Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
w0c2>

обмоток w0ci и w0c2 одинаково. Смещение стыка С, например, влево, симметрию нарушает. Ток і2 возрастает и не только из-за уменьшения сопротивления правой магнитной цепи, но еще и из-за уменьшения размагничивающего действия тока іх в обмот­ ке так как ток ix при этом уменьшается из-за увеличения магнитного сопротивления левой части датчика и увеличения

размагничивающего действия увеличившегося

тока

i 2 в

обмотке

woc\.

Вследствие дополнительного

увеличения

тока

i 2

и умень­

шения тока «і разность э. д. с. е = е2—ех

оказывается

больше

разности

э. д. с , наведенной в обмотке w2

при отсутствии обмо­

ток

Woci

И

Woc2.

 

 

 

 

 

Нельзя считать законченными и поиски рационального при­

вода следящих систем автоматической ориентации

электрода.

Перспективна, по мнению автора,

разработка рациональной

конструкции сварочных автоматов, снабженных следящими сис­ темами с приводами различного типа. Наиболее интересными из них является автомат АСИД-Зм—МВТУ для аргоно-дуговой сварки неплавящимся электродом титана и дюралюминия ма­

лых

толщин 1 и автомат АСИ-4—МВТУ

для сварки под флю­

сом

внутренних кольцевых стыков2 (44,

45, 52]. Исследованы

также возможности создания автоматов с кулачковым (АС-19Р и АС-32Р) и с тросовым (AC-ЗІР) приводами, характеризую­ щихся простотой и компактностью, а также возможностью отда­ лить легкий сварочный мундштук от редуктора. Тросовый при­ вод позволяет вводить сварочную горелку внутрь изделия в любом пространственном направлении, в том числе и по лома­ ной линии.

Особый интерес представляет двухдвигательный дифферен­ циальный следящий привод3 , разработанный в МВТУ им. Бау­ мана. У обычного однодвигательного привода есть существен­ ный недостаток — при реверсе необходимо сначала тормозить,

а

затем разгонять двигатель

в противоположном направлении,

на

что уходит много времени,

и тем больше, чем, мощнее при­

вод. Описываемый привод лишен этого недостатка. Валы обоих двигателей Ml и М2 вращаются непрерывно в противополож­

ных направлениях. При отсутствии

смещения стыка

сигнала

ошибки нет и скорости обоих валов

одинаковы,

т. е. соі = оо2

(рис. 23). Поэтому шестерня Ш, находящаяся в

зацеплении с

ними, неподвижна. При уходе стыка

в сторону возникает

сигнал

ошибки, в результате чего скорость одного вала, например пер­

вого о)Ь возрастает,

а другого

на такую

же величину Асо умень­

шается. Появляется

разностная скорость

со3, которая заставляет

1 В разработке

и изготовлении

автомата

АСИД-Зм

принимали

участие

A. П. Игошин, А. Д. Наседкин, В. С. Строганов.

 

 

 

 

2 В разработке

и

изготовлении

автомата

 

АСИ-4

принимали

участие

B. М, Макаров, А. Д. Наседкин, А. П. Игошин,

А. Г. Каюмов, В. О. Шефель.

3 Л ь в о в Н. С , А р т е м е н к о

И. Н. Авторское свидетельство № 263275

(БИ № 30, 1969).

 

 

 

 

 

 

 


Of

Рис. 23. Функциональная схема следящей системы с дифференциальным приводом:

Д — ратчик; УП — усилитель-преобразователь;

УМ — усилитель

мощности, Ml и М2 —

электродвигатели; Т1 и Т2 — тахогенераторы;

Ш — шестерня;

Г — сварочная головка;

С свариваемый стык

 

катиться шестерню Ш, а вместе с ней и сварочную горелку Г

всторону смещения стыка С.

Вописанной системе двигатели не реверсируются, поэтому минимальна инерционность привода, суммарная мощность обоих двигателей и усилителя мощности меньше, чем в системе с однодвигательным приводом. В целом привод компактен и легко управляем.

Неоднократно делались попытки использовать в системах автоматизации направления электрода по стыку средств телеви­ зионной техники. В одной из таких систем изображение зазора в стыке, просвечиваемого с обратной стороны листов, проекти­ руется на передающую камеру, которая закреплена на свароч­ ной головке впереди электрода. После необходимых преобразо­ ваний в усилителе-формирователе и логическом устройстве об­ разуется сигнал рассогласования, управляющий через релейный усилитель двигателем, корректирующим положение сварочной головки относительно стыка [18]. Заметим, однако, что система реализуема лишь при возможности размещения источника под свариваемыми листами, а работоспособна только при сохране­ нии зазора в стыке и отсутствии подкладок или защиты с об­ ратной стороны шва, что имеет место далеко не всегда. Целесо­ образность реализации такой системы сомнительна и с экономи­ ческой точки зрения.

В ЦНИИТС разработана система для сварочного

автомата

«Нептун», предназначенного для сварки неплавящимся

электро­

дом. В ней использована телевизионная камера

с видиконом

ЛИ-405М и германиевым фильтром, выделяющим

инфракрасный

участок спектра. Система анализирует видеосигнал и формирует управляющее воздействие для двигателя, корректирующего по­

ложение электрода относительно стыка с

погрешностью не бо­

лее 0,7 мм на скоростях сварки 10—40 міч

[13].

Комбинированные системы ориентации электрода относи­ тельно изделия- На отечественных заводах широко используют


аппараты АБС, имеющие два привода на трехфазных электро­ двигателях, с помощью которых сварочная головка может пере­ мещаться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Уп­ равляются они от кнопок. Горизонтальный привод используют обычно для корректирования положения электрода относительно стыка в поперечном направлении. Вертикальный привод служит для регулирования режима дуги изменением высоты подъема

головки над изделием.

Под руководством автора разработана автоматизирую­ щая приставка АП-2 к аппа­ рату АБС, обеспечивающая автоматическое направление сварочной головки по стыку и поддержание заданной длины

Рис.

24.

Комбинирован­

Рис. 25.

Пневматическое

уст­

 

ный

датчик

ройство

для

автоматической

 

 

 

стабилизации

длины дуги

дуги.

В

приставке два

узла — комбинированный

датчик

(рис. 24) и усилитель-преобразователь. Комбинированный дат­ чик смонтирован на подвеске /, которая крепится на электрододержателе аппарата. Он состоит из следящего индукционного датчика 2, контролирующего положение свариваемого стыка, электроконтактного датчика 3, контролирующего высоту поло­ жения мундштука над свариваемым изделием, светоуказателя 4 и светового индикатора 5.

Следящая система построена по схеме с известной структу­ рой, на выходе она имеет ЭМУ и электродвигатель постоянного тока [52], установленный на тележку аппарата взамен имеюще­ гося трехфазного двигателя. Таким образом, автоматическая коррекция положения электрода в поперечном относительно

стыка направлении осуществляется перекатыванием всего аппа­ рата по балке. Система стабилизации длины дуги — релейная. Датчик 3 этой системы закреплен на оси поворотного рычага датчика 2. При подъеме или опускании поверхности изделия рычаг датчика 2 поворачивается и замыкает один из контактов датчика 3, в результате чего включается и работает двигатель вертикального перемещения головки аппарата, пока переклю­ чающий рычаг датчика 3 вновь не займет среднее положение между контактами.

Описанная система не только обеспечивает ориентацию элек­ трода относительно стыка по двум координатам, но и сохраняет свою чувствительность неизменной, так как в ней высота поло­ жения следящего датчика над свариваемым изделием оказыва­ ется стабилизированной. На работе датчика следящей системы благоприятно сказывается также и то, что сам он непосредст­ венно не соприкасается с изделием. В модернизированном ва­ рианте приставки следящая система построена на импульсношаговом принципе. Это позволило отказаться от двигателя постоянного тока и использовать тот трехфазный двигатель, ко­ торый имеется на тележке аппарата.

Неизменное положение мундштука над свариваемой поверх­ ностью легко обеспечить с помощью различных средств. Ука­ жем только на оригинальное и простое устройство, созданное в ВНИИЭСО для поддержания заданной длины дуги при сварке в защитных газах с пневматическим измерительным элементом типа сопло—заслонка '. Сварочный мундштук 1 (рис. 25) за­ креплен в верхней части внутреннего сильфона 2, который вме­ сте с другим большего диаметра наружным сильфоном 3, рас­ положенным концентрично с ним, образует герметичную по­ лость. Нижняя часть наружного сильфона укреплена на каретке сварочного аппарата 4. При отсутствии давления в камере мундштук находится в нижнем положении. При подаче давле­ ния р в камеру сильфоны удлиняются и головка поднимается, а вместе с ней и сопло датчика 5. Величина зазора в сопле h, а следовательно, и положение мундштука / над свариваемым из­ делием могут быть заданы давлением р. Таким образом, при сварке сварочный мундштук находится во взвешенном состоя­ нии, автоматически поддерживая заданную длину дуги /э.

Для сварки угловых швов создано устройство с двумя вза­ имно перпендикулярными соплами и мембранными исполнитель­ ными механизмами, стабилизирующее длину дуги путем пере­ мещения сварочной головки по биссектрисе угла2 . Для работы систем используется защитный газ или сжатый воздух. Особен-

1 С м и р н о в

В. В. и Г р и н б е р г К. С. Авторское свидетельство

№ 223227 (БИ № 24, 1968).

2 С м и р н о в

В. В., Ф о м и н Ю. В. и С у д ь и н А. П. Авторское свиде­

тельство № 228194

(БИ № 24, 1970).



ностью систем стабилизации с пневматическим датчиками, раз­ работанных во ВНИИЭСО, является широкое использование элементов универсальной системы промышленной автоматики (УСЭППА), что упрощает проектирование и реализацию уст­ ройств [75].

Усложнение конфигурации изделий вызывает необходимость разработки комбинированных систем, автоматически обеспечи­

вающих заданную ориентацию

электрода относительно изделия

и стабилизацию параметров процесса.

 

 

Особое значение,

например,

имеет

поддержание

постоянст­

ва скорости сварки

и скорости

подачи

при сварке

проволокой

малого диаметра.

Для стабилизации скорости двигателя может быть исполь­ зована простая схема. Известно, что в качестве устройства, реагирующего на скорость вращения, используют центробежные регуляторы с коммутирующим якорь двигателя контактом. В простом устройстве 1 с целью облегчения условий работы кон­ такта и расширения пределов изменения нагрузки, при которых скорость может сохраняться неизменной, применено нелинейное сопротивление типа лампы накаливания Л, шунтирующее кон­ такт В регулятора, в сочетании с вентилем Д, шунтирующим якорь двигателя и включенным встречно приложенному напря­ жению (см. рис. 8, в).

При аргоно-дуговой сварке стыков с замкнутыми контурами произвольной конфигурации, например, необходимо поддержи­ вать постоянной линейную скорость сварки и направление по­ дачи присадочной проволоки по касательной к контуру. Хорошее решение этой задачи можно получить при использовании жест­ ких шаблонов.

Подавать присадочную проволоку по касательной к направ­ лению стыка особенно необходимо при глубокой его разделке. Обеспечить постоянство угла подачи проволоки при сварке кри­ волинейных швов на плоскости можно с помощью устройства, в котором механизм подачи шарнирно связан со сварочной го­ релкой 2 .

Устройство состоит из сварочной горелки СГ (рис. 26), узла подачи присадочной проволоки, привода поворота его относи­ тельно оси горелки на двигателе МЗ и потенциометрического дат­ чика углового положения Дф. С помощью двух приводов на двигателях Ml и М2 узел перемещается в основном направле­ нии сварки и в поперечном, при этом ось горелки совмещается с осью свариваемого стыка. При работе обеих систем, т. е. при наличии кривизны стыка с тахогенераторов 777 и ТГ2 снимаются напряжения, пропорциональные скоростям сварки Vc и попереч­ ного перемещения Vx. В делительно-функциональном устройстве

1

2

О н а ц е в и ч М. А. Авторское свидетельство № 109358 (БИ № 10, 1957). Ф о м и н В. В. Авторское свидетельство № 191711 (БИ № 4, 1967).