Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

р а л ь н ых измерителей продукции ремонтного производ­

ства, учет

цикличности

и других

особенностей ремонта

позволили

р а з р а б о т а т ь

методику

расчета специфичных

для энергоремонта показателей себестоимости, приведен­ ных затрат, производительности труда и др.

Это дает возможность проводить экономический ана­ лиз по ремонту отдельных энергоблоков и их совокупно­ стей в динамике, сопоставлять показатели по однотип­ ному оборудованию, экономически оценивать на основе

общепримятых в С С С Р методических

принципов сравни­

тельную

эффективность различных

форм организации

ремонта

в энергосистемах, внедрять

в планирование и

хозяйственный расчет по энергоремонтному производству мероприятия, способствующие достижению главной за­ дачи ремонтного производства — обеспечивать высокую эксплуатационную надежность действующего оборудова­ ния при минимальных затратах на его ремонт.

В книге дана обобщенная постановка всей научной проблемы экономической оптимизации ремонта на элек­ трических станциях. Все разделы книги посвящены обо­

снованию научной

методологии экономических расчетов

в энергоремонтном

производстве. Книга является ито­

гом многолетних исследований, проведенных под руко­ водством автора на кафедре экономики промышленности и организации предприятия Московского ордена Ленина энергетического института в содружестве с проектными, эксплуатационными и ремонтными предприятиями и ор­

ганизациями (Энергосетьпроект, Эстонэнерго,

Мосэнер­

го, Ц К Б Главэнергоремонта и др . ) . Результаты

этих

ис­

следований

освещались в печати и широко

обсуждались

на научных

конференциях и

совещаниях.

 

 

 

Д л я читателей,

усвоивших

традиционные

взгляды

на

экономику

ремонта

энергооборудования, восприятие

по­

ложений, с о д е р ж а щ и х с я в книге, сопряжено с преодоле­ нием известного «психологического барьера», определяе­

мого новизной постановки вопроса.

Очевидны

т а к ж е

трудности, стоящие на пути практической

реализации

ряда рекомендаций, содержащихся в книге. Вместе

с тем

следует

отметить тот

несомненный

факт,

что

новые

взгляды

на экономику

ремонта у ж е оказывают свое пло­

дотворное влияние. Они получили научное и практиче­ ское признание. В качестве примера можно привести экономический эксперимент, проведенный в Эстонэнерго, где перевод системного ремонтного предприятия на но-

7


вые условия

планирования

и экономического

стимулиро­

вания был

осуществлен в

1968

г. па основе

концепции

экономичности

ремонта,

освещаемой в

предлагаемой

книге. В духе

этой концепции

в институте

«Энергосеть-

проект» р а з р а б о т а н ы «Основные положения по проекти­ рованию организации ремонта оборудования электро­ станций» для составления внестадинных схем организа ­ ции эксплуатации энергосистем (1970 г.), а кафедрой экономики М Э И совместно с Ц К Б Главэнергоремонта — основные положения по рабочему проектированию опти­ мальной организации ремонтного обслуживания на элек­ тростанциях.

Рекомендуя эту книгу читателям, мы исходим из того,

что экономист д о л ж е н уметь

еще в теории

видеть

то, что

в практике будет или может быть осуществлено

завтра,

ибо, как учит В. И. Ленин,

«.. .экономист

всегда

должен

смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он

немедленно окажется отставшим. . .» (Поли .

собр. соч.

Изд. 4-е,

т. 5, с. 125).

 

 

Книга может 'быть полезна всем интересующимся эко­

номикой

ремонта

не

только оборудования электростан­

ций, но

и крупных

агрегатов непрерывного

действия

в других

отраслях

промышленности (химии,

металлур ­

гии и т. д . ) .

 

Член-корр. АН С С С Р ,

 

 

 

Октябрь

1971 г.

 

проф. Д . Г.

Ж и м е р и н

 

 

 


ГЛ А В А П Е Р В А Я

СИСТЕМА ПЛАНОВО -

ПР Е Д У П Р Е Д И Т Е Л Ь Н О Г О РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

1-1. ЗНАЧЕНИЕ РЕМОНТА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

Износ оборудования и его возмещение. Различают фи­

зический и моральный износ оборудования.

 

Ф и з и ч е с к и й ( н о р м а л ь н ы й ) 1 износ

оборудования

(механический, тепловой, усталостный,

коррозийный

и др.) вызывается активной работой оборудования, фи­ зико-химическими процессами, связанными с производст­

вом;

он

происходит

т а к

ж е и в то время, когда оборудо­

вание

не

работает

(под

воздействием природных факто­

ров, влаги, изменения температуры и т. п.). Физический

износ вызывает ухудшение

эксплуатационных

качеств

оборудования — снижение

производительности

(мощно­

сти), повышение расхода топлива и эксплуатационных материалов . П р и определенном уровне физического из­ носа оборудования д а л ь н е й ш а я его эксплуатация в та­ ком состоянии становится экономически нецелесообраз­ ной. П о я в л я е т с я опасность внезапного (аварийного) вы­ хода оборудования из рабочего состояния с вытекающи ­ ми отсюда потерями от нарушений производственного р е ж и м а и расходов на последующий ремонт. Ухудшение эксплуатационных качеств в результате физического из­ носа энергетического оборудования может быть преодо­

лено проведением ремонта. П о д ремонтом

энергообору­

дования понимается совокупность работ по

поддержанию

оборудования

в состоянии

эксплуатационной

готовности

и сохранению

им нормального уровня производственной

мощности и необходимых

эксплуатационных

качеств.

1 Износ оборудования, вызываемый чрезвычайными обстоятель­ ствами (стихийными бедствиями), не включается в нормальный фи­ зический износ.

9



Физический износ оборудования происходит неравно­ мерно: отдельные части машин с л у ж а т разное время п д л я обеспечения работоспособности машины в течение определенного срока службы приходится периодически заменять отдельные узлы и детали. Все сменяемые и

ремонтируемые

детали

машины

могут

быть

сведены

в группы, отличающиеся по срокам использования

дета­

лей до их замены или ремонта. При этом деталь

может

быть отнесена к ремонтной группе с несколько

меньшим

сроком службы,

чем возможный

срок

 

использования

этой

детали .

Т а к а я группировка

деталей

по

срокам

службы позволяет строить календарно - объемные

графи ­

ки ремонта

оборудования,

х а р а к т е р и з у ю щ и е

необходи­

мые затраты на ремонт в различные годы

(периоды) его

эксплуатации

[Л. 11]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SpcM{i)='F

щі)),

 

 

 

 

(1-1)

где 5 р е М (і) — з а т р а т ы

на

ремонт, руб., в

і-й

год

использо­

вания

(эксплуатации)

оборудования Т И ^ ) .

 

 

 

Закономерности

физического

износа

энергетического

оборудования во времени еще мало изучены. Однако принято считать, что в общем сроке использования энер­ гетического агрегата могут быть выделены следующие три периода, отличающиеся степенью износа и, следова­

тельно, уровнем з а т р а т на

ремонт: приработки; нормаль ­

ной

работы;

старения.

 

В

течение

общего срока

использования оборудование

подвергается

текущему

техническому

обслуживанию и

периодически

различным

видам ремонта, отличающимся

содержанием

(объемом)

выполняемых

работ и длитель­

ностью межремонтных периодов. К текущему уходу за оборудованием (межремонтному обслуживанию) относят ежедневные смазку и чистку оборудования, регулировку механизмов и другие работы (по устранению неплотно­ стей в обмуровке, парения, пыленпя, загрязнения и т. п.). Осмотры и проверки оборудования проводятся периоди­

чески (дежурными слесарями) и могут

сопровождаться

частичной разборкой

узлов машины, а

т а к ж е

сменой

мелких деталей,

не

требующих пригонки,

или

деталей

с коротким сроком службы .

 

 

 

Текущий ремонт выполняется на оборудовании, оста­

новленном в

ремонт,

и производится д л я

п о д д е р ж а н и я

оборудования

в

работоспособном состоянии,

обеспсчи-

10