Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дуктор и кривошипно-шатунный механизм трясущий механизм по­ лучает колебательные движения, в результате чего создается виб­ рация, обеспечивающая вытряхивание рыбы из сети. Вытряхнутая рыба направляется на посол в рыбопосольный агрегат 13. Смесь рыбы и соли выдается рыбопосольным агрегатом в бочки 14. На­ полненные бочки закупоривают и спускают в трюм судна.

Эксплуатация механизмов дрифтерного лова. Дрифтерный шпиль перед пуском в ход необходимо несколько раз провернуть вручную. При выборе вожака на турачку шпиль должны обслужи­ вать два человека: один поддерживает сходящий с турачки трос, второй находится у контроллера шпиля.

Сетевыборочная машина перед работой также должна быть про­ верена, смазана и опробована на холостых оборотах.

При выборе сетей необходимо: следить за правильным ходом сетей, не допускать перекоса; при появлении перекоса освободить подбору из-под кулачка (или заклинивающего ручья) опережаю­ щей сетевыборочной головки и после ликвидации перекоса про­ должать выборку за обе подборы; если сеть полностью свалилась к одному концу рола, освободить подбору в противоположной го­ ловке, расправить сеть по ширине рола и только после этого про­ должать выборку за обе подборы.

Сететрясную машину перед пуском проверяют, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов и наличии смазки в редукторе. Перед началом тряски сетей необходимо проверить и при необхо­ димости натянуть канатные трясуны; провернуть машину вхоло­ стую, сначала при малой, а потом при полной частоте вращения.

После выборки сетей на палубу заправляют их в трясущий орган, концы подборы сетей передают укладчикам и пускают ма­ шину.

Промысловое оборудование китобойного судна. Промысел ки­ тов ведется со специальных судов-китобойцев, снабженных соот­ ветствующим промысловым оборудованием.

Схема расположения промыслового оборудования на китобойце показана на рис. 91. На носовой площадке установлена гарпунная пушка 3, заряжаемая гарпунами; между рулевой рубкой и носовой площадкой перекинут переходной мостик 7. На главной палубе на­ ходится спаренная промысловая лебедка 8, служащая для выборки гарпун-линя с убитым китом. В районе фок-мачты под палубой раз­ мещено амортизационное устройство 10, которое смягчает рывки загарпуненного кита.

После выстрела гарпун, попав в кита, натягивает гарпун-линь 1, идущий с барабанов лебедки 8 через амортизационный канифасблок 6, палубный роульс 4 и носовой роульс 2. Амортизационный канифас-блок, подвешенный на тросе 5, в результате натяжения линя опускается, сжимая буферные пружины амортизатора 10, и смягчает рывок. Оси блоков 9 амортизатора закреплены на под­ вижных направляющих. Для крепления к борту и буксировки ки­ товых туш в фальшбортах носовой палубы китобойца вделаны уси­ ленные двойные клюзы 11.

159



При интенсивной охоте убитых китов подтягивают к борту ки­ тобойца, надувают воздухом от компрессора для придания плаву­ чести, «ставят на флаг» и оставляют в море, а суда-буксировщики доставляют их к борту китобойной базы.

Китобойцы не имеют брашпиля, его место занято гарпунной пушкой. Якорная цепь выбирается специальной звездочкой шпиля, установленного на палубе у полубака.

Рис. 91. Схема расположения промыслового оборудования на ки­ тобойном судне.

Промысловые механизмы для лова рыбы с помощью электро­ света. Искусственный свет оказывает влияние на рыбу: одни рыбы привлекаются светом, другие уходят от него, третьи прекращают свое движение и останавливаются в луче света и т. д. Реакция рыбы на свет используется для целей лова.

Привлечение рыбы надводным освещением применяют при лове сайры на Дальнем Востоке.

Очень широко в промысле используется привлечение рыбы с по­ мощью подводного освещения. Так, на Каспийском море основную массу рыбы (кильки) дает именно лов рыбонасосами с помощью подводного освещения. Быстрое распространение приобретает та­ кой промысел с судов БМРТ и «Тропик» в водах Атлантики, где на свет вылавливают сардинеллу, сардинопса и других рыб.

Лов кильки на Каспийском море проводится следующим обра­ зом. С борта судна (рис. 92) опускают всасывающий шланг 2, на конце которого расположено залавливающее устройство 3 с дву­ мя лампами 4 подводного освещения. Верхний конец шланга соединен с центробежным рыбонасосом 1, установленным на па­ лубе.

Рыба, собравшаяся на свет у ламп, засасывается рыбонасосом вместе с водой через залавливающее устройство и шланг и по­ дается на палубу к водоотделителю.

160

При перекачивании центробежными рыбонасосами неизбежно повреждение некоторого количества рыбы. Поэтому в последнее время стали применять насосы-эрлифты, которые не имеют движу­ щихся частей (рис. 93).

Эрлифтная установка, так же как рыбонасосная, имеет шланг 5, на одном конце которого установлено залавливающее устройство 7, а на другом — водоотделитель 2. Электрический ток к лампам под­ водится по кабелю 8 через распределительный щит 1. На некото-

Рис. 92. Схема лова каспийской кильки на

Рис. 93. Эрлифтная установ­

электросвет.

ка для лова кильки на элек­

 

тросвет.

ром расстоянии от залавливающего устройства на шланге распо­ ложена смесительная камера 6, представляющая собой металли­ ческий баллон, куда компрессором 3, установленным на палубе или в машинном отделении, под давлением порядка 6—8 кгс/см2 по трубе 4 подается сжатый воздух. Из камеры воздух в виде пузырь­ ков поднимается по шлангу вверх и расширяется. От этого плот­ ность смеси вода — воздух уменьшается. По закону сообщающихся сосудов более плотная вода поступает извне в залавливающее ус­ тройство и вытесняет кверху легкую смесь, которая поднимается до палубы и выливается наружу. Вместе с водой в систему попа­ дает привлеченная светом рыба и подается на судно. Вода уходит через водоотделитель, а рыба скатывается в бункер.

Техника безопасности во время промысла. Перед пуском в ра­ боту промысловых устройств необходимо тщательно осмотреть их,

6 Заказ №2165

161


обратив особое внимание на состояние и крепление блоков и тросов.

Пуск промысловых механизмов на предельную скорость без на­ грузки не допускается. При выбирании тросов с помощью турачек лебедку следует пускать малым ходом, пока не будет выбрана сла­ бина троса и он не ляжет правильно на турачку, после чего ско­ рость может быть увеличена. Расправлять орудия лова во время замета или траления на ходу судна категорически запрещается. Отдачу тросов со стопора или взятие на стопор нужно выпол­ нять с соблюдением предосторожностей и при замедленном ходе судна.

При кормовом тралении после подъема трала на палубу и во время траления ворота слипа должны быть закрыты. Запрещается при тралении находиться на палубе в районе ваеров и на наклон­ ной плоскости слипа, травить или выбирать ваера и отдавать лен­ точные тормоза траловой лебедки без разрешения. В период работ по спуску-подъему трала личному составу, не участвующему в этих работах, запрещается находиться на промысловой палубе и в рай­ оне траловой лебедки.

При заправке подбор дрифтерной сети в сетевыборочную ма­ шину необходимо удерживать подборы руками на расстоянии не менее 1 м от движущейся части машины. Скорость машины при этой операции должна быть минимальной.

Валы и подшипники можно смазывать только при полной ос­ тановке приводного двигателя. Нельзя руками направлять вертлюг стяжного троса при замете кошелькового невода. При выборке не­ вода неводовыборочной машиной опасно становиться на жгут набе­ гающей части невода, а также подправлять его между тяговыми барабанами машины. Нельзя распутывать навернутую на барабан неводовыборочной машины сходящую часть жгута невода при ра­ боте машины. Принимать сходящую часть жгута с барабанов ма­ шины разрешается только на расстоянии не менее 1,5 м от тяговых органов машины. При использовании центробежных рыбонасосов для выливки рыбы из кошельковых неводов спуск всасывающего шланга за борт можно производить только при помощи грузовой стрелы, но не вручную.

На китобойных судах необходимо периодически проверять амортизационное устройство, обращая внимание на исправность пружин, тяг, тросов, направляющих и ограждений. Перед началом промысла рекомендуется тщательно осматривать и проверять в действии промысловые лебедки и шпили. Следует также перио­ дически осматривать все промысловые блоки, скобы, вертлюги, гаки и не реже одного раза в три года проводить их испытания в заводских условиях.

Гарпун с неразорвавшейся гранатой на палубу не возвращают, а ликвидируют.

Члены экипажа судна обязаны немедленно докладывать вахтен­ ному помощнику капитана обо всех неисправностях, обнаруженных в промысловом оборудовании и устройствах.

162


Методические указания к гл. VI

При изучении палубных механизмов необходимо прежде всего иметь в виду, что эти механизмы, потребляя определенное количество энергии, обеспечивают управление судном на ходу, съемку с якоря, швартовку, грузовые операции, буксировку.

При существующей организации труда команд морских промысловых судов непосредственное управление палубными механизмами находится в руках палуб­ ной команды, руководимой штурманским составом. Поэтому штурманы должны знать устройство палубных механизмов, их назначение и возможности исполь­ зования при различных условиях работы.

Необходимо обратить особое внимание на вопросы обслуживания палубных

механизмов и на требования к ним Регистра СССР.

из основных и

Тема «Механизмы рулевых устройств» является одной

должна быть проработана с большим вниманием. Начать

изучение следует

с разбора назначения составных частей рулевого устройства: руля, рулевого привода, рулевого двигателя и телединамической передачи (телемотора). Не­ обходимо четко представлять, как осуществляется поворот судна.

Уяснить, какого типа может быть каждый элемент из составляющих руле­ вого устройства.

Следует иметь в виду, что до недавнего времени на судах чаще всего при­

менялись электрические рулевые машины. В этих

машинах крутящий момент

от электродвигателя передается

на

баллер руля

посредством

механической

(червячной и зубчатой) передачи.

В

настоящее время основным

типом руле­

вой машины стала электрогидравлическая. В таких машинах применена гидрав­ лическая передача от электродвигателя к баллеру руля.

Электрогидравлические рулевые машины отличаются плавной и бесшумной работой в любых климатических условиях. Они компактны и очень надежны в работе. Поэтому электрогидравлические машины стали сейчас основным ти­ пом рулевых машин.

Все рулевые машины должны работать, когда рулевой вращает штурвал или нажимает кнопку кнопочного управления рулевой машиной. Рулевая ма­ шина должна автоматически останавливаться, когда руль достигнет крайнего по­ ложения. С рулевой машиной должен быть связан специальный прибор — аксио­ метр. Он указывает, на какой борт и на какой угол повернут руль.

Перед изучением якорно-швартовных механизмов следует вспомнить соот­ ветствующий материал, проработанный в курсе «Управление судном и его тех­ ническая эксплуатация», а именно: типы и конструкцию якорей, конструкцию якорной цепи (смычки, скобы, вертлюги, жвака-галс), устройство и расположе­ ние стопоров, бортовых и палубных клюзов и цепного ящика. Это поможет восстановить принципиальную схему якорного устройства современного судна. При изучении темы следует отчетливо знать, что якорное устройство предна­ значено для удержания судна на открытых рейдах, а швартовное — для удержа­ ния у стенки или у другого судна. Однако якорные и швартовные механизмы часто выполняются в одном агрегате.

Якорные и швартовные механизмы следует изучать в таком порядке: клас­ сификация, принцип действия и устройство. При изучении устройства нужно обратить особое внимание на муфты включения и выключения основных тя­ говых органов: цепных и швартовных барабанов (звездочек и турачек). Эти муфты бывают двух типов: кулачковые и фрикционные.

Аналогично прорабатывается группа подъемных и буксирных механизмов. При изучении лебедок следует обратить внимание на то, что их снабжают тросоукладчиками и автоматами, обеспечивающими постоянство натяжения гру­ зовых и буксирных тросов.

При изучении промысловых механизмов надо прежде всего уяснить прин­ ципы различных видов промыслового лова рыбы, из которых основным и наибо­

лее активным является траловый, а

наиболее пассивным — дрифтерный

лов.

Основной механизм тралового

лова на промысловых судах СРТ, БМРТ

и других — траловая лебедка Хотя

кинематическая схема и приводы

траловых

лебедок в основном аналогичны схемам и приводам лебедок палубных механиз­

мов, они имеют

некоторые существенные отличия. Одно из них — наличие двух

6*

163