Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рым прокачивается забортная вода, конденсируется и через регу­ лирующий вентиль 7 поступает в испаритель. Часть воды, равная количеству рабочего пара, питательным насосом 8 возвращается в паровой котел.

Испарение воды в условиях вакуума в змеевике испарителя обе­ спечивает температуру окружающего воздуха примерно минус 15°С. Такие холодильные установки недостаточно экономичны и поэтому

для охлаждения рефрижераторных трюмов не применяются.

 

 

 

Принцип

действия

а б с о р б ­

 

ц и о н н о й

 

х о л о д и л ь н о й

 

у с т а н о в к и

основан

на

свой­

 

стве

воды

интенсивно поглощать

 

(абсорбировать)

аммиак

и

на

 

быстром

выделении

аммиака

из

 

раствора

при

нагревании.

 

 

 

Аммиачная

абсорбционная

 

холодильная

установка не

имеет

 

компрессора,

но

для

ее

работы

 

необходим

источник теплоты.

 

 

Принципиальная

 

схема

аб­

 

сорбционной

холодильной

уста­

 

новки приведена на рис. 98. Ус­

 

тановка состоит из генератора 1,

 

конденсатора 3, ТРВ 4, испари­

 

теля

5, абсорбера

(поглотителя)

 

8 и

насоса

9. Через

змеевик

2

Рис. 98. Схема абсорбционной холо­

генератора

непрерывно

пропус­

дильной установки.

кается греющий

пар.

В

резуль­

 

тате раствор аммиака в воде (на­

шатырный спирт), находящийся в генераторе, нагревается, и из него выделяются пары аммиака и пары воды. Пары поднимаются в верх­ нюю часть генератора, называемую ректификатором. К ректифи­ катору подводится также насосом 9 концентрированный охлажден­ ный раствор аммиака в воде, который, падая через решетки, распыливается и охлаждает движущиеся ему навстречу пары. Так как пары воды имеют более высокую температуру, чем пары ам­ миака (температура кипения воды выше), то в ректификаторе тіары воды конденсируются. Таким образом происходит ректифи­ кация (обезвоживание) паров аммиака. Пары чистого аммиака направляются в конденсатор 3, где под действием циркулирующей забортной воды охлаждаются и выходят из конденсатора в виде жидкости. Далее аммиак проходит через ТРВ 4 в испаритель 5, где испаряется и отбирает теплоту у циркулирующего рассола, охлаждая его. Из испарителя парообразный аммиак поступает в абсорбер 8, где поглощается находящимся там слабо концент­ рированным водоаммиачным раствором. Ввиду того что при по­ глощении аммиака выделяется значительное количество теплоты, абсорбер 8 имеет змеевик, который прокачивается охлаждающей водой.

170


Концентрация раствора, содержащегося в генераторе, постоянно снижается, поэтому его перепускают через дроссельный клапан 2 в абсорбер, а более концентрированный водоаммиачный раствор, полученный в абсорбере, насосом 9 перекачивают через ректифи­ катор в испаритель. Холодный рассол из испарителя 5 рассольным насосом 6 нагнетается в батареи охлаждающего помещения 7, а теплый рассол возвращается в испаритель для нового охлаждения.

К бесспорным преимуществам абсорбционной холодильной ус­ тановки следует отнести почти полное отсутствие движущихся де­

талей и возможность использования энергии

отработавшего пара

и отходящих газов двигателей.

 

 

Недостаток

этих

холодильных

 

 

установок — низкая экономич­

 

 

ность.

 

 

 

 

Льдогенераторы. Для полу­

 

 

чения

искусственного водного

 

 

льда на некоторых промысло­

 

 

вых

судах

устанавливают

 

 

льдогенераторы. Принципиаль­

 

 

ная схема наиболее распро­

 

 

страненного

льдогенератора

 

 

показана на рис. 99.

 

 

Льдогенератор

состоит из

 

 

барабана 3, установленного на

Рис. 99. Схема чешуйчатого льдогенера­

двух

опорах

1, и ванны 2, за­

 

тора.

полненной водой.

Через внут­

 

 

реннюю полость барабана про­ качивается холодный рассол. Уровень воды в ванне обеспечивает

погружение барабана в воду на одну треть. При медленном враще­ нии барабана (через редуктор от электродвигателя) на его поверх­ ности будет образовываться слой льда, который скалывается скребком 4 и в виде чешуек 5 поступает на лоток 6.

Техника безопасности при эксплуатации холодильных устано­ вок. Согласно Правилам техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР к эксплуатации холодильники ус­ тановок предъявляют следующие требования:

— холодильные машины должны быть размещены в отдельном помещении, изолированном от холодильных камер;

каждый работающий в одну смену в помещении аммиачной установки должен иметь специальный фильтрующий противогаз и два газонепроницаемых костюма, а в помещении фреоновой уста­ новки— шланговый или изолирующий противогаз, который следует проверять через каждые шесть месяцев;

перед входом в помещение холодильной установки необхо­ димо проверить, нет ли в ней скопления вредных газов;

перед вскрытием или разборкой отдельных частей холодиль­ ной установки, работающей на аммиаке, предварительно произве­

сти отсасывание газов хладагента с помощью компрессора (остаток аммиака отводится через спускной вентиль в ведро с водой);

171


при внутреннем осмотре и ремонте машин и аппаратов раз­ решается пользоваться переносным освещением взрывобезопасного исполнения напряжением не более 12 В;

при прорыве паров хладагента и заполнении ими машинного отделения личный состав, работающий в МО, должен немедленно надеть противогазы, включить искусственную вентиляцию, остано­ вить компрессоры, перекрыть клапаны в системе хладагента, выяс­

нить причину прорыва и принять меры для его ликвидации;

— аммиачная установка должна быть оборудована аварийным трубопроводом для выпуска хладагента в воду ниже ватерлинии.

Методические указания к гл. VII

Холодильная установка является сейчас обязательным оборудованием каж­ дого добывающего, обрабатывающего и транспортного судна флота рыбной промышленности. Поэтому знание основ действия и устройства холодильных установок весьма важно для командного состава судов.

В вводной части темы «Судовые холодильные установки» следует ознако­ миться с причинами, вызывающими порчу рыбы и рыбопродуктов, относящихся к скоропортящимся, и уяснить действие холода как фактора, замедляющего жизнедеятельность бактерий. Далее следует ознакомиться с областью примене­ ния естественных и искусственных хладоносителей: обычного льда, льдосоля­ ных смесей. Уяснить, что обычный лед не позволяет получить температуру ниже 0° С. Рассмотреть преимущества, получаемые при использовании холодильных машин при приемке, хранении и транспортировке рыбы.

Ознакомиться с классификацией холодильных установок и перейти к изуче­ нию схем и принципов их действия.

При рассмотрении работы компрессионной холодильной установки обратить внимание на то, что из конденсатора хладагент выходит в виде жидкости с температурой, превышающей температуру охлаждаемого помещения. Охлажде­ ние хладагента происходит в регулирующем вентиле. При проходе через малое сечение вентиля давление жидкого хладагента резко понижается и часть его испаряется, вследствие чего температура хладагента становится ниже, чем тем­ пература в охлаждаемом помещении.

Изучая системы охлаждения, нужно не только понять принцип действия

каждой

системы

(непосредственной, рассольной, воздушной и смешанной), но

и уметь

сравнить

эти системы и выявить преимущества и недостатки каждой

из них.

 

 

Рассмотреть схемы абсорбционной и пароэжекторной холодильных машин. При изучении данной темы нужно иметь в виду, что в последние годы обращается особое внимание на увеличение производства свежей и свежеморо­ женой рыбопродукции. Это повлекло за собой резкое увеличение рефрижератор­ ного флота. Мощность морозильных установок с 1950 г. увеличилась более чем в 50 раз. В настоящее время рефрижераторный флот рыбной промышленности

СССР является крупнейшим и наиболее современным в мире, так как большая часть судов построена за последнее десятилетие. Производственные рефрижера­ торные суда оборудованы эффективными воздушными конвейерными установ­ ками для замораживания рыбы. Ряд судов оснащен льдогенераторами для про­ изводства чешуйчатого льда из морской воды. На судах устанавливаются наи­ более совершенные холодильные машины, Развитие холодильного хозяйства на промысловых судах способствует внедрению систем кондиционирования воздуха в жилых и служебных помещениях.

Командному составу промысловых судов следует помнить, что от беспере­ бойной и надежной работы холодильных установок во многом зависит сохран­ ность рыбы и ее качество.


 

 

 

 

 

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

А б д у л ь м а н о в

X. А. Холодильная техника на судах рыбной промышлен­

ности. М., «Пищевая промышленность», 1970.

 

«Транспорт», 1965.

А к и м о в

П.

П. Силовые установки морских судов. М.,

А л е к с е е в

Г.

Д.,

 

К а р п о в и ч

В. А. Энергетические

установки

промысло­

вых судов. Л., «Судостроение», 1972.

 

механизмы. М., «Речной транс­

А р и с т о в

Ю.

К.

Судовые вспомогательные

порт», 1959.

 

 

 

А. Е. Судовые вспомогательные и рыбопромысловые меха­

Б о г о м о л ь н ы й

низмы. Л., «Судостроение», 1971.

 

 

Л., «Судостроение»,

1964.

Г р у з б е р г

Я-

Ю.

Судовые паровые котлы.

К а р а е в

А.

А.

Энергетика

судов будущего.

Л., «Судостроение»,

1967.

К а р а м у ш к о Ф.

 

Д. и др.

Судовые вспомогательные механизмы и системы.

М , «Транспорт», 1968.

 

Г. Судовые

вспомогательные и холодильные

установки.

К о л е с н и к о в

О.

М., «Транспорт», 1967.

 

И. Я. Основы энергетики. М., «Просвещение», 1967.

К о н ф е д е р а т о в

 

К о р ш у н о в

Л. П.

Силовые установки рыбопромысловых судов.

М., «Пище­

вая промышленность», 1967.

 

 

 

 

 

К у з о в л ев

В.

А.

 

Техническая термодинамика. М., «Транспорт», 1964.

П е т р е н к о

Л.

Д.

 

и др. Судовые энергетические установки, вспомогательные

и рыбопромысловые механизмы. Л., «Судостроение», 1971.

 

 

С о л о в ь е в

Е.

М.

 

Пособие мотористу рыбопромыслового судна. М., «Пище­

вая промышленность», 1966.

 

 

 

 

 

С о л о в ь е в

Е.

М.

 

Пособие мотористу крупнотоннажного судна рыбопромыс­

лового флота. М., «Пищевая промышленность», 1971.

 

 

Т у р к и н А .

А. Вспомогательные механизмы и технологические холодильные

установки промысловых судов. Л., «Судостроение»,

1966.

 

 


 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

П редисловие........................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

:

. .

.

.

3

В в ед ен и е ..................................................................

 

 

 

..................................

 

 

5

 

 

 

 

Р А З Д Е Л П Е Р В Ы Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

ТЕПЛОТЕХНИКИ

 

 

 

 

Глава I.

Основы технической термодинамики.......................................................

 

 

 

. .

9

§ 1. Основные понятия. Газовые законы.

Газовые смеси . . . .

 

§

2.

Теплоемкость газов и газовых с м е с е й ..................................................

 

 

 

 

14

Глава II.

Основные

законы термодинамики

............................................................

 

 

 

 

 

§ 3.

 

Первый закон термодинамики....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

§

4.

 

Термодинамические п р о ц ессы ......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

18

§

5.

 

Второй закон термодинамики .

 

 

 

 

 

 

 

23

§

6.

 

Водяной пар и циклы паросиловыху ........................................стан о во к

 

 

 

 

30

§

7.

 

Истечение и дросселированиегазов .........................................

ип а р о в

 

 

 

 

37

 

 

 

Методические указания к гл.

1 и ........................................................

I

I

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

Р А З Д Е Л

ВТОРОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

 

 

 

Глава III.

 

Судовые

пароэнергетичёские

у стан ..............................................о в к и

 

 

 

42

§ 8.

 

Общие сведения о паровых

к о т л .......................................................а х

 

 

 

 

•—

§

9.

 

Конструкции судовых паровых к о .................................................т л о в

 

 

 

 

45

§

10.

Обслуживание паровых

к о тл о в ..............................................................

 

 

 

 

 

 

56

§11.

Судовые паровые турбины

. ' .................................. .............................

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

Методические указания к гл. I l l ...............................................................

 

 

 

 

 

 

 

68

'Глава IV.

 

Судовые

энергетические

установки

с

двигателями

внутреннего

69

 

 

 

сгорания

и газотурбинные у стан о .......................................................вк и

 

 

 

 

 

§

12.

Принцип

действия, классификация

и

основные

характеристики

§

13.

судовых Д В С ..................................................................................................

 

 

 

 

 

двигателя .

. .

 

Устройство основных деталей, узлов и систем

.

80

§

14.

Обслуживание судовых

двигателей

внутреннего

сгорания .

.

101

§

15.

Основные типы дизельных энергетических установок судов

про­

 

§

16.

мыслового ф л о т а ..................................................................................

у стан о вк и

 

 

 

:

108

Судовые

газотурбинные

 

 

 

 

 

121

 

 

 

Методические указания

к гл. I V ...........................................................

 

 

 

 

 

 

124

 

 

 

 

Р А З Д Е Л

ТР ЕТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

И ПРОМЫСЛОВЫЕ

МЕХАНИЗМЫ,

 

 

 

 

 

 

 

ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

 

 

 

 

 

Глава V.

Судовые н а с о с ы ..............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

126

§ 17. Общие сведения о судовых

н а с о ..................................................с а х

 

 

 

 

§

18.

Устройство судовых н а с о с о в .....................................................................

 

 

 

 

 

 

.

129

 

 

 

Методические указания

к гл. V ......................................................

 

 

 

 

 

 

136

174