ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
тяжения и сдвига. Упругие характеристики такого амор тизатора и его размеры связаны соотношением:
жесткость при сдвиге
2nGl |
2nGl |
МН/м; |
(113) |
Су — |
А . |
||
1п-^~ |
|
|
D,
радиальная жесткость
сх = (4 + 16) ск>
где I — длина резинового элемента по внутренней втулке, м\ Di и £>2 — соответственно наружный и внутренний ди аметры резинового элемента, м. Отношение сх /су лежит ближе к 4 у коротких тонкостенных резиновых элементов и приближается к 16 у длинных элементов с тонкой сте нкой [14], При первоначальном расчете амортизаторов обычно принимают Сх=10су или используют зависимо сти, приведенные в работе [47].
Параметры амортизаторов, приведенных на рис. 81,6, обычно подбираются опытным путем, так как их расчет из-за сложного характера работы упругого элемента за труднен. При первоначальном выборе параметров таких амортизаторов могут быть использованы результаты ис пытаний имеющихся образцов (рис. 84), по которым оп-
ределяется соотношение условных модулей упругости проектируемого амортизатора, имеющего такой же фак тор формы.
При выборе параметров амортизаторов необходимо ' учитывать, что из-за высоких скоростей деформаций, пре вышающих скорости релаксационных процессов в резине, динамические модули упругости выше статичес ких. Для амортизаторов из резиновых смесей V и VI групп (табл. 11) динамический модуль может превышать статический в 1,2 — 1,6 раза, при этом коэффициент демпфирования достигает 0,2—0,3. Из-за динамического характера нагрузок на амортизаторы кабины допустимые относительные деформации выбираются при сжатии 0,05—0,10, при сдвиге—0,10—0,15.
Тракторные кабины обычно устанавливаются на че тырех однотипных амортизаторах (М.ТЗ-80, ZETOR CRYSTAL 8011), суммарная жесткость и расположение которых определяются так, как было рассмотрено выше. Расчетный статический прогиб амортизаторов составляет от одного до нескольких миллиметров, поэтому эффек тивность подвески на низких частотах и ее работоспособ ность будут зависеть от точности изготовления и сборки всех ее элементов. От точности изготовления зависят равномерное распределение массы кабины по опорам, правильное расположение амортизаторов без перекосов, степень предварительной затяжки. Поэтому в техничес ких условиях на изготовление и сборку деталей подвески должны быть оговорены требования на параллельность расположения привалочных поверхностей всех кронштейг нов и их расположение в одной горизонтальной плоскосг ти; толщину кронштейнов для амортизаторов со стяжным болтом; соосность отверстий под амортизаторы и болтьі.
При четырехточечной подвеске кабины выполнить тре бование расположения привалочных поверхностей в од ной плоскости и избежать монтажных напряжений при применении амортизаторов со стяжным болтом сложно, особенно если учесть, что кабина обычно является свар ным узлом, который может деформироваться при сварке. По этим причинам при применении амортизаторов,, при веденных на рис. 81, а, б, которые работают на сжатие^ преимущество имеет трехточечная подвеска или четшрехточечная с двумя сближенными амортизаторами, какпрг казано на схеме, представленной на рис. 85. Спаренный
12* |
179 |
|
амортизатор целесообразнее устанавливать со стороны, наиболее удаленной от дверей. При таком расположении опор неточность изготовления и деформации при сварке будут сказываться в меньшей степени. Менее чувстви тельна к неточности изготовления (расположения крон штейнов) подвеска на амортизаторах, приведенных на рис: 81, в, которые имеют более высокую вертикальную податливость (трактор ZETOR CRYSTAL 8011).
Рис: 85. Схемы размещения однотипных амортизаторов в плане
Исследование виброизоляции кабин. При эксперимен тальных исследованиях виброизоляции тракторных ка бин автором применялись следующие оценочные измери тели:
виброизоляция ВИ = Ф ({)—разность уровней колеба тельной скорости (или ускорения) в полосах спектра виб раций кронштейнов кабины при жестком и упругом креп лений;
акустическая эффективность подвески ЭП = Ф(/) — разность уровней звукового давления в полосах спектров шума на рабочем месте при жестком и упругом крепле нии кабины; акустическая эффективность абсолютной вйброизолянии — разность уровней звукового давления в полосах спектров шума на рабочем месте при жестком креплении и полной виброизоляции (кабина не имеет связей с остовом трактора).
По этим измерителям проводилась сравнительная оценка различных конструкций упругой подвески кабин, выявлялось влияние различных отклонений технических условий при изготовлении подвески и определялись воз можные пределы уменьшения шума в кабине за счет виб роизоляции ее от остова трактора.
' На рис. 86 приведены спектры ускорения вибраций кронштейнов опытной кабины на тракторе МТЗ-50 при ее жестком креплении и двух вариантах упругого крепле
180
ния, а на рис. 87 показана акустическая эффективность по низкочастотному шуму обоих вариантов упругой под вески и абсолютной виброизоляции. При упругой под веске применялась схема четырехточечного крепления на резино-металлических амортизаторах со статической жесткостью при сжатии 0,3 и 0,8 M H JM . При полной виброизоляции кабина не имела связей с остовом трактора. В этом случае при испытаниях на тормозном стенде она
Рис. 86. Спектры уровня виброускорения кронштейна крепления опыт ной кабины к остову трактора МТЗ-50:
/—при жестком креплении; 2 и 3—при упругом креплении
устанавливалась на специальных подставках, которые дополнительно были виброизолированы от фундамента.
Как видно из приведенных результатов испытаний, при упругой подвеске кабины вибрации ее значительно уменьшаются, причем ВИ с увеличением частоты воз растает. На низких частотах акустическая эффективность подвески тем выше, чем меньше ее жесткость, и достига ет 22—24 дб при полной виброизоляции. Волнообразный характер кривых акустической эффективности подвески на графике обусловлен звукоизолирующими и резонанс ными характеристиками деталей непосредственно каби ны на низких частотах.
181
Применение упругой подвески кабины на тракторе МТЗ-50 позволило уменьшить шум на рабочем месте до уровней, отвечающих допустимым (ниже предельного спектра № 80). На тракторах МТЗ-80, ZETOR CRYSTAL 8011 с более мощными и скоростными двигателями упру гая подвеска кабин дала возможность практически ис ключить влияние вибраций на высокочастотный шум на
Рис. 87. Акустическая эффективность подвески опытной кабины на тракторе МТЗ-50:
1 и 2—варианты упругой подвески; 3—абсолютная виброязоляция (кабина не
имеет связей с остовом трактора)
рабочем месте (рис. 88), который при упругой подвеске определяется только воздушным шумом источников и звукоизолирующими свойствами ограждений кабин. Аку стическая эффективность упругой подвески для обоих кабин близка к абсолютной.
О виброизоЛяции упругой подвески кабины трактора МТЗ-80 можно судить по спектрограммам, приведенным на рис. 89. Большой перепад вибраций на амортизаторах во всем диапазоне звуковых частот приводит к уменьше нию вибраций полика кабины и органов управления до уровней ниже допустимых требованиями по технике бе зопасности. При этом значительно уменьшаются вибра ции контрольно-измерительных приборов и приборов электрооборудования, размещенных на кабине.
Акустическая эффективность виброизоляции заметно ухудшается, если кабина в результате перекосов и не точного изготовления входит в контакт с корпусными де талями силовой передачи. В таких случаях на опытном тракторе МТЗ-80 наблюдалось увеличение уровней зву
182
кового давления в октавных полосах низкочастотного и высокочастотного шума в кабине на 5—7 дб. Чрезмерная затяжка стяжного болта амортизаторов и несоблюдение условия расположения привалочных поверхностей крон штейном в одной плоскости также приводит к ухудшению акустической эффективности подвески. Например, при дополнительной затяжке амортизаторов — большей чем
дб
100
30
в о
70
7Г
4
4::s ;
уГ .
|
V |
|
< 2 N |
|
|
|
|
|
V. 7 |
А- |
і? |
іе - - |
|
■5*.s» |
|
|
V |
|
|
i f - ’ |
|
|
|
|
таг |
|
|
|
|
J |
чг.. |
|
|
|
|
|
|
L |
|
50 |
100 |
200 |
|
500 |
1000 |
2000 |
500010000Гц |
Рис. 88. Октавные спектры шума в кабинах тракторов МТЗ-80 |
(а) и |
ZETOR CRYSTAL 8011 (б): |
' ’ |
/—при жестком креплении кабины; 2 —при упругом креплении; 3 —абсолютная
виброизоляция
предусмотрено чертежом, на 3 мм, отмечалось увеличе ние уровней звукового давления в октавной полосе 63 Гц до 7 дб, а в октавах 0,5 и 1 кГц — до 2 дб. До 5 дб уве личивался шум при отклонении привалочных поверхнос тей одного из кронштейнов относительно общей горизон тальной плоскости на 5 мм.
183
а
Исследования виброизоляции тракторных кабин по казывают, что при правильном выборе упругих характе ристик амортизаторов и схемы их размещения ее эффек тивность зависит от точности изготовления и сборки всех элементов подвески. Допуски на изготовление и сборку подвески должны обеспечивать отклонение нагрузок и статического прогиба не более 15—20% от расчет ных. Технические требования к упругим характеристикам
Рис. 89. Спектрограммы уровня виброскорости кронштейнов крепле ния кабины (упругая подвеска):
/—кронштейн остова трактора; 2—кронштейн кабины
иточности изготовления подвески кабины могут быть снижены на тракторах, у которых двигатель, являющийся
основным источником низкочастотных звуковых вибра ций, имеет эффективную упругую подвеску на полураме. В этом случае подвеска кабины должна обеспечивать изоляцию высокочастотных вибраций, на величину кото рой упругие характеристики влияют в меньшей степени.
17. Звукоизолирующие и звукопоглощающие конструкции
Звукоизолирующие свойства кабины основаны глав ным образом на отражении звуковых волн от ее ограж дений, а звукопоглощающие — на преобразовании звуко вой энергии в тепло вследствие трения в звукопоглотителях, установленных обычно на внутренних поверхностях ограждений. Чем больше звуковой энергии будет
184
отражать ограждение кабины, тем меньше ее пройдет на рабочее место. Поэтому для уменьшения шума в кабине в первую очередь предпочтение должно отдаваться улуч шению ее звукоизолирующих свойств. Звукопоглощающие устройства препятствуют концентрации и накапливанию звуковой энергии в кабине и также способствуют умень шению шума на рабочем месте, а б в е
Звукоизолирующие конст рукции. Отражение звуковой энергии от ограждений кабины зависит прежде всего от аку стического сопротивления ма териалов, из которых они изго-
Рис. 90 Типы ограждений (стенок) кабины:
а—одинарное; б—двойное; в
иг—многослойные (типа «сэндвич»)
товлены, а также от их конструктивных особенностей. При одинаковом конструктивном исполнении звукоизо лирующие свойства ограждений тем выше, чем большим акустическим сопротивлением обладает материал (31). Поэтому в качестве основных конструктивных материа лов для кабин применяются материалы с большим аку стическим сопротивлением: сталь, твердые пластмассы, стекло.
Конструктивно ограждения кабин могут выполняться одинарными, двойными и слоеными (рис. 90). Примером одинарных ограждений кабин являются стекла окон, ко торые для обеспечения достаточной обзорности занимают
до 43% поверхностей кабины. Двойными |
часто выпол |
|
няются передняя стенка, дверцы, |
крыша; |
слоеными — |
пол, передняя стенка. |
|
|
В широком диапазоне частот звукоизолирующая спо |
||
собность однородного одинарного |
ограждения при ус |
ловии отсутствия потерь звуковой энергии определяется по формуле [33]
Я = 10 1g |
= 101g |
я/m cos Ѳ |
Л дб, (114) |
|
pc |
||||
т |
185