Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
поверхности при этом снижается, что можно объяснить, бо лее полным снятием рисок от предыдущей операции за счет повышения съема. Благодаря эластичности связки повыше ние прижимного усилия не приводит к значительному уве личению глубины внедрения алмазных зерен в обрабаты ваемую поверхность.
При увеличении скорости вращения детали наблюдает ся повышение съема металла за счет увеличения числа встреч детали с лентой и удлинения элементарной риски (царапины) от каждого режущего зерна. Одновременно воз растают усилия резания и незначительно шероховатость
поверхности. Увеличение скорости |
продольной подачи |
в исследованном диапазоне приводит к |
уменьшению съема |
металла и усилий резания. |
|
Влияние продольной подачи на шероховатость поверх ности не установлено. При изменении продольной подачи от 2 до 6 м/мин в условиях эксперимента шероховатость по
верхности достигала Rz = |
|
2,5 мкм |
при |
Ру = |
1,2 и 2,4 кГ |
|||||
и Rz = |
2,0 мкм при Ру = |
4,2 кГ. |
|
|
Таблица 31 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Влияние |
скорости |
вращения |
ленты на показатели шлифования |
|||||||
|
Съем металла, м км , |
|
Шероховатость по |
Усилие резания |
||||||
* |
|
верхности R Z , M K M , |
P z,fсГ, при усилии |
|||||||
при усилии прижима |
при |
усилии прижима |
прижима Ру, кГ |
|
||||||
|
|
Ру. «Г |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
. |
Ру. кг |
|
|
|
|
ч |
1,2 |
2,4 |
4,2 |
|
1,2 |
2.4 |
4,2 |
1,2 |
2,4 |
4.2 |
О |
|
|||||||||
25 |
п |
20 |
28 |
|
1,3 |
1,3 |
1,3 |
0,8 |
1,0 |
1,5 |
35 |
21 |
34 |
42 |
2,5 |
2,5 |
2,8 |
1,0 |
1,2 |
1 . 6 |
|
Зависимость основных показателей от скорости враще |
||||||||||
ния ленты при ѵд |
= 15 м/мин и 5 прод = |
2 м/мин представ |
лена в виде табл. 31. Из таблицы следует, что повышение скорости вращения ленты с 25 м/сек до 35 м/сек приводит к увеличению производительности в 1,5—2,0 раза, причем наибольшее повышение производительности наблюдается при наименьших усилиях прижима (Ру = 1,2 кГ). Значи тельное повышение производительности приводит к незна чительному повышению усилия резания (на 15—20%), т. е. резание протекает более эффективно, однако шерохова тость поверхности при этом повышается на 1—2 разряда.
В процессе исследований определяли также и влияние исходной шероховатости и времени обработки на показатели
161
процесса алмазного ленточного шлифования. Исходная шероховатость поверхности принималась V5 (после точе ния), Ѵ7 и Ѵ8 (после шлифования), время обработки — 0,5; ■1,0; 1,5; 2,0 и 3,0 мин. Обработка производилась лентами АСО 80/63 100%-ной концентрации на связке Р9. Режим обработки: ѵл = 30 м!сек\ ѵА = 25 м/мин\ 5 прод = 4 мімин;
Ру = 10 кГ.
Установлено, что через 30 сек шероховатость поверхно сти достигает оптимального значения (Ѵ9в) независимо от исходной.
Таблица 32
Чистота поверхности и съем металлов при обработке методом контактного ленточного шлифования
|
|
М атериал |
Твердость |
|
с. |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о. |
о.N |
х в |
г |
|
НВ 207—255 |
3 |
1,5 |
|
|
|
HRC 62—64 |
10 |
2,7 |
х в |
г |
|
3 |
1,0 |
|
|
|
|
НВ 240 |
10 |
2 ,0 |
35 ХГСА |
3 |
1,4 |
|||
|
|
|
HRC 38—50 |
10 |
2 ,0 |
35 ХГСА |
3 |
1,3 |
|||
ШХ |
16 |
НВ 179—207 |
10 |
2,7 |
|
3 |
1,3 |
||||
ШХ |
15 |
HRC 56 -58 |
10 |
3,0 |
|
3 |
1,1 |
||||
|
|
|
НВ 107 |
10 |
2,5 |
Сталь 45 |
3 |
1,1 |
|||
|
|
|
НВ 48—52 |
10 |
3,2 |
Сталь 45 |
3 |
0,9 |
|||
СЧ |
|
21—40 |
НВ 220 |
10 |
2,5 |
|
3 |
1,6 |
|||
|
|
|
|
10 |
2,8 |
Исходный класс чистоты |
К ласс чистоты, получаемый пос л е обработки |
Съем металла, мкм |
8а |
9а |
20 |
8а |
86 |
36 • |
8в |
9в |
15 |
8в |
9а |
24 |
8а |
8в |
15 |
8а |
8в |
28 |
86 |
9а |
15 |
86 |
8в |
29 |
7в |
86 |
16 |
7в |
8а |
21 |
8в |
9а |
17 |
8в |
9а |
30 |
86 |
9в |
16 |
86 |
9а |
31 |
86 |
9в |
14 |
86 |
9в |
26 |
8а |
8в |
30 |
8а |
8в |
61 |
Усилия резания снижаются с увеличением времени об работки и возрастают при увеличении исходной шерохова тости. Съем металла и производительность процесса воз растают при увеличении исходной шероховатости. Съем металла во времени снижается.
Обрабатываемость металлов методом контактного алмаз ного ленточного шлифования исследовали на образцах из
162
различных металлов. Обработка производилась алмазными эластичными лентами зернистостью АСО 80/63 на связке Р9 100%-ной концентрации. Режим обработки оставался по стоянным (ѵл = 30 м!сек\ Уд = 25 мімин) 5 прод = 1 м/мин).
Результаты исследований приведены в табл. 32. Как вид
но из таблицы, увеличение силы Ру с ЗкГ до |
10 кГ приводит |
к увеличению силы резания Pz примерно в |
2 раза и съема |
металла — в 1,5—2,0 раза для всех обрабатываемых ме таллов. Обрабатываемость стальных дета чей практически не зависит от марки стали и твердости. При исследовании закаленных и нетермообработанных деталей получены при мерно одинаковые результаты, за исключением шерохова тости поверхности, которая при обработке закаленных деталей на 1—2 разряда ниже. Чистота поверхности в усло виях эксперимента повысилась на 1 класс для всех материа лов (кроме алюминия) и находилась в пределах 8—9-го класса. Съем чугуна и алюминиевого сплава значительно выше (чугуна в 2 раза, а алюминиевого сплава в 4 раза), а достигаемый класс чистоты ниже, особенно при обработ ке сплава АК 6.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЫШ ЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛМАЗНЫ Х ЛЕНТ
Промышленные испытания и внедрение алмазных эла'- стичных лент выполнены на ряде заводов. Суперфиниширо вание шеек коленчатых валов такими лентами внедрено на Московском автомобильном заводе им. Лихачева и Москов ском автомобильном заводе им. Ленинского Комсомола [15]. Материал коленчатых валов Сталь 45 (HRC 58—62). Пред варительная операция — суперфиниширование брусками ЭБМ20 и М2К до получения шероховатости поверхности V8. Обработка осуществлялась на полуавтоматическом станке фирмы «Нагель» и «Нортон». В станке фирмы «Нагель» предусматривается автоматическое перемещение абразив ной ленты на 2 мм после обработки каждого вала. Режим алмазной обработки: число оборотов детали — 100— 200 об/мин; число осциллирующих движений в минуту — 400; амплитуда колебаний — 4 мм\ прижим лент — гид равлический. В качестве СОЖ использовали керосин.
Алмазные эластичные ленты обладают очень высокой стойкостью (50—40 тыс. коренных и 40—60 тыс. шатунных
163
шеек). При уменьшении концентрации со 100%-ной до 50%- ной стойкость лент уменьшается приблизительно в 2 раза.
Благодаря хорошей предварительной подготовке шеек {шероховатость поверхности Ѵ8) и большой площади кон такта лент на специализированных станках (по 3/4 пло щади поверхности шеек) при использовании алмазных лент в условиях массового производства стабильно обеспечива ется повышение чистоты на 1—2 класса, т. е. в результате обработки получают шероховатость поверхности Ѵ9—Ѵ10. Экономия от применения одного комплекта алмазных лент составила около 500 руб.
На Свердловском турбомоторном заводе алмазные лен ты используют при обработке шеек коленчатых валов ди зельных двигателей. Материал валов — сталь 18Х2Н4ВА (.HRC 35—41).
До внедрения алмазных лент окончательная обработка коленчатых валов производилась на суперфинишном стан ке «Фостер» брусками ЭБМ28СМ1 на керамической связке с последующим полированием абразивной шкуркой КЗМ20; время суперфиниширования составляло 60 сек. При этом съем металла достигал 5 мкм и шероховатость поверхности Ѵ9—Ѵ10 при исходной шероховатости Ѵ8—Ѵ9.
Для испытаний были изготовлены алмазные ленты зер нистостью АСО 80/63, 50 и 100%-ной концентрацией на связках Р 1, Р4, Р9 и Р14Е. Между державкой и алмазной лентой прокладывали войлок для более плотного прилегания алмазной ленты к шейке коленчатого вала. На заводе опро бован также способ крепления алмазных лент непосредствен но на абразивные бруски. Для этой цели абразивные бруски прирабатывались к коленчатому валу, затем на них наклеи вали алмазные ленты целлулоидным клеем. Ширина алмаз ных лент была равна ширине брусков (20 мм), длина лент была больше длины брусков на 4—5 мм, а свободные кон цы прорезали в 7—8 местах, что позволяло лучше обрабо тать места перехода от цилиндрической части шейки к галтели.
Испытания алмазных лент проводили на суперфиниш ном станке «Фостер» при следующих режимах обработки:
число |
оборотов |
детали при черновбй обработке лчерН= |
||
= 30 |
об/мин; |
при |
чистовой — л чнст = 91 об/мин; число |
|
двойных |
ходов |
детали пдв.х = 375 двойных ходов/мин; ве |
||
личина |
амплитуды |
колебаний детали a <= 6 мм; давление |
164