Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стереометра. Винтом к поворачивают кассету так, чтобы при пере­ мещении каретки XX стереометра марка прошла через крайнюю точку последнего штриха палетки. Винтом X стереометра марку стереометра последовательно наводят на штрихи палетки. При каждом наведении записывают отсчет по шкале X, после чего вычисляют длины отрезков. Закончив наблюдения вдоль одной прямой, поворачивают кассету стереометра на 1° и повторяют наблюдения. Неравенство отрезков не должно превышать 0,05 мм.

§ 6. Методика угловых измерений

П о с т р о е н и е н о р м а л и к о с и п у т и в д а н н о й т о ч к е

На рис. 15 ВАС — ось пути, F E — нормаль; XX — коорди­ натная ось стереометра. Вставив в оправу УНМ палетку для построения нормалей, уста­

навливают ее на снимке так,

хПоле зрения

чтобы

ее

точка

О

совпала

 

с точкой А и линия ОН (см.

 

рис. 14) была приблизительно

 

перпендикулярна

пути. Вы­

Разделитель

ключив

входную

призму (на

нов ребро

шкале

смещения

изображе­

 

ний

предварительно

устана­

 

вливают

отсчет 7,0 мм), мар­

 

ку

стереометра

устанавли­

 

вают

в

точке А,

включают

 

входную

призму

ПСКА

и

 

совмещаютизображение рель­

 

сов.

В

этом положении

де­

 

лают отсчет по лимбу.

 

 

Перемещают марку стереометра в точку Н номограммы и, вра­ щая винт 2 (см. рис. 12) оправы УНМ, поворачивают палетку вокруг точки О так, чтобы совместить линию ТТ (см. рис. 14) с линией раздела изображений. При этом линия ОН палетки займет поло­ жение, нормальное к оси пути.

Затем входную призму ПСКА выключают и проверяют, не сместилась ли точка О палетки с точки А, и в случае надобности вновь повторяют описанные действия.

П о с т р о е н и е

н о р м а л и , п р о х о д я щ е й

ч е р е з

т о ч к у , н е

л е ж а щ у ю н а л и н и и

п у т и

УНМ устанавливают так, чтобы индекс палетки О (см. рис. 14) совместился с точкой А (рис. 16, а), и ориентируют так, чтобы линия ОН была приблизительно перпендикулярна к оси пути. При этом она пересечет путь в точке Ъ.

3 Заказ 362

33


Последовательно наводят марку стереометра на путь в точке Ъ и на точку Н палетки; в первом случае совмещают изображение

рельсов,

во втором — изображение линии

ТТ палетки, делают

отсчеты по лимбу и проверяют выполненные условия

 

vH = vb,

(16.2)

г Де Vh,

vb — отсчеты по лимбу в точках Н

и Ь.

Рпс. 16

В случае, если условие (16.2) оказывается невыполненным, винтом оправы марки поворачивают палетку вокруг точки О, вновь производят измерения в точках Ъ и Н до тех пор, пока оно не окажется выполненным.

Количество приемов можно сократить, предварительно вы­ числив угол между истинной нормалью Аа и линией АЪ,

v = e + 6,

(17.2)

где & — —]^—центральный угол, образованный нормалями к кри­ вой в точках а и Ъ, поэтому

e = v - f - ;

(18.2)

приняв во внимание, что I ^ гЬ, получим

(19.2)

34

где

L — отстояние

точки

А

от

оси пути;

R — радиус

кривой.

Обе величины

выражают

в мм

в

масштабе

снимка.

В

частном

случае, когда

R

L ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e =

T

^ .

 

 

(20.2)

 

Определив величину угла е, предвычисляют отсчет по лимбу

по формуле

 

 

va = vb + e,

 

 

( 2 1 2 )

 

 

 

 

 

 

где

vb — отсчет в

точке

Ъ;

 

va

— предвычисленный

отсчет

по

лимбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установив отсчет va, закрепляют лимб и, визируя на точку

Н,

поворачивают палетку виитом 1 (см. рис. 12), добиваясь совмеще­ ния изображения линии ТТ, после чего проверяют выполнение условия (16.2).

П о с т р о е н и е н о р м а л и к п р я м о й

При построении нормали к прямолинейному участку пути поступают следующим образом (рис. 16, б). Совмещают изобра­ жение рельсов и берут отсчет по лимбу. Закрепив лимб, поворачи­ вают палетку вокруг точки А так, чтобы совместить изображение линии ТТ, после чего проверяют, не сместилась ли точка О па­ летки относительно А, и при необходимости повторяют измерения.

И з м е р е н и е у г л о в

Дирекционные углы линий измеряют в координатной системе стереометра. Отсчет углов ведут от положительного конца кон­ структивной оси YY стереометра по часовой стрелке.

Место нуля лимба ПСКА в общем случае не совпадает с напра­ влением оси YY стереометра. На рис. 17 нулевое направление представлено линией, образующей с осью YY угол 7; направле­ нию oY соответствует отсчет по лимбу М0. Как видно из рисунка, дирекционный угол направления of определится как

а = а1 — у.

(22.2)

Таким образом, совместив в поле зрения ПСКА изображение прямой of и взяв отсчет по лимбу Vf, дирекционное направление определяют как

af = vf—M0.

(23.2)

'Угол В между прямыми of

и /с вычисляют по формуле

(24.2)

V =

v,e-vef,

где Vf\ vfc; vof — отсчеты по лимбу.

3*

35


§ 7. Методика линейных измерений

 

И з м е р е н и е р а с с т о я н и й

в д о л ь о с и

п у т и

Измерение отрезка АВ (рис. 18, а),

отложенного

вдоль оси

пути, выполняют многократным откладыванием эталонного (эле­

ментарного) отрезка АТ1 = Т1Т2

и т. д. и замером концевого

отрезка (в нашем случае Т5В).

Измерения на криволинейном

участке выполняют следующим образом. На шкале ПСКА уста­ навливают величину смещения изображения

d = 2AT.

(25.2)

Наводят марку стереометра на точку А,

включают входную

призму и совмещают изображение рельсов, после чего, перемещая

0 1 2 3 4 $

Рпс.

17

Рис.

18

универсальную

марку вдоль

пути, совмещают

индекс палетки

с линией раздела изображения. Затем, выключив входную призму, наводят марку стереометра на индекс палетки, включают призму, совмещают изображение рельсов пути, перемещают универсаль­ ную марку, как описано выше, после чего действия повторяют.

Концевой отрезок ТЬВ измеряют следующим образом: индекс палетки совмещают с точкой Ть, а марку стереометра наводят на точку В. Затем, вращая винт смещения изображений, совме­ щают индекс (палетки) с линией раздела изображения, как пока­ зано на рис. 18, б. Сняв отсчет по шкале смещения изображений, длину отрезка вычисляют по формуле

1 = п10 +

Ц-,

(26.2)

где п — число отложенных эталонных отрезков;

Z„ — длина эта­

лонного отрезка; vK — отсчет по

шкале смещений изображений

при измерении концевого отрезка.

 

 

Длину эталонного отрезка можно вычислить также по фор­ муле (35.2).

36


Ниже приведен образец журнала измерения расстояний спо­ собом эталонных отрезков.

Л*

 

Масштаб

Наименова­

Число

 

Длина концево­

Примечания

снимка

снимка

 

ние точек

передач

 

го

отрезка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

5

 

6

4567

1 : 4320

 

ПК 397

 

X

 

 

 

Длпыа эталон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

ного отрезка

 

 

 

 

 

Ось ЖБМ

 

X

 

8,72 : 2 =

10 мм

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

4,36 мм

 

 

 

 

Длина отрезка (4x10 + 4,36) 4320 • 10"3 = 191,63 м

 

И з м е р е и и е

 

а с с т о я и и и

 

в д о л ь

н о р м а л е й

 

 

 

 

 

 

к

 

о с н

п у т и

 

 

 

Измерение отрезков вдоль нормалей к оси пути можно выпол­

нить,

пользуясь

устройством

смещения

изображений

ПСКА.

В этом случае

поступают

 

следующим

об­

 

 

 

разом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устанавливают

марку

стереометра в

 

 

 

точке

С

(рис. 19),

включают

входную

 

 

 

призму,

совмещают

изображение

рель­

 

 

 

сов,

берут

отсчет

и

поворачивают

лимб

 

 

 

на 90°. Установив

лимб

в

этом

положе­

 

 

 

нии, выключают призму и наводят марку

 

 

 

стереометра на точку А нормали,

после

 

 

 

чего,

включив

входную призму и вращая

 

 

 

винт

смещения

изображения,

совмещают

 

 

 

внешнюю нитку пути с линией раздела

 

 

 

изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем выключают призму ПСКА, на­

 

 

 

водят марку стереометра на точку

В,

 

 

 

повторяют

описанные

действия,

переходят к

следующей

точке

и

т.

д. Этот

способ

удобно

применять,

когда

длина

нормали

не

больше

10

мм

масштабе

снимка). Расстояния

измеряют относительно точки пересечения нормали с внешней ниткой рельсовой колеи. Для вычисления расстояний точек от оси пути к результатам измерений необходимо прибавить величину, равную половине ширины рельсовой колеи.

Натурную длину отрезка вычисляют по формуле

 

L

2 • 10ч • 0,78 м,

(27.2)

где М — масштаб аэроснимка в плоскости пути, в точке пере­ сечения нормали с его осью.

37


О п р е д е л е н и е

м а с ш т а б а

 

а э р о с н и м к а

 

Масштаб аэроснимка (в плоскости пути) в данной точке опре­

деляют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Г = ТЬ'

 

 

 

 

 

 

 

( 2 8 - 2)

где AL — элементарный

отрезок,

измеренный

в

натуре

вблизи

точки; AZ — длина

изображения

этого

отрезка па

аэроснимке.

 

 

 

В

качестве

элементарного

 

 

 

отрезка

для

определения

мас­

 

 

 

штаба

аэроснимка

можно

вы­

 

 

 

брать расстояние между

нитями

 

 

 

рельсовой

колеи,

постоянство

 

 

 

которого обеспечивается с весь­

 

 

 

ма высокой точностью

нормами

 

 

 

текущего содержания

пути.

 

 

 

 

На

 

аэроснимках

масштаба

 

 

 

1 : 3000—1 : 5000

 

измерение

 

 

 

расстояния между

внутренними

 

 

 

гранями

головок

рельсов

не

 

 

 

всегда

возможно,

что

объяс­

 

 

 

няется свойствами

изображения

 

 

 

рельса,

зависящими от

условий

 

 

 

освещения

в

момент

 

фотогра­

 

 

 

фирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы изображения

рельсо­

 

 

 

вой колеи при различных усло­

 

 

 

виях

освещения

показаны

на

 

 

 

рис. 20.

Если

съемка

 

произве­

 

 

 

дена в солнечную погоду и свет

 

 

 

падает на путь сбоку (рис. 20, я),

 

 

 

изображение

рельсов на снимке

-' > Wv'-' Ч\Ч\\\\\\\\У\\\\\\\\--

ч '

 

представлено

контрастными

ли­

 

 

 

ниями границ теней,

падающих

 

 

 

от рельсов на путь. С противо­

 

 

 

положной

стороны

границей

 

 

 

затененной

зоны

служит

вол­

 

 

 

нистая

 

линия,

обусловленная

 

 

 

наличием

впадин

между шпа­

Рис. 20

 

 

лами

и

неровностями

балла­

 

 

стного

слоя.

 

 

 

 

 

 

Как видно из рисунков,

 

расстояние

между

осями рельсов

на снимке равно

 

 

 

 

I

=

М '

 

(29.2)

 

 

 

 

где D — расстояние между внутренними

гранями

рельсов (мм);

а — ширина головки рельсов; 1 : М — масштаб аэроснимка в пло­ скости пути.

38