Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Барвелл особо выделяет непрерывный износ, выра жающийся в удалении металла в виде небольших час тиц, уносимых смазкой без порчи поверхности. Этот вид износа может продолжаться в течение длительного вре мени, прежде чем его влияние станет ощутимым.
К нежелательному виду износа автор относит задир поверхности, который приводит к невозможности даль нейшего использования детали. Причиной задира явля ется высокая температура, возникающая в точках не посредственного контакта.
Барвеллом в особые группы выделены износ при трении качения, являющийся следствием усталости ме талла, и абразивный износ.
Наиболее тяжелой формой разрушения поверхности Барвелл считает «усталостную коррозию», которая ха рактеризуется появлением на поверхности осповидных углублений и скоплением окислов. Смесь наклепанного металла окислов, продуктов химических реакций уско ряет ухудшение поверхностей и ее износ.
Блок [16] отмечает, что при всем многообразии ви дов износа общим для них является перенапряжение поверхностного слоя металла. Поэтому в основу класси фикации нужно взять те виды износа, в которых пере напряжения проявляются особенно сильно. К первому классу автор отнес односторонний износ (или эрозию), ко второму — двусторонний износ, к последнему — аб разивный, адгезионный износ и износ за счет усталост ного разрушения поверхности.
Схематическая классификация Блока не дает реко мендаций, при каком виде износа поверхность сможет работать, не теряя служебных свойств более длитель ное время. Этого недостатка не имеют классификации Б. И. Костецкого и Барвелла.
Некоторые зарубежные ученые считают, что сила трения и износ поверхности возникают вследствие взаимодействия тел, образования мостиков сварки под действием температуры трения и разрушения этих мо стиков. Объемное деформирование поверхностных сло ев, по их мнению, играет второстепенную роль, что для металлов оно всегда пластическое, а это значит, что коэффициент трения является величиной постоянной и его значение выражается отношением сопротивления на срез к твердости менее прочной составляющей пары
•28
трения. Такая точка зрения противоречит действитель ному положению вещей.
II.В. Крагельскин, Б. И. Костецкпй, М. М. Хрущов
идругие ученые придерживаются иной точки зрения: образование мостиков сварки в нормальных условиях трения устраняется применением различных смазок и пленок (окислов). Основную роль при трении и износе играет объемное упругое и пластическое деформирова
ние мнкроиеровиостей и в результате многократного де формирования усталостное разрушение их. Коэффи циент трения изменяется для данной пары в зависимо сти от давления, размера поверхности, температурного режима, ибо он представляет собой комплексную харак теристику свойств тел, режимов скольжения.
Финч [154, 155], изучая явления схватывания в за висимости от давления и температуры, сделал вывод, что в этом процессе немаловажную роль играет пласти ческая деформация, которая приводит к разрушению окисных адсорбированных пленок, предотвращающих схватывание. Различную склонность к схватыванию раз ноименных пар металлов автор объясняет их различ ными физическими свойствами, главным образом раз личной твердостью и изнашиваемостью окисных пленок.
Финк [152, 153] при исследовании влияния окисле ния металлов при трении качения на износ трущихся пар пришел к заключению, что окисление металлов при их износе трением второго рода резко увеличивает ко эффициент трения, является промежуточным этапом разрушения трущихся поверхностей, что окислению со путствует пластическая деформация поверхностного слоя. На основе экспериментов автор развил свою те орию окисления трением.
Б. И. Костецкий, изучая работы Финка, отметил основной недостаток его исследований: они проводились при трении II рода. Трение II рода характеризуется упрочнением поверхностных слоев металла, остаточны ми напряжениями I рода и явлениями усталости метал ла. Все это вызывает ведущий осповидный износ. Окис ление поверхностного слоя — второстепенный вид износа, сопутствующий осповидному — основному.
Вероятно, для глубокого изучения характеристик износа недостаточно исследовать только продукты изно
29
са, следует исследовать все явления (физические и хи мические), происходящие в поверхностных слоях. Толь ко в этом случае можно объяснить законы трения и ока зать влияние иа износ. В теории Финка эти положения отсутствуют, его эксперименты дали лишь некоторое представление о влиянии кислорода и азота на износ при трении металлов.
Из рассмотренных работ видно, что единой четкой классификации износа нет. Анализ исследований, прове денных многими авторами, говорит о том, что класси фикация износа по признакам разрушения поверхности трения деталей машин в процессе их работы не вносит ясности в рассматриваемый вопрос. До сих пор нет еди ного мнения о механизме изнашивания материалов. Возможно, прав Б. Д. Грозин [40], следует ли зани маться классификацией видов износа, не лучше ли изу чать эти явления, вызывающие их факторы, и получен ные результаты использовать для повышения надежно сти и долговечности деталей машин.
Глава II
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
1.Объект исследований, аппаратура
иоборудование
Исследования велись в направлении, позволяющем установить влияние некоторых технологических режи мов обкатывания поверхности роликами на ее физикомеханические свойства; влияние степени наклепа на интенсивность изнашивания поверхности в условиях смаз ки и при «сухом» трении скольжения. Предусматрива лось также изучение вопросов, связанных с целесооб разностью применения обкатывания роликами поверх ности деталей действующих машин и механизмов. На основании результатов исследования были сделаны со ответствующие выводы о возможности получения эффек та упрочнения стальной поверхности ППД, о ее эксплу атационных свойствах, повышении долговечности и ра ботоспособности деталей машин.
Исследовались стали 15, 35, 45, 45Г2, 55ПП. Выбор материалов обусловлен их широким применением во всех отраслях машиностроения. Сталь 45Г2 с повышен ным содержанием дешевого легирующего элемента на ходит применение в сельскохозяйственном, промышлен
ном машиностроении и |
ремонтном |
производстве, она |
||
во многих |
случаях может заменить |
высоколегирован |
||
ные стали. |
ГОСТ 1050-60 предусмотрено |
производство |
||
большого |
количества |
марганцовистых |
качественных |
конструкционных сталей от стали 15Г до стали 70Г. Хи мический состав сталей представлен в табл. 2.
Стали, из которых изготовлялись образцы, термиче ски обрабатывались по режиму: нагрев и выдержка в течение 1,5 час в электропечи с последующим свобод ным охлаждением на воздухе. Этим процессом дости галась более упорядоченная равномерная структура, снимались внутренние напряжения и тем самым обеспе чивалась стабильность данных при исследованиях.
31
|
|
|
|
|
|
|
Т а б |
л и ц а 2 |
|
Химический |
состав |
исследуемых |
сталей |
|
|
||
Марка |
|
|
Химический состав, |
% |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стали |
с |
Мп |
Сг |
Ni |
|
Р |
S |
Si |
|
|
|||||||
45 |
0,44 |
0,60 |
0,10 |
0,10 |
0,011 |
0,03 |
0,30 |
|
35 |
0,38 |
0,63 |
0,10 |
0,07 |
0,008 |
0,01 |
0 ,3 6 |
|
15 |
0,13 |
0,25 |
0,10 |
0,12 |
0,009 |
0 ,0 3 |
0,20 |
|
45Г2 |
0,47 |
1,49 |
0,10 |
0,14 |
0,017 |
0,04 |
0,32 |
|
55ПП |
0 ,55 |
0,20 |
0,15 |
0 ,25 |
0,040 |
0,04 |
0,30 |
Для обкатывания применялись образцы втулки цилиндрической формы с наружным диаметром 40,2, внутренним— 16, высотой 70 мм, изготовленные при обычных режимах резания (рис. 1). Шероховатость на ружной поверхности соответствовала 6-му, а внутрен ней — 7-му классам чистоты по ГОСТ 2789-59.
Цилиндрические втулки одевались на оправку и об катывались по наружной поверхности с помощью двухроликового и трехролпкоБОго пиевмогидравлического приспособления, закрепленного на направляющих стан ка вместо суппорта (рис. 2, 3). Ролики приспособления диаметром 130 мм были изготовлены из стали марки ШХ15, закалены до твердости HRC 62 ед., рабочая по верхность их полирована. Профильный радиус упроч няющего ролика 10, сглаживающего — 50 мм.
Рис. I. Заготовки образцов: 1— наружная цилиндрическая по верхность после точения; 2 —■ поверхность после обкатывания
Геометрия инструмента и его расположение на осно ве литературных данных и предварительных опытов выбраны с учетом получения наибольшей глубины упрочнения и минимальной высоты микронеровностеи поверхности без ее искажения. Ролики во время рабо-
32
ты имели возможность самоустанавливаться относитель но обрабатываемой детали (плавающая система), при чем упрочняющий ролик опережал . сглаживающий на 2—3 мм.
Обкатывание проводилось при обильной смазке ма
шинным |
маслом |
с |
усилием |
на |
ролики |
от |
2,4 до |
|||
24,5 кН, при подачах от 0,14 до |
0,37 мм/об, с |
числом |
||||||||
проходов |
от одного до десяти, |
постоянной |
скорости V |
|||||||
= 0,63 м/с. |
после |
обработки |
разреза |
ш2-Змн |
||||||
Втулки |
||||||||||
лись на кольца высотой |
10 мм с при |
|||||||||
пуском 0,3 мм под |
|
шлифовку |
торцов. |
|||||||
При этом обеспечивалась весьма ма |
||||||||||
лая поперечная подача с обильным |
||||||||||
охлаждением зоны резания. Шлифовка |
||||||||||
торцов проводилась |
на плоскошлифо |
|||||||||
вальном станке при охлаждении эмуль |
||||||||||
сией. Для |
сравнительных |
испытаний |
|
|
|
были изготовлены кольца тех же разме-
Рис. 2. Схема обкатывания цилиндрических детален двухролнковым приспособлением на токарно-винторезном станке: / —упрочняющий ролик; 2 — обрабатываемая деталь; 3 — сгла живающій“! ролик
ров, с шлифованной наружной поверхностью (8-й класс чистоты). Полученные таким образом образцы являлись объектом исследования при всех экспериментах (рис. 4).
Для металлографического исследования изготавлялись микрошлифы с косым срезом. Металлографические исследования проведены по общепринятой методике на микроскопе МИМ-8М. Электронно-микроскопические исследования выполнены на электронном '- микроскопе ЭМ-3 при увеличении в 5400— 10000 раз:.
Твердость образцов до и после обкатывания измеря лась на приборе ТП (по Викерсу). При испытании на износ твердость поверхности трения измерялась на при боре микротвердости М. М. Хрущова и Е. С. Берковича ПМТ-3 при нагрузке на индентор 50 г. Оба прибора бы-
3. Зак. 1200 |
33 |