Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р — 1 -г- 1,5 кГІсм2; машинное время Т = 60 сек. В качест­ ве СОЖ использовали керосин.

Результаты испытаний приведены в табл. 33. Как вид­ но из таблицы, при обработке алмазными эластичными лен­ тами АСО 80/63 — 50% — Р1 и АСО 80/63 — 50% — Р4 обеспечивается получение шероховатости поверхности Ѵ10. В результате применения алмазных лент повысилась куль­ тура производства и стабилизировался технологический про­ цесс, так как отпала необходимость в приработке абразив­ ных брусков. Алмазные ленты имеют высокую износостой­ кость. Экономический эффект от внедрения алмазных лент при окончательной обработке 11 руб. на карат использо­ ванных алмазов только за счет повышения стойкости ин­ струмента.

 

 

Т а б л и ц а 33

Зависимость съема металла и класса чистоты поверхности от

характеристики ленты

 

Характеристика ленты

Съем метал­

Класс чистоты

ла, мкм

поверхности

АСО 80/63—Р1—50

2—3

10

АСО 80/63—Р4—50

3—4

10

АСО 80/63—РЭ— 100

4—5

9

АСО 80/63—Р14Е— 100

5—6

9

Бруски ЭБМ28—СМ1К и шкурка КЗМ 20

3—5

9—10

На Владимирском тракторном заводе применяют ал­ мазные ленты для окончательной обработки шеек коленча­ тых валов двигателей Д21 и Д37, а также при суперфини­ шировании опорных шеек и кулачков распределительных валов двигателя Д21.

Обрабатываемый материал указанных выше деталей сталь 45 (HRC 54—62), глубина закаленного слоя 2,5—5 мм. Требуемая шероховатость поверхности коренных и шатун­ ных шеек Ѵ9, диаметр соответственно 70 и 65 мм.

По существующему технологическому процессу шейки суперфинишируют брусками ЭВМ 28—20 или абразивными лентами на станке фирмы «Нагель». Шероховатость поверх­ ности обработанных шеек Ѵ8в—Ѵ9а. Окончательная опе­ рация — полирование галтелей и шеек на специальном станке конструкции ВТЗ абразивной шкуркой № 6 на по­ лотняной основе.

1 1 3-2577

165


Испытания алмазных эластичных лент производили на том же оборудовании. Испытывали алмазные ленты АСО 80/63 — 100% — Р9 и АСО 80/63 — 100% — Р14Е при сле­

дующем режиме: число оборотов

детали пчеРі, = 50 ч-

Ч- 130 об/мин\ время обработки Т =

10 сек\ число двойных

ходов детали птх = 48 двойных ходов/'мин\ амплитуда ко­

лебаний детали а =

8 мм\ удельное давление на лентах

Р — 1ч-2 кГІсм2. В

качестве СОЖ использовали

керосин.

При обработке

алмазными лентами АСО

80/63 —

100% — Р9 обеспечивается съем металла 2—5 мкм, чистота поверхности стабильно повышается с 8а—9а класса (после абразивного суперфиниширования) до 96—9в класса. Пос­ ле такой обработки отпадает необходимость в полировании шеек абразивным полотном. Стойкость комплекта алмаз­ ных лент на связке Р9 составляет 20—25 тыс. валов.

Распределительные валы двигателя Д21, изготовленные из стали 45, закаленной до HRC 54—62, шлифуют и полиру­ ют на специальных станках фирмы «Нагель». Полирование опорных шеек и кулачков по существовавшему техпроцессу производили абразивными шкурками, которые поджимали при помощи пружинных устройств к вращающейся детали. При этом деталь совершает возвратно-поступательное дви­ жение. Режим суперфиниширования следующий: число обо­ ротов детали лдет = 195 об/мин-, число двойных ходов дета­

ли Лдв.х =

140

двойных ходовімин; амплитуда колеба­

ний детали

а =

6 мм\ усилие прижима ленты Р = 10 ч-

Ч -12 кГ\ время обработки Т — 1,5 мин. В качестве СОЖ применяют смесь 70% керосина и 30% масла веретенного.

При обработке алмазными эластичными лентами АСО 80/63 — 100% — Р9, закрепленными в тех же державках, что и абразивные, обеспечивается съем металла 3—5 мкм и чистота обработанной поверхности 8в—96 класса при незначительном износе алмазных лент, поэтому при такой обработке резко сокращается время на замену инстру­ мента.

Применение алмазных лент целесообразно также и в условиях ремонтных предприятий. На большинстве ре­ монтных заводов окончательную обработку шеек коленча­ тых валов ремонтируемых двигателей производят спомощью абразивных паст и шкурок на специальных полировальных станках или вручную в жимках.

Обработка алмазными эластичными лентами на связке Р9 зернистостью АСО80/63 100%-ной концентрации внедре­

166


на на Ивано-Франковском и Новоград-Волынском ремонт­ ных заводах при обработке шеек коленчатых валов дви­ гателей СМД-12, ГАЗ-51 и Д-54 вместо полировки их вжимках пастой ГОИ-Ю. Время полировки пастой 10 мин, получаемая чистота поверхности при этом соответствовала 8— 9-му классу.

Для полирования алмазными лентами были изготовлены специальные станки. Обработку алмазными лентами ведут при следующем режиме: число оборотов коленчатого вала 110—150 об/мин-, число двойных ходов прижимного устрой­ ства 30—50 двойных ходов/мин; амплитуда колебаний 4— 8 мм; усилие прижима лент 1—1,5 кГ/см2. В качестве охлаждающей жидкости применяется эмульсия и керосин.

При использовании алмазных эластичных лент АЭЛ 150 X 100 АСО 80/63 — 100% — Р9 обеспечивается стабильное повышение чистоты поверхности с 8—9-го клас­ са, получаемой при полировании шеек пастой ГОИ-Ю, до 9— 10-го класса и сокращение времени полировки до 1— 2 мин. Износ лент, работавших на этих заводах в течение одного года, незначительный.

В результате применения алмазных лент в условиях ре­ монтных заводов повышается качество обработанной по­ верхности и культура производства, увеличивается произ­ водительность труда в 2 и более раза. В процессе анализа экономической эффективности установлено, что при исполь­ зовании алмазных лент только на двух ремонтных заводах годовой экономический эффект от внедрения алмазных лент составляет 57 тыс. руб. или 500 руб. на карат использован­ ных алмазов за счет уменьшения стоимости инструмента, повышения производительности труда и увеличения дол­ говечности коленчатых валов.

Для шлифования алмазными бесконечными лентами раз­ работаны приспособления к токарным станкам моделей 1К62 и 163 (см. рис. 54) и к круглошлифовальным станкам модели 312М. Приспособления предназначены для шлифо­ вания деталей свободной ветвью в условиях охватывающе­ го контакта. При их использовании можно получить чи­ стоту поверхности деталей 9—13-го класса на токарных и круглошлифовальных станках обычной точности.

Шлифование шеек коленчатых валов алмазными беско­ нечными лентами АЭЛ 20 X 1940 — АСО 80/63 — Р9 — 100% внедрено на Черкесском заводе холодильного машино­ строения и заводе «Львовсельмаш». Материал валов сталь 45.

и *

16?


(HRC 48—52). При обработке бесконечными лентами ш е­ сто обычного полирования пастой чистота обработанных шеек повышается с 7а—7в до 9а—9в класса, произво­ дительность увеличивается на 30—40%.

В результате применения алмазных эластичных лент вместо алмазных лент РК 100 х 1540 — АСО 80/63 — ФА — 4 съем повысился с 3—5 мкм до 20—30 мкм, чистота поверхностей — с 7—8-го до 8—9-го класса. Стойкость ин­ струмента повысилась в 10 раз и составила 15 тыс. валов. Экономический эффект только от снижения расходов по инструменту и повышения производительности труда со­ ставил 3160 руб. на одну бесконечную ленту, или 27,5 руб. на 1 карат синтетических алмазов.

Алмазные бесконечные ленты зернистостью ACM 40/28 100%-ной концентрации на связках Р9 и Р4 внедрены на операциях шлифования штоков (сталь 38ХА, HRC 33—37), шпилек (сталь 18ХН4ВА, HRC 33—37), пальцев поршня /сталь 15Х, HRC 48—62), штоков (сталь Х18Н9Т хроми­ рованная).

Обработку алмазными лентами производили при следую­ щем режиме: скорость ленты 30 м/сек-, скорость вращения детали 7—10 мІмин\ продольная подача — 0,5— 1,5 м!мин\ усилие прижима ленты 3—5 кГ. В качестве СОЖ исполь­ зовали смесь керосина (75%), масла веретенного № 2 (24%)

иолеиновой кислоты (1%).

Впроцессе обработки алмазными лентами обеспечивал­ ся съем металла 10—20 мкм, чистота обработанной поверх­ ности 9—11-го класса, время окончательной обработки сократилось с 20—30 мин до 1—5 мин, стоимость оконча­ тельной обработки уменьшилась на 50—70%.

ОБРАБОТКА АЛМАЗНЫ МИ ПРИТИРАМИ

Обработка притирами с жесткозакрепленными алмазны­ ми зернами является новой областью применения алмазов. Основными преимуществами обработки алмазными прити­ рами по сравнению с притиркой пастами является стабиль­ ность технологических размеров, высокая износостой­ кость инструмента, отсутствие шаржирования обрабатыва­ емых поверхностей. Притиры могут применяться для

.обработки плоских, фасонных, цилиндрических наружных и внутренних поверхностей. Алмазные притиры могут быть

168

изготовлены на металлических и гальванических связках,

атакже из алмазного проката.

ВИнституте сверхтвердых материалов разработан, ис­ следован и внедрен в промышленность новый метод притир­

ки поршневых колец двигателей внутреннего сгорания

валмазных гильзах-притирах.

Сцелью повышения износостойкости поршневых колец рабочую поверхность их хромируют на толщину до 0,2— 0,3 мм. В процессе хромирования не обеспечивается равно­ мерное отложение хрома, разница в толщине хромового

покрытия достигает 0,05—0,1 мм. Поэтому кольца после хромирования необходимо дополнительно обработать с це­ лью получения минимальных радиальных зазоров (просве­ та) и лучшей прирабатываемости колец в цилиндрах.

На промышленных предприятиях применяют следую­ щие методы обработки хромированных поршневых колец по наружной поверхности: шлифование, наружное хонин­ гование и притирка.

Шлифование применяют сравнительно редко, в основном при обработке колец судовых дизелей. При этом обеспечи­ вается высокая точность геометрической формы колец, но производительность обработки низкая.

Наружное хонингование абразивными брусками при­ меняют на некоторых автомобильных заводах. Этот метод обработки имеет ряд недостатков: из-за низкой стойкости абразивных брусков снижается точность колец по радиаль­ ному зазору, требуются многократные переналадки, про­ цесс имеет низкую производительность.

Широко применяют притирку поршневых колец в чу­ гунных гильзах всухую или с доводочной пастой. Однако при обработке хромированных колец такие гильзы имеют низкую стойкость. Ниже приведены данные об износе чу­ гунного притира (гильзы) в зависимости от количества при­ тертых колец двигателя «Москвич-408» с пастой ГОИ-10:

 

Количество колец,

Износ цилиндра, мм

притертых с начала работы,

шт.

0 , 0 0 .....................................

26

0 , 1 8 .....................................

60

0 , 3 1 .....................................

96

0 , 2 4 .....................................

132

0 , 3 6 .....................................

168

1,00 ..........................................

1200

139


Удовлетворительное качество получается только при об­ работке первых 100—200 колец. Дальнейшая обработка ведется в гильзах со значительно увеличенным диаметром против номинального, что приводит к резкому увеличению количества колец, имеющих радиальный зазор (просвет).

Алмазная гильза представляет собой высокоточную втулку, на внутреннюю поверхность которой нанесен алма­ зоносный слой.

Наиболее простыми в технологическом отношении явля­ ются гильзы, изготовленные гальваническим методом. При

Рис. 55. Схемы притирки поршневых колец.

таком нанесении алмазоносного слоя обеспечивается 100%-ное использование алмазов при незначительном из­ носе гильз, равном по величине размеру алмазных зерен.

В качестве связки могут применяться гальванический никель, хром, медь и серебро, а также их комбинации. Для равномерного нанесения алмазоносного слоя гильзы враща­ ют в центрах специального приспособления. Электролит с алмазным порошком заливают внутрь гильзы, отверстия ко­ торой закрывают эбонитовыми фланцами. Корпус гильзы служит катодом, а стержни из никеля, хрома или другого осаждаемого металла, закрепляемые внутри вращающей­ ся гильзы,— анодом. При подаче тока происходит процесс электролитического осаждения металла с алмазами на стен­ ки гильзы.

Притирка поршневых колец двигателей в алмазных гиль­ зах. Притирку колец производят с целью исправления по­ грешностей механической и гальванической обработки. На производстве применяют две схемы притирки (рис. 55): когда кольца 1, набранные на оправку, совершают враща-

170

тельное и возвратно-поступательное движение, а гильзапритир 2 жестко закреплена на станке (рис. 55, а); когда вращательное и возвратно-поступательное движение совершает гильза 2, а кольца 1 с оправкой неподвижны (рис. 55, б).

В случае применения первой схемы притирки кольца набирают на оправку, обжимают в специальном приспособ­ лении, диаметр которого на

0,1 мм

меньше номиналь­

 

 

 

ного диаметра гильз двига­

 

 

 

телей. Кольца обжимают по

 

 

 

упорам,

которыми

служат

 

 

 

шайба и бурт оправки. Упо­

 

 

 

ры

предохраняют

кольца

 

 

 

от поломок. Обжатые коль­

 

 

 

ца

сжимают с торцов

гай­

 

 

 

кой и в сжатом состоянии

 

 

 

вводят в гильзу, после че­

 

 

 

го освобождают, гайку сто­

 

 

 

порят

и

притирают

коль­

 

 

 

ца

в

свободном состоянии.

 

 

 

Основной

недостаток

при­

 

 

 

тирки

по

этой

схеме —

Рис. 56. Крепление

алмазных

большое

 

вспомогательное

гильз.

 

 

время, необходимое для об­

 

 

 

жимки колец, сжатия

их с торцов и введения в гильзу.

 

На рис. 56, а показан вариант крепления алмазных

гильз для притирки колец 0

82 мм к двигателю «Москвич-

408», а на рис. 56,6 — для

притирки колец 0

ПО

мм к

тракторному двигателю Д-50.

 

алмаз­

 

В оправке 1 при помощи

винтов 3 закрепляется

ная гильза 2. На нижней части гильзы протачивают посадоч­ ное место для установки конической насадки 4, которая предназначена для сжатия колец при введении их в алмаз­ ную гильзу. Диаметр цилиндрической части насадки на 0,1—0,15 мм меньше внутреннего диаметра алмазной гильзы.

Притирка в обоих случаях производится на вертикаль­ но-хонинговальных станках моделей ОФ-20, ОФ-38, ОФ-38А, ОФ-50, СС-67, СС-27, 383, 3A83, 382, ЗБ833 и дру­ гих, а также на специальном станке модели 3M83.

Материал колец двигателя «Москвич-408» чугун специ­

альный

(HRB 98—106), общая толщина хрома 80—

200 М.КМ,

толщина пористого хрома 20—60 мкм.

171