помощью Q-метра типа КВ-1. Расчет величины диэлектрической проницаемости е про­

изводят

по

формуле

 

 

 

 

 

 

_

 

16С*1

 

 

 

 

 

 

8 _

 

D2 ’

 

 

 

 

 

где С* =

(Сх — С2) мг.ф\

 

 

 

 

Сг — емкость конденсатора

 

 

 

 

 

• с

воздухом,

равная

 

 

 

 

 

для

прибора (рис.

 

 

 

 

 

53)

8 пф\

 

 

 

 

 

С2— емкость конденсатора

 

 

 

 

 

с лакокрасочным ма­

 

 

 

 

 

териалом;

 

Рис. 53. Рабочий элемент (электрод)

D — диаметр

верхнего

 

электрода

прибора

к прибору КВ-1 для измерения емко­

 

сти

при

определении

диэлектриче­

 

измерения емкости;

ской

проницаемости

лакокрасочного

I — расстояние

между

материала:

электрод;

2 — полость для

 

электродами прибора.

I — нижний

 

краски; 3 — верхний электрод; 4 — крышка

143


Г л а в а XI. ДРУГИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛОВ ОТ КОРРОЗИИ

1.Выбор металла, метода его обработки

ирациональной конструкции

Применение коррозионно-стойких сталей и алюминиевых сплавов позволяет решить вопросы противокоррозионной защиты пассажир­ ских вагонов, полувагонов, цистерн и других типов грузовых вагонов.

Используемые в вагоностроении высокопрочные стали 09Г2 и 10Г2С в противокоррозионном отношении оказались менее стойкими, чем строительная сталь СтЗ, повышение коррозионной стойкости кото­ рой достигается при легировании ее медью в количестве 0,3%. Стали Халмловского месторождения являются естественно легированными.

Применение экономнолегированных хромом сталей открывает широкую перспективу использования их в вагонном хозяйстве. Для обшивки цельнометаллических пассажирских вагонов может быть использована сталь 15ХСНД в сочетании со сталью 09Г2С; для каркаса и рамы— сталь 10ХНДП в сочетании со сталью 09Г2С. Противокоррозионная стойкость сталей 15ХСНД и 10ХНДП на 40— 50% превышает стойкость сталей 09Г2 и 10Г2С.

Значительный интерес представляют легированные стали 15ХГ2СФР и 15ХГ2СФМР из качканарских чугунов, содержащие ва­ надий и молибден. По коррозионной стойкости они не уступают стали 10ХНДП. То же относится к стали ГЦ с 0,48% циркония, которая превосходит по стойкости сталь 10Г2С на 18—25%.

Для особо агрессивных условий в цистернах, перевозящих улучшен­

ную

серную кислоту

и меланж, экономичным является приме­

нение

нержавеющей

стали •— соответственно 0Х23Н28МЗДЗТ и

0Х18Г8Н2Т (КО-3) вместо стали СтЗ. Экономнолегированная

сталь

КО-3 используется также для постройки цельнометаллических

пас­

сажирских вагонов.

 

 

Алюминиевые сплавы, обладающие большей коррозионной стой­ костью, все шире применяются в вагонном хозяйстве, обеспечивая одно­ временно облегчение веса вагона. На сети дорог эксплуатируются цис­ терны, полувагоны и ряд пассажирских вагонов, вагонов дизелей и электровагонов из алюминиевых сплавов. -

Наиболее высококачественными алюминиевыми сплавами, сочетаю­ щими высокую прочность с коррозионной стойкостью в атмосферных условиях, являются сплавы 01915, В92, В92Ц и В93. Сплавы В92 и В93 имеют высокие прочностные свойства, превышающие соответст­ вующие характеристики стали СтЗ. Эти сплавы являются коррозион­ но-стойкими в условиях эксплуатации и под напряжением при уста­ новленных режимах их термообработки.

Из сплава В92 могут быть изготовлены как сварные, так и клепаные элементы конструкций. Сплав В93 может быть эффективно использо­ ван при изготовлении крупногабаритных штампованных деталей на болтовых и заклепочных соединениях. Хорошо зарекомендовали себя сплавы АМгб, АМг5м, АМгЗ.

144


Алюминиевые сплавы В92-Т и АМгб наиболее пригодны для ос­ новных элементов кузова и рамы вагонов; В92-Т1, АЛ8У, АЛ 19, АК8-Т1— для колесных центров, рам тележек, букс; АМг5М, АДЗЗ-Т1, АВ-Т1— для элементов рамы, гофрированной обшивки, кровли; АМгЗ — для внутренней обшивки изотермических и рефрижераторных вагонов; АМг5 и АМгб — для котлов цистерн.

Коррозионно-стойкие чугуны — никеле-меднохромистый, высо­ кокремнистые, высокохромистые и аустенитные — применяются для деталей насосов, компрессоров и труб.

Чистая медь используется для защиты от коррозии при воздей­

ствии кислот — соляной, уксусной,

10— 15-процентной серной.

Из латуни и бронзы изготовляется

арматура

котлов

отопления,

кипятильников, конденсаторов, оборудования

кухонь

вагонов-рес­

торанов.

 

 

 

Повышение однородности, даже поверхностного слоя металла, закалкой, термической обработкой или механической обработкой (дро­ беструйной, дробеметной) и полировкой повышает коррозионную стойкость металлов и сплавов.

Выбор рациональной конструкции включает:

а) устранение контактов разнородных металлов, металлов с дре­ весиной путем изоляции их прокладками из пластмасс или лакокра­ сочными покрытиями;

б) наличие дренажных отверстий и наклонов для стока осадков в коробчатых сечениях (если их нельзя избежать);

в) уплотнение замазками, герметиками всех швов, зазоров точечной сварки, накладных гофр и т. д.;

г) устранение возможности ударного действия струи в трубопрово­ дах и других установках, где проходит вода.

2. Металлические покрытия

Металлические покрытия также служат для защиты от коррозии и декоративной цели. Они могут быть получены различными способами.

Покрытие горячим методом заключается в погружении листовой стали или деталей и изделий в расплавленный металл — цинк, свинец, олово, алюминий. После извлечения из ванны на поверхности удержи­ вается тонкий слой металлического покрытия. Такой метод широко применяется для получения оцинкованной стали для изотермических и рефрижераторных вагонов, для покрытий поддонов, потолочных ба­ ков этих вагонов, а также водяных баков и воздухораспределителей пассажирских вагонов и для лужения кипятильников и кухонной посуды.

Плакирование заключается в нанесении на основной металл тон­ кослойного (0,1—0,2 мм) более коррозионно-стойкого металла (нер­ жавеющие стали, алюминий, никель, медь, латунь), а также пласти­ ков. Это позволяет повысить долговечность основного металла изделия. Плакированные стали применяются для котлов цистерн и кузовов пассажирских вагонов.

145


Диффузионное покрытие осуществляется погружением нагретых деталей в порошкообразный металл, атомы которого в результате диф­ фузии проникают в основной металл, образуя на его поверхности за­ щитный слой. В последнее время диффузионные покрытия осущест­ вляют в газовой среде (например, газообразного треххлористого хрома). Для этого метода применяют кремний, хром, алюминий, сплавы хрома с кремнием или алюминием.

Металлизация напылением может быть осуществлена на неметал­ лические поверхности (дерево, бумагу и т. д.) для декоративной цели.

Для металлизации применяют цинк, алюминий, медь, свинец, же­ лезо, нержавеющую сталь и.т. п.

Обычно металлизацию осуществляют двумя слоями одного металла или двух разнородных металлов. Металлизационные покрытия явля­ ются пористыми, и их усиливают окраской или наполнением пор смазкой.

Гальванические покрытия наиболее распространены для противо­ коррозионной защиты и декоративной отделки мелких и среднего га­ барита изделий, узлов и деталей. Покрытие наносят в ваннах с элект­ ролитом (солью металла), через который пропускают постоянный элект­ рический ток, что вызывает осаждение катионов на поверхности

изделия.

 

Этим

методом наносят одно-, двух- и трехслойные покрытия одно­

родных

или разнородных металлов: цинк, хром, медь, олово —

никель,

медь — никель — хром.

Химический метод получения металлических покрытий заклю­ чается в восстановлении находящихся в растворе ионов до металла специальными восстановителями (гипосульфитом, формальдегидом и др.).

3. Полимерные материалы

Полимерные материалы применяют как конструкционные для за­ мены металлов или в качестве футеровочных материалов и покрытий — пленочных (толстых и тонких) и пластиковых. Их используют также

ввиде герметизирующих составов.

Ввагонном хозяйстве конструкционные полимерные материалы

применяются широко для изготовления контейнеров и крыш грузовых вагонов (стеклопластики), тормозных колодок, поглощающих аппара­ тов автосцепки пассажирских вагонов с резино-металлическими эле­ ментами, резиновых элементов центрального рессорного подвешивания

идругих деталей вагонов.

Вкачестве способа футеровки цистерн используется гуммирование,

котлов цистерн для перевозки соляной кислоты последовательно двумя слоями из полимерных материалов — эбонита и резины.

В качестве противокоррозионных покрытий различных устройств при транспортировке агрессивных жидкостей — контейнеров, цистерн, труб канализационных линий, линий и узлов холодного и горячего водоснабжения — применяются полиэтиленовые, полиизобутилено-

146