ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Требуется также разработать и внедрить в практику ряд нормативных документов, обеспечивающих эффек тивное управление качеством. Это — положение о служ бах управления качеством в отрасли и в строительных предприятиях; положение о методах и порядке проведе ния контроля качества; документация по учету качества продукции и качества труда работников; методы обра ботки информации о качестве на всех стадиях создания строительной продукции.
Как бы тщательно ни были продуманы мероприя тия по управлению качеством, на практике постоянно происходят отклонения от заданного уровня качества изза разнообразных помех — неритмичности производства,, недостатков в материально-техническом снабжении, отсутствия квалифицированных кадров и т. п.
Поскольку появление случайных помех неизбежно, крайне важно предоставить отдельным звеньям управ ления известную свободу воздействия на качество. В этой связи следует еще раз остановиться на экономи ческих методах такого воздействия. Назначение эконо
мических |
стимулов |
в |
данном случае заключается |
|
в том, чтобы предоставить заказчику |
(потребителю) |
|||
возможность заплатить более высокую |
цену за продук- |
|||
* цию высшего качества и отказаться от |
продукции из-за |
|||
ее низкого |
качества, |
а |
производителя |
заинтересовать |
в выпуске продукции с лучшими потребительскими свой ствами. Цена, нормативы отчисления в поощрительные фонды, премирование и санкции призваны создавать из
вестный автоматизм системы управления |
качеством |
в каждом конкретном случае. |
|
Важнейший практический шаг по созданию условий |
|
обеспечения качества — совершенствование |
методов |
планирования. В настоящее время планирование вы пуска конечной продукции подчас оторвано от планиро вания ресурсов и материально-технической базы. Сба лансированность планов должна означать не просто арифметическое равенство спроса и предложения, а воз можность удовлетворения постоянно колеблющегося спроса. Практика показывает, что в условиях научнотехнического прогресса абсолютной стабильности спро са быть не может. Некоторое превышение предложения даст возможность выбора поставщика и отказа от за ключения невыгодного договора. Не купленные строи тельными организациями материалы, конструкции, ме
10
ханизмы н т. д. могли бы быть использованы по другому назначению, в других сферах производства с соответст вующей скидкой в цене.
Таким образом, целенаправленное воздействие на уровень качества объединяет чрезвычайно широкий круг мероприятий и охватывает, по существу, основные функциональные подразделения административного уп равления. Техническая и экономическая политика, пла нирование и правовое регулирование определяют каче ство создаваемой в отрасли продукции. Понятно, что управление качеством зданий и сооружений предусмат ривает параллельное управление качеством в проекти ровании при производстве строительных материалов и конструкций, при выполнении строительно-монтажных работ.
2. Основные элементы отраслевой системы управления качеством строительно-монтажных работ
К управлению качеством строительно-монтажных работ возможно и целесообразно применение ряда об щих принципов системы управления. Управление качест
■S
„Информация"
Рис. 2. Система регулирования (управления)
вом строительно-монтажных работ должно охватывать весь производственный процесс с момента поступления сырья (включая разработку технологии, оснащение про изводства, хранение материалов, организацию производ ственного процесса).
11
Схему управления любой системой можно предста вить в формализованном виде (рис. 2). Считается, что процесс управления системой в общем случае включает
следующие этапы:
выбор и назначение вида информации о состоянии системы на ее выходе (информация);
определение количественных значений показателей, характеризующих состояние системы (контроль, изме рение) ;
соизмерение полученных значений с величинами, принятыми за образец (эталон), и определение степени соответствия или расхождения фактических и эталон ных значений (оценка);
принятие решений о необходимости приложения корректирующего воздействия для ликвидации отклоне ния от нормы;
выбор и обеспечение необходимого материального воздействия на входе регулируемой системы для внесе ния определенной коррекции в параметры ее функцио нирования (регулирование).
Применительно к качеству схема управления для каждого этапа, на котором создается строительная про дукция, должна быть представлена некоторой объектив ной последовательностью воздействий, начиная с полу чения информации, контроля и количественной оценки, принятия решения о сфере и уровне приложения управ ляющего воздействия и кончая выбором наилучших средств и методов для достижения запланированных по казателей качества. Иначе говоря, процесс управления качеством может быть изображен в виде формализован ной, строго определенной совокупности (системы) фор мирующих ее элементов, что весьма важно при решении методических и практических вопросов.
Принципиальная система управления качеством строительной продукции на основных этапах ее форми рования представлена на рис. 3.
Система управления для каждого этапа формирова ния качества (научно-исследовательских работ и разра ботки нормативных документов, проектирования, произ водства продукции строительной индустрии, строительномонтажных работ, эксплуатации готовых объектов) должна состоять из совокупности последовательно сое диненных подсистем.
12
Подсистема |
|
|
|
„Принятие решения" |
|
Принятие решения |
Пуедшетот1^ ~ |
^ мости коррек- |
о сфере и уровне |
возможных Сферах и |
|
т рет ирую щ их |
|||
г§ ТШёиаши |
бездействий |
уровнях коррекций |
|
|
, ция о фактическом Выполнении объема |
||
|
корректирующих бездействий |
||
I I |
|
Научно-исслеВоВатель ■ |
|
|
ские работы |
||
Itx Iix |
уо» |
|Лроектно - изыскатель |
|
|
5& |
ские |
работы |
istS- |
Од^ |
|
|
5Л |
|
|
Разработка Вариантных решений(ардшсучётом
их экономической Эффе ктивности при данных
технических условиях
*1 '§
fct Q Э C^rSP
1 «
Оценка фактического состояния качества
<'степени соответствия
заданному уровню)
Рис. 3. Функциональная схема системы управле ния качеством строитель ной продукции
Подсистема
/„.Оценка и оптимизация"
Информация о |
Надзор и |
Эталоны |
|
качестВе |
|||
контроль |
|||
чроектироВиния |
|
||
|
|
|
е |
|
Строительно ■ |
Информация о |
Надзор и |
Нормы и |
||
|
? 1 |
монтажные работы |
качестве |
контроль |
стандарты |
|||
|
|
|
строительства |
|||||
|
| |
| |
Зксплуатация |
Информация о |
|
|
|
|
|
■5И |
качестве |
надзор |
- = а Нормы |
||||
|
|
|
сооружения |
|||||
|
|
|
|
|
эксплуатации |
|
|
|
Подсистема |
I |
Объект |
управления / |
Подсистема |
Подсистема |
; |
Подсистема |
|
Обеспечение Выполнения |
|
|
„ Информация о качестве" „Надзор и контроль за |
|
„Нормативная база" |
|||
коррекции " |
|
|
|
|
качеством ” |
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Схема управления качеством строительства в масштабе отрасли (на примере Мяннефтегазстроя)
Планирование Внедрении техничесних,органи зационных, Воспитательных и экономических м е роприятий повышения начестба строительства
|
|
|
§ >§ |
I |
|
|
&& |
|
|
э § |
|
|
|
|
== I1 |
|
|
|
§ I |
51 Ш |
1 |
I |
§ g |
|
51 |
|
|
|
|
£5 |
|
Оценка экономической Эффективности мере - приятиипо повыш ению' качества
Информационно-поисковая система о фактическом
состоянии качества строительства
Порядок Ведения и оформления |
Регистрационные корты дефек |
|
первичной исполнительской |
тов,отклонении от Сни П, ТУ, |
|
документации____________ |
проектов |
____________ |
Система количественных оценок и ат тестации качест ва строительной продукции
Количественная оцен- |
Количественная оцен |
т качества строитель |
на качества продукции |
номонтажных работ |
строительной индустрии |
количественная оцен на и аттестация ка чества законченных
строительныходьентоб
Система производственного контроля за качеством
__________________ строительства_______________
§ й й
! t - i s
г* И
| ' § | !
*55; Са. «о
| ё | |
|
I A § |
|
|
§ |
^ |
|
■5з*3 5 |
|
' n ! Q |
^ ^ |
3 ^ са |
i r |
I I |
l-t' |
i s ? | |
a; H 5 «о |
||
§ s § f |
|
«a |
<o5>, |
s * § ^ |
|
СьP§1-ea -5j |
|
Н е ! |
|
|
*: '=3 |
|
•5a са^З» a; |
||
|
, 9 |
*5» |
K P I i ' l l I'S
P i n
>^ S3
S § ^
Формализация схемы и процесса управления каче ством имеет реальное практическое значение: позволяет сформулировать основные требования, предъявляемые к отдельным подсистемам, дает возможность их научно обоснованного проектирования.
Из рассмотрения каждой подсистемы видно, что практическая деятельность по обеспечению качества строительства привела к возникновению определенных подразделений, отвечающих требованиям некоторых подсистем (надзор и контроль за качеством, информа ция о качестве и др.). Так, в строительстве существует централизованная система надзора и контроля за каче ством на всех этапах его формирования. Начинается раз работка и организация общей информационной системы о качестве строительства, так как существующая инфор мация и методы ее сбора не приспособлены для управле ния качеством продукции строительства.
С другой стороны, в строительстве нет единой систе мы количественных оценок и оптимизации уровня каче ства строительной продукции на всех этапах его форми рования. Отсутствует научно обоснованная система при нятия решения о. сфере и уровне приложения управляю щего воздействия для достижения определенных пока зателей качества и т. д.
На рис. 4 представлена схема управления качеством строительства в масштабе (на уровне) отрасли.
Создание отраслевой системы управления качеством строительно-монтажных работ сводится к разработке следующих систем (подсистем):
контроля за качеством строительства; количественных оценок и аттестации качества строи
тельной продукции; сбора и обработки информации о фактическом со
стоянии качества строительства; материального стимулирования;
организационно-технических мероприятий, направ ленных на повышение качества и достижение заплани рованных показателей.
Обязательными факторами функционирования сис темы являются четкая нормативная база и оценка эко номической эффективности повышения качества ’.1
1 Имеется в виду, что основа системы управления качеством — нормативаная база — создается проектными и научно-исследователь скими организациями под руководством технических управлений ми нистерств и ведомств.
Остановимся несколько подробнее на некоторых под системах, входящих в общую систему управления каче ством строительно-монтажных работ.
Система контроля за качеством строительства вклю чает следующие основные разделы:
лабораторное и метрологическое обслуживание стро ительства;
операционный контроль качества строительно-мон тажных работ в соответствии с картами технологии опе рационного контроля;
приемочный контроль (входной, выходной) поступа ющего сырья, материалов, конструкций, а также закон ченных видов работ, конструктивных элементов и соору жений;
операционный контроль качества на предприятиях строительной индустрии;
инспекционный контроль трестов и надзор за осуще ствлением контроля со стороны заказчика.
Система количественных оценок и аттестация каче ства строительной продукции и продукции строительной индустрии основана на определении в результате стати ческого операционного контроля фактических показате лей качества, отражающих степень соблюдения норм, ТУ, проектов в готовой строительной продукции, и полу чении на основе этих показателей количественных оце
н о к качества.
Информационная система о фактическом состоянии качества строительства — это организованный сбор, об работка и анализ данных о состоянии качества в соот ветствии с разработанными регистрационными картами дефектов, требованиями СНиП, ТУ и проектов, а также регламентированный порядок ведения и оформления первичной исполнительной документации в соответст вии с разработанными формами.
Организационные мероприятия, направленные на по вышение качества, неразрывно связаны с усилением ответственности исполнителей за качество труда, повы шением их квалификации, организацией регламента сда чи-приемки результатов труда, периодической отчет ностью и гласностью показателей качества, проведением Дней качества и развертыванием социалистического со ревнования за достижение высоких показателей.
16