Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

материалов, природно-грунтовых условий, интенсивности и соста­ ва движения, а также определение необходимой периодичности в повторных обработках грунтовых покрытий осуществляют на опытных участках, устраиваемых перед проведением основных работ по обеспыливанию. Оценку эффективности обеспыливания производят с помощью специальных приборов и оборудования.

Отдельные опытные секции длиной не менее 0,5 км выбирают преимущественно на прямых участках, не имеющих продольных уклонов более 20—30%о с интенсивностью движения, ка,к правило, не менее 300—500 автомобилей в сутки. При наличии нескольких опытных секций (для обеспечения сопоставимости результатов на­ блюдений) эти секции должны находиться в одинаковых усло­ виях.

Наблюдения за состоянием опытных участков проводятся до начала и после окончания работ по распределению и розливу обеспыливающих материалов. При этом определяются степень за­ пыленности воздуха и интенсивность износа материала покрытия. Запыленность воздуха замеряют до начала работ и через каждые пять суток после их проведения. Интенсивность износа материа­ ла покрытия проверяется через каждые 10 суток.

Запыленность воздуха может определяться путем замера рас­ стояния видимости двигающихся по дороге машин в условиях одиночного и колонного движения в светлое и темное время су­ ток. При наличии специального оборудования одновременно отби­ раются пробы пыли на уровне лобового стекла или заднего борта автомобиля.

Износ покрытия определяется замером расстояния между по­ лотном дороги и низом рейки, устанавливаемой в характерных местах опытной дороги на заранее надежно закрепленных опорах (для этой цели на обочинах дороги могут быть забиты обрезки металлических труб, врыты деревянные или бетонные тумбы). Замеры следует брать в трех точках: посередине проезжей части и на расстоянии Vj ширины проезжей части от оси. Для получе­ ния сравнимых результатов наблюдения ведутся на обрабо­ танных и на эталонных участках, на которых обеспыливание не проводилось.

Эффективность

обеспыливания

дороги

выражается временем

(в сутках) после

обработки покрытия до

появления пыли в

та­

ких количествах,

когда становится

необходимо увеличивать

ди­

станции между машинами свыше 1,2 о (где ѵ — скорость движе­ ния машин).

За предельный уровень запыленности воздуха, когда не тре­ буется увеличения дистанций по условиям безопасности движения автомобилей, ориентировочно можно принять концентрацию пы­ ли, равную 0,20—0,25 г/см2.

Уровень запыленности воздуха определяется весовым методом, основанным на просасывании запыленного воздуха через фильт­ ры, с последующим расчетом концентрации пыли (г/м3).

1 3 2


Перед взятием проб фильтры типа АФА-В-10, АФА-В-18 вы­ держивают при комнатной температуре и влажности в течение 1 ч. Затем в этих же условиях взвешивают на весах с точностью до 0,001 г. На месте отбора проб пыли фильтродержатели устанав­ ливают на кронштейнах, закрепленных на автомобиле. При этом плоскости фильтров должны быть перпендикулярны поверхности дороги. Удаление фильтров от заднего борта автомобиля должно быть в пределах 1,2—1,4 м. На кронштейне размещаются четыре фильтра таким образом, чтобы крайние находились против задних колес, а средние — на одинаковом удалении от крайних и друг от друга. Фильтродержатели присоединяются резиновыми шлангами к аспирационному прибору типа ПРУ-4 (или любому другому, имеющему четыре реометра, отградуированных на скорости про­ качивания воздуха от 2,5 до 50 л/мин).

Предварительно аспирационный прибор устанавливается в ра­

бочее положение и подключается

к

аккумуляторной

батарее.

С началом движения автомобиля

по

контролируемому

участку

дороги одновременно включаются аспирационный прибор и секун­ домер. Отбор пыли рекомендуется производить при скорости дви­ жения автомобиля 40 км/ч. Продолжительность взятия пробы Т зависит от скорости движения автомобиля и длины участка. Пос­ ледняя не должна быть меньше 400 м.

Если контрольный участок превышает 400 м, то через каждые

1,5 мин работы аспирационного прибора

необходимо

заменять

фильтры на новые.

 

 

 

 

 

Концентрацию пыли рассчитывают по формуле

 

 

 

С = . е* ~ 8і

1000,

 

 

 

 

Q T

 

 

 

 

где g i—вес фильтра до взятия

пробы,

мг; g2 —вес

фильтра

после взятия пробы, мг; Q — скорость прокачивания воздуха

(рас­

ход воздуха), л/мин;

Т — продолжительность взятия пробы,

мин.

При температуре

воздуха выше

20° С

необходимо учитывать

поправку

 

 

 

 

 

где ѴУ — объем прокаченного воздуха с поправкой; ѴУ— полу­ ченный объем воздуха; / — температура, при которой производи­ лось взятие пробы; а —коэффициент термического расширения воздуха, равный 0,003665.

Если атмосферное давление при взятии проб сильно отличает­ ся от нормального (например, участок дороги, где брались про­ бы, находится высоко в горах), следует вводить поправку на объ­

ем прокаченного воздуха по формуле

;

Ѵ(2)_

Ѵ Р Р

273

°

t + 273

760

9 — 40 9

133


где Vo2—mpокаченный объем воздуха (VP = QT); Р — атмо­ сферное давление в момент отбора пробы.

Концентрация пыли вычисляется как среднее арифметическое из шести замеров, при которых концентрации пыли оказались наибольшими. Сравнивая полученные данные с предельной кон­ центрацией, можно сделать заключение об эффективности обес­ пыливания.

При разработке и оценке мероприятий по обеспыливанию грун­ тов на аэродромах часто приходится определять концентрацию пыли в воздухе непосредственно на ВПП или РД в момент взлета или посадки самолетов. В этом случае можно использовать шахт­ ные фотопылемеры типа Ф-'І с переоборудованием их на дистан­ ционное управление и записью результатов на лепте осциллогра­ фа. Переоборудование включает в себя устройство дистанционно­ го включения измерительной цепи фотопылемера и согласование выходного сопротивления измерительной цепи с сопротивлением гальванометров осциллографа.

Для обеспечения дистанционного включения фотопылемера в цепь включения прибора устанавливается малогабаритное реле типа РСМД с дополнительным питанием 24 в из блока управ­ ления (рис. 39).

Дистанционность визуального отсчета результатов измерений и запись этих результатов обеспечивается путем выноса из при­ бора микроамперметра, проградуированного на весовую концен­ трацию пыли, и подключения к измерительной цепи гальваномет­ ров осциллографа по схеме, указанной на рис. 40. Согласование омического сопротивления микроамперметра фотопылемера и гальванометров осциллографа производится путем установки в цепь гальванометров осциллографа дополнительного сопротивле­ ния, величина которого определяется, исходя из значения макси­ мального допустимого тока, чувствительности гальванометров и величины оптического рычага осциллографа.

Контроль за напряжением внутреннего питания фотопклемера, установка нуля и проверка показаний прибора по эталону за­ пыленности производятся при ручном включении прибора.

Рис. 39. Схема подключения реле дистан­ ционного включения фотопылемера:

/ — внутреннее питание фотопылемера; '2 — пита­ ние от блока управления 24 в; 3 — осветитель пы­ лемера; 4 — вывод к полупроводниковому преоб­ разователю напряжения; 5 — реле РСМ-1

134

24V

/

Рис. 40. Общая схема подключения трех фотопылемёров с дистанционным управлением:

І ■—фотопылемеры;

2 — выносная цепь измерений; 3 — фишка

подключения проводов; 4

микроамперметры;

5 — контрольные приборы

(.4 — амперметр

и V — вольтметр); в — блок

управления; 7 — осциллограф;/?

— согласовывающее

сопротивление

Окончательное определение чувствительности собранной схемы и тарировка величины отклонения луча гальванометра осцилло­ графа должна производиться после сборки схемы и подключения всех соединительных цепей. Тарировка осуществляется по этало­ ну запыленности с контролем показаний величины концентрации пыли на выносном микроамперметре и экране осциллографа. За­ пись показаний производится на пределе измерений 15 г/м3, уста­ навливаемого на самом приборе.

Питание осциллографа и реле РСМ-1 может осуществляться от аккумуляторной батареи с напряжением 24 в и емкостью не менее 50 а-ч или сети постоянного тока напряжением 24—30 в.

Следует заметить, что фотопылемерами можно определять ве­ личину первоначальной концентрации пыли в запыленном воздухе и максимальное значение концентрации за весь период измере­ ний, поскольку на значение промежуточной концентрации пыли существенное влияние оказывает адсорбция пыли на стеклах ос­ ветителя и отражателя света фотометрической камеры, практи­ чески не поддающаяся учету.

С целью затемнения фотометрической камеры, необходимого для точного установления микроамперметра фотопылемера на нуль при значительной освщенности, можно применять специаль­ ный кожух (ом. рис. 16) с высотой трубы, в 10 раз превышающей высоту фотометрической камеры. В этом случае показания фото­ пылемера должны быть увеличены в 1,6 раза.

9*

Ü35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а 1 т м

 

Т а б л и ц а

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц е

н

а т е

р и а л

о

в

,

р

у б . к

 

 

М а

т е

р и

а

л

 

Г О

С Т ы и л и Т

У

п

т о в а

я

с

м

е

т н

а

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

Хлористый

кальций

тех­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нический:

 

 

 

сорт I

ГОСТ 450—58

100—00

 

121-00-191—00

 

обезвоженный,

 

 

жидкий,

сорт

I

I

 

 

3>

 

12-00

 

2 8 -00 —65-00

 

плавленый,

сорт

 

 

»

 

41-50

 

 

 

 

 

 

из щелоков

 

 

 

 

ЦМТУ 202047

 

60-00

 

 

 

 

 

Магний

хлористый:

 

ГОСТ 7759—56

 

25-00

 

5 1 -0 0 -1 2 0 -0 0

 

технический

 

 

 

 

 

 

»

 

 

производ­

СТУ 75-1663—65

 

22—50

 

 

 

 

 

 

 

 

ства

Калушского

ка­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лийного

комбината

МРТУ (6-02-401—67

 

12-00

 

 

 

 

 

 

 

жидкий

технический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-25-процентной

 

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

центрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карналлит:

 

 

 

 

 

ТУ НКХП 762—(41

 

 

2—90

 

 

 

 

 

 

природный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

искусственный

 

 

 

МРТУ 6-12-0—(65

 

 

9 - 0

 

 

 

 

 

 

флюс карналлитовьш

ЦМТУ 2026А—48

 

5 0 -0

 

 

 

 

 

 

 

 

(плавленый

 

карнал­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лит)

 

карналлитовые

ТУ МХП 1815-448

 

 

4 -5 0

 

 

 

 

 

щелоки

 

 

 

 

 

 

 

 

24-процентной концен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трации

 

обезвожен­

МРТУ

14-18-165

 

28-00

 

 

 

 

 

 

 

 

карналлит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

жидкие

 

дорож­

ГОСТ

1872—62

1 1 -5 0 -8 5 -0 0

38—70—49-00

Битумы

 

ные классов А и Б

 

 

МРТУ 6-08-37—67

 

36 -00

 

 

 

 

 

 

 

Битумы

сланцевые марок

 

 

 

 

 

 

 

 

С, БС Маардусского

хим­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комбината

 

 

 

 

 

 

СТУ 30--12409—62

 

60-00

 

 

 

 

 

 

 

Битум сланцевый Сланце­

 

 

 

 

 

 

 

 

перерабатывающего

комби­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ната

«Сланцы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дегти

каменноугольные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дорожные

марок:

 

 

 

ГОСТ 4641—49

 

56-00

 

9 0 -0 0 -1 3 5 -0 0

 

Д-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55-00

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54-00

 

 

 

 

 

 

 

Нефть

каменноугольная

 

 

 

12-50

 

 

 

 

 

 

 

Смола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

марок:

 

 

 

 

 

 

ЧМУ 6—40—68

 

3 8 -00

 

7 4 -0 0 -1 2 7 -0 0

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

37—0

 

 

 

___

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

ГОСТ 4492—65

 

36 -00

 

2 8 -3 0 -3 7 -6 0

Мазут разный топочный

 

 

2 1 -0 0 -2 9 -0 0

Сланцевое

масло

топоч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное:

сланцеперерабаты­

ГОСТ 4806-466

 

42-00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вающего

комбинта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~

 

 

 

«Сланцы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сланцехимического

ГОСТ 4806—66

 

33-00

 

 

 

 

 

 

комбината

«Кивиыли»

ТУ 38-9-34—69

 

39-00

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло

сланцевое для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дорожных

покрытий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комбината «Кивиылн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«06

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


§ 21. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ

Выбор рациональных способов обеспыливания автомобильных дорог и аэродромов определяется местными условиями. Однако во всех случаях одним из основных элементов сравнения различ­ ных вариантов является экономический анализ.

В связи с этим ниже приводятся данные о стоимостях обеспы­ ливающих материалов (табл. 36), стоимости автомобильных и железнодорожных перевозок (табл. 37, 38), стоимостные показа­ тели лимитирующих линейных работ (табл. 39).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

37

 

 

Г р у

п п ы

о

б е с п ы

л и

в

а ю щ и

х

м а

т

е

 

р и а л о

С

т

о

и м

о

с

т

ь

о

п

е

р

е

в то

з

кг ир

у

1з а

 

 

 

 

в н

а

р

а

с

с

т

я

н

и к ем , 5 0р у б .

 

 

Хлористый кальций и магний порошкообразные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карналлит

искусственный

и

природный,

флюс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

карналлитовый

 

 

 

растворы

хлористого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щелоки карналлитовые,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кальция и хлористого магния заводского приго­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товления, сульфитно-целлюлозный

щелок,

суль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фитно-спиртовая

барда,

 

концентрат

 

бардяной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жидкий

(КБЖ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХСидкие битумы, дегти, нефть тяжелая, мазуты,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

смолы

каменноугольная

и

сланцевая,

 

эмульсии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

битумные и сланцевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я .

1. Затраты

на

тару,

упаковку

 

и реквизит

не

учтены.

 

 

 

 

,2.

Тарифный коэффициент принят равным

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

38

Г

р у

п п ы

о б е

с

п ы л и

в

а ю

щ

и х

м а

т

е р

т

л

а

о

р

в

и

ф н

ы

х В

и

я

 

п

о

д

в

и С

ж т

­о

и

м

о

с

т

ь п

и а

 

 

 

 

м

 

 

н

о г

о

 

с

о

с

т

а

р

е

в

о

з

к

и т

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

х

 

е

 

 

 

 

в

га

о у з а ,

 

р у б -

Порошкообразные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

89

 

 

Вагон

 

 

 

 

 

 

 

 

3,89

 

 

 

хлористый кальций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»

магний

 

и

 

природ­

 

 

 

 

 

 

89

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,17

 

 

 

Карналлит

искусственный

 

 

 

 

 

 

 

89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,21

 

 

 

ный, карналлитовый

флюс

 

 

 

смо­

 

 

 

 

 

109

 

 

Цистерна

 

 

 

 

 

 

6,14

 

 

 

Деготь жидкий, каменноугольная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ла, сланцевые

смолы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

108

 

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

3,04

 

 

 

Растворы хлористого кальция и маг­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния заводского приготовления,

 

карнал­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литовые

щелочи,

сульфитно-целлюлоз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный щелок, сульфитно-спиртовая барда,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

концентрат бардяной

жидкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

109

 

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

3,14

 

 

 

Жидкие битумы, мазуты, нефть тяже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Стоимость

перевозок

определена

 

для

 

 

дальности

 

возки

500 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

137