Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
По существовавшему на заводе технологическому про цессу притирка колец по наружной образующей произ водилась в чугунных блоках цилиндров двигателя «Моск вич-408» с применением пасты ГОИ-10 на хонинговальном станке «Бернес-Дрилл».
Стойкость чугунного притира при величине износа цилиндра по диаметру, равной 1 мм, составляет около 1000 колец.
Износ чугунных цилиндров очень интенсивный, так как паста ГОИ оказывает воздействие как на кольца, так и на цилиндр. По мере износа притира количество колец с про светом резко возрастает. Так, после обработки 1200 колец износ цилиндра превышает 1 мм на диаметр, а количество колец с просветом достигает 42%.
Так как эпюра распределения давлений кольца имеет грушевидную форму с максимумом у замка, цилиндры из нашиваются неравномерно, появляются овальность и ко нусность. Чугунные притиры необходимо менять после об работки не более 1000 колец. Однако в производственных условиях это требование нарушают и допускают изменение размера притира против номинального до 2 мм и более, что приводит к еще большему радиальному зазору (просвету), который для автомобильных колец вообще не допустим.
Результаты испытаний алмазно-гальванических гильз разных характеристик на стойкость приведены в табл. 34.
Т а б л и ц а 34
Результаты испытаний алмазно-гальванических гильз на стойкость
Зернистость |
Связка |
Стойкость гильзы, шт.
ACM |
40/28 |
Ni |
15 650 |
ACM 40—ACM 28/20 |
Ni |
16 270 |
|
ACM |
40/28 |
Ni + Cr |
9950 |
ACM |
40 ЗД |
Ni |
22 500 |
ACM 40/28 |
N i-pC r |
18 460 |
С учетом технологичности изготовления и стоимости алмазов рекомендуется применять гильзы зернистостью ACM 40/28 на никелевой связке. Стойкость таких гильз до полного износа алмазоносного слоя (0,05 мм на сторону)
172
равна 15—20 тыс. колец. Притирку в алмазной гильзе про изводят на специальном притирочном станке при следую щем режиме: скорость вращательного движения 18 м/мин\ скорость возвратно-поступательного движения 14 м/мин; время притирки оправки с кольцами 1 лшн; количество ко лец на оправке 25—38 шт. В качестве СОЖ применяли ке росин. Машинное время операции притирки в алмазно-галь ванических гильзах сократилось в 30 раз, а производитель ность (с учетом времени обжатия колец) повысилась в 10— 15 раз. Кроме того, повысилась культура производства (не загрязняется рабочее место). Благодаря значительной раз мерной стойкости алмазных гильз количество колец без просвета достигает 95%, в результате чего улучшаются экс плуатационные показатели двигателей.
Алмазная гильза для притирки поршневых колец дви гателя Д-50 представляет собой серийную гильзу двигателя, на внутреннюю поверхность которой нанесен алмазоносный слой.
Внутренний диаметр гильз предварительно увеличивает ся с учетом толщины алмазно-гальванического покрытия. Толщина алмазоносного слоя для гильз зернистостью ACM 40/28 равна 0,05—0,07 мм. Количество алмазов в гильзе 28—30 карат.
Для сравнения производили притирку колец по сущест вующему технологическому процессу в чугунных хроми рованных гильзах без охлаждения на станках модели 3M83 при следующем режиме: скорость вращательного движения 5,2 м/мин; скорость возвратно-поступательного движения 8,1 м!мин\ время притирки 10—30 сек. Количество одновре менно обрабатываемых колец 35 шт.
Средняя стойкость чугунных хромированных гильз со ставила 10—12 тыс. шт.
Притирку в алмазных гильзах производили на тех же станках без вращательного движения. Время притирки при этом сократилось до 2—10 сек. Данные о влиянии размера внутреннего диаметра на стойкость алмазных гильз (зер нистость ACM 40/28) приведены ниже:
Внутренний |
Стойкость, |
|
диаметр, мм |
|
шт. |
110.40 . |
. |
55 000 |
110.42 . |
. |
58 000 |
110.42 . |
. |
47 000 |
110.41 . |
. |
75 600 |
110,39 . |
. |
59 680 |
173
Внутренний |
Стойкость, |
диам етр, мМ |
шт. |
110,20 |
22 000 |
110,21 |
25 000 |
110.19 |
15 600 |
110.20 |
22 000 |
110,21 |
30 000 |
Максимальную стойкость имеют гильзы диаметром 110,4 мм. Дальнейшее увеличение внутреннего диаметра нежелательно, так как при этом снижается качество колец по радиальному зазору.
При использовании алмазной гильзы в течение всего процесса притирки обеспечивается получение стабильного качества колец, количество годных колец достигает
всреднем 96%. В случае применения хромированной гильзы
впервоначальный период количество годных колец состав ляет не более 79%, а после притирки 7 тыс. колец — толь ко 56,4% при средней стойкости гильзы 10—12 тыс. шт.
Работы по притирке поршневых колец двигателя «Моск вич-408» проводили на автомобильном заводе им. Ленинско
го комсомола, а колец двигателя Д-50 — на Одесском заводе поршневых колец.
Повышение эксплуатационных показателей двигателей.
Расход картерного масла по существующим нормам не дол жен превышать 1—1,5% от расходуемого топлива, а после ремонта — 2,5—3%. Хромовое пористое покрытие имеет высокую твердость и износостойкость, вследствие чего его естественная приработка невозможна. В этом случае осо бое значение приобретает точность изготовления как коль ца, так и зеркала цилиндра.
Т а б л и ц а 35
Угар картерного |
масла |
|
|
|
|
Угар масла (средняя |
|
|
|
величина) |
|
Кольцо |
|
|
% от рас |
|
|
г |
|
|
|
ходуемого |
|
|
|
|
топлива |
Луженое |
|
615 |
1,26 |
Без полуды |
|
1650 |
3,57 |
Притертое в алмазной гильзе (луженое) |
пояска |
252 |
0,52 |
Притертое в алмазной гильзе до светлого |
387 |
0,79 |
|
(без полуды) |
|
|
|
174
Данные угара картерного масла за 5 ч работы двигате лей приведены в табл. 35. Таким образом, при алмазной притирке обеспечивается значительное снижение угара кар терного масла.
Благодаря последующему |
лужению колец |
улучша |
ется прирабатываемость их. |
Предварительные |
опыты |
показали, что угар картерного масла при использовании хромированных колец без полуды, обработанных в алмаз ной гильзе, не изменяется в процессе работы.
При алмазной обработке только маслосъемных поршневых колец тракторных двигателей угар картерного масла сни
жается на 20%. По данным Минского моторного |
завода |
|
в результате применения |
таких колец на тракторах |
«Бела |
русь» получается более 1 |
млн. руб. экономии в год. |
|
Благодаря стабильности процесса, высокой размерной стойкости гильз окончательная обработка поршневых ко лец может быть автоматизирована.
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.В. Н. Б а к у л ь. Советские синтетические алмазы и области их применения в промышленности. Киев, УкрНИИНТИ, 1969.
2.В. Н. Б а к у л ь и д р. Справочник по алмазной обработке металлорежущего инструмента. Киев, «Техніка», 1971.
3. В. Н. Б а к у л ь, Э. С. Р а б и н о в и ч , |
Ю. Я. Я к о в - |
||
ч у к. |
Авторское свидетельство № 210699.— «Бюллетень», |
1968, № 6. |
|
4. |
Н. И. Б о г о м о л о в . Исследование сил |
трения |
при микро |
резании металлов.— В сб.: «Трение, смазка и износ деталей». Киев, изд.
КИГВФ, 1964. |
|
и |
д р. |
Определение |
экономической |
эф |
|||||
5. |
Б. И. Г и н з б у р г |
||||||||||
фективности алмазного |
хонингования. |
Киев, УкрНИИНТИ, |
1972. |
||||||||
6. |
И. В. К р а г е л ь с к и й. |
Трение и износ. М., Машгиз, |
1962. |
||||||||
7. |
В. Д. К у з н е ц о в . |
Наросты при резании и трении. М., Маш |
|||||||||
гиз, 1957. |
|
Г. В. Б о к у ч а в а. |
Износ |
алмазов |
и |
||||||
8. |
Г. Н. Л о л а д з е, |
||||||||||
алмазных кругов. М., |
«Машиностроение», |
1969. |
|
|
|
|
|||||
9. |
Е. Н. М а с л о в . Основы теории |
шлифования. М., Машгиз, |
|||||||||
1957. |
А. А. М а т а л и н. |
Качество |
поверхности и эксплуатацион |
||||||||
10. |
|||||||||||
ные свойства деталей машин. М., Машгиз, 1956. |
|
|
|
|
|||||||
11. |
А. А. М а т а л и н, |
В. |
С. Р ы с ц о в а. |
Экономичность |
и |
||||||
точность механической |
обработки. М., «Машиностроение», |
1967. |
|
|
12.Материалы Международной конференции по применению син тетических алмазов в промышленности. Киев, изд. Института сверхтвердых материалов, 1971.
13.А. А. М и х а й л о в . Шлифование и хонингование внутрен них поверхностей хромированных деталей.— «Вестник машинострое ния», 1961, № 11.
175