ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Эк о н о м и к а
ГТРОИТЕЛЬСТВА
УПРАВЛЕНИЕ
КАЧЕСТВОМ
СТРОИТЕЛЬСТВА
Под общей редакцией
И . А . А К И М О В О М
М О С К В А С Т Р О Й И 3 Д А Т
1974
Коятрошы*; экземпляр
У Д К 69.05 : 658.562 : 65.014
Авторы: И. |
А. А к и м о в а , |
Ю. |
Г. Б о л т я и с к и ft, |
А. П. А н а- |
иова , Л. И. |
П о к р а с с , В. |
Д. |
Ш а п и р о , Э. Е. |
О с т р о в , |
Л. С. Э к с л е р, |
В. С. Сыт и и к. |
|
|
|
Управление качеством строительства. Под. общ. ред. И. А. Аки мовой. М., Стройиздат, 1974. 200 с. Авт.: И. А. Акимова, 10. Г. Бол тянский, А. П. Анаиова и др.
В книге обоснована необходимость комплексного решения проб лемы качества и показана взаимосвязь организационно-технических, экономических и других методов воздействия на уровень качества в строительстве. Дан анализ результатов внедрения форм и методов управления качеством и приведены рекомендации по их дальнейшему совершенствованию.
Книга предназначена для инженерно-технических работников строительных и научно-исследовательских организаций.
Т ябл 9Q игт 1П rnwrnv пнт • 7А НЭЗВ
047(01)-74
Титульный редактор
ИНЕССА АЛЕКСАНДРОВНА АКИМОВА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА
* * •
Редакторы издательства В. В. Хорева, JJ. М. Осенко Технический редактор В. М. Родионова Корректор В. С. Серова
Сдано |
в |
набор |
1.VIII 1973 г. |
Подписано |
к печати 15.1 1974 г. |
|||
Т-03905. |
|
Формат |
84ХЮ8'/з2 |
Д- л. |
Бумага |
типографская |
№ 3. |
|
10,5 уел. |
печ. л. (уч.-нзд. 11,24 л.). |
Тираж 20 000 |
экз. |
|||||
|
|
Изд. № A-VI 3532. Зак. № 922. Цена 56 коп. |
|
|||||
|
|
|
Стройиздат |
|
|
|||
|
|
103777, Москва, Кузнецкий мост, д. 9 |
|
|||||
|
Владимирская типография |
Союзполиграфпрома |
|
|||||
при Государственном комитете Совета Министров СССР |
||||||||
по |
делам издательств, |
полиграфии и книжной торговли |
||||||
|
|
Гор. Владимир, |
ул. Победы, |
д. 18-6. |
|
П Р Е Д И С Л О В И Е
Под управлением качеством продукции понимается «установление, обеспечение и поддержание необходимо го уровня качества продукции при ее разработке, произ водстве и эксплуатации, осуществляемое путем систе матического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на каче ство» (ГОСТ 15467—70). Управление качеством продук ции является частью общей системы управления произ водством.
Сложность решения проблемы качества зданий (со оружений) заключается в том, что она охватывает про ектирование, производство строительных материалов, изделий и конструкций и производство строительно-мон тажных работ. Предлагаемая читателю, работа посвя щена главным образом вопросам обеспечения качества строительно-монтажных работ1. Вопросы обеспечения качества строительных изделий и конструкций рассмат риваются в связи с их влиянием на качество строи тельства.
Обеспечение качества строительства является важ нейшей отраслевой экономической задачей, так как вы полнение и сдача работ с дефектами приводит к значи тельным затратам строительных организаций, не говоря уже об ущербе для отраслей заказчиков. По данным выборочных обследований, непроизводительные затраты из-за низкого качества строительства составляют около 2,5% сметной стоимости, при этом 67% обнаруженных дефектов, по данным НИИСП Госстроя УССР, вызыва ется нарушением требований СНиП и отступлениями от проектов.
Авторы книги показывают достижения и недостатки сложившихся методов управления качеством строитель но-монтажных работ, давая ряд рекомендаций по их со вершенствованию.
На многих стройках успешнр осуществляются те или иные мероприятия по улучшению качества строитель ства, разработанные с помощью научно-исследователь ских институтов, оргстроев, технических инспекций, но большей частью эти мероприятия проводятся разроз ненно. Внедрение комплекса (системы) мероприятий
1 Именуемого также «качеством строительства».
I * |
3 |
дает возможность эффективнее воздействовать на каче ство строительства. Тем более важно знать основные мероприятия, входящие в этот комплекс, и практику их применения.
Многогранность проблемы обусловила привлечение к работе над книгой специалистов различного профиля. Сложность и неразработанность отдельных вопросов позволила лишь поставить их, но не решить. Мы наде емся, что постановка этих вопросов привлечет к ним вни мание широких кругов практических и научных работ
ников, а следовательно, явится |
своеобразным толчком |
к разработке и внедрению ряда |
важных мероприятий. |
Книга подготовлена авторским коллективом в соста ве: канд. экон. наук И. А. Акимовой (НИИЭС Госстроя
СССР) —предисловие, главы I (1, 3), VI и VIII, канд. юрид. наук Ю. Г. Болтянского (НИИЭС Госстроя
СССР) — глава VII; А. П. Анановой (НИИЭС Госстроя
СССР) — глава VIII; Л. И. Покрасса (НИИСП Госстроя УССР) — главы III (1, 3, 5), IV (2), V; канд. техн. наук В. Д. Шапиро и канд. техн. наук Э. Е. Острова (ВНИИСТ Миннефтегазстроя) — главы I (2), IV (1); Л. С. Экслера (ЦНИИЭП жилища Госстроя СССР)— глава II; канд. техн. наук В. С. Сытника (ЦНИИОМТП Госстроя
СССР) — глава III (2); канд. техн. наук Э. Е. Острова — глава III (4).
Г л а в а I. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА
1. Необходимость комплексного внедрения мероприятий, направленных на повышение качества строительной продукции
Государство заинтересовано в строительстве объек тов такого качества, которое при минимальных затратах на возведение и эксплуатацию этих объектов в наи большей мере удовлетворяет современным потребностям общества. Это положение зафиксировано в важнейших партийных и правительственных документах. В решени ях XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. вопросы повышения эффективности капитальных вложений не посредственно связаны с улучшением качества возводи мых зданий и сооружений.
Проблема повышения качества зданий и сооружений решается в двух основных направлениях: повышением технико-экономического уровня зданий и сооружений, устанавливаемого при разработке нормативной доку ментации и проектировании, и обеспечением норматив ного уровня качества строительных материалов, деталей и конструкций, строительно-монтажных работ.
Различают качество потребительское — степень удов летворения потребителя качеством данной продукции и качество производственное (качество изготовления продукции) — степень соответствия продукции требова ниям нормативных документов.
Производственное качество, т. е. качество строитель но-монтажных работ, проектирования, изготовления строительных деталей и конструкций, является важным фактором формирования потребительского качества зданий и сооружений.
По мере технического и социального прогресса зада ча повышения потребительских свойств продукции ста новится все более насущной. В этой связи значение целе направленного и взаимоувязанного воздействия на усло вия и факторы, формирующие качество зданий и соору жений, возрастает.
Необходимость комплексного воздействия на качест во продукции в строительстве диктуется:
5
дальнейшей специализацией организаций и предпри ятий, участвующих в создании строительной продукции; расширением ассортимента строительных материа
лов и конструкций; появлением новых объемно-планировочных, конст
руктивных и технологических решений; увеличением стоимости общественного продукта,
создаваемого в строительстве, вследствие чего даже низкий процент брака приносит многомиллионный ущерб, и др.
Наличие многих этапов, на которых формируется качество законченной продукции, также требует одно временного и взаимоувязанного воздействия на уровень качества как конечной, так и частичной продукции, соз даваемой на конкретном участке производства. В этой связи важно выделить три основных этапа формирова ния качества зданий (сооружений), имея в виду разра ботку мероприятий по управлению качеством примени тельно к этим этапам: проектирование; производство строительных материалов и конструкций; строительномонтажные работы. Требования к качеству на каждом этапе устанавливаются нормативно-технической доку ментацией. Поэтому нормативно-техническая докумен тация является главным методом воздействия на каче ство проектов, стрительных материалов и конструкций, строительно-монтажных работ.
Качество строительной продукции определяется мно жеством разнообразных показателей. Это обусловлива ет рассмотрение проблемы с разных аспектов.
Так, технический аспект рассматривает надежность, долговечность, прочность, технологичность и другие свойства зданий (сооружений) и отдельных их элемен тов; социалогический — степень соответствия строитель ной продукции требованиям сложившегося или перспек тивного уровня жизни населения и требованиям после довательного улучшения условий труда; экономиче ский— затраты на достижение данного уровня качества и, следовательно, экономические отношения между про изводителем и потребителем данной продукции. Эконо мическая сторона проблемы включает установление оп тимальных соотношений между величиной нормативов качества и затратами на их обеспечение, а также раз работку эффективных методов достижения оптимально го уровня качества (планирование, экономическое сти
6
мулирование качества, определение экономической эф фективности повышения качества). Правовой аспект связан с разработкой нормативных документов, регла ментирующих отношения между заказчиком и исполни телями по производству продукции различного уровня качества.
Таким образом, качество строительной продукции яв ляется объектом исследования инженеров, технологов, экономистов, юристов, что также требует комплексного подхода к решению проблемы качества.
Суть проблемы заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень качества в нормативных докумен тах, обеспечить заданный уровень в процессе производ ства и поддерживать его в процессе эксплуатации стро ительной продукции.
Целенаправленное воздействие на качество строи тельной продукции осуществляется на уровне (в масшта бе) государства, отрасли, отдельных организаций.
На уровне государства разрабатываются мероприя тия, затрагивающие интересы общества в целом или ряда отраслей народного хозяйства. К таким мероприя тиям относятся: регулирование социального аспекта качества зданий (сооружений) по мере повышения жиз ненного стандарта и выделение на эти цели соответст вующих ресурсов; создание соответствующей экономи ческой ситуации, при которой повышение качества ста новится выгодным организациям и предприятиям; совершенствование нормативов конкретных отношений по производству зданий и сооружений разного уровня качества; осуществление надзора за качеством строи тельной продукции и разработка норм организационно правового и юридического содержания.
На уровне отрасли1 разрабатываются и утвержда ются показатели качества, производится оценка его уровня, разрабатываются конкретные меры экономиче ского имморального стимулирования повышения каче ства. Отрасль совершенствует отдельные системы обес
1 Под отраслью в ГОСТ 1.0-68 понимается совокупность пред приятий и организаций независимо от их территориального располо жения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих или из готовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номен клатуре продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.
7
печения качества (включая систему ведомственного конт роля), проводит необходимые эксперименты и т. д. В этой связи на отрасль ложится ответственная задача научного обоснования мероприятий, воздействующих на качество на всех уровнях управления.
На базе государственного и отраслевого воздействия на качество строительно-монтажная организация (пред приятие) разрабатывает свой комплекс взаимосвязан ных мероприятий по обеспечению качества производства работ — инженерных, технологических, экономических, социальных и юридических, санкционируемых админи страцией данной организации и применяемых только внутри нее и в отношениях между смежниками или за казчиками. К этим мероприятиям относятся: внедрение самоконтроля, операционного контроля, премирование работников за качество выполненных работ, применение санкций к поставщикам материалов, предусмотренных в договоре о поставках, внедрение систем обеспечения качества на предприятии (в том числе Саратовской системы бездефектного выполнения работ) и т. п.
Примерный перечень мероприятий целенаправленно го воздействия на качество продукции представлен на рис. 1. Схема дает представление об их взаимосвязи, необходимой для того, чтобы создать систему управле ния качеством. Сегодня в строительстве внедрены не все мероприятия, воздействующие на уровень качества про дукции. Например, система объективной и полной ин
формации о качестве на всех ступенях |
производства |
и эксплуатации продукции практически |
не действует. |
Система учета качества в ценах требует значительного усовершенствования. Система контроля качества не имеет четкой согласованной структуры. И что важнее всего, отдельные мероприятия, влияющие на уровень качества, не получают должной экономической оценки.
Создание взаимосвязанной системы управления ка чеством строительной продукции требует прежде всего разработки:
критериев и методов определения уровня качества на всех этапах создания строительной продукции;
методов планирования качества; методов дифференциации цен в зависимости от уров
ня качества; методики определения экономической эффективности
от повышения качества продукции.
8