Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По существовавшему на заводе технологическому про­ цессу притирка колец по наружной образующей произ­ водилась в чугунных блоках цилиндров двигателя «Моск­ вич-408» с применением пасты ГОИ-10 на хонинговальном станке «Бернес-Дрилл».

Стойкость чугунного притира при величине износа цилиндра по диаметру, равной 1 мм, составляет около 1000 колец.

Износ чугунных цилиндров очень интенсивный, так как паста ГОИ оказывает воздействие как на кольца, так и на цилиндр. По мере износа притира количество колец с про­ светом резко возрастает. Так, после обработки 1200 колец износ цилиндра превышает 1 мм на диаметр, а количество колец с просветом достигает 42%.

Так как эпюра распределения давлений кольца имеет грушевидную форму с максимумом у замка, цилиндры из­ нашиваются неравномерно, появляются овальность и ко­ нусность. Чугунные притиры необходимо менять после об­ работки не более 1000 колец. Однако в производственных условиях это требование нарушают и допускают изменение размера притира против номинального до 2 мм и более, что приводит к еще большему радиальному зазору (просвету), который для автомобильных колец вообще не допустим.

Результаты испытаний алмазно-гальванических гильз разных характеристик на стойкость приведены в табл. 34.

Т а б л и ц а 34

Результаты испытаний алмазно-гальванических гильз на стойкость

Зернистость

Связка

Стойкость гильзы, шт.

ACM

40/28

Ni

15 650

ACM 40—ACM 28/20

Ni

16 270

ACM

40/28

Ni + Cr

9950

ACM

40 ЗД

Ni

22 500

ACM 40/28

N i-pC r

18 460

С учетом технологичности изготовления и стоимости алмазов рекомендуется применять гильзы зернистостью ACM 40/28 на никелевой связке. Стойкость таких гильз до полного износа алмазоносного слоя (0,05 мм на сторону)

172


равна 15—20 тыс. колец. Притирку в алмазной гильзе про­ изводят на специальном притирочном станке при следую­ щем режиме: скорость вращательного движения 18 м/мин\ скорость возвратно-поступательного движения 14 м/мин; время притирки оправки с кольцами 1 лшн; количество ко­ лец на оправке 25—38 шт. В качестве СОЖ применяли ке­ росин. Машинное время операции притирки в алмазно-галь­ ванических гильзах сократилось в 30 раз, а производитель­ ность (с учетом времени обжатия колец) повысилась в 10— 15 раз. Кроме того, повысилась культура производства (не загрязняется рабочее место). Благодаря значительной раз­ мерной стойкости алмазных гильз количество колец без просвета достигает 95%, в результате чего улучшаются экс­ плуатационные показатели двигателей.

Алмазная гильза для притирки поршневых колец дви­ гателя Д-50 представляет собой серийную гильзу двигателя, на внутреннюю поверхность которой нанесен алмазоносный слой.

Внутренний диаметр гильз предварительно увеличивает­ ся с учетом толщины алмазно-гальванического покрытия. Толщина алмазоносного слоя для гильз зернистостью ACM 40/28 равна 0,05—0,07 мм. Количество алмазов в гильзе 28—30 карат.

Для сравнения производили притирку колец по сущест­ вующему технологическому процессу в чугунных хроми­ рованных гильзах без охлаждения на станках модели 3M83 при следующем режиме: скорость вращательного движения 5,2 м/мин; скорость возвратно-поступательного движения 8,1 м!мин\ время притирки 10—30 сек. Количество одновре­ менно обрабатываемых колец 35 шт.

Средняя стойкость чугунных хромированных гильз со­ ставила 10—12 тыс. шт.

Притирку в алмазных гильзах производили на тех же станках без вращательного движения. Время притирки при этом сократилось до 2—10 сек. Данные о влиянии размера внутреннего диаметра на стойкость алмазных гильз (зер­ нистость ACM 40/28) приведены ниже:

Внутренний

Стойкость,

диаметр, мм

 

шт.

110.40 .

.

55 000

110.42 .

.

58 000

110.42 .

.

47 000

110.41 .

.

75 600

110,39 .

.

59 680

173


Внутренний

Стойкость,

диам етр, мМ

шт.

110,20

22 000

110,21

25 000

110.19

15 600

110.20

22 000

110,21

30 000

Максимальную стойкость имеют гильзы диаметром 110,4 мм. Дальнейшее увеличение внутреннего диаметра нежелательно, так как при этом снижается качество колец по радиальному зазору.

При использовании алмазной гильзы в течение всего процесса притирки обеспечивается получение стабильного качества колец, количество годных колец достигает

всреднем 96%. В случае применения хромированной гильзы

впервоначальный период количество годных колец состав­ ляет не более 79%, а после притирки 7 тыс. колец — толь­ ко 56,4% при средней стойкости гильзы 10—12 тыс. шт.

Работы по притирке поршневых колец двигателя «Моск­ вич-408» проводили на автомобильном заводе им. Ленинско­

го комсомола, а колец двигателя Д-50 — на Одесском заводе поршневых колец.

Повышение эксплуатационных показателей двигателей.

Расход картерного масла по существующим нормам не дол­ жен превышать 1—1,5% от расходуемого топлива, а после ремонта — 2,5—3%. Хромовое пористое покрытие имеет высокую твердость и износостойкость, вследствие чего его естественная приработка невозможна. В этом случае осо­ бое значение приобретает точность изготовления как коль­ ца, так и зеркала цилиндра.

Т а б л и ц а 35

Угар картерного

масла

 

 

 

 

Угар масла (средняя

 

 

величина)

Кольцо

 

 

% от рас­

 

 

г

 

 

ходуемого

 

 

 

топлива

Луженое

 

615

1,26

Без полуды

 

1650

3,57

Притертое в алмазной гильзе (луженое)

пояска

252

0,52

Притертое в алмазной гильзе до светлого

387

0,79

(без полуды)

 

 

 

174



Данные угара картерного масла за 5 ч работы двигате­ лей приведены в табл. 35. Таким образом, при алмазной притирке обеспечивается значительное снижение угара кар­ терного масла.

Благодаря последующему

лужению колец

улучша­

ется прирабатываемость их.

Предварительные

опыты

показали, что угар картерного масла при использовании хромированных колец без полуды, обработанных в алмаз­ ной гильзе, не изменяется в процессе работы.

При алмазной обработке только маслосъемных поршневых колец тракторных двигателей угар картерного масла сни­

жается на 20%. По данным Минского моторного

завода

в результате применения

таких колец на тракторах

«Бела­

русь» получается более 1

млн. руб. экономии в год.

 

Благодаря стабильности процесса, высокой размерной стойкости гильз окончательная обработка поршневых ко­ лец может быть автоматизирована.

ЛИ Т Е Р А Т У Р А

1.В. Н. Б а к у л ь. Советские синтетические алмазы и области их применения в промышленности. Киев, УкрНИИНТИ, 1969.

2.В. Н. Б а к у л ь и д р. Справочник по алмазной обработке металлорежущего инструмента. Киев, «Техніка», 1971.

3. В. Н. Б а к у л ь, Э. С. Р а б и н о в и ч ,

Ю. Я. Я к о в -

ч у к.

Авторское свидетельство № 210699.— «Бюллетень»,

1968, № 6.

4.

Н. И. Б о г о м о л о в . Исследование сил

трения

при микро­

резании металлов.— В сб.: «Трение, смазка и износ деталей». Киев, изд.

КИГВФ, 1964.

 

и

д р.

Определение

экономической

эф­

5.

Б. И. Г и н з б у р г

фективности алмазного

хонингования.

Киев, УкрНИИНТИ,

1972.

6.

И. В. К р а г е л ь с к и й.

Трение и износ. М., Машгиз,

1962.

7.

В. Д. К у з н е ц о в .

Наросты при резании и трении. М., Маш­

гиз, 1957.

 

Г. В. Б о к у ч а в а.

Износ

алмазов

и

8.

Г. Н. Л о л а д з е,

алмазных кругов. М.,

«Машиностроение»,

1969.

 

 

 

 

9.

Е. Н. М а с л о в . Основы теории

шлифования. М., Машгиз,

1957.

А. А. М а т а л и н.

Качество

поверхности и эксплуатацион­

10.

ные свойства деталей машин. М., Машгиз, 1956.

 

 

 

 

11.

А. А. М а т а л и н,

В.

С. Р ы с ц о в а.

Экономичность

и

точность механической

обработки. М., «Машиностроение»,

1967.

 

 

12.Материалы Международной конференции по применению син­ тетических алмазов в промышленности. Киев, изд. Института сверхтвердых материалов, 1971.

13.А. А. М и х а й л о в . Шлифование и хонингование внутрен­ них поверхностей хромированных деталей.— «Вестник машинострое­ ния», 1961, № 11.

175