Файл: Сиразутдинов А.М. Основные показатели промышленных кондиций на руды цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

екты энергохозяйства — 5,1 %, объекты транспорта и связи — 10,5, объекты внешних сетей водопровода, канали­ зации, теплофикации — 7,5%, благоустройство — 0,5%, временные здания и сооружения 3,8 %, прочие работы и затраты — 6,6%, содержание дирекции — 0 , 1 % , проектноизыскательские работы — 1,4%, резерв на непредвиденные работы — 1,5%. Из сметной стоимости строительства под­ земных рудников на долю горно-капитальных работ прихо­ дится 5 5 % всех затрат, на оборудование 13% и на здания и сооружения 3 2 % , в том числе временные 3,8%.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ Н А ОТКРЫТЫХ РАБОТАХ

При открытом способе разработки капитальные вложе­ ния направляются на удаление части вскрышных пород до пуска карьера в эксплуатацию; сооружение в карьере въездных и выездных траншей, съездов, перепусков и др.; приобретение оборудования (буровых станков, экскавато­ ров, транспортных машин и вспомогательных механизмов); строительство зданий и сооружений производственного на­ значения; строительство зданий и сооружений обслужива­ ющего назначения.

По нормам технологического проектирования горноруд­ ных предприятий с открытым способом разработки объем первоначальной вскрыши, подлежащей удалению за счет горно-капитальных работ, предусматривается в размере, обеспечивающем готовые к выемке 4-месячные запасы по­ лезного ископаемого.

Капитальные вскрышные работы относятся к первой группе основных фондов, т. е. погашаются в течение всего срока существования карьера. Чем больше производитель­ ность карьера по руде, тем больший объем первоначальной вскрыши необходимо удалить из карьера, чтобы ввести карьер в эксплуатацию. Следовательно, объем вложений на удаление капитальной вскрыши зависит от производитель­ ности карьера и коэффициента вскрыши.

Здания и сооружения на открытых работах так же, как и для подземных работ, разделяются на две группы. Первая группа — сооружения, связанные с отработкой запасов ме­ сторождения (тяговые подстанции, рудосортировки, укры­ тия, бункеры, железнодорожные пути на промплощадке,

117

контактные сети, внутриплощадочные сети водопровода, канализации, электроснабжения и связи, автодороги на от­ валы и в карьере). Удельные затраты по этой группе расхо­ дов не зависят от производительности карьера. Вторая груп­ па — сооружения, не связанные с отработкой запасов (ко­ тельные, электроподстанции, административно-бытовые комбинаты, механические мастерские, депо локомотивов и вагонов, склады, внешние сети водоснабжения и канализа­ ции, шоссейные дороги, железнодорожные подъездные пу­ ти, внешние линии электроснабжения, теплоснабжения и связи). На эти объекты капитальные вложения при увели­ чении производительности карьера изменяются незначи­ тельно, а удельные на 1 т добычи руды снижаются.

Особенностью капитальных вложений на открытых ра­ ботах является то, что они зависят от производительности карьеров не по руде, а по горной массе. Кроме того, как по­ казывает анализ проектных и сметно-финансовых расчетов, на величину удельных капитальных вложений влияет вид транспорта в карьере.

В таблице 27 приводятся данные по удельным капиталь­ ным вложениям на строительство карьеров в железорудной промышленности при различных видах транспорта.

 

 

 

 

Таблица 27

Годовая производи­

Удельные капитальные

вложения,

руб/т

 

 

 

 

тельность

карьера

при

автомобиль­ при

железнодорожном

по горной

массе,

ном

транспорте

транспорте

 

млн. т

 

 

 

 

 

До 5,0

 

 

1,-25-1,10

1 , 8 0 - 1 , 6 5

 

5 , 0 - 1 0 , 0

 

 

1 , 1 0 - 0 , 9 3

1 , 6 5 - 1 , 4 5

 

1 0 , 0 - 2 0 , 0

 

 

0 , 9 3 - 0 , 8 0

1 , 4 5 - 1 , 2 3

 

2 0 , 0 - 5 0 , 0

 

 

0 , 8 0 - 0 , 7 0

1 , 2 3 - 1 , 0

 

Свыше 50,0

 

 

1 , 0 - 0 , 8

 

На основании приведенных данных нами выведены сле­ дующие эмпирические зависимости удельных капиталовло­ жений для карьеров железорудной промышленности:

^ а а . т = 0 , 6 9 - Ь - ,

(90)

118


-ЙГж.т = 0,94 + ~

,

 

 

(91)

где А — производительность по горной

 

массе, млн. т в год.

Корреляционные отношения равны

0,98

и 0,90, квадра-

тические ошибки 0,34 и 0,12 руб/т, относительные

ошиб­

ки 3,8 и 8,2%.

 

 

 

 

Полученные зависимости приведены

на

рисунке

2 1 .

ю

го

JO

+0

so

so

га

so

 

/7ро1/л6оЗигелмосп

//ордера,

гин г / ге&

 

Рис. 21. Изменение удельных капитальных вложений в за­ висимости от производительности карьера по горной массе

(применительно

к железорудной

промышленности по дан­

ным Гипроруды):

1—для

автомобильного транспорта;

2 — для железнодорожного транспорта.

Для ряда карьеров цветной металлургии рекомендуются удельные капитальные вложения, приведенные в табли­ це 28.

Годовая производительность по горной массе, тыс. т

Таблица 28

Удельные капитальные вложения,

руб/т

при

автомобиль -

при железнодо­

рожном транс­

дом

транспорте

порте

 

 

До 2000

4 , 2 - 3 , 5

_

2000 - 5000

3 , 5 - 2 , 5

Свыше 5000

2 , 5 - 2 , 0

3 , 5 - 2 , 5

Эмпирическая зависимость удельных капиталовложе­ ний при автомобильном и железнодорожном транспорте имеет вид

Л.ЙЬьЛ

119



 

 

 

i*Ta B .T =

2

,

0

8 ,

 

(92)

 

 

 

* ж . т

=

2,33 +

5 - ^ .

 

(93)

Корреляционные отношения равны соответственно 0,67;

0,99;

квадратические ошибки 0,56; 0,04 руб/т,

относи­

тельные ошибки 5 , 1 ;

1,2%.

 

 

 

 

На

рисунке

22 показана

зависимость

удельных

капи­

тальных вложений в руб/м3

 

от

производительности

по гор­

ной массе

при

использовании

автомобильного и железно­

дорожного

транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tч S.O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*•/>

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Si

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

гооо

ша

0000

 

#000

 

 

 

 

tyousSGeureAiMPO'a rapceoa

гдонад кассе,

шс. г a sod

 

Рис. 22. Изменение удельных капитальных вложений от произво­ дительности карьера по горной массе: 1 — для автомобильного транспорта; 2 — для железнодорожного транспорта.

Данные таблицы 28 установлены для рудников, входя­ щих в состав комбинатов и расположенных в равнинной местности. Для самостоятельных рудников и шахт, удален­ ных от основных предприятий комбината, применяется ко-

120


зффициент 1,3, для рудников в гористой местности — 1,5— 2,0, районный коэффициент для Казахстана — 1,1 —1,3.

Объем горной массы в карьере зависит от коэффициента вскрыши. Поэтому, несмотря на снижение удельных капи­ тальных затрат на 1 м3 горной массы, удельные капиталь­ ные затраты на 1 г руды будут увеличиваться с ростом ко­ эффициента вскрыши.

В таблице 29 приведены данные об изменении удельных капитальных затрат в рублях на 1 т руды в зависимости от годовой производительности карьера по горной массе, вида транспорта и коэффициента вскрыши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 29

Годовая производи­

Удельные

капитальные

затраты

(руб/т)

руды

при среднем

коэффициенте

вскрыши,

MiJMJ

тельность

по

горной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 11

массе,

тыс. г

1 2

3 4

5 | 6

7 8

9 | 10

 

 

 

 

 

А в 1' О М О 6 И Л Ь ]

[ т р а н С П 0 р т

 

 

До 2000

 

3,0

4,2

4,9

6 Д

7,218,3

9,5

1 0 , 4 1 2 , 2 1 3 , 3

19,5

•2000-5000

2,0

2,9

3,8

4,6

5,5 1 6,57,4

8,31

9 , 3 1 0 , 3

15,0

Свыше

5000

1,6

2,4

3,2

3,8

4,4 | 5,3

6,0

6,81

7,5 8,2

12,0

 

 

Ж е л е з н о д о р о ж н ы й

т р а н с п о р т

 

Свыше

5000

I 2,0| 2,91

3,8| 4,5| 5,6!

6,51

7,71

8,4]

9,3|10,31 15,0

Проектные данные, обработанные нами, позволили вы­ явить следующие эмпирические зависимости для определе­ ния удельных капитальных вложений на 1 г руды в зави­ симости от коэффициента вскрыши: при производительно­ сти карьеров по горной массе

до

2000

тыс. м3

К =

0,7К3 +

3,64 ;

 

(94)

2000

—5000

тыс. мъ

К =

0,8ЪК

-4- 1,38 ;

 

(95)

более

5000 тыс. м3 Квв_т

=

0,785КВ - f 0,42;

(96)

 

# ж . т =

0,851ГВ

+ 2 , 8 5 .

 

 

(97)

Графики этих зависимостей помещены на рисунке 23.

Коэффициенты

корреляции

 

равны

0,85;

0,84;

0,94;

0,95; квадратические

ошибки — 1,14;

2,01;

0,78;

0,86

руб/т, относительные ошибки — 16,9; 27,3; 6,6;

9,4%.

121