Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
выводы во время исследований износостойкости стали разного химического состава, при различных видах упрочнения поверхностного слоя, а также высказать те или иные рекомендации по повышению износостойкости деталей машин.
В. Ф. Лоренц [104, 105] предложил схему изнашива ния металлов, состоящую из трех основных взаимосвя занных частей: истирающей пары, образующей стык со пряженных, взаимодействующих тел; внешнего воздей ствия, которое является причиной, вызывающей взаимодействие сопряженных тел; служебного эффекта действия, являющегося результатом взаимодействия со пряженных тел.
Каждая из указанных трех основных частей рабо чей схемы изнашивания представляет собой комплекс, состоящий из отдельных элементов, которые по имею щимся у них признакам объединены автором в отдель ные группы. Так, состояние пары Лоренц характеризует материальными, конструктивными и геометрическими признаками, внешнее воздействие — движением, трени ем, средой, силовыми и рабочими факторами, определяе мыми длительностью работы истирающейся пары и ка чеством обслуживания при эксплуатации. Служебный эффект действия истирающейся пары автор разделяет на полезный и вредный. К полезному относится степень правильности и надежности выполнения истирающейся парой ее служебных функций, к вредному эффекту — ее износ.
Автор считает, что предложенная им рабочая схема изнашивания является отправной базой для разработ ки и установления правильных режимов работы сопря женной пары.
В. Ф. Лоренц [104], впервые предложивший класси фикацию видов абразивного изнашивания, рассматри вает износ поверхности фиксированными и свободными частицами абразива, который в свою очередь подраз деляется на износ монолитным абразивом, абразивной поверхностью, в абразивной массе, абразивной среде,
абразивной |
прослойкой. |
посвящены исследования |
||
Этому |
виду |
износа |
||
М. И. Замоторина |
[56], |
В. Д. Кузнецова [98], очень |
||
тщательные исследования М. М. Хрущова и |
М. А. Ба |
|||
бичева [159—161]. Последними предложена |
класспфи- |
'32
|
|
|
Т а б л и ц а f |
Классификация |
внешних условий службы |
||
изнашивания деталей по М. М. Хрущову |
|||
Тело, изнашивающее |
Вид |
Наличие |
Пример Изнашивающейся |
деталь |
трения |
смазки |
детали |
Сопряженная де- |
Скольжение |
Со смазкой |
таль машины |
|
Без смазки |
|
|
|
|
Качение |
Со смазкой |
|
|
Без смазки |
Твердое сплошное |
Скольжение |
— |
тело |
|
|
|
Качение |
— |
Твердые частицы, |
Скольжение |
— |
отдельные пли сцеп |
|
|
ленные в непроч |
|
|
ную массу |
Качение |
— |
|
||
Твердые частицы в |
Поток ЖИДКОСТИ |
|
потоке |
|
|
|
Газовый |
поток |
Движущаяся жид- |
Удар капель воды |
|
кость |
|
|
Кавитация
Вал II подшипник Поршень и цилиндр Тормозная колодка іг колесо вагона
Подшипник качения Опорный ролик nb рельсу гусеницы трак тора
Резец о стружку Измерительный калибр- о деталь Автомобильная шина о- твердую дорогу
Лемех плуга о почву
Размалывающие бегу ны о глину
Лопатки насоса, качающего воду, содержа щую песок Лопатки дымососов
Лопатки паровой турбины ступени низкого давления Лопатки центробежного насоса
кация видов износа по служебным признакам изнаши вания деталей (табл. 1).
М. М. Хрущов считает признаками для классифика ции условий службы материала деталей, влияющих на изнашивание, род тела, при трении о которое происхо дит изнашивание деталей машин, виды трения (трение скольжения и трение качения) и наличие смазки. На основе этого автор составил классификацию типовых внешних условий службы деталей, которые включают в--
себя двенадцать пунктов. Большая разновидность вы звана тем, что род тела, при треннп о которое происхо дит изнашивание деталей машин, рассматривается как сопряженная деталь; твердое сплошное тело, не являю щееся сопряженной деталью; твердые частицы, отдель ные пли сцепленные в непрочную массу; твердые части цы в жидкостном потоке; твердые частицы в газовом потоке; движущаяся жндко'сть.
Автор предложил следующую классификацию: абра зивное изнашивание; изнашивание вследствие пласти ческой деформации; изнашивание при хрупком разру
шении; изнашивание при |
схватывании; |
коррозионное |
изнашивание; окислительное изнашивание. |
||
Первые три вида относятся к механическим процес |
||
сам разрушения поверхностей трения; |
четвертый — к |
|
молекулярно-механическим |
процессам разрушения по |
верхностных слоев сопряженных деталей; пятый и ше стой — к коррозионно-механической группе изнаши вания.
Классификация М. М. Хрущова, по замечанию само го автора, будет в дальнейшем дополняться и улучшать ся, так как глубокое изучение явлений изнашивания де тален машин начато совсем недавно и нельзя считать, что все виды изнашивания известны.
Основываясь на своей классификации, М. М. Хрущов и М. А. Бабичев провели ряд глубоких исследова ний, представляющих большой научный и практиче ский интерес. Авторы экспериментально установили, что при трении однородного твердого тела об абразив ную поверхность, обладающую постоянством абразивной способности, в условиях отсутствия влияния среды, от сутствия структурных превращений в материале тру щегося тела, при постоянстве условий трения имеет ме сто прямая пропорциональность между величиной изно са и длиной пути трения
Ah = CAL, |
(10) |
где Ah — величина линейного износа; AL — длина пути трения; С — коэффициент пропорциональности; Ah/AL— интенсивность изнашивания.
Эксперименты показали, что в случае, когда условия трения остаются прстоянными, а повышение давления на поверхности трения не ведет к практически заметно
му повышению температуры п изменению свойств по верхностного слоя испытуемого материала, интенсив ность изнашивания оказывается прямо пропорциональ ной величине давления: А/i/AL = CP, где Р — величина давления.
Однако следует отметить, что в сопряженных парах, работающих в реальных условиях, эта зависимость не всегда соблюдается.
М. М. Хрущов и М. А. Бабичев [161] эксперимен тально установили, что при абразивном ■изнашивании чистых металлов и отожженных сталей между износо стойкостью и числом твердости сохраняется зависи мость в виде прямой пропорции Е = Ь Н = const.
Исследования на абразивное изнашивание различ ных сталей в состоянии поставки показало, что для них зависимость износостойкости от твердости выражается той же общей закономерностью, тем же коэффициен том Ь.
Вместе с тем для сталей с различной термической обработкой зависимость между износостойкостью и твердостью иная. В данном случае износостойкость возрастает с увеличением твердости, хотя значительно медленнее, чем для чистых металлов и термически необ работанных сталей. С увеличением содержания угле рода в сталях зависимость износостойкости от твердо
сти имеет линейный характер и |
может |
быть выражена |
||
е |
=г е ; ± ь (н - |
н 0), |
|
(і і ) |
где Е0 — относительная износостойкость |
стали |
в отож |
||
женном состоянии; |
b — коэффициент пропорционально |
|||
сти, зависящий от |
химического |
состава стали; Н0— |
||
твердость материала в отожженном состоянии. |
деталей, |
|||
Однако следует |
заметить, что |
при работе |
между поверхностями которых находится абразив, опи санная выше закономерность не соблюдается, т. е. твер дость в данном случае не определяет износостойкости. Твердая деталь, работающая в паре с мягкой, изнаши вается быстрее. Это объясняется тем, что. абразивные частицы внедряются в поверхность мягкой детали и вы ступают как многогранный инструмент, срезающий верхние слои твердой детали.
М. М. Хрущов и М. А. Бабичев исследовали влияние
2 5
различной степени наклепа на износостойкость чистых металлов и некоторых сплавов. Выявлено, что при абра зивном изнашивании наклеп не оказывает влияния иа износостойкость.
Результаты всех экспериментальных работ, прове денных авторами, могут составить основу для построе ния теории абразивного изнашивания.
Науку о трении и износе материалов значительно пополнил своими работами Б. И. Костецкий [78, 80]. Автор посвятил исследования изучению закономерно стей процесса трения, изнашивания деталей машин, определению физических и химических явлений, проис ходящих при трении, разработке методики металловед ческого исследования явлений изнашивания, системати зации видов изнашивания. Им применен комплексный метод исследования микрорельефа, тепловых полей, структурных и фазовых превращений в материале, воз
никающих |
в поверхностных слоях при изнашивании. |
В процессе |
исследований автор установил, что каждая |
работающая деталь или сопряжение деталей имеет чет ко выраженный ведущий вид износа, определяющий стойкость детали при ее эксплуатации. Одновременно имеют место сопутствующие виды износа, оказывающие незначительное влияние на работу трения и износ со пряженных деталей. В основе процессов, происходящих при различных видах изнашивания, лежат явления, под чиняющиеся законам физики твердого тела и металло ведения.
Б. И. Костецкий подчеркивает, что наличие ведуще го вида изнашивания позволяет свести задачу об изу чении ряда сложных явлений изнашивания в деталях машин к изучению в каждом конкретном случае только одного ведущего вида.
Автор утверждает, что величина износа определяет ся в первую очередь внешними факторами: родом и ха рактером трения; величиной давления на поверхностях трения и характером положения нагрузки; скоростью взаимного перемещения трущихся поверхностей и изме нения скорости во времени; способом подвода, количе ством и качеством смазки; температурными условиями; коррозирующими воздействиями и качеством образую щихся поверхностных пленок; присутствием абразивов, их качественной и размерной характеристикой; сте
26
пенью и характером удаления продуктов износа; фор мой и размером трущихся поверхностен, определяющи
ми |
условия |
трения: охлаждение, |
подвод смазки и |
т. д., |
начальным состоянием поверхностей. |
||
Основными |
видами изнашивания, |
по Б. И. Костец- |
кому [80], являются изнашивание схватыванием I рода, окислительное, тепловое или изнашивание схватывани ем II рода, абразивное и осповидное.
В своих работах автор дал исчерпывающую харак теристику и теоретическое обоснование каждого вида изнашивания.
Б. И. Костецкий считает, что критерием для построения теории износостойкости металлов должны служить установленные законы разрушения поверхностных сло ев при трении и анализ физических явлений, происходя щих в поверхностных слоях трущихся материалов, опре деляющих вид трения и механизм изнашивания. Износостойкость зависит от свойств сопротивления металла данному виду изнашивания. Повышение износостойко сти достигается путем усиления тех свойств, которые оказывают сопротивление данному виду изнашивания. Эффективным в решении этого вопроса является созда ние таких условий работы трущихся пар, при которых вместо нежелательных видов (схватывание I и II рода, абразивное, осповидное) протекало бы окислительное изнашивание. Этого можно достичь изменением свойств, поверхностного слоя трущихся пар.
Изучению износа и его классификации посвятил свои исследования и Д. В. Конвисаров [70]. Автор рассмат ривает износ как результат проявления трех процессов: хрупкого скалывания частиц, пластического деформиро вания (смятия) и окисления. Этому же вопросу посвя щены некоторые работы Б. Д. Грозина [39], который считает, что из-за многообразия явлений, приводящих к износу, классификация видов износа вообще теряет вся кий смысл.
Классификация видов износа описана в работах не которых зарубежных авторов. Барвелл и Стронг [11] выделяют виды износа вследствие адгезии, коррозии, при наличии абразивных частиц, вследствие пропахива ния твердыми неровностями более мягкого контртела и износ по другим причинам — эрозии поверхностей, уста лости и т. п.
27