ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 14
Коэффициенты поглощения материалов и конструкций
|
|
Коэффициент звукопоглощения при частоте |
|||||
|
|
|
|
звука, |
Гц |
|
|
Материал, конструкция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
Условная |
конструкция >— |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
открытое окно |
|||||||
‘Закрытое |
окно |
0,35 |
0,25 |
0,18 |
0,12 |
0,07 |
0,04 |
Стальные листы |
— |
-0,01 --0 ,0 5 |
— |
— |
— |
||
Стеклопластик |
0,01 |
0,01 |
0,012 |
0,014 |
0,015 |
0,016 |
|
Древесно-волокнистая плитка |
0,18 |
0,11 |
0,19 |
0,39 |
0,95 |
0,56 |
|
Резина, 5 мм по полу |
0,04 |
0,04 |
0,08 |
0,02 |
0,03 |
0,1 |
|
Войлок, мм: |
0,05 |
0,08 |
0,17 |
0,48 |
0,52 |
0,51 |
|
|
12,5 |
||||||
|
25,0 |
0,15 |
0,22 |
0,54 |
0,63 |
0,57 |
0,52 |
|
50,0 |
0,34 |
0,50 |
0,69 |
0,67 |
0,58 |
0,52 |
Асбестовый пухшнур, мм: |
|
0,34 |
0,43 |
0,47 |
0,77 |
|
|
|
25 |
— |
— |
||||
|
50 |
0,35 |
0,45 |
0,49 |
0,79 |
В табл. 14 приведены коэффициенты звукопоглощения некоторых материалов и конструкций в диффузном зву ковом поле, а в табл. 15 — значения количества единиц поглощения, приходящихся на одного человека и сиденье (кресло) с обивкой [33]. Эти данные могут быть исполь зованы при расчетах уровней шума в кабинах (см. па
раграф 8).
От величины суммарного звукопоглощения зависит шумовой режим в кабине (39). Суммарное звукопоглоще
ние в кабине
П
А = V ОС;«;, или. Л = acps2, (122)
‘= 1
где Ss — суммарная площадь ограждений кабины. Суммарное звукопоглощение связано с временем ре
верберации кабины (время, за которое уровень звуково го' давления уменьшается на 60 дб после прекращения действия источника звука). Эта связь отражена в фор муле Сэбина
TR = 0,162 У - с, |
( 1 2 3 ) |
А
где V — объем кабины (помещения), м3.
Т а б л и ц а 15
Звукопоглощающие свойства человека и сиденья
|
|
Количество единиц поглощения, |
м, на один |
||||
|
Объект |
|
объект при частоте, Гц |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
Человек |
на стуле |
0,17 |
0,36 |
0,47 |
0,52 |
0,5 |
0,46 |
Кресло |
с обивкой |
на |
0,18 |
0,28 |
0,35 |
0,45 |
0,42 |
сиденье |
и спинке |
0,11 |
Современные измерительные средства позволяют легко и с хорошей степенью точности определить время реверберации в кабине трактора, а затем по формуле
(123)оценить суммарное звукопоглощение.
18.Пути совершенствования акустических характеристик
тракторных кабин
Технические требования к основным параметрам и размерам рабочего места на самоходных сельскохозяйст венных машинах в Советском Союзе регламентированы ГОСТ 16527—70. Пути и методы обеспечения этого комп лекса требований в процессе проектирования и модерни зации кабин могут совпадать или накладывать взаимные ограничения, требующие отыскания компромиссных ре шений. С этим часто приходится сталкиваться при реше нии задач улучшения акустических характеристик кабин, обеспечения заданных параметров микроклимата и об зорности. Например, общей задачей при улучшении аку стических свойств кабины и микроклимата при исполь зовании кондиционеров является ее герметизация. Тесно переплетаются между собой методы улучшения звуко изолирующих и теплозащитных свойств ограждений ка бин (полика, передней стенки, крыши). В обоих случаях положительный эффект дают двойные ограждения с воз душной прослойкой и многослойные конструкции. Су щественно ограничивают использование звукопоглощаю щих конструкций в кабинах требования обеспечения до статочной обзорности и в связи с этим большой процент остекления кабин. Если учесть, что применение звукопо глощающих конструкций с высоким коэффициентом по-
із. Зак. 735 |
193 |
глощения на полике кабины органичено их засоряемостью, то для этих целей остается возможным использо вать только поверхности крыши и оставшиеся незастек ленными поверхности боковых и задней стенок.
Как было показано в параграфе 16, при правильном выборе параметров виброизоляции кабины удается прак тически исключить влияние звуковых вибраций силовых агрегатов на шум в кабине, т. е. исключить вторичный воздушный шум. При этом параллельно решается задача защиты от звуковых вибраций водителя и всего оборудо вания, размещенного на кабине: контрольно-измери тельных приборов, приборов электрооборудования и т. д. Упругая подвеска кабин может быть эффективно исполь зована также для уменьшения вибраций органов управле ния трактором: рулевого колеса, рычагов и педалей. Опыт показывает, что в конструкциях с закреплением ор ганов управления на виброизолированной кабине и ее каркасе практически полностью решается задача их виб розащиты —’ уровни вибраций полика и органов управле ния в этих случаях обычно не выходят за пределы, огра ниченные ГОСТ 16527—70.
На акустическую эффективность виброизоляции ка бин существенное влияние могут оказывать различного рода «звуковые мостики», по которым вибрации от сило вых агрегатов распространяются на панели кабины, ми нуя основные опорные связи — виброизолирующие амор тизаторы. Поэтому в конструкциях органов управления жесткие связи должны быть по возможности исключены. Такие связи, как тяги от рычагов и педалей, трубопрово ды и т. п., должны иметь достаточное число степеней свободных перемещений и обладать малой жесткостью с тем, чтобы не ограничивать неизбежных относительных перемещений кабины на амортизаторах относительно ос това трактора в направлении координатных осей и вокруг них. В таких случаях они, как правило, не оказывают су щественного влияния на акустическую эффективность ви броизоляции кабин. Широкие возможности в этом отно шении открываются при замене механических приводов (тяг, рычагов) гидравлическими или пневматическими.
Учитывая специфику конструкции остова подавляю щего большинства сельскохозяйственных тракторов у нас в стране и за рубежом, нетрудно видеть, что виброизоля ция кабин является первоочередным средством уменьше-
194
ния шума на рабочем месте. Выполняя конструкцию ка бины в едином узле и устанавливая ее на виброизолиру ющих амортизаторах на тракторах с двигателями до 40 кВт, например на тракторе МТЗ-50, удается достиг нуть уменьшения шума ниже предельного спектра № 80. На тракторах с более мощными и скоростными двигате лями достигнуть предельных норм по шуму только за счет виброизоляции кабин обычно не удается. Высокие уровни воздушного шума, излучаемого силовыми агрега тами у таких тракторов, приводят к тому, что даже при абсолютной виброизоляции (см. рис. 88) шум на рабочем месте далеко не отвечает нормам и во многом зависит от звукоизолирующих свойств кабин.
На тракторах с хорошей виброизоляцией кабин даль нейшее уменьшение шума на рабочем месте может быть достигнуто за счет увеличения звукоизолирующих свойств ограждений. При этом в первую очередь внима ние должно быть уделено увеличению звукоизолирующих свойств наиболее «акустически нагруженных» элементов кабины. Как показывают экспериментальные исследова ния и расчеты, к таким элементам прежде всего относят ся полик кабины и передняя стенка. Звукоизолирующие свойства их в октавах 0,5; 1 и 2 кГц у большинства трак торных кабин являются сравнительно низкими из-за большого количества отверстий и щелей под рычаги, пе дали, рулевой привод и т. п. В таких случаях существен но увеличить звукоизолирующие свойства и снизить шум за счет применения демпфирующих покрытий, стального листа увеличенной толщины, двойных стенок без улуч шения герметизации обычно не удается. Попытки при крывать отверстия и щели чехлами или резиновыми ков риками также существенно не повышают звукоизоляцию.
Пример акустической эффективности от реконструк ции (герметизации) передней стенки кабины на опытном тракторе МТЗ-80 приведен на рис. 94.
Улучшение герметизации полика и передней стенки кабин может быть получено путем выполнения конструк ции органов управления с закреплением осей качания педалей и рычагов (шарниров) на полике кабины (рис. 95) и передней стенке. В этом случае одновременно ре шается задача виброизоляции органов управления вместе
с кабиной и герметизации |
последней — не требуется ни |
каких щелей и отверстий |
для перемещения педалей и |
13* |
195 |
рычагов. На опытных кабинах для тракторов «Беларусь» с такой конструкцией органов управления автором были получены хорошие результаты по уменьшению их вибра ций и шума на рабочем месте [51].
При решении задач улучшения микроклимата в каби нах за счет улучшения вентиляции (выполнение откры вающихся вентиляционных люков на крыше, открываю-
100 |
200 |
500 |
1000 |
2000 |
500010000 Гц |
Рис. 94. Октавные спектры шума в кабине трактора МТЗ-80 при ра боте на тормозном стенде (кабина не имеет связей с остовом трак тора) :
/ —кожух щитка приборов с отверстиями для рычагов закреплен на баке гидро системы; 2—опытный кожух без отверстий закреплен на передней стенке кабины
щихся окон и т. п.) необходимо иметь в виду, что в этом случае звукоизолирующие свойства кабины значительно ухудшаются (см. рис. 13). При большой площади откры вающихся люков и окон кабина выполняет лишь функ ции экрана (выгородки) на пути распространения звуко вых волн к рабочему месту. Оптимальным с точки зрения акустических характеристик кабины в таких конст рукциях является расположение открывающихся люков и окон на менее «акустически нагруженных» участках ограждений — задней части крыши, задней стенке кабины и т. п.
Каждой конструкции кабины характерен спектр ре зонансных частот — акустической активности. Границы спектра наибольшей акустической активности кабины могут быть ориентировочно определены расчетным путем еще в стадии проектирования по формулам (116) и (117). При этом необходимо учитывать, что высокочас
196
тотные (волновые) резонансы проявляются мало, а пос ле нанесения демпфирующих покрытий практически не проявляются вообще. Что касается низкочастотных резо нансов (мембранные колебания), то здесь часто может возникать необходимость отстройки частот собственных колебаний панелей и стекол окон из зоны наиболее ин тенсивных возмущений. В таких случаях желательным является смещение часто ты резонанса в сторону ее уменьшения, так как уже сточение панелей, напри мер, путем наваривания различных ребер жестко сти снижает их звукоизо лирующие свойства [33].
Для оконных стекол эта задача решается путем изменения упругих харак теристик заделки, приме нения стекол другой тол-
Рис. 95. Пример конструкции педали с осью, закрепленной на полике кабины:
/ —педаль; 2—полик кабины; 3—ось; 4—рычаг
щины (изменения массы) или изменения размеров окон. Нанесение демпфирующих покрытий на панели ка бин, например, мастики № 580 (см. табл. 13) часто дает заметный акустический эффект. То же можно сказать и о звукопоглощающих облицовках и конструкциях. Одна ко этот эффект максимально проявляется при высоких звукоизолирующих свойствах кабины и хорошей ее виб роизоляции. В связи с этим следует отметить, что в неко торых конструкциях тракторных кабин недостатки звуко- и виброизоляции пытаются компенсировать за счет звуковибропоглощающих облицовок и покрытий. Такой путь нельзя считать целесообразным, так как это приво
дит обычно к удорожанию конструкции кабины.
197