ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
1,5 лг), что при взлете и рулении в них засасывается пыль не только из воздуха, но и с поверхности грунтовых покрытии. При этом вместе с пылью в воздухозаборники может засасываться пе сок и более крупные частицы (диаметром до 50 мм).
Частицы пыли, попадающие через воздухозаборники, при ра боте двигателей как на режиме малого газа, так и максимальном режиме вызывают значительные повреждения выходных кромок рабочих лопаток первой и второй ступеней компрессора. По дан ным Б. Варданяна и В. Бибикова (45] забоины на лопатках пер вой ступени компрессора от пыли фракции до 0,5 мм достигают 0,3 мм, а на лопатках второй ступени — 0,1—0,2 мм. Забоины,, являясь концентраторами напряжений, значительно снижают ус талостную прочность лопаток, вследствие чего двигатель в опре деленных условиях выходит в срывной режим, т. е. становится неуправляемым.
Образуемое пылевое облако на грунтовых аэродромах, особен но в безветренную погоду, резко снижает их пропускную способ ность и маскирует (закрывает) летную полосу от летчика, совер шающего посадку и приземление самолета. Из-за наличия пыле вого облака на пыльных аэродромах приходится увеличивать ди станции между рулящими самолетами и интервалы времени меж ду последующиімін .взлетами и посадками (16]. Последнее приво дит .к уменьшению общего полетного віремѳии самолетов и к не рациональному расходу топлива. Так, задержка с посадкой при бывшего на аэродром одного самолета АН-10 на 10 мин ведет к перерасходу 0,5 ттоплива.
§ 3. ОБЕСПЫЛИВАНИЕ КАК МЕРОПРИЯТИЕ ПО БОРЬБЕ С УСИЛЕННЫМ ИЗНОСОМ ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИИ
Эксплуатация автомобильных дорог и полевых аэродромов в летнее время сопровождается усиленным износом покрытия. Из вестно, например, что при интенсивном автомобильном движении на восполнение износа гравийных покрытий требуется в среднем около 10 м3 гравийного материала на 1 км дороги на каждые 2500 проходящих автомобилей [22].
Обобщенные данные К. А. Лебедева об износе дорожных по крытий из местных материалов малой прочности приведены в табл. 2.
Исчерпывающих сведений о том, насколько уменьшается износ покрытий при их обработке вяжущими и гигроскопическими ма териалами, пока нет. Однако литературные источники и экспери ментальные данные свидетельствуют, что использование таких веществ обеспечивает резкое уменьшение износа покрытий из ма териалов малой прочности. Так, например, С. И. Гельфанд и М. А. Зелейщиков [121], анализируя опыт обеспыливания гравий ных и щебеночных покрытий маловязкими сланцевыми битумами, отмечают, что такая обработка на ряде участков (где была по верхностная пыль) почти полностью предотвращала износ покры-
5
Т а б л и ц а 2
Износ на 1000 проходящих автомобилей
Материал верхнего слоя
мм |
м я,'клс |
Металлургический шлак неотсортированный |
0 ,2 -0 ,3 |
||
Шлак топливный: |
1,0—2,0 |
||
антрацитовых углей |
|||
каменного угля |
2,0—4,0 |
||
бурого |
угля |
4 ,0 -6 ,0 |
|
с добавкой |
грунта |
1 ,0 -4 ,0 |
|
Кирпичный |
щебень |
1 .0 -2 ,0 |
|
» |
» |
с добавками грунта |
1 ,0 -1 ,5 |
Щебень малой |
прочности |
0 ,5 -2 ,0 |
|
П р и м е ч а и и е. Дапые приводятся для |
покрытий шириной |
коэффициенте прочности — 0,9.
о |
|_ |
о |
|
1 |
|
|
7—14 |
|
|
14—28 |
|
|
28—34 |
|
|
7—28 |
|
|
7—14 |
|
|
7—10 |
|
3 ,5 -1 4 |
||
6—7 м |
при |
тип в течение летнего периода. Износ же па участках аналогич ных покрытии, не подвергшихся обеспыливанию, достиг за этот период 5—6 см.
Интересны результаты работ по укреплению и обеспыливанию автомобильных дорог сульфитно-спиртовой бардой (ссб) в карье рах Криворожского бассейна [69]. Интенсивность движения боль шегрузных автомобилей-самосвалов на этих дорогах достигала 3,6 тыс. автомобилей в сутки. Под воздействием такого движения бетонные и железобетонные покрытия разрушались в течение первых двух лет. Дороги с .покрытиями из скалистых пород вскрыши требовали частого ремонта и обеспыливания. Обработка покрытий из материала вскрыши сульфитно-спиртовой бардой обеспечила эксплуатацию их в течение четырех месяцев без ре монта. Пылеобразование, а следовательно, и интенсивный износ материала покрытия, стали наблюдаться лишь через месяц после улучшения дороги ссб.
На гравийных дорогах Канады для устройства слоя износа и укрепления покрытий применяют поверхностную обработку орга ническими вяжущими материалами, черным гравием и хлористым кальцием в виде мелких гранул или водных растворов [42].
Работы на экспериментальной дорожке показали, что при ис пользовании гилроокопичеоких солей .износ покрытий из .каменных материалов малой прочности может быть уменьшен на 50—90%.
Определим, какие затраты сил и средств потребуются для восполнения износа гравийных покрытий при использовании и без использования обеспыливающих материалов в предположении, что обработка гравийных покрытий обеспыливающими материа лами, в частности карналлитом, в среднем уменьшает износ по крытия на 50%. Продолжительность обеспыливающего действия гигроскопических солей при суточной интенсивности движения до 500 автомобилей примем равной 20—40 суткам; при интенсивно сти 500—1000 автомобилей— 16—30 суткам и при интенсивности свыше 1000 автомобилей— 10—'20 суткам. Исходя из этих усло-
10
вий на дороге с интенсивностью |
|
|
|
||||||||||
движения 500—іІООО |
автомоби |
|
|
|
|||||||||
лей общий износ гравийного по |
|
|
|
||||||||||
крытия на 1 км дороги за период |
|
|
|
||||||||||
действия одной россыпи соли (в |
|
|
|
||||||||||
среднем |
— |
20 |
суток) |
составит |
|
|
|
||||||
примерно 50 м3. Результаты рас |
|
|
|
||||||||||
четов |
приведены |
на |
рис. |
1, |
из |
|
|
|
|||||
которого |
прежде |
всего |
следует, |
|
|
|
|||||||
что затраты сил и средств, |
пот |
|
|
|
|||||||||
ребные |
на |
восполнение |
износа |
|
|
|
|||||||
материала |
неусовершенствован |
|
|
|
|||||||||
ных покрытий, резко уменьшают |
|
|
|
||||||||||
ся при обработке дорог обеспы |
|
|
|
||||||||||
ливающими веществами. На |
|
ав |
|
|
|
||||||||
томобильных дорогах с интенсив |
|
|
|
||||||||||
ностью движения 500—1000 авто |
|
|
|
||||||||||
мобилей |
в |
сутки |
равенство |
зат |
|
|
|
||||||
рат создается |
при |
соотношениях |
|
|
|
||||||||
между средней дальностью возки |
|
|
|
||||||||||
гравийного материала |
и карнал |
|
|
|
|||||||||
лита, |
равном |
6,2:5; |
7:10; |
9,5:25; |
|
|
|
||||||
13,5:і50. |
Следовательно, при |
|
со |
|
|
|
|||||||
держании гравийных и им подоб |
|
|
|
||||||||||
ных покрытий |
при условии, |
|
что |
Р’ЛС. 1. Стоимость восполнения изно |
|||||||||
дальность |
возки |
гравийного |
|
ма |
са гравийных покрытий: |
обеспы |
|||||||
териала больше 6,2 км (для рас |
------------- без |
использования |
|||||||||||
ливающих материалов;------------ при |
|||||||||||||
смотренного случая), |
обеспыли- |
использовании |
карналлита. |
Цифры |
|||||||||
.ванне дорог карналлитам |
полно |
па кривых показывают дальность |
|||||||||||
стью |
может |
себя |
окупить |
за |
возки карналлита |
|
счет уменьшения затрат сил и средств, требующихся на воспол нение слоя износа.
В приведенных расчетах учитывалась только экономия сил и средств, создающаяся при выполнении работ по восполнению из носа покрытий. Таким образом, повышение пропускной способно сти дорог, сокращение сил и средств на регулирование движения, увеличение межремонтных пробегов машин — все это по суще ству часто может достигаться путем обеспыливания покрытий без дополнительных затрат.
§ 4. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА ОБЕСПЫЛИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ
В отечественной и зарубежной литературе имеется много фак тического материала по обеспыливанию автомобильных дорог и аэродромов. В Советском Союзе широкие изыскания эффектив ных методов обеспыливания были начаты в тридцатых годах на стоящего столетия в связи с развитием отечественной автомобиль ной и авиационной промышленности и большим размахом строи
тельства дорог и аэродромов с грунтовыми и каменными неусо вершенствованными покрытиями.
Среди работ этого периода особое значение имели исследова ния А. К. Бируля и Н. В. Ориатского, обобщенные в виде прак тических рекомендаций и изложенные в учебниках, учебных пособиях и в технических руководствах [8, 10, 68]. Основные ис следования в это время были направлены на разработку отдель ных способов обеспыливания дорог и аэродромов и выработку рецептурных указаний, которые могли быть непосредственно ис пользованы. Особенно большое внимание уделялось способам обеспыливания, основанным на применении гигроскопических со лей и органических вяжущих материалов.
Однако отсутствие реальных возможностей для широкого вы полнения этих работ препятствовало внедрению разработанных методов обеспыливания в практику эксплуатации дорог и аэро дромов.
Тем не менее в этот период, особенно в 1950—1960 гг., совет скими исследователями был выполнен ряд теоретических н опыт но-производственных работ по определению эффективности обес пыливающего действия гигроскопических солей [43, 66], сульфит но-целлюлозных щелоков [25, 26, 60, 69, 97], органических вяжу щих [44, 64, 73] и других материалов [58, 60].
В 30-х годах основные мероприятия по обеспыливанию аэро дромов сводились к созданию покрытий из прочной дернины и систематическим розливам воды. Как известно, искусственное об разование прочного дернового покрова с густым травостоем и эксплуатационное его содержание с подсевом дернообразующих растений отличается большой трудоемкостью и сложностью. По этому в условиях быстрого развития авиации и роста парка са молетов все чаще стали прибегать к поливу летного поля водой, хотя практиковался и подсев трав.
Опыт обеспыливания среднеазиатских аэродромов показал, что розлив воды должен производиться из расчета смачивания верхнего слоя грунта на толщину не более 1—2 см, в противном случае на летном поле могут образовываться ямы и выбоины, вы зывающие поломки и аварии самолетов при посадке и взлете.
Для пропитки грунта на 1—2 см требовалось 30—60 м3 воды на 1 га, которая доставлялась автоцистернами малой емкости с многократными выездами на летное поле. Однако и при такой по стоянной поливке в сухую жаркую погоду поверхность покрытия быстро высыхала и начиналось пылеобіразование.
Лучшие результаты были получены при розливе воды с по мощью автоматических оросителей, действующих по ■принципу искусственного дождевания. Опыт обеспыливания с помощью дождевальной системы показал целесообразность ее применения в аэродромных условиях, так как она обеспечивала одновремен ный розлив воды по всей рабочей части летного поля и легкое регулирование расхода воды. Кроме того, при дождевании увлаж нялся приземный слой воздуха, ввиду чего исключалось увядание
12