Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При

съемке в ясную

погоду, когда

рельс хорошо накатан

и свет

падает вдоль оси

пути (рис. 20, б),

на снимке виден блик

от головки рельса. Изображение каждого рельса представлено серой полосой (изображение подошвы рельса на рисунке заштри­ ховано), посередине которой тонкая белая (на негативе .— черная) полоса блика. Если же съемка произведена в пасмурную погоду и путь мало накатан (рис. 20, в), каждый из рельсов представлен на снимке полосой (на рисунке — заштрихованной) изображения подошвы рельса. Как видно из рисунков, формула (29.2) действи­ тельна для всех приведенных случаев.

/

Л

Ш

 

Рис. 21

 

Расчетные величины D и а определяются нормами содержания пути и размерами рельсов. Ширина колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых, радиус которых больше 350 м, равна 1524 мм с допуском —4 + 6 мм.

На кривых меньшего радиуса ширина колеи равна *

R

s£ 349 м

300 м D =

1530 мм — 4 + 6 мм;

R

«s 299 м

D =

1540 мм —4 + 6 мм.

, jKaK видно из формулы (29.2), масштаб снимка в плоскости пути можно вычислить по формуле

М = - £ ± £ ,

(30.2)

где I — ширина изображения рельсовой колеи на снимке.

На прямолинейном участке пути расстояние между изображе­ ниями ниток пути удобно измерять, как показано на рис. 21 . На

* Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР, введен­ ными в действие в 1970 г., предусмотрено, что ширина колеи на прямых участках пути и иа кривых радиусом от 350 м должна быть 1520 мм. На более крутых кривых шпрппа колен должна быть:

R

s£ 349 м 5э 300 м — 1530 мм;

R

s£ 299 м — 1535 мм

Переход к новой пшрппе колеи будет осуществляться постепенно, по указаниям МПС. В настоящее время па большинстве дорог колея пмеет ширину 1524 мм.

39



шкале смещения изображений ПСКА устанавливают отсчет 8,0 мм и приступают к измерениям. Марку стереометра устанавливают в выбранной точке, примерно на оси пути, после чего совмещают изображения путей в поле зрения ПСКА. В первом приеме совме­ щают первую нитку колеп со второй ниткой в правой половине поля зрения, во втором приеме совмещают первую нитку в правой половине поля со второй ниткой в левой половине поля зрения. В каждом приеме выполняют два наведения.

Расстояние между нитками колеи вычисляют по формуле

Z= - lrfsin<z = dsin

,

(31.2)

где vlt v2 — отсчеты по лимбу при последовательных совмеще­ ниях изображения рельсов; d — величина смещения изображе­ ния, установленная на шкале ПСКА. Масштаб аэроснимка вы­ числяют по формуле (30.2), в которую величины D и а следует подставить из таблицы (приложение 1), в зависимости от типа рельсов, уложенных в путь.

Пример записей приведен ниже.

 

Журнал определения

масштабов

аэроснимков

 

 

Снимок № 844

 

 

 

 

 

 

 

Тип рельсов Р-50

 

 

 

 

 

d =

8 мм

 

 

Первый

прием

Второй прием

 

ПК

 

 

" I

% i

 

 

 

»СР2

1

2

 

 

 

 

3

 

5

6

7

 

8

352

20

129° 37'

37'

129° 37'

137° 12'

12'

137° 12'

 

 

 

 

 

П р о д о л ж е н и е

табл .

 

а

Sin а

1 = S sin v-d

 

и D +

a

9

 

10

 

1 1

12

 

13

 

7° 35'

 

3° 47',5

0,06613

0,529 мм

 

3013

Как видим, при масштабе аэроснимка 1 : 3013 и продольном смещении изображения, равном 8 мм, взаимное перемещение изображений в левой и правой частях поля зрения в направлении, перпендикулярном к оси пути, на величину, равную ширине

40


рельсовой колеи в масштабе аэроснимка, соответствует повороту бипризмы наЗ° 47',5. Эта величина выражает масштаб аэроснимка в условной угловой мере.

Для определения масштаба необходимо выяснить, осуществлен ли на данном участке переход к колее шириной 1520 мм.

На криволинейных участках рельсовая колея шире, чем на прямых, внешний рельс возвышается над внутренним. Вследствие этого при определении масштабов на кривых в формулу (30.2) необходимо подставлять величины D, приведенные на стр. 39.

С целью упрощения вычислений для определения масштабов аэроснимков можно пользоваться таблицами, приведенными в при­

ложении 2.

 

 

Н е п о с р е д с т в е н н о е

и з м е р е н и е

р а с с т о я н и й

в д о л ь о с и п у т и

Вместо того чтобы при каждом измерении определять масштаб аэроснимка, длину натурных отрезков вдоль оси пути удобно измерять, пользуясь следующим приемом. На аэроснимке вдоль изображения рельсовой колеи, на обочине на расстоянии 8—10 мм

друг от друга наносят (накалывают,

помечают тушью) точки а,

Ъ, с, как показано на рис. 22.

 

Затем

устанавливают

ве­

 

личину смещения

изображе­

 

ния, равную измеряемому

 

интервалу

(например,

рас­

 

стоянию аЪ). Для этого марку

 

стереометра наводят на

изо­

 

бражение

рельса

примерно

 

посередине между точками а и

Рис. 22

Ъ, включают входную призму

 

ПСКА и вращают винт смещения изображений до тех пор, пока правое и левое изображения точек а и Ъ не совместятся на раз­ делительном ребре призмы. Если марка была установлена неточно посередине между этими точками, то одно из изображений ока­ жется правее или левее разделительного ребра, а другое совме­ стится с ним. В этом случае движением каретки X изображения точек смещают так, чтобы они заняли положение, симметричное относительно разделительного ребра, и, вращая винт, совмещают с ребром призмы изображение обеих точек. Поперечное их сме­ щение устраняют поворотом лимба.

Затем измеряют ширину изображения рельсовой

колеи в мас­

штабе снимка (в нашем случае — между точками а

и Ь).

Масштаб аэроснимка в угловой радианной мере

определим как

Y? = ^ - .

(32.2)

ub

 

где d — ширина изображения рельсовой колеи.

41


Так как для большинства типов рельсов на прямых участках пути расстояние между осями рельсов равно 1524 мм + 70 мм,

,J 594

т.е. d =~]yj-, то

Yp = 4 P r -

( 3 3 - 2 )

Mab

определяют

Поскольку Mab = АВ, натурную длину отрезка

по формуле

 

АВ= Ш У ' 6 * .

(34.2)

Рис. 23

Закончив измерения в интервале ab, переходят к измерениям отрезка be и т. д. Общую длину линии получают, суммируя эти отрезки. Так, например, на рис. 22 длина линии определится как

ad =

ab + be + cd.

 

Для вычислений удобно пользоваться таблицей

обратных

чисел 1 : у9 = /.

 

формулой

| Длину отрезка в этом случае вычисляют, пользуясь

АВ =

(1594 + б ) / .

(35.2)

Достоинством этого способа является его простота и возмож­ ность автоматического введения поправок в результаты измерений

* Здесь б — величина отклонения ширины рельсовой колеи от средней величины (1594 мм) на кривых.

42

за наклон снимка, что осооенно важно в том случае, когда съемка выполнена короткофокусной камерой или с большими углами паклоиа.

На рис. 23 перспектива рельсовых нитей MA, NB

представлена

в плоскости снимка Р

лучами та,

пЬ, сходящимися

в точке

схода N. Выберем элементарные участки путей 1—3,

4—6

и опре­

делим масштаб аэроснимка в сечении

2—5.

 

 

Очевидно, М = |—7 ,

где 2—5

длина натурного

отрезка.

Как видно из рисунка, 2—5 представляет собой на элементар­ ном участке среднее из отрезков 3—6 и 1—4. Таким образом, масштаб аэроснимка, вычисленный по формуле (32.2) в угловой мере, представляет собой средний масштаб для участка 1—3 или 4—6 и масштабные искажения за наклон (снимка пути) к гори­ зонту не оказывают существенного влияния на результаты изме­ рения длины отрезка.

Общая ошибка измерения отрезка по частям этим способом * вычисляется по формуле

mL = 1594mv ] / п мм,

(36.2)

где ту — средняя квадратическая ошибка определения масштаба аэроснимка (в угловой мере).

Глава 3

ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКАЯ СЪЕМКА КРИВЫХ

§8. Общие сведения

осъемке железнодорожных кривых

При сооружении железной дороги криволинейным участкам пути придают форму круговых кривых различных радиусов, сопрягаемых с прямолинейными участками переходными кри­ выми. Переходная кривая имеет форму радиоидальной спирали, уравнение которой

 

 

 

Р = Т " .

 

 

(1-3)

где р — переменный

радиус

кривизны,

С — постоянная; 1п

текущая длина переходной

кривой.

 

 

 

На

рис. 24, а показано

сопряжение

прямых,

образующих

угол а

с вершиной в точке ВУ. Здесь точки НК

и КК — соответ­

ственно начало и конец кривой, КПК1 и НПК2

— конец и начало

переходных кривых.

Тонкой

линией

показана

сопрягающая

* Без учета нелинейности изменения масштаба на элементарных участ­ ках снимка 1—3, 4—6 и т. д.

43