Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щественной зависимости уровня шума от режима работы. Это можно объяснить одинаково неудовлетворительными отрывными условиями обтекания лопаток на всех режимах работы венти­ лятора.

Уровень шума вокруг осевого вентилятора определяется в ос­ новном теми же источниками шума, что и у центробежного. При­ менение многоступенчатых вентиляторов с уменьшенной нагрузкой на одну ступень, а следовательно, на каждую лопатку, также при­ водит к уменьшению шума вентиляторов на 3—5 дБ. Однако кон­ струкции таких вентиляторов сложны и малонадежны и поэтому не находят применения в системах вентиляции и кондиционирова­ ния воздуха. Методы борьбы с шумом осевых и центробежных вен­ тиляторов в основном общие, они подробно описаны в гл. Ill и IV.

§ 4. Шум центральных, групповых и автономных кондиционеров

Основным источником шума в кондиционере служит встроенный в него вентилятор. Вследствие особенностей компоновки конди­ ционеров их корпуса являются, по существу, звукоизолирующими

Рис. 6. Спектрограмма воздушного шума увлажнителя УВП.

/ — без глушителя шума; 2 — с глушителем шума.

кожухами по отношению к шуму вентиляторов. В связи с этим кор­ пуса судовых кондиционеров изготовляют обычно так же, как и звукоизолирующие кожухи механизмов. Внутренние поверхности корпуса кондиционера облицовывают звукопоглощающими материа­ лами. Слой звукопоглотителя при этом играет роль и теплоизоля­ ции. Чаще всего в качестве звукопоглощающих облицовок приме­ няют маты марки ВТ-4 из штапельного капронового волокна и эластичный полиуретановый поропласт. От выдувания и механиче­ ских повреждений звукопоглощающие облицовки из волокнистых материалов защищают перфорированными металлическими листами толщиной примерно 1 мм. Стенки корпуса кондиционера выпол­ няют из стальных или алюминиевых листов, толщину которых

15

 

 

 

Основные характеристики

 

Максималь­

Полное

Тип электродвигателя

Тип кондиционера

ная

давление,

производи­

мм вод.

или электровентилятора

 

тельность,

ст.

 

 

 

м3/ч

 

 

 

 

 

Центральные высоконапорные кондиционеры

КИВ-19/17А

1900

170

Электродвигатель АОМ41-2

КТ-56/20

5600+10%

200

»

АМТ61-2

КТ-90/30

9000+10%

300

»

АМТ72-2

 

 

 

Центральные высоконапорные конди

«Бриз-30»

3000

250

Электродвигатель 40ЦС-34

«Бриз-56»

5600

200

»

56ЦС-34

«Пассат-30»

3000

250

»

40ЦС-34

«Пассат-48»

4800

220

»

56ЦС-34

«Пассат-56»

5600

200

»

56ЦС-34

 

 

 

Автономные

групповые конди

«Нептун-125П»

22004 Ю%

60

АКМПО-ЗОУ-1

1500

Не ме­

АКМПО-ЗОУ-2

1500

нее 30

АКМП0-31УП-2

1500

 

«Нептун-18»

600

«Нептун-36»

1200

«Нептун-72»

2000

 

Электродвигатель ДВН06-4

»ДВНОб/4-1

»ДВНОб/4-1

Автономные местные

в в н в в н в в н

назначают исходя из требования обеспечения оптимальной вели­ чины звукоизоляции.

Для предотвращения передачи звуковых вибраций от венти­ лятора к корпусу кондиционера вентилятор устанавливают на амор­ тизаторах; а его всасывающий и нагнетательный патрубки под­ соединяют к воздушному тракту кондиционера через специальные виброизолирующие проставки. Тем не менее часто оказывается, что применение только этих мер недостаточно для устранения влия­ ния вибраций вентилятора на звукоизлучение корпуса кондицио­ нера. В связи с этим в звукоизолирующую конструкцию вводят наносимый на внутренние поверхности стенок кондиционера слой вибродемпфирующего материала. На вибродемпфирующий слой наносят слой звукопоглотителя. Для вибродемпфирования можно применять либо листовую резину (ГОСТ 7338—65), либо жесткие вибродемпфирующие мастики.

Широкое применение в судовых кондиционерах звукопоглощаю­ щих, звукоизолирующих и вибродемпфирующих материалов позво­

16

судовых кондиционеров

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

Максималь­

 

Общий уро зень шума кон диционера,

 

 

 

дБ

 

Общая

ная

Холодопроизво­

 

 

потребля­

 

 

 

масса

емая

дительность,

 

на

на

кондицио­

мощность,

ккал/ч

вокруг

нера,

кВт

 

агрегата

всасывании

нагнетании

кг

(агрегаты) для одноканальной

системы

 

 

 

3,4

 

____

____

___

72,5

395

10,7

 

92

850

24,3

 

98

950

ционеры для двухканальной системы

 

 

 

7,65

53900/58 000

75

86

75

1080

11,0

100 500/110 000

77

93

75

1525

7,65

53 900/58 000

75

86

75

1040

11,0

86 000/95 000

77

92

75

1210

11,0

100 500/110 000

77

93

75

1380

ционеры на

переменном токе

 

 

 

 

15,1

 

12 500

75

____

____

523

17,6

)

Не

70

70

475

17,6

\

менее

70

70

485

14,5

J

10 000

70

70

480

 

 

 

 

 

 

ционеры на

переменном токе

 

 

 

 

2,9

 

1800

70

____

____

145

6,3

 

3600

70

210

80

 

7200

70

 

 

295

ляет снизить шум вокруг них до 70—75 дБ, в то время как соот­ ветствующие уровни шума около вентиляторов составляют 90— 105 дБ.

Следует отметить, что балансировку вентиляторов кондиционе­ ров нужно производить с особой тщательностью во избежание по­ явления повышенных уровней их шума в области низких частот.

В автономных кондиционерах интенсивным источником вибра­ ций являются компрессоры холодильных машин, поэтому их вибро­ изоляции необходимо уделять большое внимание. На судах кон­ диционеры следует устанавливать по возможности на аморти­ заторы.

Интенсивным источником воздушного шума в кондиционерах с паровыми увлажнительными устройствами служат увлажнители. Так, увлажнитель УВП-72 при расходе пара 72 кг/ч и давлении 4 кгс/см2 имеет общий уровень шума 98 дБ. Применение глуши­ телей позволяет существенно снизить уровни шума увлажнителя

в области средних и высоких частот (рис. 6) [28

Гос. публичная нзу чно-тохмиче библиотека СССР

ЭКЗЕМПЛЯР

I I . . _ .


Для снижения уровней аэродинамического шума, излучаемого вентилятором кондиционера в систему, все металлические поверх­ ности, образующие его воздушный тракт, облицовывают звукопо­ глощающими материалами. Кроме того, в некоторых случаях воз­ душный тракт кондиционера выполняют в виде расширительной камеры, что повышает эффект шумоглушения в области низких частот за счет работы такой камеры, как реактивный глушитель.

Внедрение указанных мер в практику компоновки воздушных трактов судовых кондиционеров привело к снижению шума на их нагнетании до 60—80 дБ при соответствующих уровнях у вентиля­ торов 85—105 дБ. Шумовые характеристики ряда судовых конди­ ционеров приведены в табл. 2. Дальнейшее снижение шума на вса­ сывании и нагнетании центральных и групповых кондиционеров может быть достигнуто установкой в системах путевых глушителей шума.

§ 5. Шум путевой арматуры и теплотехнического оборудования

Судовые системы вентиляции и кондиционирования воздуха обычно сильно насыщены различной путевой арматурой и разно­ образным теплотехническим оборудованием (дроссельные за­ слонки, задвижки и захлопки, элиминаторы и сепараторы, а также воздухоохладители и нагреватели). Все они представляют для по­ тока определенные гидравлические сопротивления, прохождение воздуха через которые сопровождается интенсивным вихреобразованием, а следовательно, и шумоизлучением.

Уровень звуковой мощности шума, возникающего при прохож­ дении воздуха через арматуру, зависит прежде всего от скорости потока перед ней. На рис. 7 приведены спектрограммы шума, воз­ никающего на выходе из воздухоохладителя марки ОВПЧ с угло­ вым сепаратором при различных скоростях набегающего потока. Как видно из рисунка, увеличение скорости приводит к росту уровня шума, особенно в области средних и высоких звуковых ча­ стот. Уровень зуковой мощности зависит также от площади и формы проходного сечения, коэффициента местного сопротивления и параметров среды. Е. Я- Юдин [73] установил, что общий уровень звуковой мощности Р шума арматуры пропорционален шестой степени скорости потока воздуха. Позднее [75] было установлено, что в системах с малой протяженностью возникают тональные со­ ставляющие шума, звуковая мощность которых пропорциональна четвертой степени скорости потока. Такие тональные составляющие в случае достаточно протяженных систем (при длине воздухопро­ вода более 6 м) приходятся на область инфразвуковых частот, и их основная частота не прослушивается. Исследования шумовых характеристик арматуры судовых систем вентиляции и кондициони­ рования воздуха, выполненные Н. Ф. Егоровым и М. В. Обуховым, показали, что при оценке шума арматуры в октавных полосах ча­ стот показатель степени при характерной скорости ѵ (в качестве которой принимали скорость набегающего потока) зависит от ча-

18


а — задвижка обыкновенная (£>у = 100

м

при

полном открытии

и

скорости

о= 30 м/с); б — заслонка дроссельная (£>у= 100 м

при скорости потока о =40 м/с);

в — воздухораспределитель

поворотный

шаровой

(Dy=100 мм при полном от­

крытии и скорости о=10

м/с); г — решетка круглая (Dy=200 мм

при

скорости

 

потока о= 10

м/с).

 

 

/ — расчет; 2 — результаты измерений.

19

стоты [24]. Значения показателя, близкие шести, имеют место только в области высоких частот. На низких частотах этот показа­ тель составляет 2,5—3,0. Указанная зависимость была использо­ вана при разработке методики акустического расчета судовых си­ стем вентиляции и кондиционирования воздуха. Сопоставление рассчитанных по этой методике и измеренных шумовых характери­ стик путевой и воздухораспределительной арматуры показало вполне удовлетворительное их совпадение (рис. 8).

Теплообменные аппараты систем вентиляции представляют со­ бой набор цилиндрических стержней, отрывное обтекание которых

Рис. 9. Шумовые характеристики приточного трой­ ника (при скорости потока 30 м/с) и центробежного

вентилятора (Q =800

м3/ч, Я =235 кгс/м2).

1 — шумовая характеристика

приточного тройника с углом

ответвления 45° (площади ответвляющихся каналов равны,

скорость набегающего

потока

составляет 30 м/с); 2 —шумо­

вая характеристика

судового

центробежного вентилятора

(шум на всасывании).

обусловливает шумообразование. Однако в связи с тем, что в теп­ лообменниках имеется большое число цилиндров, струхалевская частота и ее гармоники в спектре шума таких аппаратов в явном виде не проявляются, особенно при октавном анализе шума.

Наряду с арматурой и теплотехническим оборудованием в си­ стемах вентиляции и кондиционирования воздуха источниками шума являются фасонные элементы воздухопроводов (повороты, тройники и т. п.). Из представленных на рис. 9 данных видно, что в области низких частот шум, возникающий в приточном тройнике при скорости потока 30 м/с, несколько превышает шум вентиля­ тора с небольшими параметрами Q и Н при равенстве общих уровней.

В связи с тем что интенсивность шума, возникающего в арма­ туре и других элементах систем, зависит от скорости 'движения

20



воздуха в системе и коэффициента их гидравлического сопротив­ ления, при проектировании систем следует избегать высоких ско­ ростей и стремиться применять арматуру и элементы систем, об­ ладающие наименьшим гидравлическим сопротивлением.

В судовых условиях шум путевых элементов и арматуры может быть снижен с помощью глушителей, установленных либо непо­ средственно за элементом, производящим шум, либо на выходе перед воздухораспределительной арматурой.

§ 6- Шум воздухораспределительной арматуры и воздухораспределительно-регулирующего оборудования

Процесс шумообразования в воздухораспределительной арма­ туре имеет тот же характер, что и в путевой арматуре, с той лишь разницей, что шум путевой арматуры возникает в канале, претер­ певает отражение на выходе из системы и может быть ослаблен глушителем. Шум воздухораспределительной арматуры образуется непосредственно в вентилируемом помещении в результате обтека­ ния потоком воздуха кромок, решеток, сеток и других элементов, находящихся в плоскости выходного отверстия такой арматуры. Это значительно усложняет борьбу с шумом воздухораспреде­ лителей.

Шум воздухораспределительной арматуры обусловлен процес­ сом вихреобразования и зависит в первую очередь от скорости потока воздуха. Как и в случае путевой арматуры, увеличение ско­ рости потока приводит к быстрому повышению уровня шума в диа­ пазоне средних и высоких звуковых частот. Конструктивные осо­ бенности воздухораспределителя также сказываются на уровне создаваемого им шума. Так, шум поворотного шарового воздухо­ распределителя (рис. 10) при рабочем положении регулирующего органа «Под тарелку» выше на 3—5 дБ в области средних и вы­ соких частот, чем при работе «На тарелку» при той же скорости потока.

В системах кондиционирования воздуха наряду с воздухорас­ пределительной арматурой широко применяются различные рас- пределительно-регулирующие устройства. Наиболее шумные из них — эжекционные доводочные воздухораспределители [26]. Повы­ шенный их шум обусловлен в первую очередь необходимостью иметь сравнительно высокие скорости (до 25 м/с) на выходе из сопловых аппаратов воздухораспределителей для обеспечения под­ соса эжектируемого воздуха через теплообменник. Несмотря на применение в подобных воздухораспределителях звукопоглощаю­ щих материалов, их шум сравнительно высок и составляет 65 дБ по общему уровню. Это привело к тому, что в последние годы на­ блюдается тенденция к отказу от применения на крупных пасса­

жирских судах

систем

кондиционирования с эжектированием

[60].

В системах

кондиционирования на судах все более широкое

применение находят

воздухораспределительные устройства

типа

21