Файл: Цейтлин Ю.А. Установки для кондиционирования воздуха в шахтах [Текст] 1974. - 166 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом,

lp = l

и поскольку удельная холодопроизводительиость в обоих цик­ лах одинакова (площадь А b 1В)

ох

(130)

еР = - г - = в-

 

Следовательно, в идеальной установке использование регенера­ ции тепла не повышает эффективность цикла и позволяет лишь

Рис. 46. ВХУ с регенерацией тепла:

а — схема; б — теоретический рабочий процесс

снизить степени изменения давления воздуха в детандере и компрессоре:

k k к к

Однако в реальной установке использование регенерации тепла приводит к существенному повышению экономичности, так как вследствие снижения степени изменения давления уменьшаются потери энергии при работе машин и снижаются потери холодопроизводительности, связанные с необратимостью расширения

воздуха в детандере.

 

На

рис. 47 показаны реальный цикл ВХУ без регенерации

тепла

а " — 2" b')

и при использовании регенерации

тепла

(1"а' 3 Ь).

При отсутствии регенерации тепла

удельная холодопроизводительность цикла определяется пло­

щадью D Ь' 1' В,

а при регенерации тепла — площадью

А b 1' В.

Потери

энергии

в компрессоре и детандере в

первом случае

эквивалентны

площадям В 1' а" F и


N 2" b' — D, во втором случае — G —■1" а' Н и N 3 b А.

Использование регенерации тепла связано, однако, и с до­ полнительными потерями давления в регенераторе. Кроме того, вследствие малого коэффициента теплопередачи от газа к газу размеры регенератора тепла должны быть большими и габа­ риты ВХУ в этом случае увеличиваются.

Кроме регенерации тепла для повышения эффективности работы установки, характеризующихся сравнительно высокой

степенью

изменения

давления

 

(4— 6

и более), используется про­

 

межуточное

охлаждение воздуха

 

в компрессоре. В этом случае

 

сжатие

воздуха

производится

 

сначала в первой ступени (сек­

 

ции рабочих колес) до некото­

 

рого

промежуточного

давления,

 

после чего воздух охлаждается в

 

специальном

теплообменнике —

 

промежуточном

воздухоохлади­

 

теле.

Охлажденный

воздух

по­

 

ступает

во

вторую ступень,

где

 

он сжимается до конечного дав­

 

ления. В

установках,

предназна­

 

ченных для

глубокого охлажде­

 

ния воздуха с высокой степенью

 

повышения

давления,

возможно

Рис. 47. Реальный цикл уста­

применение двух

и более проме­

новки с регенерацией тепла

жуточных воздухоохладителей.

При использовании промежуточного охлаждения воздуха в компрессоре уменьшается работа, затрачиваемая на сжатие, однако усложняется конструкция компрессора и появляется не­ обходимость в охлаждающей воде при его работе.

4. Холодильные установки с разомкнутым рабочим процессом

Улучшение показателей работы или упрощение установки может быть достигнуто за счет «размыкания» ее рабочего про­ цесса.

На рис. 48 показаны схема и рабочий процессе усовершен­

ствованной ВХУ [8

]. В этой

установке воздух

не

циркулирует

по замкнутому контуру, как в классической

схеме

(рис. 48, а),

а забирается

из атмосферы

(точка 1, рис.

48, б)

и

выбрасы­

вается

в нее

после

регенератора

(точка 4).

После

компрес­

сора

К

(рис. 48, а)

сжатый

воздух

поступает в

регенератор Р,

где

он

отдает тепло воздуху, выходящему

из

охлаждаемого

помещения (холодильной камеры) ХК. Таким образом, з де­ тандер D поступает предварительно охлажденный воздух до

101


температуры Т%. При такой схеме отпадает необходимость в охлаждающей воде.

В горной практике можно использовать схему холодильной установки с разомкнутым процессом. В этой схеме компрессор

сэлектроприводом устанавливают на поверхности шахты. Сжа­ тый воздух от компрессора по трубопроводу подается к местам кондиционирования воздуха (очистные и подготовительные забои

свысокой температурой воздуха), где расположены турбодетандерные агрегаты, состоящие из детандера и асинхронного геие-

Рис. 48. Установка с разомкнутым рабочим про­ цессом:

а — схема; б рабочий процесс

ратора. Сжатый воздух, расширяясь в турбодетандере, охлаж­ дается и, смешиваясь с вентиляционной струей в специальном эжекторе, поступает к рабочим местам, обеспечивая поддержа­ ние необходимой температуры. Работа, совершаемая воздухом, преобразуется в асинхронном генераторе в электрическую энер­ гию, передаваемую в общешахтную сеть.

На рис. 49 показана возможная конструкция турбодетандерного агрегата [29] холодильной мощностью 150 квт. Детандер 1 представляет собой одноступенчатую центростремительную тур­ бину, рабочее колесо которой вращается со скоростью 11 200 об/мин. Так как максимальная скорость вращения вала асинхронного генератора 3 равна примерно 3000 об/мин, то между детандером и генератором уостановлен редуктор 2. Ре­ дуктор оборудован циркуляционной системой смазки 4. Для предотвращения чрезмерного повышения скорости вращения агрегата при отключении электроэнергии служит специальное автоматическое устройство, отключающее турбодетандер от пи­ тающей пневмосети.

Преимуществом подобной схемы является: простота эксплуа­ тации, надежность и компактность турбодетандерных агрегатов; отсутствие тепловыделения и необходимости в охлаждающей

102

воде при работе агрегатов. Недостатками являются: малая эко­ номичность (по сравнению с ПКХІ') и значительный шум при работе детандера.

На ряде шахт в качестве основного вида энергии для питания подземных машин и механизмов используется энергия сжатого

воздуха. Шахтную пневматическую установку, состоящую из компрессоров, пневмосети и пневмодвигателей подземных машин и механизмов, можно также рассматривать как ВХУ с разомкну­ тым процессом. На рис. 50, а показана схема пневматической установки шахты. Для получения сжатого воздуха давлением

103


7—9 бар на поверхности шахты устанавливают компрессоры К, снабженные одним (поршневые) или двумя (центробежные) промежуточными воздухоохладителями ПВ. После компрессо­ ров воздух охлаждается в концевом воздухоохладителе КВ и подается в пневматическую сеть ПС. По трубопроводу сжатый воздух транспортируется к машинам и механизмам с пневмо­ приводом (РМ с /7Д), работающим под землей.

Pile. 50. Шахтная силовая пневматическая установка;

а — схема; о — рабочий процесс

Процессы, происходящие в отдельных элементах пневмоуста­ новки, показаны на рис. 50, б. Линии 1—2 и 3—4 соответствуют сжатию воздуха в первой и второй ступенях компрессора, ли­ ния 2—3 — процессу пормежуточного охлаждения, линия 4—5 — конечному охлаждению. В пневматической сети происходит охлаждение и дросселирование воздуха. Условно (из-за необра­ тимости) процесс в пневматической сети может быть изображен пунктирной линией 5—6. Линия 6—7 соответствует расширению воздуха в пневмодвигателе рабочей машины. Сравнение рабо­ чего процесса пневматической установки с рассмотренными выше рабочими процессами ВХУ показало, что они почти иден­ тичны. Разница между пневматической и воздушной холодиль­ ной установками в основном заключается з том, что в воздушной холодильной установке работа, производимая воздухом в детан­ дере, передается на вал компрессора или генератора, а в пнев­ матической установке работа, совершаемая воздухом в пневмодвигателях, идет на разрушение угольного или породного мас­ сива, на погрузку угля и породы, на перемещение воздуха или воды и т. п. Это отличие в работе рассматриваемых установок весьма существенно с точки зрения получаемого охлаждающего эффекта. Если в ВХУ фактическая удельная холодопроизводительность определяется площадью А b 1' В (см. рис. 47)„

1 0 4

то в

пневматической установке

площадь /1 — 7 — 1 В (см.

рис.

51,6) будет соответствовать

кажущейся удельной холодо-

производителыюсти при работе машины с пневмоприводом. Фак­ тическая холодопроизводителыюсть в этом случае будет опре­ деляться разностью между кажущейся холодопроизводитель-' ностыо и количеством тепла, выделяющегося при работе машины, приводом которой является рассматриваемый пневма­ тический двигатель. Мощность, отводимая в виде тепла в окру­ жающую среду, при непрерывной работе какой-либо машины будет

QP = N ме ( 1 + ат]м — Лм),

(131)

где JVMff — мощность на валу машины;

т|м — к. п. д. машины; а — коэффициент, в зависимости от типа машины имею­

щий значение O ^ c t^ l.

Значение коэффициента а зависит от характера работы, произ­ водимой машиной. Так, например, если энергия, подводимая к машине, полностью преобразуется в тепло, как это имеет место в вентиляторах местного проветривания, эжекторах, устрой­ ствах, осуществляющих транспорт груза по горизонтали, то коэффициент а=1. Если энергия, подводимая к машине, пол­ ностью (за вычетом внутренних потерь) идет на повышение потенциальной энергии груза (подъемные машины лебедки, осуществляющие подъем груза по вертикальным выработкам) или воды (насосы, транспортирующие воду по вертикальным выработкам), то коэффициент а « 0 . При работе комбайнов от­ бойных и бурильных молотков или буровых машин коэффи­ циент а близок к единице, для погрузочных машин он обычно близок к 0 , 8 (определяется соотношением работы, затрачивае­ мой на подъем материала, и полной работы за цикл).

Так как кажущаяся холодильная мощность пневматического-

двигателя

 

< 2 ;= ^ ѵ

(із2>

где NRe — мощность на валу двигателя,

то фактическая холодильная мощность, вырабатываемая при работе шахтной пневматической установки,

Q* = s [tf«ef - % о + «Лмг - 1Н)].

(133).

Обычно потери в редукторах, устанавливаемых между двига­ телем и рабочим органом машины, учитываются к. п. д. двига­ теля или машины и тогда

^

= * 4 . = ^ ’

105


т. е.

Qx =

' i

/ Ѵ Ч (l - a , ) .

(134)

 

i=i

 

тде n — число машин

с

пневмоприводом,

работающих под

землей.

 

 

 

Несмотря на то что для большинства машин, используемых на шахтах, значение коэффициента а близко к единице, при­ менение пневматической энергии значительно улучшает атмо­ сферные условия в горных выработках. Это объясняется, вопервых, массообменом между отработавшим сжатым воздухом с малым влагосодержанием и воздухом вентиляционной струи выработки, в которой работает пневмодвигатель. Обычно влаго-

содержание отработавшего

сжатого

воздуха не превышает

1 — 2 г/кг (относительная

влажность

1 , температура минус

20-4-50°С), воздух вентиляционной струи, относительная влаж­ ность которого близка к единице, имеет при температуре 25— 30° С влагосодержание 19—25 г/кг и более. Тогда охлаждающий эффект, вызываемый уменьшением влагосодержания вентиля­ ционного воздуха при смешивании его с отработавшим сжатым воздухом [13], составит

QxM = Mr(dc— d a).

Или на 1 кг сжатого воздуха

<7хм = г (dc - dB) = 2500 [(1 - 2) - (19 и- 25)] 10_ 3 =

=— (42,5 -ь 60,0) кдж/кг,

т.е. при работе пневмодвигателя, потребляющего 1 0 м3/мин сжатого воздуха, дополнительная холодильная мощность со­

ставит

QxM= VtPer(de- d B) =

1,17-2500(17 - 2 4 ) =

= — (8,3-г-11,7) квт.

Кроме того, при использовании пневмодвигателей компенси­ руется тепловыделение, вызываемое работой машин, в то время как применение электропривода приводит к необходимости ком­ пенсировать это тепловыделение за счет работы специальных

.холодильных установок.

5.Вихревые воздушные холодильные установки

Втех случаях, когда для кондиционирования воздуха необ­ ходима небольшая холодильная мощность, то можно использо­

вать вихревые ВХУ. Основным элементом вихревой ВХУ является вихревая труба (рис. 51), к которой через сопла 1 подводится

аоб