Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
стереометра. Винтом к поворачивают кассету так, чтобы при пере мещении каретки XX стереометра марка прошла через крайнюю точку последнего штриха палетки. Винтом X стереометра марку стереометра последовательно наводят на штрихи палетки. При каждом наведении записывают отсчет по шкале X, после чего вычисляют длины отрезков. Закончив наблюдения вдоль одной прямой, поворачивают кассету стереометра на 1° и повторяют наблюдения. Неравенство отрезков не должно превышать 0,05 мм.
§ 6. Методика угловых измерений
П о с т р о е н и е н о р м а л и к о с и п у т и в д а н н о й т о ч к е
На рис. 15 ВАС — ось пути, F E — нормаль; XX — коорди натная ось стереометра. Вставив в оправу УНМ палетку для построения нормалей, уста
навливают ее на снимке так, |
|£ хПоле зрения |
||||||
чтобы |
ее |
точка |
О |
совпала |
|
||
с точкой А и линия ОН (см. |
|
||||||
рис. 14) была приблизительно |
|
||||||
перпендикулярна |
пути. Вы |
Разделитель |
|||||
ключив |
входную |
призму (на |
нов ребро |
||||
шкале |
смещения |
изображе |
|
||||
ний |
предварительно |
устана |
|
||||
вливают |
отсчет 7,0 мм), мар |
|
|||||
ку |
стереометра |
устанавли |
|
||||
вают |
в |
точке А, |
включают |
|
|||
входную |
призму |
ПСКА |
и |
|
|||
совмещаютизображение рель |
|
||||||
сов. |
В |
этом положении |
де |
|
|||
лают отсчет по лимбу. |
|
|
Перемещают марку стереометра в точку Н номограммы и, вра щая винт 2 (см. рис. 12) оправы УНМ, поворачивают палетку вокруг точки О так, чтобы совместить линию ТТ (см. рис. 14) с линией раздела изображений. При этом линия ОН палетки займет поло жение, нормальное к оси пути.
Затем входную призму ПСКА выключают и проверяют, не сместилась ли точка О палетки с точки А, и в случае надобности вновь повторяют описанные действия.
П о с т р о е н и е |
н о р м а л и , п р о х о д я щ е й |
ч е р е з |
т о ч к у , н е |
л е ж а щ у ю н а л и н и и |
п у т и |
УНМ устанавливают так, чтобы индекс палетки О (см. рис. 14) совместился с точкой А (рис. 16, а), и ориентируют так, чтобы линия ОН была приблизительно перпендикулярна к оси пути. При этом она пересечет путь в точке Ъ.
3 Заказ 362 |
33 |
Последовательно наводят марку стереометра на путь в точке Ъ и на точку Н палетки; в первом случае совмещают изображение
рельсов, |
во втором — изображение линии |
ТТ палетки, делают |
отсчеты по лимбу и проверяют выполненные условия |
||
|
vH = vb, |
(16.2) |
г Де Vh, |
vb — отсчеты по лимбу в точках Н |
и Ь. |
Рпс. 16
В случае, если условие (16.2) оказывается невыполненным, винтом оправы марки поворачивают палетку вокруг точки О, вновь производят измерения в точках Ъ и Н до тех пор, пока оно не окажется выполненным.
Количество приемов можно сократить, предварительно вы числив угол между истинной нормалью Аа и линией АЪ,
v = e + 6, |
(17.2) |
где & — —]^—центральный угол, образованный нормалями к кри вой в точках а и Ъ, поэтому
e = v - f - ; |
(18.2) |
приняв во внимание, что I ^ гЬ, получим
(19.2)
34
где |
L — отстояние |
точки |
А |
от |
оси пути; |
R — радиус |
кривой. |
||||
Обе величины |
выражают |
в мм |
в |
масштабе |
снимка. |
В |
частном |
||||
случае, когда |
R |
L , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
e = |
T |
^ . |
|
|
(20.2) |
||
|
Определив величину угла е, предвычисляют отсчет по лимбу |
||||||||||
по формуле |
|
|
va = vb + e, |
|
|
( 2 1 2 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
где |
vb — отсчет в |
точке |
Ъ; |
|
va |
— предвычисленный |
отсчет |
по |
|||
лимбу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Установив отсчет va, закрепляют лимб и, визируя на точку |
Н, |
поворачивают палетку виитом 1 (см. рис. 12), добиваясь совмеще ния изображения линии ТТ, после чего проверяют выполнение условия (16.2).
П о с т р о е н и е н о р м а л и к п р я м о й
При построении нормали к прямолинейному участку пути поступают следующим образом (рис. 16, б). Совмещают изобра жение рельсов и берут отсчет по лимбу. Закрепив лимб, поворачи вают палетку вокруг точки А так, чтобы совместить изображение линии ТТ, после чего проверяют, не сместилась ли точка О па летки относительно А, и при необходимости повторяют измерения.
И з м е р е н и е у г л о в
Дирекционные углы линий измеряют в координатной системе стереометра. Отсчет углов ведут от положительного конца кон структивной оси YY стереометра по часовой стрелке.
Место нуля лимба ПСКА в общем случае не совпадает с напра влением оси YY стереометра. На рис. 17 нулевое направление представлено линией, образующей с осью YY угол 7; направле нию oY соответствует отсчет по лимбу М0. Как видно из рисунка, дирекционный угол направления of определится как
а = а1 — у. |
(22.2) |
Таким образом, совместив в поле зрения ПСКА изображение прямой of и взяв отсчет по лимбу Vf, дирекционное направление определяют как
af = vf—M0. |
(23.2) |
|
'Угол В между прямыми of |
и /с вычисляют по формуле |
(24.2) |
V = |
v,e-vef, |
где Vf\ vfc; vof — отсчеты по лимбу.
3* |
35 |
§ 7. Методика линейных измерений |
|
|
И з м е р е н и е р а с с т о я н и й |
в д о л ь о с и |
п у т и |
Измерение отрезка АВ (рис. 18, а), |
отложенного |
вдоль оси |
пути, выполняют многократным откладыванием эталонного (эле
ментарного) отрезка АТ1 = Т1Т2 |
и т. д. и замером концевого |
отрезка (в нашем случае Т5В). |
Измерения на криволинейном |
участке выполняют следующим образом. На шкале ПСКА уста навливают величину смещения изображения
d = 2AT. |
(25.2) |
Наводят марку стереометра на точку А, |
включают входную |
призму и совмещают изображение рельсов, после чего, перемещая
0 1 2 3 4 $
Рпс. |
17 |
Рис. |
18 |
универсальную |
марку вдоль |
пути, совмещают |
индекс палетки |
с линией раздела изображения. Затем, выключив входную призму, наводят марку стереометра на индекс палетки, включают призму, совмещают изображение рельсов пути, перемещают универсаль ную марку, как описано выше, после чего действия повторяют.
Концевой отрезок ТЬВ измеряют следующим образом: индекс палетки совмещают с точкой Ть, а марку стереометра наводят на точку В. Затем, вращая винт смещения изображений, совме щают индекс (палетки) с линией раздела изображения, как пока зано на рис. 18, б. Сняв отсчет по шкале смещения изображений, длину отрезка вычисляют по формуле
1 = п10 + |
Ц-, |
(26.2) |
где п — число отложенных эталонных отрезков; |
Z„ — длина эта |
|
лонного отрезка; vK — отсчет по |
шкале смещений изображений |
|
при измерении концевого отрезка. |
|
|
Длину эталонного отрезка можно вычислить также по фор муле (35.2).
36
Ниже приведен образец журнала измерения расстояний спо собом эталонных отрезков.
Л* |
|
Масштаб |
Наименова |
Число |
|
Длина концево |
Примечания |
||||||||
снимка |
снимка |
|
ние точек |
передач |
|
го |
отрезка |
||||||||
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
5 |
|
6 |
4567 |
1 : 4320 |
|
ПК 397 |
|
X |
|
|
|
Длпыа эталон |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
ного отрезка |
|
|
|
|
|
|
Ось ЖБМ |
|
X |
|
8,72 : 2 = |
10 мм |
|||||
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
4,36 мм |
|
|
|
|
Длина отрезка (4x10 + 4,36) 4320 • 10"3 = 191,63 м |
|
||||||||||||
И з м е р е и и е |
|
а с с т о я и и и |
|
в д о л ь |
н о р м а л е й |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
к |
|
о с н |
п у т и |
|
|
|
|||
Измерение отрезков вдоль нормалей к оси пути можно выпол |
|||||||||||||||
нить, |
пользуясь |
устройством |
смещения |
изображений |
ПСКА. |
||||||||||
В этом случае |
поступают |
|
следующим |
об |
|
|
|
||||||||
разом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устанавливают |
марку |
стереометра в |
|
|
|
||||||||||
точке |
С |
(рис. 19), |
включают |
входную |
|
|
|
||||||||
призму, |
совмещают |
изображение |
рель |
|
|
|
|||||||||
сов, |
берут |
отсчет |
и |
поворачивают |
лимб |
|
|
|
|||||||
на 90°. Установив |
лимб |
в |
этом |
положе |
|
|
|
||||||||
нии, выключают призму и наводят марку |
|
|
|
||||||||||||
стереометра на точку А нормали, |
после |
|
|
|
|||||||||||
чего, |
включив |
входную призму и вращая |
|
|
|
||||||||||
винт |
смещения |
изображения, |
совмещают |
|
|
|
|||||||||
внешнюю нитку пути с линией раздела |
|
|
|
||||||||||||
изображения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Затем выключают призму ПСКА, на |
|
|
|
||||||||||||
водят марку стереометра на точку |
В, |
|
|
|
|||||||||||
повторяют |
описанные |
действия, |
переходят к |
следующей |
|||||||||||
точке |
и |
т. |
д. Этот |
способ |
удобно |
применять, |
когда |
длина |
|||||||
нормали |
не |
больше |
10 |
мм |
(в |
масштабе |
снимка). Расстояния |
измеряют относительно точки пересечения нормали с внешней ниткой рельсовой колеи. Для вычисления расстояний точек от оси пути к результатам измерений необходимо прибавить величину, равную половине ширины рельсовой колеи.
Натурную длину отрезка вычисляют по формуле |
|
|
L |
2 • 10ч • 0,78 м, |
(27.2) |
где М — масштаб аэроснимка в плоскости пути, в точке пере сечения нормали с его осью.
37
О п р е д е л е н и е |
м а с ш т а б а |
|
а э р о с н и м к а |
|
||||||||
Масштаб аэроснимка (в плоскости пути) в данной точке опре |
||||||||||||
деляют по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Г = ТЬ' |
|
|
|
|
|
|
|
( 2 8 - 2) |
||
где AL — элементарный |
отрезок, |
измеренный |
в |
натуре |
вблизи |
|||||||
точки; AZ — длина |
изображения |
этого |
отрезка па |
аэроснимке. |
||||||||
|
|
|
В |
качестве |
элементарного |
|||||||
|
|
|
отрезка |
для |
определения |
мас |
||||||
|
|
|
штаба |
аэроснимка |
можно |
вы |
||||||
|
|
|
брать расстояние между |
нитями |
||||||||
|
|
|
рельсовой |
колеи, |
постоянство |
|||||||
|
|
|
которого обеспечивается с весь |
|||||||||
|
|
|
ма высокой точностью |
нормами |
||||||||
|
|
|
текущего содержания |
пути. |
|
|||||||
|
|
|
На |
|
аэроснимках |
масштаба |
||||||
|
|
|
1 : 3000—1 : 5000 |
|
измерение |
|||||||
|
|
|
расстояния между |
внутренними |
||||||||
|
|
|
гранями |
головок |
рельсов |
не |
||||||
|
|
|
всегда |
возможно, |
что |
объяс |
||||||
|
|
|
няется свойствами |
изображения |
||||||||
|
|
|
рельса, |
зависящими от |
условий |
|||||||
|
|
|
освещения |
в |
момент |
|
фотогра |
|||||
|
|
|
фирования. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Схемы изображения |
рельсо |
||||||||
|
|
|
вой колеи при различных усло |
|||||||||
|
|
|
виях |
освещения |
показаны |
на |
||||||
|
|
|
рис. 20. |
Если |
съемка |
|
произве |
|||||
|
|
|
дена в солнечную погоду и свет |
|||||||||
|
|
|
падает на путь сбоку (рис. 20, я), |
|||||||||
|
|
|
изображение |
рельсов на снимке |
||||||||
-' > Wv'-' Ч\Ч\\\\\\\\У\\\\\\\\-- |
ч ' |
|
представлено |
контрастными |
ли |
|||||||
|
|
|
ниями границ теней, |
падающих |
||||||||
|
|
|
от рельсов на путь. С противо |
|||||||||
|
|
|
положной |
стороны |
границей |
|||||||
|
|
|
затененной |
зоны |
служит |
вол |
||||||
|
|
|
нистая |
|
линия, |
обусловленная |
||||||
|
|
|
наличием |
впадин |
между шпа |
|||||||
Рис. 20 |
|
|
лами |
и |
неровностями |
балла |
||||||
|
|
стного |
слоя. |
|
|
|
|
|
|
Как видно из рисунков, |
|
расстояние |
между |
осями рельсов |
на снимке равно |
|
|
|
|
I |
= |
М ' |
|
(29.2) |
|
|
|
|
|
где D — расстояние между внутренними |
гранями |
рельсов (мм); |
а — ширина головки рельсов; 1 : М — масштаб аэроснимка в пло скости пути.
38