ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
дозеров, может заменить 9 одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью 0,3 м3, грейдер и 8 землекопов. Стои мость работ сокращается в 2 раза. Для каналов III типо размера намечено использовать роторный экскаватор со специальными откосообразователями. Вес такой маши ны — около 65 т, производительность — 1000 м3 в час. Ка налы глубиной до 5 м, шириной по верху до 38 м предпо лагается разрабатывать строительными роторными экска ваторами с поворотными стрелами.
Для гидротехнического строительства необходимо создать три типа роторных экскаваторов производитель ностью от 200 до 1000 м3 в час. Они могут быть исполь зованы и в промышленном и транспортном строитель стве. На каналах глубиной до 12 м и шириной по верху до 100 м целесообразно применять специальные ротор ные экскаваторы производительностью 2000—4000 м3 в час, которые обеспечили бы не только разработку русла канала, но также транспортирование вынутого грунта и укладку его в отвалы. При строительстве крупных кана лов следует использовать землеройно-фрезерные маши ны, осваиваемые промышленностью.
В настоящее время отечественной промышленностью осваиваются или выпущены для испытания экскаваторы с ротационными, комбинированными, плужными и от вальными рабочими органами. Наиболее перспективными из них считаются двухроторные, двухфрезерные и шнеко роторные. Конструктивные усовершенствования и испы тания этих машин показали, что они применимы для про кладки каналов глубиной от 1,2 до 3 м трапецеидального сечения в выемке, насыпи и полувыемке-полунасыпи в различных грунтовых условиях.
Бетонные работы — другой немаловажный трудоем кий процесс в гидромелиоративном строительстве, меха низация которого может значительно повысить произво дительность труда.
В гидромелиоративном строительстве в Казахстане бе тон в основном применяется при возведении подпорных и регулирующих сооружений на водотоках, облицовке отко сов каналов и плотин. В целом по республике использова ние сборного железобетона в 1970 г. по сравнению с 1965 годом возросло в шесть раз. Уровень механизации бетон ных работ повысился за этот период на 21% (табл. 21).
120
г
Т а б л и ц а 21
Объем бетонных работ (тыс. куб. м) и уровень механизации (%) бетонных работ в Казахстане в 1965—1970 гг.
|
Укладка бетона |
Уровень |
Годы |
|
|
в том числе |
механи |
|
всего |
сборного |
зации |
1965 |
65,2 |
22,3 |
67 |
1966 |
81,2 |
25,6 |
68 |
1967 |
112,3 |
32,8 |
72 |
1968 |
149,5 |
68,7 |
80 |
1969 |
195,1 |
108,2 |
86 |
1970 |
243,2 |
139,6 |
88 ,2 |
Увеличение объема водохозяйственного строительства требует создания сети комплексно-механизированных и автоматизированных заводов товарного бетона, с полной загрузкой емкости барабана (в настоящее время коэффи циент использования оборудования не превышает 25%).
Рост производительности бетонных работ зависит от совершенствования бетоновозочного транспорта.
Исследования показали, что при хороших дорогах и использовании малоподвижных и пластичных смесей с осадкой конуса до 6 см и при применении кузовов специ альной формы допустимая дальность перевозки в летнее время (при 20°С) может достигать 35—40 км, а время перевозки не превышает 60—80 минут.
Широкое применение находят средства малой механи зации — вибробадьи, вибропитатели, виброжелоба, пере грузочные бункера емкостью 2—6 м3, легкие переставные транспортеры, позволяющие с одной стоянки бетониро вать площадь до 20 м2.
Изучение технологии, разработки и внедрения новых методов зимнего бетонирования свидетельствует, что по вышение стоимости производства железобетонных работ в зимних условиях Достигает 20—30%, а трудоемкость возрастает на 35—40%. Наиболее экономичный метод вы держивания бетона при отрицательных температурах —
метод термоса. Химические |
противоморозные добавки, |
не вызывающие коррозии |
арматуры и обеспечивающие |
твердение бетона при температурах до — 25—35°С, дают возможность расширить применение этого метода.
121
Затраты труда па изготовление 1 т арматурных карка сов п конструкций в ряде случаев достигают 10— 12 чел,- дн. Это объясняется неудовлетворительной организацией производства и низким уровнем механизации основных операций. Отсутствуют оснастка и механизированные средства для укрупнительной сборки и монтажа арматур ных блоков. Более 60% сварных соединений выполняется ручной дуговой электросваркой, а внедрение высокоэф фективной контактной сварки сдерживается из-за отсут ствия оборудования. Различные приспособления и осна стка в виде траверс, кондукторов, кассет для сеток, плоских каркасов и отдельных стержней позволяют в 2—4 раза сократить затраты труда и продолжительность работ по подаче и распределению арматуры. Контактная монтажная сварка и использование пружинных зажимов при монтаже сеток и каркасов повышают производитель ность труда в 3—5 раз.
Более половины трудовых затрат при возведении мо нолитных бетонных и железобетонных конструкций при ходится на опалубочные работы. На изготовление опа лубки и поддерживающих ее лесов расходуется огромное количество пиломатериалов, проволоки и мелкосортового проката. На изготовлении опалубки рабочих занято боль ше, чем в арматурных цехах и на заводах товарной бетон ной смеси вместе взятых. Практика ведущих строитель ных трестов страны убедительно показала, что примене ние стальной и деревометаллической опалубки даег возможность повысить производительность труда и сокра тить сроки производства работ. Универсальность систем опалубки заключается в возможности использования ее для различных по конфигурации сооружений. Опалубка может быть оборудована нагревателями, благодаря чему можно непрерывно бетонировать монолитные конструкции при отрицательных температурах.
Все чаще прокладываются оросительные каналы с бе тонной облицовкой откосов и дна для уменьшения потерь воды. При облицовке каналов монолитным бетоном требу ется особенно тщательное соблюдение заданной толщины покрытия. Контроль за толщиной покрытия обеспечивает водонепроницаемость плит и их соответствие заданной несущей способности (во избежание образования трещин в облицовке), а также сокращает перерасход бетонной смеси.
*
Создай ряд комплексов машин для облицовки кана лов. Освоены и внедрены в производство комплекты ма шин на рельсовом ходу для бетонирования каналов глу биной 1,5, 3 и 5 м. Начато производство безрельсовых ма шин для бетонирования каналов глубиной до 1 и 1,5 м. Использование этих машин обеспечивает полную механи зацию всех операций по загрузке и укладке бетона, раз равнивание его слоем заданной толщины, уплотнение,
выглаживание поверхности, |
нарезку |
температурных |
швов и покрытие поверхности |
бетона |
слоем защитной |
эмульсии. |
|
|
Все операции, за исключением двух последних, выпол няются бетоноукладчиками, а нарезка швов и нанесение защитных эмульсий — нарезчиками швов.
Характеристика основных параметров бетоноукладчи ков на рельсовом ходу, выпускаемых отечественной про мышленностью, приводится в таблице 22.
Т а б л и ц а 22
Основные параметры самоходных рельсовых бетоноукладчиков
Марка |
Глубина канала, м |
Ширина по Дну, м |
Коэффициент за ложения откосов |
Рабочая скорость, м/мин |
Транспортная скорость, м/мик |
Толщина уклады ваемого бетона, см |
Мощность, квт |
Техническая про изводительность, куб. м в час |
Н
О
и
CQ
Обслуживаю щий персо нал, чел.
Д-580- |
2 ,5 -4 |
,0 |
4 - 8 |
1,5; 2 15,8 |
12 |
6 |
-20 |
73,6 |
25 |
20 |
5 |
|
Д-655 |
1 ,5 -2 ,0 |
1,5 |
1,5 |
0,4;- |
12,75 6 |
-15 |
50 |
2 5 - |
25 - |
|
||
2 ,0 -2 ,5 |
2,0 |
1,5 |
3 |
|||||||||
МБ-11 |
2 ,5 -3 ,0 |
2,5 |
1,5 |
0,8 |
|
|
|
|
30 |
31 |
|
|
0 ,9 -1 |
,5 |
0,8; |
|
0,74; |
2,36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1; |
1,5 |
6 |
-10 |
20 |
30 |
16,5 |
3 |
||
|
|
|
1,2 |
1,53 |
4,88 |
Для бетонирования каналов глубиной до 1,6 м и ши риной по дну 1,2 м может быть использована скользящая форма (виброформа)' марки БК-3 и МБ-15 производитель ностью 15—32 м/час.
Значительное распространение бетонирование каналов получило за рубежом. В США монолитным бетоном об лицовано 47% каналов. Наиболее экономичным считается строительство бетонируемых каналов трапецеидального
123
сечения при использовании оборудования, обеспечиваю щего непрерывную работу по открытию, профилировке и устройству бетонных облицовок. Большое внимание уде ляется качеству бетонных смесей, предназначенных для бетоноукладочных машин. Зарубежный опыт показывает, что качество работ, темпы строительства, использование полной мощностй бетоноукладочных машин зависят от качества бетонной смеси, способа приготовления и достав ки бетонной смеси на строительный объект. Разработаны технические требования к бетонной смеси. На наиболее распространенный профиль канала утвержден стандарт.
В настоящее время у нас в стране разработаны техни ческие условия на приготовление, транспортировку бетон ной смеси, а также рекомендации о порядке бетонирова ния каналов в летнее и зимнее время года и выборе бе тонной смеси. Для укладки бетона предусмотрены как безрельсовые машины со скользящими формами (при периметре канала до 12 м), так и машины на рельсовом и гусеничном ходу. Гусеничные бетоноукладочные маши ны имеют высокий сцепной вес и могут принимать боль шие объемы бетонной смеси. Они снабжены автоматиче ской системой управления, позволяющей выдерживать курс, уклон и заданную толщину покрытия, производи тельность их благодаря непрерывной подаче бетонной смеси высокая.
Несмотря на высокую стоимость машин на гусенич ном ходу, ликвидация дорогостоящих рельсоформ, трудо емких операций их установки, освобождение ряда вспо могательных механизмов делает эти машины экономиче ски выгодными. Профиль канала выдерживается автоматически по протянутому вдоль канала шнуру. Аг регат обслуживают три человека. Полоса шириной 0,5 м для передвижения гусениц машины выравнивается вруч ную двумя рабочими.
> Следует отметить, что требует изучения вопрос о за мене бетонной облицовки, например, на асфальтобе тонную. Предварительные расчеты показывают, что за мена бетона асфальтобетоном позволит снизить стоимость строительства противофильтрационных покрытий в пол тора-два раза. Облицовка, выполненная из асфальтобе тона правильно подобранного состава и уплотненная до соответствующей величины остаточной пористости (не более 3%), практически водонепроницаема и пригодна к
124
эксплуатации через несколько часов после ее' устройства. Способность асфальтобетона к деформациям позволяет укладывать облицовки на пучнистых и просадочных грунтах без устройства деформационных швов, что, в свою очередь, значительно сокращает потери воды на фильтрацию. При существующих средствах уплотнения асфальтобетона на откосах потери воды из каналов, облицованных 5-сантиметровым слоем, в 20 раз меньше, чем из каналов с 10-сантиметровой бетонной одеждой.
Очистка и углубление уже действующих оросительных систем имеют значительный удельный вес в мелиоратив ных работах. Для очистки каналов от наносов может быть использована каналоочистительная машина МР-7, смонтированная на тракторе ДТ-75, БС-2. Этот механизм снабжен роторным рабочим органом и бульдозерным оборудованием и предназначен для очистки дна каналов глубиной до 1,7 м, шириной по дну — 0,4—0,8 м с зало жением откосов от 1 : 1 до 1 : 1,5.
Каналоочиститель КМ-75 на тракторе ДТ-75Б в отли чие от каналоочистителя МР-7 имеет роторно-фрезерный рабочий орган, очистка канала глубиной до 1,7 м с зало жением откосов от 1 : 1 до 1 : 1,25 производится при «пла вающем» положении рычага распределителя гидроцилиндра подъема стрелы, что обеспечивает ход рабочего орга на по глубине.
На базе трелевочного трактора ТДТ-55 создан и се рийно выпускается каналоочиститель МР-9. Эта машина предназначена для очистки каналов глубиной до 2 м, про ложенных в торфяных и минеральных грунтах I и II групп. Поворотный уширенный ковш позволяет произво дить очистку сухих каналов и каналов с водой. Разраба тывается ряд сменных органов для этой машины: зем лесос, косилка, травосжигатель.
При очистке каналов глубиной до 3 м могут быть ис пользованы каналоочиститель МР-10, созданный на базе трактора Т-100 МБТС с рабочим органом ротором-мета- телем. Особенность экскаватора-планировщика Э-2516, используемого на очистительных и осушительных рабо тах, заключается в том, что его телескопическая стрела может вращаться в горизонтальной плоскости, а также вокруг собственной оси на 45° в обе стороны с одновре менным выдвижением (втягиванием) телескопической рукоятки на ход, равный 2,75 м. Чтобы расширить облас-ть
125
ч
применения этой машины, предполагается в дальнейшем снабдить ее поворотным уширеннем до 2 м, ковшом ем костью 0,25 м3, косилкой для скашивания откосов произ водительностью 0,5 га/час и специально жестким грейфе ром для очистки дна и откосов каналов глубиной до 2,5 м.
Для очистки и углубления оросительных каналов, ма лых рек и подводящих каналов создан землесосно-чер пальный снаряд производительностью 50 м3 в час. По условиям работы эту машину предполагается использо вать на каналах шириной от 3,5 до 8 м. Минимальная глубина в водоеме для транспортировки должна быть 0,55 м. Для этих же целей создается плавучий одноковшо вый экскаватор с ковшом емкостью 0,5 м3.
СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Целесообразная деятельность генподрядной организа ции при согласованном взаимодействии ее с другими орга низациями достигается за счет предварительного плани рования работ, а также управления их ходом в процессе строительства.
Планирование и управление строительством в самом общем виде сводятся к четырем функциям:
постановка цели и составление плана для ее достиже-
'ния с учетом реальных условий выполнения работ и нали чия ресурсов;
контроль за ходом выполнения плана путем периоди ческого сбора информации;
оценка полученной информации и принятие решения, обеспечивающего достижение поставленной цели;
выдача команды на основе принятого решения. Существующая система планирования и управления
строительством, имеющая в своем распоряжении простей шие средства и методосчетную линейку, календарные ли нейные графики, не соответствует уровню строительного производства и становится тормозом в его развитии.
Если в недалеком прошлом все функции управления легко мог выполнять руководитель, применяя эти средст ва и методы, то сейчас при возросшей сложности объек тов строительства они непригодны для объективной оцен ки динамики строительных процессов и принятия реше ний, обеспечивающих достижение поставленной цели.
126
г.
Трудности управления современным водохозяйствен ным и мелиоративным строительством такие.
Во-первых, не налажен сбор оптимального количества информации. Лишняя информация также вредна, как и недостаточная.
Во-вторых, оценка состояния строительства' произво дится путем сравнения некоторой «фактической» модели, построенной на основе поступившей информации, с пред варительно разработанной моделью процесса строитель ства (плана) и не позволяет сделать правильных выводов и прогнозов на будущее. Происходит это потому, что су ществующие модели— линейные графики и циклограм мы — отражают процесс строительства только в варианте, предусмотренном планом (статической моделью), в то время как не учитываемые проектом обстоятельства (при родные и производственные помехи) видоизменяют начер танный планом процесс, и он протекает в некотором ре альном варианте, который трудно предусмотреть при планировании.
Чтобы избавиться от этих трудностей, необходимо раз работать такую методику, которая позволяла бы получить минимальную, но достаточную для характеристики стро ительства информацию; создать динамическую модель, структура которой соответствовала бы реальной структу ре строительства; обеспечить своевременную переработку информации, используя средства вычислительной техники, ускоряющие этот процесс и освобождающие человека от трудоемких операций.
В настоящее время р о л ь д и н а м и ч е с к о й м о- де ли, наглядно отражающей процесс реализации про екта с использованием минимального объема информации и позволяющей применять для обработки ее электронновычислительную машину, выполняет так называемый с е- т е в о й г р а ф и к . Одним из методов, повышающих ка чество планов и технических решений по организации и производству работ на основе точного и обоснованного расчета продолжительности работ, является метод се тевого планирования и управления (СПУ).
Сетевые графики имеют по сравнению с линейными и циклограммами следующие преимущества.
1. В наглядной форме представляют последователь ность работ, определяют общие сроки строительства объ екта (или группы объектов).
127