Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
рованы несколько меньше, чем нижележащие. Это объ ясняется тем, что материал этой части вала перераспре деляется и идет не только на удлинение, но и на уширение шлиц. Кроме того, в результате перераспределения происходит увеличение наружного диаметра шлицевого вала. По мере приближения к центру вала деформация носит затухающий характер, что является результатом уменьшения действия деформирующих сил в процессе накатки (рис. 46).
нѵ,мп0, |
1 |
~ |
|
|
КГ/ММ1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
2058(210) |
2 |
|
|
|
У 1 |
S |
|
||
186 |
2 (130) |
|
||
|
|
|
||
166 |
6(170)* |
15 |
R , м м |
|
|
11 |
|
||
Рис. 46. Твердость шлицевого вала в поперечном сечении: |
1— по ра |
|||
диусу до поверхности впадины шлица; 2 — по радиусу до |
поверхно |
сти вала
В результате пластической деформации твердость по сравнению с исходной заготовкой в шлице возрастает на 20—25%, во впадине — на 30—32, в углах впадины — на 40—45% (исходная твердость равна 170 HRC).
Оценка шероховатости поверхностей шлицев, полу ченных фрезерованием и накаткой, определялась по вы соте мнкронеровностей. Измерения показали, что валы, полученные фрезерованием, имеют 3—4-й класс. Чистота поверхности наружного диаметра соответствует исходной заготовке, так как эта поверхность инструментом не об рабатывается. На всех образцах наружный диаметр об рабатывался на токарном станке и соответствовал 5-му классу. Величина шероховатости впадины вала при фре зеровании несколько выше, чем на боковой стороне. Это в основном зависит от геометрических параметров фре зы и установленных режимов резания. Обработка чер вячными фрезами повышает чистоту обработанных по верхностей до 5-го класса.
Валы, полученные накаткой, имеют значительно мень шую шероховатость боковой стороны и поверхности
149
внутреннего диаметра. Среднеарифметическое отклоне ние профиля Rz находится в пределах 0,63—0,32 мкм, что соответствует 8-му классу чистоты.
Технологический процесс холодной накатки шлице вых валов экономически целесообразен. Это подтверж дается теоретическими расчетами, в основу которых по ложены данные технологического процесса Минского завода шестерен и действующие расходные нормы вре мени, зарплаты, материалов, инструмента, электро энергии [167].
3. Исследование выносливости шатунов дизельного двигателя
Одним из наиболее универсальных и эффективных способов повышения усталостной прочности является поверхностный наклеп, и в частности дробеструйная об работка заготовок и деталей машин. Как правило, на значение режимов дробеструйной обработки производит ся по аналогии с режимами упрочнения таких же дета лей или после проведения лабораторных экспериментов на образцах.
Для более точного определения режимов дробе струйной обработки необходимо дальнейшее изучение влияния отдельных ее параметров на эффективность упрочнения. Это особенно важно при нахождении опти мальных режимов поверхностной дробеструйной обра ботки деталей, работающих в сложных условиях нагру жения (например, шатуны, коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания и др.).
В работе приведены результаты исследований на вы
носливость образцов 010 мм из |
стали 40Х (табл. |
19). |
|||||||||
Эксперименты |
проводились |
при |
симметричном |
круго |
|||||||
вом |
изгибе на машине У-20 |
[38]. |
|
Т а б л и ц а |
19 |
||||||
Химический |
|
|
|
|
|
|
|||||
состав и физико-механические свойства стали |
|
||||||||||
Марка |
Содержание элементов, % |
|
°в |
стт |
б, |
■Ф |
“h' |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
ж |
|
стали |
С Мп |
Si |
S |
р |
Сг |
мн иг- |
( |
|
с м - |
||
40Х |
0,41 0,62 0,26 |
0,025 |
0,027 |
1,0 |
771,0 |
628,8 |
21,6 52,0 |
51,0 |
|||
40Р |
0,44 0,63 0,18 |
0,016 |
0,014 |
0,1 |
741,6 |
574,8 |
22,7 56,3 |
44,1 |
150
Испытывались следующие серии образцов: образцы, подвергнутые термообработке и шлифованные на глуби ну обезуглероженного слоя; образцы, подвергнутые тер мообработке; образцы, термообработанные и подвергну тые дробеструйному упрочнению стальной дробью диа метром 0,6—0,8 мм при времени наклепа 2 мин; такие же образцы, упрочненные при времени наклепа 1 мин; об разцы, термообработанные и подвергнутые дробеструй ному упрочнению стальной дробью диаметром 1,0— 1,2 мм при времени наклепа 2 мин\ образцы, термообра ботанные и подвергнутые дробеструйному упрочнению стальной дробью диаметром 1,0—1,2 мм при времени наклепа 1 мин; такие же образцы при времени наклепа 0,5 мин.
После термической обработки образцы прошли конт роль на твердость, которая находилась в пределах 217— 249 НВ. Нагрев образцов перед нормализацией произво дится с целью получения на поверхности обезутлероженного слоя, соответствующего обезуглероженному слою на поверхности шатуна (глубина обезуглероживания 0,15—0,25 мм).
Режим упрочнения каждой серии образцов отличал ся или временем наклепа, или диаметром дроби. Режим дробеструйной обработки следующий: диаметр дроби — 0,6—0,8 мм или 1,0—1,2 мм, расход дроби — 40 кг/мин, скорость потока дроби — 42 м/с, материал дроби — пру
жинная сталь, число оборотов |
ротора турбины — |
2250 об/мин. |
|
Дробеструйному упрочнению |
подвергались радиус |
перехода от 0 20 мм к стержню образца и сам стержень. В результате испытания получены пределы выносли вости образцов в зависимости от режимов их обработки
(табл. 20).
Таким образом, поверхностная обработка образцов дробью 0 0,6—1,2 мм повышает их предел выносливости на 40%; обезуглероженный слой снижает предел вынос ливости на 40%. Установлено, что диаметр дроби при об работке существенного влияния на изменение предела выносливости не оказывает, а длительность обработки дробью оказывает существенное влияние на упрочнение образцов, причем с увеличением времени обработки до 1 мин предел выносливости возрастает, а затем снижает ся. С целью определения влияния наклепа на предел
151
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
Предел выносливостіГдеталей в зависимости |
от вида |
||||
|
|
и режимов обработки |
|
|
|
|
Время |
Диаметр |
Обработка поверхности |
Предел |
|
№ серий |
наклепа |
выносливо |
|||
образца, |
дроби, м м |
образца |
|
сти, |
|
|
м и н |
|
|
|
М Н / м 2 |
I |
— |
— |
Шлифование на глубину |
184,5 |
|
II |
— |
|
обезуглерожеиного |
слоя |
196,2 |
|
Нешлифование |
|
|||
іи |
2,0 |
0,6 —0,8 |
Дробеструйный наклеп |
230,5 |
|
IV |
0,5 |
0,6 —0,8 |
|
|
186,4 |
V |
1,0 |
0,6 —0,8 |
|
|
274,7 |
VI |
2,0 |
1,0—1,2 |
|
|
210,9 |
VII |
1,0 |
1,0— 1,2 |
|
|
'264,9 |
VIII |
0,5 |
1,0— 1,2 |
|
|
225,6 |
выносливости проведены исследования на реальных де талях— шатунах дизельного двигателя Д-50. Экспери менты выполнены на машине резонансного типа, обеспе чивающей нагружение детали по симметричному циклу растяжение — сжатие. Частота нагружения до 3000 цик лов в минуту. За базу принято 107 циклов. Определение действительных напряжений в шатуне осуществлялось тензометрическим методом (использованы датчики со противления с базой 20 мм, усилитель и осциллограф Н-102). Режимы обработки взяты оптимальными.
Эксперименты показали, что шатуны из стали марки 40Х без поверхностного упрочнения дробью имеют пре дел выносливости сг_і = 142,2 МН/м2. Характерные изло мы у шатунов этой серии произошли по стержню. Напри мер, один шатун разрушился при напряжении ст= = 166,7 МН/мг и нагружении 1,52-ІО6 циклов, а другой— при напряжении о= 196,2 МН/м2 и нагружении 0,26-106 циклов. В первом случае трещина усталости началась с поверхности отпечатка пресса Бринелля. Зона уста лости занимает около 30% поверхности излома, что ука зывает на наличие значительных перегрузок при испы таниях. Во втором случае очагом усталостного разруше ния явились глубокие риски от наждачного круга. Зона усталости в данном случае составляла 20% всей поверх ности излома.
При испытании серии шатунов, изготовленных из ста ли 40Х и подвергнутых дробеструйному наклепу, значе-