Файл: Сиразутдинов А.М. Основные показатели промышленных кондиций на руды цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
екты энергохозяйства — 5,1 %, объекты транспорта и связи — 10,5, объекты внешних сетей водопровода, канали зации, теплофикации — 7,5%, благоустройство — 0,5%, временные здания и сооружения — 3,8 %, прочие работы и затраты — 6,6%, содержание дирекции — 0 , 1 % , проектноизыскательские работы — 1,4%, резерв на непредвиденные работы — 1,5%. Из сметной стоимости строительства под земных рудников на долю горно-капитальных работ прихо дится 5 5 % всех затрат, на оборудование — 13% и на здания и сооружения — 3 2 % , в том числе временные — 3,8%.
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ Н А ОТКРЫТЫХ РАБОТАХ
При открытом способе разработки капитальные вложе ния направляются на удаление части вскрышных пород до пуска карьера в эксплуатацию; сооружение в карьере въездных и выездных траншей, съездов, перепусков и др.; приобретение оборудования (буровых станков, экскавато ров, транспортных машин и вспомогательных механизмов); строительство зданий и сооружений производственного на значения; строительство зданий и сооружений обслужива ющего назначения.
По нормам технологического проектирования горноруд ных предприятий с открытым способом разработки объем первоначальной вскрыши, подлежащей удалению за счет горно-капитальных работ, предусматривается в размере, обеспечивающем готовые к выемке 4-месячные запасы по лезного ископаемого.
Капитальные вскрышные работы относятся к первой группе основных фондов, т. е. погашаются в течение всего срока существования карьера. Чем больше производитель ность карьера по руде, тем больший объем первоначальной вскрыши необходимо удалить из карьера, чтобы ввести карьер в эксплуатацию. Следовательно, объем вложений на удаление капитальной вскрыши зависит от производитель ности карьера и коэффициента вскрыши.
Здания и сооружения на открытых работах так же, как и для подземных работ, разделяются на две группы. Первая группа — сооружения, связанные с отработкой запасов ме сторождения (тяговые подстанции, рудосортировки, укры тия, бункеры, железнодорожные пути на промплощадке,
117
контактные сети, внутриплощадочные сети водопровода, канализации, электроснабжения и связи, автодороги на от валы и в карьере). Удельные затраты по этой группе расхо дов не зависят от производительности карьера. Вторая груп па — сооружения, не связанные с отработкой запасов (ко тельные, электроподстанции, административно-бытовые комбинаты, механические мастерские, депо локомотивов и вагонов, склады, внешние сети водоснабжения и канализа ции, шоссейные дороги, железнодорожные подъездные пу ти, внешние линии электроснабжения, теплоснабжения и связи). На эти объекты капитальные вложения при увели чении производительности карьера изменяются незначи тельно, а удельные на 1 т добычи руды снижаются.
Особенностью капитальных вложений на открытых ра ботах является то, что они зависят от производительности карьеров не по руде, а по горной массе. Кроме того, как по казывает анализ проектных и сметно-финансовых расчетов, на величину удельных капитальных вложений влияет вид транспорта в карьере.
В таблице 27 приводятся данные по удельным капиталь ным вложениям на строительство карьеров в железорудной промышленности при различных видах транспорта.
|
|
|
|
Таблица 27 |
||
Годовая производи |
Удельные капитальные |
вложения, |
руб/т |
|||
|
|
|
|
|||
тельность |
карьера |
при |
автомобиль при |
железнодорожном |
||
по горной |
массе, |
|||||
ном |
транспорте |
транспорте |
|
|||
млн. т |
|
|||||
|
|
|
|
|||
До 5,0 |
|
|
1,-25-1,10 |
1 , 8 0 - 1 , 6 5 |
|
|
5 , 0 - 1 0 , 0 |
|
|
1 , 1 0 - 0 , 9 3 |
1 , 6 5 - 1 , 4 5 |
|
|
1 0 , 0 - 2 0 , 0 |
|
|
0 , 9 3 - 0 , 8 0 |
1 , 4 5 - 1 , 2 3 |
|
|
2 0 , 0 - 5 0 , 0 |
|
|
0 , 8 0 - 0 , 7 0 |
1 , 2 3 - 1 , 0 |
|
|
Свыше 50,0 |
|
|
— |
1 , 0 - 0 , 8 |
|
На основании приведенных данных нами выведены сле дующие эмпирические зависимости удельных капиталовло жений для карьеров железорудной промышленности:
^ а а . т = 0 , 6 9 - Ь - , |
(90) |
118
-ЙГж.т = 0,94 + ~ |
, |
|
|
(91) |
где А — производительность по горной |
|
массе, млн. т в год. |
||
Корреляционные отношения равны |
0,98 |
и 0,90, квадра- |
||
тические ошибки — 0,34 и 0,12 руб/т, относительные |
ошиб |
|||
ки — 3,8 и 8,2%. |
|
|
|
|
Полученные зависимости приведены |
на |
рисунке |
2 1 . |
ю |
го |
JO |
+0 |
so |
so |
га |
so |
|
/7ро1/л6оЗигелмосп |
//ордера, |
гин г / ге& |
|
Рис. 21. Изменение удельных капитальных вложений в за висимости от производительности карьера по горной массе
(применительно |
к железорудной |
промышленности по дан |
|
ным Гипроруды): |
1—для |
автомобильного транспорта; |
2 — для железнодорожного транспорта.
Для ряда карьеров цветной металлургии рекомендуются удельные капитальные вложения, приведенные в табли це 28.
Годовая производительность по горной массе, тыс. т
Таблица 28
Удельные капитальные вложения,
руб/т
при |
автомобиль - |
при железнодо |
рожном транс |
||
дом |
транспорте |
порте |
|
|
До 2000 |
4 , 2 - 3 , 5 |
_ |
2000 - 5000 |
3 , 5 - 2 , 5 |
— |
Свыше 5000 |
2 , 5 - 2 , 0 |
3 , 5 - 2 , 5 |
Эмпирическая зависимость удельных капиталовложе ний при автомобильном и железнодорожном транспорте имеет вид
Л.ЙЬьЛ |
119 |
|
|
|
i*Ta B .T = |
2 |
, |
0 |
8 , |
|
(92) |
|
|
|
|
* ж . т |
= |
2,33 + |
5 - ^ . |
|
(93) |
||
Корреляционные отношения равны соответственно 0,67; |
||||||||||
0,99; |
квадратические ошибки — 0,56; 0,04 руб/т, |
относи |
||||||||
тельные ошибки — 5 , 1 ; |
1,2%. |
|
|
|
|
|||||
На |
рисунке |
22 показана |
зависимость |
удельных |
капи |
|||||
тальных вложений в руб/м3 |
|
от |
производительности |
по гор |
||||||
ной массе |
при |
использовании |
автомобильного и железно |
|||||||
дорожного |
транспорта. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tч S.O |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*•/> |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
<§ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Si |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
гооо |
ша |
0000 |
|
#000 |
|
|
|
|
|
tyousSGeureAiMPO'a rapceoa |
/ю |
гдонад кассе, |
шс. г a sod |
|
Рис. 22. Изменение удельных капитальных вложений от произво дительности карьера по горной массе: 1 — для автомобильного транспорта; 2 — для железнодорожного транспорта.
Данные таблицы 28 установлены для рудников, входя щих в состав комбинатов и расположенных в равнинной местности. Для самостоятельных рудников и шахт, удален ных от основных предприятий комбината, применяется ко-
120
зффициент 1,3, для рудников в гористой местности — 1,5— 2,0, районный коэффициент для Казахстана — 1,1 —1,3.
Объем горной массы в карьере зависит от коэффициента вскрыши. Поэтому, несмотря на снижение удельных капи тальных затрат на 1 м3 горной массы, удельные капиталь ные затраты на 1 г руды будут увеличиваться с ростом ко эффициента вскрыши.
В таблице 29 приведены данные об изменении удельных капитальных затрат в рублях на 1 т руды в зависимости от годовой производительности карьера по горной массе, вида транспорта и коэффициента вскрыши.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 29 |
||
Годовая производи |
Удельные |
капитальные |
затраты |
(руб/т) |
руды |
||||||||
при среднем |
коэффициенте |
вскрыши, |
MiJMJ |
||||||||||
тельность |
по |
горной |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 11 |
||||
массе, |
тыс. г |
1 2 |
3 4 |
5 | 6 |
7 8 |
9 | 10 |
|||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
А в 1' О М О 6 И Л Ь ] |
[ т р а н С П 0 р т |
|
|
||||||||
До 2000 |
|
3,0 |
4,2 |
4,9 |
6 Д |
7,218,3 |
9,5 |
1 0 , 4 1 2 , 2 1 3 , 3 |
19,5 |
||||
•2000-5000 |
2,0 |
2,9 |
3,8 |
4,6 |
5,5 1 6,57,4 |
8,31 |
9 , 3 1 0 , 3 |
15,0 |
|||||
Свыше |
5000 |
1,6 |
2,4 |
3,2 |
3,8 |
4,4 | 5,3 |
6,0 |
6,81 |
7,5 8,2 |
12,0 |
|||
|
|
Ж е л е з н о д о р о ж н ы й |
т р а н с п о р т |
|
|||||||||
Свыше |
5000 |
I 2,0| 2,91 |
3,8| 4,5| 5,6! |
6,51 |
7,71 |
8,4] |
9,3|10,31 15,0 |
Проектные данные, обработанные нами, позволили вы явить следующие эмпирические зависимости для определе ния удельных капитальных вложений на 1 г руды в зави симости от коэффициента вскрыши: при производительно сти карьеров по горной массе
до |
2000 |
тыс. м3 |
К = |
0,7К3 + |
3,64 ; |
|
(94) |
||
2000 |
—5000 |
тыс. мъ |
К = |
0,8ЪК„ |
-4- 1,38 ; |
|
(95) |
||
более |
5000 тыс. м3 Квв_т |
= |
0,785КВ - f 0,42; |
(96) |
|||||
|
# ж . т = |
0,851ГВ |
+ 2 , 8 5 . |
|
|
(97) |
|||
Графики этих зависимостей помещены на рисунке 23. |
|||||||||
Коэффициенты |
корреляции |
|
равны |
0,85; |
0,84; |
0,94; |
|||
0,95; квадратические |
ошибки — 1,14; |
2,01; |
0,78; |
0,86 |
|||||
руб/т, относительные ошибки — 16,9; 27,3; 6,6; |
9,4%. |
121