Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С. Л. ПРУЗНЕР

Э К О Н О М И К А РЕМОНТА

ОБ О Р У Д О В А Н И Я

ЭЛ Е К Т Р О С Т А Н Ц И Й

« Э Н Е Р Г И Я »

МОСКВА 1973

338:6П2 П 85

УДК 621.311.2.002.51.004.67:658.51.012.?

Гос. п у б г м ч н а ч КаучНО- :нИ' J-4M,

библиотека с

ЭКЗЕМГ5, Ч И Т А Я Ь К ЭЭГ®© З А Д А (

^3

 

Прузнер С. Л.

 

 

 

 

П 85

Экономика

ремонта

оборудования

электростан­

 

ций. М., «Энергия»,

1973.

 

 

 

208 с. с ылл.

 

 

 

 

 

В книге показаны особенности формирования

для

энергоремонт­

 

ного производства общепринятой в промышленности

СССР системы

 

экономических

показателен

и

их использования для

рационального

 

проектирования

и

организации

высокоэкономнчного

функционировании

 

централизованных

систем ремонтного обслуживания

электростанций.

Кинга предназначена для инженерно-технических работников элек­ тростанций и энергоремонтиых предприятий. Она м о ж е т елу^иуу учебным пособием для студентов энергетических специальностей By3q;

0333—381

п о о

П 051(00-73- 2 " 7 3

3

3 8 : 6 П

© Издательство «Энергия», 1973 г.


ПР Е Д И С Л О В И Е

Современный этап развития социалистического про­

изводства

характеризуется

ускоренными

темпами науч­

но-технического прогресса, разработкой

и

внедрением

новых технических решений, ростом

производственных

мощностей и резким усложнением технологии

производ­

ства и хозяйственных связен. Рост производительных

сил

обусловил

необходимость

разработки

и

внедрения

на­

учных методов организации и совершенствования системы управления производством. Одним из принципов научно­ го управления является комплексный или системный подход, предполагающий принятие решений на основе всестороннего анализа соответственным образом подго­ товленной информации во всех взаимосвязанных звеньях управляемого объекта. В сфере материального произ­ водства оптимальными являются решения, способствую­ щие повышению эффективности общественного производ­ ства. Эта эффективность определяется по соотношению с з а т р а т а м и , необходимыми для ее достижения .

В ходе научно-технической революции начинает соз­ даваться и внедряться новая система управления, бази­ р у ю щ а я с я на применении электронно-вычислительной техники и математических методов анализа . В течение последних 5 лет в С С С Р проделана известная работа по созданию автоматизированных систем управления

разных

уровней.

В стране действует

более

200 АСУ

предприятиями;

р а з р а б а т ы в а ю т с я АСУ

для

управления

целыми

отраслями промышленности (ОАСУ) . Перевод

на новую технику системы сбора и обработки

возрастаю­

щего потока информации и на этой основе подготовки необходимых решений продиктован тем, что существую­

щие методы не обеспечивают в современном

производстве

принятия оптимальных решений.

 

Технический

прогресс,

происходящий

в энергетике,

в полной мере относится

и к вспомогательным процес­

сам, в частности

к энергоремонтному производству, ко-

3


торое следует рассматривать как подотрасль энергетиче­ ской промышленности. Это нашло выражение в создании

специализированного главного

управления

(Главэнерго -

ремонт)

в системе

Министерства энергетики

н

электри­

фикации С С Р . Ремонтируемые

объекты — котло -

и турбо­

агрегаты,

блоки со

всем

вспомогательным

 

оборудова­

н и е м — становятся

все

более

мощными

н

технически

сложными . Поэтому ремонт этих агрегатов, являющихся элементами крупных энергетических объединений, ока­ зывает непосредственное влияние на экономические по­ казатели энергосистемы.

Сложность, многообразие и большая точность ре­ монтных работ по разборке, исправлению дефектов, ис­ пытанию и н а л а д к е мощных энергоагрегатов предопре­ деляют высокий уровень техники ремонта, специализа­ ции ремонтного персонала и создание широкой сети спе­

циализированных

ремонтных

предприятий.

Поэтому

в энергетике

продолжается

и

все более ускоряется про­

цесс формирования

централизованных

систем

ремонтно­

го

обслуживания, включающих ремонтные

подразделе ­

ния

электростанций — цехи

централизованного

ремонта

( Ц Ц Р ) , централизованные

 

производственно-ремонтные

предприятия

( Ц П Р П )

энергосистем,

межсистемные ре-

монтно-механические

заводы

( М Р М З )

и

специализиро­

ванные ремонтные

 

предприятия

Главэиергоремонта,

персонал которых оперативно взаимосвязан в производ­ ственной деятельности по ремонту энергетических объ­ ектов. Усиление роли централизованного н специализи­ рованного ремонта является организационным в ы р а ж е ­ нием направления технического прогресса в энергоре­ монтном производстве.

Необходимость выполнения во время ремонта агре­ гата больших объемов работ в с ж а т ы е сроки требует высокой концентрации ремонтного персонала, админи­ стративно подчиненного различным предприятиям и организациям . В качестве примера можно привести ор­

ганизацию

капитального

ремонта

энергоблоков

150

300

Мет,

в котором

одновременно

участвует

от

300

до

700

работников . В

этих

условиях

требуется

высокая

и

точная организация всего процесса ремонта и особенно оперативного управления ремонтными работами . Эта си­ стема д о л ж н а обеспечить рациональную и слаженную кооперацию ремонтного персонала электростанций и специализированных ремонтных предприятий, координа-

4


цию действий всех составных ремонтных звеньев с це­ лью достижения высокого качества ремонта при точном соблюдении сроков н в неразрывной связи с экономикой. Такую организацию ремонта оборудования электростан ­ ций может обеспечить широкое внедрение в энергоре­ монтное производство методов сетевого планирования и

управления ( С П У ) ,

позволяющих воспроизвести весь про­

цесс ремонта от его

начала (или любого промежуточного

этапа) до момента завершения . Метод сетевого планиро­ вания, при правильном применении которого учитыва­ ются все элементы затрат, позволяет согласовывать дей­ ствия многочисленных участников комплекса работ и находить наиболее оптимальные пути достижения конеч­ ного результата и н а д л е ж а щ е г о экономического эф ­ фекта .

Ремонтом энергетического оборудования занято зна­ чительное количество персонала . Так, в 1970 г. удельная численность персонала, занятого ремонтом на тепловых электростанциях, включая персонал подрядных органи­ заций, составила 1,8 чел/Мет. Закономерности развития энергетики таковы, что доля численности ремонтных ра­ бочих в общей численности персонала электростанций, по-видимому, будет со временем возрастать, так как тех­ нический прогресс в энергетике ведет к значительному снижению удельной численности эксплуатационного пер­ сонала, а сложность ремонта возрастает. Стоимость ре­ монтных работ весьма высока и проявляет тенденцию дальнейшего увеличения. В 1970 г. удельная стоимость ремонтного обслуживания оборудования составила (на 1 кет установленной іМощности): на ТЭС с поперечными

связями 6,15

руб.,

на

блочных

электростанциях 3,5

3,8

руб., а в

среднем

по

Т Э С 5,13

р у б . 1

 

 

 

З а годы

истекшей

пятилетки

достигнут

некоторый

прогресс в энергоремонтном производстве.

В результа­

те

создания

новых

и

расширения существовавших

ре­

монтных предприятий энергосистем и Главэнергоремонта расширена централизованная ремонтная база . Освоены ремонты мощных энергетических блоков высоких пара ­ метров, повысились их коэффициенты эксплуатационной готовности и надежности. Увеличились межремонтные

1 Тенденция роста объемов ремонтных работ и их стоимости указывает на недостатки их организации и требует тщательного изучения методов ремонта, централизованного изготовления запас­ ных частей и организации планирования.

5


периоды по турбинам, котлоагрегатам

и электрическому

оборудованию.

Однако

достигнутый

уровень

технико-

экономических

показателен по ремонту

энергооборудова-

иия

не отвечает современным требованиям .

 

В

области

ремонта,

как и в других

сферах

производ­

ственной деятельности, результаты технического прогрес­ са, протекающего в различных формах, получают свое обобщенное выражение в экономических показателях . Поэтому в н-астоящее время з а д а ч а разработки экономи­ ки ремонта как составной и неотъемлемой части эконо­ мики всей энергетики является актуальной . Экономиче­

ские

показатели ремонта д о л ж н ы служить

руководством

к действию в хозяйственной практике

при решении слож­

ного

комплекса вопросов, связанных

с возмещением из­

носа

оборудования, его эксплуатационной

надежностью,

выбором оптимальных форм организации ремонта, раз ­ работкой оптимальных ремонтных планов в энергосисте­ мах (при заданной структуре ремонтных циклов), обо­ снованием количества и чередования различных видов ремонта. Экономическая эффективность ремонта д о л ж н а

стать законом на стадии планирования

и при

оценке

результатов

производственной

деятельности

ремонтных

предприятий

и основой

материального

стимулирования

ремонтного

персонала .

 

 

 

 

 

Р а з р а б о т к е научных

основ

экономики

энергоремоит-

ного производства и посвящается рекомендуемая

книга,

написанная

доктором

экономических

паук

проф.

С. Л . Прузнером . В ней

показано, что оценка

производ­

ственного результата ремонта по объему выполненных ра­ бот только в денежном выражении, как это принято до

настоящего времени в энергетической

практике,

приводит

к отождествлению результата

работы

с з а т р а т а м и

на

его проведение. Это исключает

возможность объективно­

го соизмерения э ф ф е к т а

с з а т р а т а м и

и затрудняет

ре­

шение всего комплекса

вопросов

экономики

ремонта.

В работах автора впервые в отечественной и з а р у б е ж н о й литературе сформулированы особенности формирования для энергоремонтного производства общепринятой в про­ мышленности системы экономических показателей и их использования для рационального проектирования и ор­ ганизации высокоэкономичной эксплуатации централи­ зованных систем ремонтного обслуживания электростан­ ций. Научное обоснование показателей ресурса работы (часов эксплуатационной готовности) в качестве нату-

6