Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рованы несколько меньше, чем нижележащие. Это объ­ ясняется тем, что материал этой части вала перераспре­ деляется и идет не только на удлинение, но и на уширение шлиц. Кроме того, в результате перераспределения происходит увеличение наружного диаметра шлицевого вала. По мере приближения к центру вала деформация носит затухающий характер, что является результатом уменьшения действия деформирующих сил в процессе накатки (рис. 46).

нѵ,мп0,

1

~

 

КГ/ММ1

 

 

 

 

1

 

\

 

 

 

 

 

2058(210)

2

 

 

У 1

S

 

186

2 (130)

 

 

 

 

166

6(170)*

15

R , м м

 

 

11

 

Рис. 46. Твердость шлицевого вала в поперечном сечении:

1— по ра­

диусу до поверхности впадины шлица; 2 — по радиусу до

поверхно­

сти вала

В результате пластической деформации твердость по сравнению с исходной заготовкой в шлице возрастает на 20—25%, во впадине — на 30—32, в углах впадины — на 40—45% (исходная твердость равна 170 HRC).

Оценка шероховатости поверхностей шлицев, полу­ ченных фрезерованием и накаткой, определялась по вы­ соте мнкронеровностей. Измерения показали, что валы, полученные фрезерованием, имеют 3—4-й класс. Чистота поверхности наружного диаметра соответствует исходной заготовке, так как эта поверхность инструментом не об­ рабатывается. На всех образцах наружный диаметр об­ рабатывался на токарном станке и соответствовал 5-му классу. Величина шероховатости впадины вала при фре­ зеровании несколько выше, чем на боковой стороне. Это в основном зависит от геометрических параметров фре­ зы и установленных режимов резания. Обработка чер­ вячными фрезами повышает чистоту обработанных по­ верхностей до 5-го класса.

Валы, полученные накаткой, имеют значительно мень­ шую шероховатость боковой стороны и поверхности

149



внутреннего диаметра. Среднеарифметическое отклоне­ ние профиля Rz находится в пределах 0,63—0,32 мкм, что соответствует 8-му классу чистоты.

Технологический процесс холодной накатки шлице­ вых валов экономически целесообразен. Это подтверж­ дается теоретическими расчетами, в основу которых по­ ложены данные технологического процесса Минского завода шестерен и действующие расходные нормы вре­ мени, зарплаты, материалов, инструмента, электро­ энергии [167].

3. Исследование выносливости шатунов дизельного двигателя

Одним из наиболее универсальных и эффективных способов повышения усталостной прочности является поверхностный наклеп, и в частности дробеструйная об­ работка заготовок и деталей машин. Как правило, на­ значение режимов дробеструйной обработки производит­ ся по аналогии с режимами упрочнения таких же дета­ лей или после проведения лабораторных экспериментов на образцах.

Для более точного определения режимов дробе­ струйной обработки необходимо дальнейшее изучение влияния отдельных ее параметров на эффективность упрочнения. Это особенно важно при нахождении опти­ мальных режимов поверхностной дробеструйной обра­ ботки деталей, работающих в сложных условиях нагру­ жения (например, шатуны, коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания и др.).

В работе приведены результаты исследований на вы­

носливость образцов 010 мм из

стали 40Х (табл.

19).

Эксперименты

проводились

при

симметричном

круго­

вом

изгибе на машине У-20

[38].

 

Т а б л и ц а

19

Химический

 

 

 

 

 

 

состав и физико-механические свойства стали

 

Марка

Содержание элементов, %

 

°в

стт

б,

■Ф

“h'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

ж

стали

С Мп

Si

S

р

Сг

мн иг-

(

 

с м -

40Х

0,41 0,62 0,26

0,025

0,027

1,0

771,0

628,8

21,6 52,0

51,0

40Р

0,44 0,63 0,18

0,016

0,014

0,1

741,6

574,8

22,7 56,3

44,1

150


Испытывались следующие серии образцов: образцы, подвергнутые термообработке и шлифованные на глуби­ ну обезуглероженного слоя; образцы, подвергнутые тер­ мообработке; образцы, термообработанные и подвергну­ тые дробеструйному упрочнению стальной дробью диа­ метром 0,6—0,8 мм при времени наклепа 2 мин; такие же образцы, упрочненные при времени наклепа 1 мин; об­ разцы, термообработанные и подвергнутые дробеструй­ ному упрочнению стальной дробью диаметром 1,0— 1,2 мм при времени наклепа 2 мин\ образцы, термообра­ ботанные и подвергнутые дробеструйному упрочнению стальной дробью диаметром 1,0—1,2 мм при времени наклепа 1 мин; такие же образцы при времени наклепа 0,5 мин.

После термической обработки образцы прошли конт­ роль на твердость, которая находилась в пределах 217— 249 НВ. Нагрев образцов перед нормализацией произво­ дится с целью получения на поверхности обезутлероженного слоя, соответствующего обезуглероженному слою на поверхности шатуна (глубина обезуглероживания 0,15—0,25 мм).

Режим упрочнения каждой серии образцов отличал­ ся или временем наклепа, или диаметром дроби. Режим дробеструйной обработки следующий: диаметр дроби — 0,6—0,8 мм или 1,0—1,2 мм, расход дроби — 40 кг/мин, скорость потока дроби — 42 м/с, материал дроби — пру­

жинная сталь, число оборотов

ротора турбины —

2250 об/мин.

 

Дробеструйному упрочнению

подвергались радиус

перехода от 0 20 мм к стержню образца и сам стержень. В результате испытания получены пределы выносли­ вости образцов в зависимости от режимов их обработки

(табл. 20).

Таким образом, поверхностная обработка образцов дробью 0 0,6—1,2 мм повышает их предел выносливости на 40%; обезуглероженный слой снижает предел вынос­ ливости на 40%. Установлено, что диаметр дроби при об­ работке существенного влияния на изменение предела выносливости не оказывает, а длительность обработки дробью оказывает существенное влияние на упрочнение образцов, причем с увеличением времени обработки до 1 мин предел выносливости возрастает, а затем снижает­ ся. С целью определения влияния наклепа на предел

151


 

 

 

 

Т а б л и ц а 20

Предел выносливостіГдеталей в зависимости

от вида

 

 

и режимов обработки

 

 

 

Время

Диаметр

Обработка поверхности

Предел

№ серий

наклепа

выносливо­

образца,

дроби, м м

образца

 

сти,

 

м и н

 

 

 

М Н / м 2

I

Шлифование на глубину

184,5

II

 

обезуглерожеиного

слоя

196,2

 

Нешлифование

 

іи

2,0

0,6 —0,8

Дробеструйный наклеп

230,5

IV

0,5

0,6 —0,8

 

 

186,4

V

1,0

0,6 —0,8

 

 

274,7

VI

2,0

1,0—1,2

 

 

210,9

VII

1,0

1,0— 1,2

 

 

'264,9

VIII

0,5

1,0— 1,2

 

 

225,6

выносливости проведены исследования на реальных де­ талях— шатунах дизельного двигателя Д-50. Экспери­ менты выполнены на машине резонансного типа, обеспе­ чивающей нагружение детали по симметричному циклу растяжение — сжатие. Частота нагружения до 3000 цик­ лов в минуту. За базу принято 107 циклов. Определение действительных напряжений в шатуне осуществлялось тензометрическим методом (использованы датчики со­ противления с базой 20 мм, усилитель и осциллограф Н-102). Режимы обработки взяты оптимальными.

Эксперименты показали, что шатуны из стали марки 40Х без поверхностного упрочнения дробью имеют пре­ дел выносливости сг_і = 142,2 МН/м2. Характерные изло­ мы у шатунов этой серии произошли по стержню. Напри­ мер, один шатун разрушился при напряжении ст= = 166,7 МН/мг и нагружении 1,52-ІО6 циклов, а другой— при напряжении о= 196,2 МН/м2 и нагружении 0,26-106 циклов. В первом случае трещина усталости началась с поверхности отпечатка пресса Бринелля. Зона уста­ лости занимает около 30% поверхности излома, что ука­ зывает на наличие значительных перегрузок при испы­ таниях. Во втором случае очагом усталостного разруше­ ния явились глубокие риски от наждачного круга. Зона усталости в данном случае составляла 20% всей поверх­ ности излома.

При испытании серии шатунов, изготовленных из ста­ ли 40Х и подвергнутых дробеструйному наклепу, значе-