Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Опыт комплексного подхода к решению проблемы качества

встроительных организациях

ипредприятиях

строительной индустрии

Обеспечение нормативного уровня качества в про­ цессе изготовления продукции является важным резер­ вом снижения себестоимости строительства и повыше­ ния производительности труда.

Осуществление хозяйственной реформы требует рас­ ширения опыта управления качеством, имеющегося в от­ дельных строительных организациях и на предприятиях строительной индустрии.

Выполнение работ в строгом соответствии с требова­ ниями нормативных документов и проекта требует прежде всего анализа причин возникновения дефектов. К этим причинам можно отнести недостаток знаний ис­ полнителей, отсутствие необходимой технической базы, специальных мер поощрения или эффективного контро­ ля за качеством труда исполнителей, снижение ответ­ ственности и внимания при выполнении соответствую­ щей работы.

Практика показывает, что обеспечение нормативно­ го уровня качества требует комплексного внедрения ме­ роприятий по устранению причин возникновения дефек­ тов. В совокупности эти мероприятия создают условия, при которых работники «знают, могут, хотят и успева­

ют» 1 выполнять работы доброкачественно.

Сами меро­

приятия при этом классифицируются по

указанным

в предыдущем параграфе подсистемам.

 

Наиболее полно и четко элементы управления каче­ ством отработаны в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции. Название «Саратовской» сис­ тема получила по месту своего возникновения. С 1962 г. система бездефектного изготовления продукции (или система бездефектности) начала применяться на пред­ приятиях машиностроения и постепенно распространи­

лась на другие отрасли промышленности.

и предприятия

Многие строительные организации

Главприволжскстроя Минстроя СССР

начали приме-

1 Акад. В. А. Трапезников. Вопросы управления экономическими

системами, «Автоматика и телемеханика»,

............ .....

 

2—922

Гсо. пу-Злччная

И"у1:ко-; о л-'Л:i

1с № о'З

 

С<п5ьиоточа

С-!' ^

‘■ХЗГКп?.;:? . /С


пять отдельные положения саратовской системы & стро­ ительстве и производстве предприятий строительной ин­ дустрии в 1964—1965 гг.

В ноябре 1967 г. ЦК КПСС, рассмотрев вопрос об усилении работы по внедрению Саратовской системы,

рекомендовал

шире использовать

опыт саратовских

предприятий в народном хозяйстве,

отметил

высокую

эффективность

и большое значение

ее для

ускорения

технического прогресса, повышения надежности и дол­ говечности промышленных изделий.

Вслед за организациями и предприятиями Главприволжскстроя систему бездефектности стали применять строители Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и дру­ гих городов_страны. На основе их опыта ЦНИИОМТП и НИИЭС Госстроя СССР в 1971 г. разработали отрас­ левые рекомендации по внедрению системы бездефект­ ного выполнения работ.

Принципиальная особенность системы бездефектно­ сти заключается в том, что критерием производствен­ ного качества продукции становится оценка качества труда ее изготовителей. Тем самым управление качест­ вом процесса труда работников становится средством (методом) управления качеством продукции.

В понятие «качество процесса труда» включается ответственность исполнителя за соблюдение техноло­ гического режима, высокая требовательность работ­ ника к себе, самоконтроль, осознание важности свое­ го труда.

От качества труда зависит надежность, долговеч­ ность выполняемых строительно-монтажных работ. Ра­ бота без дефектов, с полным соблюдением технических и технологических требований — такова цель, которой должны отвечать оценка деятельности коллектива, ма­ териальные и моральные стимулы.

Отсюда и новый критерий качества: сдача продук­ ции с первого предъявления. Специфика отдельных про­ изводств, в частности строительно-монтажных работ, требует некоторой модификации критерия качества. Но суть его — выполнение работ без дополнительных затрат на переделки и исправления — не изменяется. В связи с новым критерием качества система уделяет самое серьезное внимание самоконтролю как важнейшему ус­ ловию бездефектного выполнения работ. Применитель­ но к новому критерию качества строятся материальное

18


и моральное поощрение, организационная и воспита­

тельная работа.

Внедрение системы бездефектности означает следую­

щее:

не допускаются какие бы то ни было отступления от требований нормативной, проектно-технической и техно­ логической документации; в этой связи составление де­ фектных ведомостей становится излишним;

непосредственный исполнитель (рабочий, бригадир) песет полную ответственность за качество выполняемой работы;

разрешение на приемку работ, выполненных с от­ ступлением от чертежей и требований нормативной до­ кументации, может дать в исключительном случае толь­ ко руководитель организации (предприятия) по согласо­ ванию с заказчиком и проектным институтом.

Внедрение системы бездефектности в строительных организациях потребует отмены действующих в них вре­ менных указаний СН 378-67, в которых заложен иной критерий оценки качества строительно-монтажных работ.

Термин «оценка качества выполнения работ» (изго­ товления продукции) означает, что, с одной стороны, оценивается работа, материализованная в продукции. Она может быть дефектной или годной. Только в таком смысле оценивает продукцию заказчик. С другой сторо­ ны, оценивается качество труда рабочих и инженернотехнических работников в процессе выполнения работы. И здесь возможны разные уровни (степени) оценки. Дифференциация оценок в данном случае необходима для того, чтобы выделить и поощрить труд лучших. Другими словами, дифференцированная оценка каче­ ства работ (труда) должна применяться как метод уп­ равления качеством труда внутри предприятия. Диффе­ ренциация может строиться на основе баллов или ко­ личества предъявлений (что имеет место в большинстве отраслей промышленности).

В системе бездефектного выполнения строительно­ монтажных работ сохранена балльная оценка. При этом оценка «отлично» выставляется, если работы полностью отвечают требованиям нормативной и проектной доку­ ментации, выполнены с особой тщательностью и сданы с первого предъявления; «хорошо» — если работы полно­ стью отвечают требованиям нормативной и проектной документации и приняты с первого предъявления;

2*

19


«удовлетворительно» — если работы не приняты с пер­ вого предъявления и для доведения их до требуемого уровня потребовались дополнительные затраты.

Если в работе, предъявляемой впервые, имеются не­ исправимые дефекты, допускающие, однако, эксплуата­ цию строительной продукции, работа также оценивается на «удовлетворительно».

Качество труда (выполнения работ) оценивается при приемке законченного комплекса (вида) работ отдель­ ных бригад (звеньев) и приемке в эксплуатацию закон­ ченных объектов, комплексов и очередей строительства.

На предприятиях строительной индустрии критерием качества для большинства профессий рабочих основных цехов, сдающих ОТК штучную продукцию, является процент сдачи ее с первого предъявления в заданной номенклатуре. Этот измеритель показывает, какая часть продукции выпущена сразу без дефектов и не требует дополнительных затрат на доводку.

Для профессий рабочих, контролирующих сырье или обеспечивающих условия для нормального технологиче­ ского режима производства, показателем бездефектно­ сти труда является строгое соблюдение технологических параметров, предусмотренных стандартами и техниче­ скими условиями. К таким профессиям относятся, на­ пример, операторы, мотористы, дозировщики заполните­ лей бетонов, добавок, дежурные слесаря.

Как видим, система бездефектной сдачи продукции не предполагает обязательного распространения на все производственные участки и профессии единого показа­ теля — процента сдачи продукции с первого предъяв­ ления.

Применение Саратовской системы в организациях имеет особенности, которые неизбежны в связи с раз­ личными условиями производства и сложившимися тра­ дициями достижения высокого качества продукции.

Вот как выглядит комплекс мероприятий по внедре­ нию Саратовской системы в организациях Главприволжскстроя 1 (рис. 5). Здесь на базе строительных ла­ бораторий трестов созданы отделы контроля, подчинен­ ные отделу контроля качества главка. В них дополнительно на каждое строительное управление пре­

1 В. М. Р ы ч е в. Система управления качеством действует. «Промышленное строительство», 1972, № 3.

20

дусмотрены одна-две должности инженера по качеству. В их обязанности входит систематический выборочный надзор за качеством работ, внедрение операционного

Рис. 5. Схема управления качеством строительства в органи­ зациях Главприволжскстроя

контроля на объектах, приемка работ, разработка меро­ приятий, обеспечивающих качество.

Создана система учета показателей качества для

21


бригады, участка, СМУ и треста, основанная на еже­ дневном заполнении журналов работ мастерами и про­ рабами

Очень важно, что на службу технического контроля возложены учет качественных показателей и определе­ ние «цены качества», т. е. затрат на переделки и исправ­ ления. Только при наличии такой информации возможем расчет экономической эффективности системы управле­ ния качеством, который (по расчетам работников отде­ ла контроля качества) за 1971 г. составил 90 тыс. руб.

Таким образом, в системе управления качеством Главприволжскстроя действуют: подсистема материаль­ но-технической и организационной подготовки производ­ ства, подсистема контроля качества, подсистема инфор­ мации о качестве; подсистема материального стимули­ рования.

В Главкрасноярскстрое в 1971 г. разработаны «Ука­ зания по внедрению системы управления качеством строительства». В отличие от Саратовской системы ука­ зания предусматривают оценку качества (а следова­ тельно, и материальное стимулирование) на базе действующих СН 378-67.

Важным дополнением в системе, разработанной Главкрасноярскстроем, является выделение претензи­ онной работы в самостоятельную подсистему управле­ ния. Методические указания рассматривают организа­ цию претензионной работы как инструмент регулирова­ ния экономических отношений между организациями, участвующими в строительстве.

Претензия — это требование, предъявляемое винов­ ной стороне о возмещении причиненных ею убытков и об уплате штрафных санкций. Претензионная работа предусматривает осуществление ряда организационных мероприятий, прежде всего выделения специального работника для ее ведения.

Указания рекомендуют возложить организацию пре­ тензионной работы на инженера производственно-техни­ ческого отдела. Одновременно приказом по организа­

ции

определяются обязанности лиц,

участвующих

в претензионной

работе.

Так,

техническое обеспечение

претензии (анализ проб,

испытания образцов) возла­

гается

на строительные

лаборатории;

экономические1

1 В. Ф е д о р о в .

Саратовская

система в действии. «Экономика

строительства», 1973, № 3.

 

 

 

.22