Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иие предела усталости повысилось до 186,4 МН/м2, т. е. на 32%. Во время испытания разрушения происходили только по стержню. Очагами усталостного разрушения явились макроиеровиости поверхности двутавра шатуна, влияние которых ие смогла ликвидировать дробеструй­ ная обработка.

В результате испытаний шатунов, изготовленных из стали 40Р, получен предел выносливости при растяже­ нии— сжатии 147,1 МН/м2. Разрушение шатунов проис­ ходило или по стержню, или по поршневой головке. Один из шатунов при напряжении 166,7 МН/м2 выдер­ жал 1,84-ІО6 циклов нагружения и разрушился по порш­ невой головке. Трещина усталости началась с края от­ верстия под втулку поршневого пальца. Очагом явилась острая кромка в отверстии верхней головки под втулку поршневого пальца (отсутствие, фаски).

Результаты испытания этой серии показывают, что очагами усталостного разрушения шатунов явились либо дефекты поверхности, полученные в результате обгара штампа или небрежной транспортировки шатуна, либо технологические концентраторы напряжений.

Шатуны, изготовленные из стали 40Р и подвергнутые дробеструйному упрочнению, при испытании имели пре­ дел выносливости 176,6 МН/м2, что на 20% выше преде­ ла выносливости неупрочненных шатунов.

В шатунах, разрушенных по поршневой головке, оча­ гами явились наиболее глубокие места контактной кор­ розии. Трещины усталости начинались с внутренней по­ верхности поршневой головки с мест глубоких раковин, образованных контактной коррозией.

Таким образом, дробеструйная обработка шатунов, изготовленных из стали 40Х, повышает предел выносли­ вости по стержню до 186,4 МН/ м2 (на 32%), а шатунов, изготовленных из стали 40Р, до 176,6 МН/м2 (на 20%). Эксперименты показали, что усталостные разрушения неупрочненных шатунов, изготовленных из сталей 40Х и 40Р, главным образом происходят по стержню шатуна и лишь в отдельных случаях по поршневой головке, что является следствием отсутствия фаски на торцах отвер­ стий под втулку поршневого пальца.

У упрочненных шатунов из стали 40Х разрушения также происходят по стержню, а у шатунов, изготовлен­ ных из стали марки 40Р, отмечены разрушения как по

153

стержню, так и по поршневой головке, что указывает на достаточную равнопрочность этих элементов после дро­ беструйного упрочнения.

Устранение концентраторов напряжений, таких, как штамповочные клейма, поперечные риски от зачистки стержня шатуна наждачным кругом под испытания на твердость и самих отпечатков шарика, острых кромок на торцах отверстий под втулку поршневого пальца, в со­ четании с дробеструйным упрочнением позволяет значи­ тельно повысить предел выносливости шатуна, а это от­ крывает возможности снижения его веса и повышения надежности двигателей внутреннего сгорания.

4. Эксплуатационные испытания деталей машин, обработанных поверхностным наклепом

Изучение поверхности и характера износа деталей сельскохозяйственных машин и промышленного обору­ дования, работающих при трении скольжения в усло­ виях, близких к граничной смазке, позволило сделать некоторые обобщения. Стальные детали типа осей: оси сеялок, плугов, вариаторов комбайнов и др., штоки куз­ нечных молотов, направляющие стойки, зеркало гидрав­ лических цилиндров и т. д., как правило, имеют нерав­ номерный износ как в осевом, так и в радиальном на­ правлении. На деталях сельскохозяйственных машин в большинстве случаев отмечены задиры, местные вырывы.

При изучении металла по сечению детали можно было выделить слой, структура которого, а следователь­ но, и все связанные с ней свойства отличались от струк­ туры и свойств основного металла. Измерения твердо­ сти поверхности трения оси вариатора жатки комбайна СК-4 (ст. 35) показали, что ее твердость выше твердости основного металла на 6—7 ед. Яд. Отмечено также, что соприкосновение геометрических контуров сопряженных деталей, как правило, происходит по вершинам наиболее выступающих неровностей, образовавшихся в процессе механической обработки и эксплуатации. Под действием внешней нагрузки входящие в контакт выступы дефор­ мируются, что приводит к объемным деформациям от­ дельных участков поверхностного слоя, к изменению остаточных внутренних напряжений. Как было показано выше, наклепанный слой состоит из раздробленных кри­

154


сталлических зерен, межатомные связи которых значи­ тельно уменьшены.

В большинстве случаев площадь истинного контакта поверхностей трения значительно меньше их номиналь­ ной площади. При этом нагрузка воспринимается от­ дельными частями поверхности трения, чем и объясняет­ ся неравномерный, а в ряде случаев интенсивный износ. Это является следствием геометрических погрешностей формы деталей, а также характером микропрофиля по­ верхностей трения. От последнего зависят, как мы виде­ ли при лабораторных исследованиях, несущая способ­ ность и износостойкость поверхности. Эти выводы под­ тверждены эксплуатационными испытаниями, при кото­ рых методика исследований в основном сохранена.

Сравнительные испытания на износ поверхности в зависимости от вида ее обработки проведены на дета­ лях, находившихся в реальных условиях работы. Были испытаны детали № 60421 А и 60422 как со шлифованной, так и с обкатанной поверхностью. Ось вариатора мотови­ ла жатки комбайна работает в паре с втулкой из серого

чугуна Сч 15-32.

Она

является

одновременно

гидро­

цилиндром, в котором

возвратно-поступательно дви­

жется шток.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поверхность деталей

была

обкатана по

предвари­

тельно выбранным оптимальным

режимам:

усилие на

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

Износ деталей комбайна СК-4 в зависимости

 

 

от

вида

обработки поверхности

 

 

Убрано

Диаметр детали, м

м

Средний

Удельный

Вид обра­

Материал

 

после

 

износ на

зерновых,

до опыта

 

диаметр,

износ,

ботки по­

детали—

г а

опыта

 

м м

10

мм!га

верхности

сталь

965

44,820

44,620

0,200

0,0021

Шлифова­

45

1020

45,000

44,740

0,260

0,0026

ние

 

45

»

 

265

45,080

44,980

0,100

0,0030

»

 

45

240

45,010

44,972

0,038

0,0016

Обкаты­

45

198

45,040

45,002

0,038

0,0019

вание

15

»

 

190

45,060

45,006

0,054

0,0028

»

 

15

211

45,000

44,964

0,036

0,0017

»

 

45

183

45,010

44,990

0,200

0,0011

»

 

45

155


ролики — 2,4, 4,9 кН,

продольная подача — 0,21 мм/об,

число оборотов — 500

об/мин, число проходов — один.

Диаметр роликов 30 мм, профильный радиус упрочняю­ щего 10, сглаживающих — 500 мм. Высота микронеровностеіі поверхности заготовок была в пределах 6-го клас­ са, после обкатывания — в пределах 8-го класса. Вели­ чина абсолютного износа определялась как разность диа­ метра детали до испытаний и после их.

Наблюдения показали, что износ поверхности оси вариатора происходит неравномерно, большая выработ­ ка с одной стороны с углом охвата 130— 150°. Это про­ исходит вследствие одностороннего действия силы от натяжения ремня. После опытов поверхность деталей имела класс чистоты более низкий, чем до опытов. В не­ которых случаях на шлифованной поверхности были следы задиров. У осей и поршней с обкатанной поверх­ ностью этих явлений не было. Износ сопряженной дета­ ли (чугунной втулки) всегда был равномерным и незна­ чительным. Поверхность имела высоту шероховатостей такую же, как до опыта. Удельный износ осей с обка­ танной поверхностью был в два раза меньше, чем у дета­ лей со шлифованной поверхностью (габл. 21).

За время работы в разных хозяйствах республики не отмечалось простоя комбайнов из-за выхода из строя узла, детали которого обработаны обкатыванием. Резино­ вые кольца, работающие по поверхности поршня, и сам поршень не имели следов износа. Не наблюдалось также утечки масла. Проведение эксплуатационных испытаний в хозяйствах, имеющих разный рельеф местности и уро­ жайность зерновых, позволило исключить субъективные причины, влияющие на износ. Полученные данные гово­ рят, что обкатывание имеет преимущества перед шли­ фованием, что при обработке деталей поверхностным пластическим деформированием возможна замена сред­ неуглеродистой стали более дешевой малоуглеродистой, без ущерба для эксплуатационных свойств деталей.

Эксплуатационные испытания обкатанных деталей, проведенные на оборудовании Минского завода автома­ тических линий, также дали положительные результаты [149]. Однако эффективность наклепанного слоя в экс­ плуатационных условиях все же проявляется по-разному. Наилучшие результаты достигаются при работе сопря­ жений с небольшими давлениями и скоростями скольже­

1 5 6


ния. За счет повышения микротвердости поверхностного слоя уменьшается егоистирание, однако связь микротвердости с износостойкостью носит больше качествен­ ный характер и пока трудно поддается математическому описанию.

Экономическая эффективность технологического про­ цесса обкатывания наружных цилиндрических поверх­ ностей в сравнении со шлифованием подтверждается так­ же ориентировочным расчетом технологической себестои­ мости, сделанным по методике А. А. Маталина [ПО, 111].

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют сделать заключение, что повышение качества обработанной ППД поверхности обеспечивает увеличе­ ние долговечности и повышение износостойкости деталей машин.

Полученные зависимости и установленные законо­ мерности в большинстве случаев могут быть отнесены к широкому кругу деталей, изготовленных из различных металлов и сплавов.

Основными факторами, влияющими на глубину и степень ППД, на шероховатость, а также на величину остаточных напряжений, размер блоков, плотность дис­ локаций и износостойкость деформированного слоя, являются среднее давление в зоне контакта рабочего инструмента с деталью, продольная подача н число про­ ходов. Технологические, режимы обработки ППД в каж­ дом конкретном случае должны быть уточнены экспери­ ментально с учетом масштабного фактора, физико-меха­ нических свойств н шероховатости обрабатываемой поверхности.

В связи с тем что при обработке деталей ППД новая поверхность получается в результате одновременного действия геометрических факторов и пластической де­ формации, основное внимание необходимо уделять во­ просу топографии и геометрической точности формы инструмента н предварительно обработанной поверх­ ности заготовки.

Рентгеноструктурный анализ, металлографические исследования и электроноскопия показывают, что при обработке детален ППД упрочнение поверхностного слоя, изменение его микроструктуры, износостойкости и

1 5 7

других физико-механических свойств определяются по­ вышением размера блоков когерентного рассеяния, их разориентнровкон и наличием дисперсных выделений по границам и на дефектах. Причем оптимальное повыше­ ние износостойкости не совпадает с наибольшим упроч­ нением, а наступает несколько раньше. Этот процесс связан с изменением дислокационной структуры, более равномерным поглощением энергии кристаллической решеткой отдельных мнкрообъемов материала в процес­ се его изнашивания.

Износостойкость поверхностей детален, обработан­ ных ППД по оптимальным режимам и работающих в условиях трения скольжения со смазкой, повышается при значительном сокращении периода приработки. Однако благоприятное влияние наклепа ограничивается такими параметрами трения, как скорость скольжения, давление, при которых температура па поверхностях трения не приводит к интенсивному разупрочнению п изменению свойств материала, а также разжижению смазки и нарушению окисиых пленок на поверхностях трения.

Обработка ППД деталей, работающих без смазки, не всегда целесообразна. Предварительный наклеп в этом случае создает на поверхности трения благоприятные условия для отрыва частиц материала в точках истин­ ного контакта, что приводит к увеличению износа и изме­ нению микропрофиля поверхности.

Основными направлениями теоретико-эксперимен­ тального исследования упрочнения деталей поверхност­ ным пластическим деформированием с целью повышения их износостойкости являются создание научных основ процесса; изучение взаимосвязи отдельных параметров упрочнения, трения и износа; определение возможных путей расширения использования ППД для обработки деталей из малопластичных материалов и деталей, рабо­ тающих без смазки, в агрессивных средах, с наличием абразива, в условиях низко- и высокочастотных коле­ баний.


ЛИТЕРАТУРА

1. А к у л о в

Н. С.

Дислокации и пластичность. Минск, 1961.

2. А к у л о в

Н. С.

и Ф р а н ю к В. П. Об изменении некото­

рых физических свойств металлов в процессе усталости. ДАН БССР, 1959, № з.

3. А л ы б а к о в

А.

и

Г у б а н о в а

В. А. Влияние предвари­

тельного

наклепа на

износостойкость стали.

Изв. АН КиргизССР,

т. 5, вып. 6, 1963.

Г. В. Об упрочнении металлов. ДАН СССР,

1945,

4. А к и м о в

48, № 8.

 

Г. И. Журнал прикладной физики, 6, 1929, 3.

5. А к с е н о в

6. А з а р е в и ч

Г. М.

Обработка

рабочих

поверхностей

пла­

стическим

деформированием.

«Тракторы

и

сельхозмашины»,

1964,

№ 9.

 

А. С. Молекулярная

физика

граничного трения.

7. А х м а т о в

М„ 1963.

 

 

Е.,

B l o c h i n z e v

D. On

the Forces of

Dry

8. А d і г о V і с h

Friction. J. Phys. USSR, No 1, 1943.

 

 

 

 

9. Ah 1g r i m

K. Feinbearbeiten dürch

Preßpolieren. Der

Ma­

schinenbau, № 4, 1958.

 

 

 

 

 

 

 

10.Б а р а н о в с к и ii M. А., Ф и л я e в А. Т. и др. Влияние вы­ соких скоростей деформирования на структуру металлов п сплавов. Сб. научных трудов БИМСХ, вып. 22. Горки, 1972.

11.Б а р в е л л Д. Влияние поверхностного слоя смазки на из­ носоустойчивость. В сб. «Свойства металлических поверхностей». Под ред. проф. Е. П. Дьяченко. М., 1954.

12.

Б а р р е т

С. С. Структура металлов. М., 1948.

13.

Б е л к и н

М. Я. и Ве н же г а А. С. Упрочнение крупных

деталей

поверхностным наклепом взамен термической обработки.

«Металловедение и термическая обработка ,металлов», 1963, № 1.

14.

Б е л я е в

Н. М. Вычисление наибольших напряжений при

сжатии соприкасающихся тел. Сб. Ленинградского нн-та инженеров путей сообщения. Л., 1929.

15. Б е р н ш т е й н М. Л. п Ш т р е м е л ь М. А. О «наследст­ венном» влиянии наклепа на свойства стали. «Физика металлов и ме­ талловедение», т. 15, вып. 1. М., 1963.

16. Б л о к Г. Борьба с пзнссом. «Прикладная механика и ма­ шиностроение», 1952, № 5.

1 5 9