Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требуется также разработать и внедрить в практику ряд нормативных документов, обеспечивающих эффек­ тивное управление качеством. Это — положение о служ­ бах управления качеством в отрасли и в строительных предприятиях; положение о методах и порядке проведе­ ния контроля качества; документация по учету качества продукции и качества труда работников; методы обра­ ботки информации о качестве на всех стадиях создания строительной продукции.

Как бы тщательно ни были продуманы мероприя­ тия по управлению качеством, на практике постоянно происходят отклонения от заданного уровня качества изза разнообразных помех — неритмичности производства,, недостатков в материально-техническом снабжении, отсутствия квалифицированных кадров и т. п.

Поскольку появление случайных помех неизбежно, крайне важно предоставить отдельным звеньям управ­ ления известную свободу воздействия на качество. В этой связи следует еще раз остановиться на экономи­ ческих методах такого воздействия. Назначение эконо­

мических

стимулов

в

данном случае заключается

в том, чтобы предоставить заказчику

(потребителю)

возможность заплатить более высокую

цену за продук-

* цию высшего качества и отказаться от

продукции из-за

ее низкого

качества,

а

производителя

заинтересовать

в выпуске продукции с лучшими потребительскими свой­ ствами. Цена, нормативы отчисления в поощрительные фонды, премирование и санкции призваны создавать из­

вестный автоматизм системы управления

качеством

в каждом конкретном случае.

 

Важнейший практический шаг по созданию условий

обеспечения качества — совершенствование

методов

планирования. В настоящее время планирование вы­ пуска конечной продукции подчас оторвано от планиро­ вания ресурсов и материально-технической базы. Сба­ лансированность планов должна означать не просто арифметическое равенство спроса и предложения, а воз­ можность удовлетворения постоянно колеблющегося спроса. Практика показывает, что в условиях научнотехнического прогресса абсолютной стабильности спро­ са быть не может. Некоторое превышение предложения даст возможность выбора поставщика и отказа от за­ ключения невыгодного договора. Не купленные строи­ тельными организациями материалы, конструкции, ме­

10


ханизмы н т. д. могли бы быть использованы по другому назначению, в других сферах производства с соответст­ вующей скидкой в цене.

Таким образом, целенаправленное воздействие на уровень качества объединяет чрезвычайно широкий круг мероприятий и охватывает, по существу, основные функциональные подразделения административного уп­ равления. Техническая и экономическая политика, пла­ нирование и правовое регулирование определяют каче­ ство создаваемой в отрасли продукции. Понятно, что управление качеством зданий и сооружений предусмат­ ривает параллельное управление качеством в проекти­ ровании при производстве строительных материалов и конструкций, при выполнении строительно-монтажных работ.

2. Основные элементы отраслевой системы управления качеством строительно-монтажных работ

К управлению качеством строительно-монтажных работ возможно и целесообразно применение ряда об­ щих принципов системы управления. Управление качест­

■S

„Информация"

Рис. 2. Система регулирования (управления)

вом строительно-монтажных работ должно охватывать весь производственный процесс с момента поступления сырья (включая разработку технологии, оснащение про­ изводства, хранение материалов, организацию производ­ ственного процесса).

11

Схему управления любой системой можно предста­ вить в формализованном виде (рис. 2). Считается, что процесс управления системой в общем случае включает

следующие этапы:

выбор и назначение вида информации о состоянии системы на ее выходе (информация);

определение количественных значений показателей, характеризующих состояние системы (контроль, изме­ рение) ;

соизмерение полученных значений с величинами, принятыми за образец (эталон), и определение степени соответствия или расхождения фактических и эталон­ ных значений (оценка);

принятие решений о необходимости приложения корректирующего воздействия для ликвидации отклоне­ ния от нормы;

выбор и обеспечение необходимого материального воздействия на входе регулируемой системы для внесе­ ния определенной коррекции в параметры ее функцио­ нирования (регулирование).

Применительно к качеству схема управления для каждого этапа, на котором создается строительная про­ дукция, должна быть представлена некоторой объектив­ ной последовательностью воздействий, начиная с полу­ чения информации, контроля и количественной оценки, принятия решения о сфере и уровне приложения управ­ ляющего воздействия и кончая выбором наилучших средств и методов для достижения запланированных по­ казателей качества. Иначе говоря, процесс управления качеством может быть изображен в виде формализован­ ной, строго определенной совокупности (системы) фор­ мирующих ее элементов, что весьма важно при решении методических и практических вопросов.

Принципиальная система управления качеством строительной продукции на основных этапах ее форми­ рования представлена на рис. 3.

Система управления для каждого этапа формирова­ ния качества (научно-исследовательских работ и разра­ ботки нормативных документов, проектирования, произ­ водства продукции строительной индустрии, строительномонтажных работ, эксплуатации готовых объектов) должна состоять из совокупности последовательно сое­ диненных подсистем.

12


Подсистема

 

 

 

„Принятие решения"

 

Принятие решения

Пуедшетот1^ ~

^ мости коррек-

о сфере и уровне

возможных Сферах и

т рет ирую щ их

г§ ТШёиаши

бездействий

уровнях коррекций

 

, ция о фактическом Выполнении объема

 

корректирующих бездействий

I I

 

Научно-исслеВоВатель ■

 

ские работы

Itx Iix

уо»

|Лроектно - изыскатель

 

5&

ские

работы

istS-

Од^

 

 

 

 

Разработка Вариантных решений(ардшсучётом

их экономической Эффе­ ктивности при данных

технических условиях

*1 '§

fct Q Э C^rSP

1 «

Оценка фактического состояния качества

<'степени соответствия

заданному уровню)

Рис. 3. Функциональная схема системы управле­ ния качеством строитель­ ной продукции

Подсистема

/„.Оценка и оптимизация"

Информация о

Надзор и

Эталоны

качестВе

контроль

чроектироВиния

 

 

 

 

е

 

Строительно ■

Информация о

Надзор и

Нормы и

 

? 1

монтажные работы

качестве

контроль

стандарты

 

 

 

строительства

 

|

|

Зксплуатация

Информация о

 

 

 

 

■5И

качестве

надзор

- = а Нормы

 

 

 

сооружения

 

 

 

 

 

эксплуатации

 

 

 

Подсистема

I

Объект

управления /

Подсистема

Подсистема

;

Подсистема

Обеспечение Выполнения

 

 

Информация о качестве" „Надзор и контроль за

 

„Нормативная база"

коррекции "

 

 

 

 

качеством

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4. Схема управления качеством строительства в масштабе отрасли (на примере Мяннефтегазстроя)

Планирование Внедрении техничесних,органи­ зационных, Воспитательных и экономических м е­ роприятий повышения начестба строительства

 

 

 

§ >§

I

 

 

&&

 

 

э §

 

 

 

== I1

 

 

 

§ I

51 Ш

1

I

§ g

 

51

 

 

 

£5

 

Оценка экономической Эффективности мере - приятиипо повыш ению' качества

Информационно-поисковая система о фактическом

состоянии качества строительства

Порядок Ведения и оформления

Регистрационные корты дефек­

первичной исполнительской

тов,отклонении от Сни П, ТУ,

документации____________

проектов

____________

Система количественных оценок и ат тестации качест ва строительной продукции

Количественная оцен-

Количественная оцен

т качества строитель­

на качества продукции

номонтажных работ

строительной индустрии

количественная оцен на и аттестация ка ­ чества законченных

строительныходьентоб

Система производственного контроля за качеством

__________________ строительства_______________

§ й й

! t - i s

г* И

| ' § | !

*55; Са. «о

| ё |

 

I A §

 

§

^

■5з*3 5

 

' n ! Q

^ ^

3 ^ са

i r

I I

l-t'

i s ? |

a; H 5 «о

§ s § f

 

«a

<o5>,

s * § ^

 

СьP§1-ea -5j

Н е !

 

 

*: '=3

 

•5a са^З» a;

 

, 9

*5»

K P I i ' l l I'S

P i n

>^ S3

S § ^


Формализация схемы и процесса управления каче­ ством имеет реальное практическое значение: позволяет сформулировать основные требования, предъявляемые к отдельным подсистемам, дает возможность их научно обоснованного проектирования.

Из рассмотрения каждой подсистемы видно, что практическая деятельность по обеспечению качества строительства привела к возникновению определенных подразделений, отвечающих требованиям некоторых подсистем (надзор и контроль за качеством, информа­ ция о качестве и др.). Так, в строительстве существует централизованная система надзора и контроля за каче­ ством на всех этапах его формирования. Начинается раз­ работка и организация общей информационной системы о качестве строительства, так как существующая инфор­ мация и методы ее сбора не приспособлены для управле­ ния качеством продукции строительства.

С другой стороны, в строительстве нет единой систе­ мы количественных оценок и оптимизации уровня каче­ ства строительной продукции на всех этапах его форми­ рования. Отсутствует научно обоснованная система при­ нятия решения о. сфере и уровне приложения управляю­ щего воздействия для достижения определенных пока­ зателей качества и т. д.

На рис. 4 представлена схема управления качеством строительства в масштабе (на уровне) отрасли.

Создание отраслевой системы управления качеством строительно-монтажных работ сводится к разработке следующих систем (подсистем):

контроля за качеством строительства; количественных оценок и аттестации качества строи­

тельной продукции; сбора и обработки информации о фактическом со­

стоянии качества строительства; материального стимулирования;

организационно-технических мероприятий, направ­ ленных на повышение качества и достижение заплани­ рованных показателей.

Обязательными факторами функционирования сис­ темы являются четкая нормативная база и оценка эко­ номической эффективности повышения качества ’.1

1 Имеется в виду, что основа системы управления качеством — нормативаная база — создается проектными и научно-исследователь­ скими организациями под руководством технических управлений ми­ нистерств и ведомств.

Остановимся несколько подробнее на некоторых под­ системах, входящих в общую систему управления каче­ ством строительно-монтажных работ.

Система контроля за качеством строительства вклю­ чает следующие основные разделы:

лабораторное и метрологическое обслуживание стро­ ительства;

операционный контроль качества строительно-мон­ тажных работ в соответствии с картами технологии опе­ рационного контроля;

приемочный контроль (входной, выходной) поступа­ ющего сырья, материалов, конструкций, а также закон­ ченных видов работ, конструктивных элементов и соору­ жений;

операционный контроль качества на предприятиях строительной индустрии;

инспекционный контроль трестов и надзор за осуще­ ствлением контроля со стороны заказчика.

Система количественных оценок и аттестация каче­ ства строительной продукции и продукции строительной индустрии основана на определении в результате стати­ ческого операционного контроля фактических показате­ лей качества, отражающих степень соблюдения норм, ТУ, проектов в готовой строительной продукции, и полу­ чении на основе этих показателей количественных оце­

н о к качества.

Информационная система о фактическом состоянии качества строительства — это организованный сбор, об­ работка и анализ данных о состоянии качества в соот­ ветствии с разработанными регистрационными картами дефектов, требованиями СНиП, ТУ и проектов, а также регламентированный порядок ведения и оформления первичной исполнительной документации в соответст­ вии с разработанными формами.

Организационные мероприятия, направленные на по­ вышение качества, неразрывно связаны с усилением ответственности исполнителей за качество труда, повы­ шением их квалификации, организацией регламента сда­ чи-приемки результатов труда, периодической отчет­ ностью и гласностью показателей качества, проведением Дней качества и развертыванием социалистического со­ ревнования за достижение высоких показателей.

16