ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
3. Опыт комплексного подхода к решению проблемы качества
встроительных организациях
ипредприятиях
строительной индустрии
Обеспечение нормативного уровня качества в про цессе изготовления продукции является важным резер вом снижения себестоимости строительства и повыше ния производительности труда.
Осуществление хозяйственной реформы требует рас ширения опыта управления качеством, имеющегося в от дельных строительных организациях и на предприятиях строительной индустрии.
Выполнение работ в строгом соответствии с требова ниями нормативных документов и проекта требует прежде всего анализа причин возникновения дефектов. К этим причинам можно отнести недостаток знаний ис полнителей, отсутствие необходимой технической базы, специальных мер поощрения или эффективного контро ля за качеством труда исполнителей, снижение ответ ственности и внимания при выполнении соответствую щей работы.
Практика показывает, что обеспечение нормативно го уровня качества требует комплексного внедрения ме роприятий по устранению причин возникновения дефек тов. В совокупности эти мероприятия создают условия, при которых работники «знают, могут, хотят и успева
ют» 1 выполнять работы доброкачественно. |
Сами меро |
приятия при этом классифицируются по |
указанным |
в предыдущем параграфе подсистемам. |
|
Наиболее полно и четко элементы управления каче ством отработаны в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции. Название «Саратовской» сис тема получила по месту своего возникновения. С 1962 г. система бездефектного изготовления продукции (или система бездефектности) начала применяться на пред приятиях машиностроения и постепенно распространи
лась на другие отрасли промышленности. |
и предприятия |
|
Многие строительные организации |
||
Главприволжскстроя Минстроя СССР |
начали приме- |
|
1 Акад. В. А. Трапезников. Вопросы управления экономическими |
||
системами, «Автоматика и телемеханика», |
............ ..... |
|
2—922 |
Гсо. пу-Злччная |
|
И"у1:ко-; о л-'Л:i |
1с № о'З |
|
|
С<п5ьиоточа |
С-!' ^ |
‘■ХЗГКп?.;:? . /С
пять отдельные положения саратовской системы & стро ительстве и производстве предприятий строительной ин дустрии в 1964—1965 гг.
В ноябре 1967 г. ЦК КПСС, рассмотрев вопрос об усилении работы по внедрению Саратовской системы,
рекомендовал |
шире использовать |
опыт саратовских |
|
предприятий в народном хозяйстве, |
отметил |
высокую |
|
эффективность |
и большое значение |
ее для |
ускорения |
технического прогресса, повышения надежности и дол говечности промышленных изделий.
Вслед за организациями и предприятиями Главприволжскстроя систему бездефектности стали применять строители Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и дру гих городов_страны. На основе их опыта ЦНИИОМТП и НИИЭС Госстроя СССР в 1971 г. разработали отрас левые рекомендации по внедрению системы бездефект ного выполнения работ.
Принципиальная особенность системы бездефектно сти заключается в том, что критерием производствен ного качества продукции становится оценка качества труда ее изготовителей. Тем самым управление качест вом процесса труда работников становится средством (методом) управления качеством продукции.
В понятие «качество процесса труда» включается ответственность исполнителя за соблюдение техноло гического режима, высокая требовательность работ ника к себе, самоконтроль, осознание важности свое го труда.
От качества труда зависит надежность, долговеч ность выполняемых строительно-монтажных работ. Ра бота без дефектов, с полным соблюдением технических и технологических требований — такова цель, которой должны отвечать оценка деятельности коллектива, ма териальные и моральные стимулы.
Отсюда и новый критерий качества: сдача продук ции с первого предъявления. Специфика отдельных про изводств, в частности строительно-монтажных работ, требует некоторой модификации критерия качества. Но суть его — выполнение работ без дополнительных затрат на переделки и исправления — не изменяется. В связи с новым критерием качества система уделяет самое серьезное внимание самоконтролю как важнейшему ус ловию бездефектного выполнения работ. Применитель но к новому критерию качества строятся материальное
18
и моральное поощрение, организационная и воспита
тельная работа.
Внедрение системы бездефектности означает следую
щее:
не допускаются какие бы то ни было отступления от требований нормативной, проектно-технической и техно логической документации; в этой связи составление де фектных ведомостей становится излишним;
непосредственный исполнитель (рабочий, бригадир) песет полную ответственность за качество выполняемой работы;
разрешение на приемку работ, выполненных с от ступлением от чертежей и требований нормативной до кументации, может дать в исключительном случае толь ко руководитель организации (предприятия) по согласо ванию с заказчиком и проектным институтом.
Внедрение системы бездефектности в строительных организациях потребует отмены действующих в них вре менных указаний СН 378-67, в которых заложен иной критерий оценки качества строительно-монтажных работ.
Термин «оценка качества выполнения работ» (изго товления продукции) означает, что, с одной стороны, оценивается работа, материализованная в продукции. Она может быть дефектной или годной. Только в таком смысле оценивает продукцию заказчик. С другой сторо ны, оценивается качество труда рабочих и инженернотехнических работников в процессе выполнения работы. И здесь возможны разные уровни (степени) оценки. Дифференциация оценок в данном случае необходима для того, чтобы выделить и поощрить труд лучших. Другими словами, дифференцированная оценка каче ства работ (труда) должна применяться как метод уп равления качеством труда внутри предприятия. Диффе ренциация может строиться на основе баллов или ко личества предъявлений (что имеет место в большинстве отраслей промышленности).
В системе бездефектного выполнения строительно монтажных работ сохранена балльная оценка. При этом оценка «отлично» выставляется, если работы полностью отвечают требованиям нормативной и проектной доку ментации, выполнены с особой тщательностью и сданы с первого предъявления; «хорошо» — если работы полно стью отвечают требованиям нормативной и проектной документации и приняты с первого предъявления;
2* |
19 |
«удовлетворительно» — если работы не приняты с пер вого предъявления и для доведения их до требуемого уровня потребовались дополнительные затраты.
Если в работе, предъявляемой впервые, имеются не исправимые дефекты, допускающие, однако, эксплуата цию строительной продукции, работа также оценивается на «удовлетворительно».
Качество труда (выполнения работ) оценивается при приемке законченного комплекса (вида) работ отдель ных бригад (звеньев) и приемке в эксплуатацию закон ченных объектов, комплексов и очередей строительства.
На предприятиях строительной индустрии критерием качества для большинства профессий рабочих основных цехов, сдающих ОТК штучную продукцию, является процент сдачи ее с первого предъявления в заданной номенклатуре. Этот измеритель показывает, какая часть продукции выпущена сразу без дефектов и не требует дополнительных затрат на доводку.
Для профессий рабочих, контролирующих сырье или обеспечивающих условия для нормального технологиче ского режима производства, показателем бездефектно сти труда является строгое соблюдение технологических параметров, предусмотренных стандартами и техниче скими условиями. К таким профессиям относятся, на пример, операторы, мотористы, дозировщики заполните лей бетонов, добавок, дежурные слесаря.
Как видим, система бездефектной сдачи продукции не предполагает обязательного распространения на все производственные участки и профессии единого показа теля — процента сдачи продукции с первого предъяв ления.
Применение Саратовской системы в организациях имеет особенности, которые неизбежны в связи с раз личными условиями производства и сложившимися тра дициями достижения высокого качества продукции.
Вот как выглядит комплекс мероприятий по внедре нию Саратовской системы в организациях Главприволжскстроя 1 (рис. 5). Здесь на базе строительных ла бораторий трестов созданы отделы контроля, подчинен ные отделу контроля качества главка. В них дополнительно на каждое строительное управление пре
1 В. М. Р ы ч е в. Система управления качеством действует. «Промышленное строительство», 1972, № 3.
20
дусмотрены одна-две должности инженера по качеству. В их обязанности входит систематический выборочный надзор за качеством работ, внедрение операционного
Рис. 5. Схема управления качеством строительства в органи зациях Главприволжскстроя
контроля на объектах, приемка работ, разработка меро приятий, обеспечивающих качество.
Создана система учета показателей качества для
21
бригады, участка, СМУ и треста, основанная на еже дневном заполнении журналов работ мастерами и про рабами
Очень важно, что на службу технического контроля возложены учет качественных показателей и определе ние «цены качества», т. е. затрат на переделки и исправ ления. Только при наличии такой информации возможем расчет экономической эффективности системы управле ния качеством, который (по расчетам работников отде ла контроля качества) за 1971 г. составил 90 тыс. руб.
Таким образом, в системе управления качеством Главприволжскстроя действуют: подсистема материаль но-технической и организационной подготовки производ ства, подсистема контроля качества, подсистема инфор мации о качестве; подсистема материального стимули рования.
В Главкрасноярскстрое в 1971 г. разработаны «Ука зания по внедрению системы управления качеством строительства». В отличие от Саратовской системы ука зания предусматривают оценку качества (а следова тельно, и материальное стимулирование) на базе действующих СН 378-67.
Важным дополнением в системе, разработанной Главкрасноярскстроем, является выделение претензи онной работы в самостоятельную подсистему управле ния. Методические указания рассматривают организа цию претензионной работы как инструмент регулирова ния экономических отношений между организациями, участвующими в строительстве.
Претензия — это требование, предъявляемое винов ной стороне о возмещении причиненных ею убытков и об уплате штрафных санкций. Претензионная работа предусматривает осуществление ряда организационных мероприятий, прежде всего выделения специального работника для ее ведения.
Указания рекомендуют возложить организацию пре тензионной работы на инженера производственно-техни ческого отдела. Одновременно приказом по организа
ции |
определяются обязанности лиц, |
участвующих |
|||
в претензионной |
работе. |
Так, |
техническое обеспечение |
||
претензии (анализ проб, |
испытания образцов) возла |
||||
гается |
на строительные |
лаборатории; |
экономические1 |
||
1 В. Ф е д о р о в . |
Саратовская |
система в действии. «Экономика |
|||
строительства», 1973, № 3. |
|
|
|
.22