Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выводы во время исследований износостойкости стали разного химического состава, при различных видах упрочнения поверхностного слоя, а также высказать те или иные рекомендации по повышению износостойкости деталей машин.

В. Ф. Лоренц [104, 105] предложил схему изнашива­ ния металлов, состоящую из трех основных взаимосвя­ занных частей: истирающей пары, образующей стык со­ пряженных, взаимодействующих тел; внешнего воздей­ ствия, которое является причиной, вызывающей взаимодействие сопряженных тел; служебного эффекта действия, являющегося результатом взаимодействия со­ пряженных тел.

Каждая из указанных трех основных частей рабо­ чей схемы изнашивания представляет собой комплекс, состоящий из отдельных элементов, которые по имею­ щимся у них признакам объединены автором в отдель­ ные группы. Так, состояние пары Лоренц характеризует материальными, конструктивными и геометрическими признаками, внешнее воздействие — движением, трени­ ем, средой, силовыми и рабочими факторами, определяе­ мыми длительностью работы истирающейся пары и ка­ чеством обслуживания при эксплуатации. Служебный эффект действия истирающейся пары автор разделяет на полезный и вредный. К полезному относится степень правильности и надежности выполнения истирающейся парой ее служебных функций, к вредному эффекту — ее износ.

Автор считает, что предложенная им рабочая схема изнашивания является отправной базой для разработ­ ки и установления правильных режимов работы сопря­ женной пары.

В. Ф. Лоренц [104], впервые предложивший класси­ фикацию видов абразивного изнашивания, рассматри­ вает износ поверхности фиксированными и свободными частицами абразива, который в свою очередь подраз­ деляется на износ монолитным абразивом, абразивной поверхностью, в абразивной массе, абразивной среде,

абразивной

прослойкой.

посвящены исследования

Этому

виду

износа

М. И. Замоторина

[56],

В. Д. Кузнецова [98], очень

тщательные исследования М. М. Хрущова и

М. А. Ба­

бичева [159—161]. Последними предложена

класспфи-

'32


 

 

 

Т а б л и ц а f

Классификация

внешних условий службы

изнашивания деталей по М. М. Хрущову

Тело, изнашивающее

Вид

Наличие

Пример Изнашивающейся

деталь

трения

смазки

детали

Сопряженная де-

Скольжение

Со смазкой

таль машины

 

Без смазки

 

 

 

Качение

Со смазкой

 

 

Без смазки

Твердое сплошное

Скольжение

тело

 

 

 

Качение

Твердые частицы,

Скольжение

отдельные пли сцеп­

 

 

ленные в непроч­

 

 

ную массу

Качение

 

Твердые частицы в

Поток ЖИДКОСТИ

потоке

 

 

 

Газовый

поток

Движущаяся жид-

Удар капель воды

кость

 

 

Кавитация

Вал II подшипник Поршень и цилиндр Тормозная колодка іг колесо вагона

Подшипник качения Опорный ролик nb рельсу гусеницы трак­ тора

Резец о стружку Измерительный калибр- о деталь Автомобильная шина о- твердую дорогу

Лемех плуга о почву

Размалывающие бегу­ ны о глину

Лопатки насоса, качающего воду, содержа­ щую песок Лопатки дымососов

Лопатки паровой турбины ступени низкого давления Лопатки центробежного насоса

кация видов износа по служебным признакам изнаши­ вания деталей (табл. 1).

М. М. Хрущов считает признаками для классифика­ ции условий службы материала деталей, влияющих на изнашивание, род тела, при трении о которое происхо­ дит изнашивание деталей машин, виды трения (трение скольжения и трение качения) и наличие смазки. На основе этого автор составил классификацию типовых внешних условий службы деталей, которые включают в--


себя двенадцать пунктов. Большая разновидность вы­ звана тем, что род тела, при треннп о которое происхо­ дит изнашивание деталей машин, рассматривается как сопряженная деталь; твердое сплошное тело, не являю­ щееся сопряженной деталью; твердые частицы, отдель­ ные пли сцепленные в непрочную массу; твердые части­ цы в жидкостном потоке; твердые частицы в газовом потоке; движущаяся жндко'сть.

Автор предложил следующую классификацию: абра­ зивное изнашивание; изнашивание вследствие пласти­ ческой деформации; изнашивание при хрупком разру­

шении; изнашивание при

схватывании;

коррозионное

изнашивание; окислительное изнашивание.

Первые три вида относятся к механическим процес­

сам разрушения поверхностей трения;

четвертый — к

молекулярно-механическим

процессам разрушения по­

верхностных слоев сопряженных деталей; пятый и ше­ стой — к коррозионно-механической группе изнаши­ вания.

Классификация М. М. Хрущова, по замечанию само­ го автора, будет в дальнейшем дополняться и улучшать­ ся, так как глубокое изучение явлений изнашивания де­ тален машин начато совсем недавно и нельзя считать, что все виды изнашивания известны.

Основываясь на своей классификации, М. М. Хрущов и М. А. Бабичев провели ряд глубоких исследова­ ний, представляющих большой научный и практиче­ ский интерес. Авторы экспериментально установили, что при трении однородного твердого тела об абразив­ ную поверхность, обладающую постоянством абразивной способности, в условиях отсутствия влияния среды, от­ сутствия структурных превращений в материале тру­ щегося тела, при постоянстве условий трения имеет ме­ сто прямая пропорциональность между величиной изно­ са и длиной пути трения

Ah = CAL,

(10)

где Ah — величина линейного износа; AL — длина пути трения; С — коэффициент пропорциональности; Ah/AL— интенсивность изнашивания.

Эксперименты показали, что в случае, когда условия трения остаются прстоянными, а повышение давления на поверхности трения не ведет к практически заметно­


му повышению температуры п изменению свойств по­ верхностного слоя испытуемого материала, интенсив­ ность изнашивания оказывается прямо пропорциональ­ ной величине давления: А/i/AL = CP, где Р — величина давления.

Однако следует отметить, что в сопряженных парах, работающих в реальных условиях, эта зависимость не всегда соблюдается.

М. М. Хрущов и М. А. Бабичев [161] эксперимен­ тально установили, что при абразивном ■изнашивании чистых металлов и отожженных сталей между износо­ стойкостью и числом твердости сохраняется зависи­ мость в виде прямой пропорции Е = Ь Н = const.

Исследования на абразивное изнашивание различ­ ных сталей в состоянии поставки показало, что для них зависимость износостойкости от твердости выражается той же общей закономерностью, тем же коэффициен­ том Ь.

Вместе с тем для сталей с различной термической обработкой зависимость между износостойкостью и твердостью иная. В данном случае износостойкость возрастает с увеличением твердости, хотя значительно медленнее, чем для чистых металлов и термически необ­ работанных сталей. С увеличением содержания угле­ рода в сталях зависимость износостойкости от твердо­

сти имеет линейный характер и

может

быть выражена

е

=г е ; ± ь (н -

н 0),

 

(і і )

где Е0 — относительная износостойкость

стали

в отож­

женном состоянии;

b — коэффициент пропорционально­

сти, зависящий от

химического

состава стали; Н0

твердость материала в отожженном состоянии.

деталей,

Однако следует

заметить, что

при работе

между поверхностями которых находится абразив, опи­ санная выше закономерность не соблюдается, т. е. твер­ дость в данном случае не определяет износостойкости. Твердая деталь, работающая в паре с мягкой, изнаши­ вается быстрее. Это объясняется тем, что. абразивные частицы внедряются в поверхность мягкой детали и вы­ ступают как многогранный инструмент, срезающий верхние слои твердой детали.

М. М. Хрущов и М. А. Бабичев исследовали влияние

2 5


различной степени наклепа на износостойкость чистых металлов и некоторых сплавов. Выявлено, что при абра­ зивном изнашивании наклеп не оказывает влияния иа износостойкость.

Результаты всех экспериментальных работ, прове­ денных авторами, могут составить основу для построе­ ния теории абразивного изнашивания.

Науку о трении и износе материалов значительно пополнил своими работами Б. И. Костецкий [78, 80]. Автор посвятил исследования изучению закономерно­ стей процесса трения, изнашивания деталей машин, определению физических и химических явлений, проис­ ходящих при трении, разработке методики металловед­ ческого исследования явлений изнашивания, системати­ зации видов изнашивания. Им применен комплексный метод исследования микрорельефа, тепловых полей, структурных и фазовых превращений в материале, воз­

никающих

в поверхностных слоях при изнашивании.

В процессе

исследований автор установил, что каждая

работающая деталь или сопряжение деталей имеет чет­ ко выраженный ведущий вид износа, определяющий стойкость детали при ее эксплуатации. Одновременно имеют место сопутствующие виды износа, оказывающие незначительное влияние на работу трения и износ со­ пряженных деталей. В основе процессов, происходящих при различных видах изнашивания, лежат явления, под­ чиняющиеся законам физики твердого тела и металло­ ведения.

Б. И. Костецкий подчеркивает, что наличие ведуще­ го вида изнашивания позволяет свести задачу об изу­ чении ряда сложных явлений изнашивания в деталях машин к изучению в каждом конкретном случае только одного ведущего вида.

Автор утверждает, что величина износа определяет­ ся в первую очередь внешними факторами: родом и ха­ рактером трения; величиной давления на поверхностях трения и характером положения нагрузки; скоростью взаимного перемещения трущихся поверхностей и изме­ нения скорости во времени; способом подвода, количе­ ством и качеством смазки; температурными условиями; коррозирующими воздействиями и качеством образую­ щихся поверхностных пленок; присутствием абразивов, их качественной и размерной характеристикой; сте­

26

пенью и характером удаления продуктов износа; фор­ мой и размером трущихся поверхностен, определяющи­

ми

условия

трения: охлаждение,

подвод смазки и

т. д.,

начальным состоянием поверхностей.

Основными

видами изнашивания,

по Б. И. Костец-

кому [80], являются изнашивание схватыванием I рода, окислительное, тепловое или изнашивание схватывани­ ем II рода, абразивное и осповидное.

В своих работах автор дал исчерпывающую харак­ теристику и теоретическое обоснование каждого вида изнашивания.

Б. И. Костецкий считает, что критерием для построения теории износостойкости металлов должны служить установленные законы разрушения поверхностных сло­ ев при трении и анализ физических явлений, происходя­ щих в поверхностных слоях трущихся материалов, опре­ деляющих вид трения и механизм изнашивания. Износостойкость зависит от свойств сопротивления металла данному виду изнашивания. Повышение износостойко­ сти достигается путем усиления тех свойств, которые оказывают сопротивление данному виду изнашивания. Эффективным в решении этого вопроса является созда­ ние таких условий работы трущихся пар, при которых вместо нежелательных видов (схватывание I и II рода, абразивное, осповидное) протекало бы окислительное изнашивание. Этого можно достичь изменением свойств, поверхностного слоя трущихся пар.

Изучению износа и его классификации посвятил свои исследования и Д. В. Конвисаров [70]. Автор рассмат­ ривает износ как результат проявления трех процессов: хрупкого скалывания частиц, пластического деформиро­ вания (смятия) и окисления. Этому же вопросу посвя­ щены некоторые работы Б. Д. Грозина [39], который считает, что из-за многообразия явлений, приводящих к износу, классификация видов износа вообще теряет вся­ кий смысл.

Классификация видов износа описана в работах не­ которых зарубежных авторов. Барвелл и Стронг [11] выделяют виды износа вследствие адгезии, коррозии, при наличии абразивных частиц, вследствие пропахива­ ния твердыми неровностями более мягкого контртела и износ по другим причинам — эрозии поверхностей, уста­ лости и т. п.

27