Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДФ осуществляется преобразование <р = arctg ——, на выходе его

формируется напряжение с7ф =^ф. Это напряжение сравнивает­ ся с сигналом с/ф0 снимаемым с датчика обратной связи Д ф и характеризующим фактическое положение плоскости подачи

Рис. 26. Схема системы автома­ тической ориентации плоскости подачи присадочной проволоки относительно линии стыка

присадочной проволоки относительно главного направления пе­ ремещения сварочной головки. Если на выходе узла сравнения

появляется сигнал

ошибки Д£Лр =

с/ф 0

( / ф = /г(гр0—ср), то он пос­

ле необходимых

преобразований

в

усилителе-преобразователе

УП включает двигатель МЗ. Так будет продолжаться до тех пор, пока поворотный узел ПУ, обкатываясь по зубчатому сектору 3, закрепленному на сварочной горелке СГ, займет такое положе­

ние, при котором с/фо =

£/ф . В результате

плоскость подачи

присадочной проволоки

станет касательной

к линии стыка.

Усложнение конструкций и форм сварных соединений вызы­ вает необходимость в разработке и более сложных систем конт­ роля, управления и регулирования сварочных процессов. Напри­ мер, для дуговой сварки криволинейных поверхностей необходи­

ма система, которая

одновременно обеспечивала бы постоянст­

во напряжения

на дуге, длины дуги, скорости

сварки,

положе­

ние электрода

по

нормали к поверхности

изделия.

Такой

автомат должен иметь три регулируемых привода: горизонталь­ ного перемещения, вертикального перемещения, поворота го­ ловки. Примером может служить установка, разработанная Красноярским политехническим институтом. Функциональная схема ее показана на рис. 27 [81]. Заданными значениями явля­ ются напряжение на дуге Ueo и скорость сварки Усо- Сварочная головка ГС перемещается по горизонтали и вертикали привода­ ми ПГ и ПВ и поворачивается приводом ПП. Скорости переме­ щения ее Vx и Vy контролируются тахогенераторами ТГ1 и ТГ2,

Так как

напряжения тахогенераторов

поступают на модулято­

ры ФД1

и ФД2, опорные напряжения

которых сдвинуты по фа-

6—80

81


зе на 90°, то на выходах модуляторов напряжения имеют вид: (JM1 = Шф sin с*!cos tot

и UM2 = feV^cosaisinco^

Рис. 27. Схема системы комплексного регулирова­ ния механических пара­ метров процесса сварки

где Уф — фактическая скорость сварки по линии свариваемого профиля;

ai — угол между горизонталью и касательной к профилю (т. е. вектором скорости Уф);

k — коэффициент передачи цепи тахогенератор—модуля­ тор.

Получаемое на выходе суммирующего устройства напряже­ ние подается на фазовый дискриминатор ФД в качестве опорно­

го. Входным сигналом для него является напряжение

UeT = keTX

Xsinc^sincor, снимаемое

с

вращающегося трансформатора

(где

keT

— его коэффициент

передачи, а2

— угловое

положение

нор­

мали к свариваемому профилю по отношению

к горизонту).

Выходной

сигнал

ФД

на

— £/g 5 9 =L/0 cos (аг—ai)

после

усиления

воздействует

 

привод

поворота

головки

ПП

до

тех

пор,

пока

не

будет

достигнуто

ее

положение

по нормали к поверхности

изделия, т. е. когда будет

a2 —ai = 90°

и с/д5э = 0. Одновременно с этим выходное напряжение

сравниваю­

щего устройства

Uc,

пройдя

через

демодулятор

ДМ,

на

входе

УП2 горизонтального привода ПГ суммируется с напряжением,

пропорциональным заданному

значению скорости сварки

Усо-

В результате

скорость привода

по горизонту Vx изменяется

до

тех пор, пока

не будет достигнуто равенство Уф= Vco-

 

Описанная система обеспечивает точность поддержания на­ пряжения на дуге ±0,2 в, точность стабилизации фактической скорости сварки (2—3) точность установки горелки по нор­ мали к поверхности изделия (2—3)°. Применима система в диа-


пазоне крутизны наклона профилей до 70° при минимальном радиусе кривизны до 10 мм и скоростях сварки до 20 міч.

Оригинальная многосвязная система разработана для ориен­ тации электрода относительно изделия и регулирования напря­ жения на дуге, скорости сварки и скорости подачи электродной проволоки в зависимости от угла наклона свариваемой поверх­ ности при сварке поворотных изделий '. Функциональная схема системы представлена на рис. 28.

Д

Рис. 28. Схема системы комплексного регулирова­ ния механических пара­ метров процесса сварки с СКВТ

Регулирование напряжения на дуге осуществляется извест­ ным методом. Фактическое значение напряжения 1)ф сравнива­ ется в элементе сравнения Д с опорным (заданным) напряже­ нием Uo. В случае имеющегося отклонения сигнал ошибки пре­ образуется в УП1 и поступает на двигатель Ml, который через редуктор и реечную передачу Р изменяет длину дуги, пока на­ пряжение на ней не станет равным заданному. Необходимое заданное качество регулирования достигается за счет корректи­ рующей обратной связи по ускорению КОС, содержащей тахо­ генератор и последовательное корректирующее звено.

Угловое положение головки ГС относительно поверхности задается с помощью поворотного трансформатора СКВТ, ротор которого связан с валом поворота головки ГС, и соответствую­ щей системы. Напряжение с синусной обмотки СКВТ сравни­ вается с напряжением, снимаемым с тахогенератора ТГ2 и про­ порциональным синусу угла наклона профиля изделия а, и по­ ступает на вход УП2. В случае их отличия привод на двигателе М2 и редукторе поворачивает головку ГС, а с ней и СКВТ.

1 С е р г е е в Ю. Е., К о б з е в

В. В. Авторское свидетельство № 200082

(БИ № 16, 1967).

 

6*

83

Постоянство

линейной

(фактической) скорости сварки

Vc

при переменном

радиусе

вращения изделия р сохраняется

за

счет автоматического изменения угловой скорости поворота из­

делия со в соответствии с выражением со = Vc cos а р - 1 .

Напряже­

ние снимается с косинусной обмотки

СКВТ,

а деление

на р осу­

ществляется делителем напряжения

R1-R2,

ползунок

которого

связан с

рейкой Р вертикального перемещения головки Г. На­

пряжение

с делителя сравнивается

с напряжением, снимаемым

с тахогенератора ТГЗ и пропорциональным скорости поворота изделия. Разностная величина преобразуется УПЗ и поступает на двигатель МЗ.

Коррекция скорости сварки и скорости подачи проволоки в зависимости от угла наклона профиля изделия осуществляются одновременно с поворотом головки ГС путем изменения сопро­ тивления резистора R3, изменяющего ток возбуждения СКВТ, и положения ползунка трансформатора Тр, питающего двига­ тель подачи проволоки М4.

Особые трудности представляет разработка датчиков для си­ стем автоматической ориентации сварочного инструмента отно­ сительно сложных объемных изделий. Датчик таких систем дол­ жен быть комбинированным, многокомпонентным. Система с подобным датчиком разработана в МВТУ им. Баумана под ру­ ководством автора для сварки крупногабаритных с криволиней­ ной поверхностью изделий '. Конструктивная проработка уста­ новки выполнена в Калининском политехническом институте при участии филиала ВНИИВагоностроения. Функциональная схема системы представлена на рис. 29.

Установка предназначена для приварки ребер жесткости к полотнищам крыш вагонов. Необходимо точно ориентировать положение сварочной головки относительно свариваемых дета­ лей по нормали к их поверхности, по исходному расстоянию конца электрода до поверхности, по симметричности расположе­ ния относительно ширины полосы ребра жесткости. При приме­ нении двухсторонней контактной (точечной) сварки с обратной стороны полотнища крыши должна быть расположена вторая сварочная головка (при односторонней сварке — опорный баш­ мак). К положению второй головки предъявляются те же тре­

бования. Кроме того, обе головки должны быть соосны.

 

 

В описываемом

устройстве — синхрокоординаторе

исполь­

зуют полярные координаты. Обе сварочные головки

размещены

на одном общем вращателе В

(см. рис.

29) — верхняя

СП

на

радиальной

балке

Б, нижняя

СГ2 — на

ободе вращателя.

Обе

головки (на

схеме

они заштрихованы)

размещены

на

карет­

ках, которые вращаются по кольцевым направляющим. В рабо­ чем (сварочном) положении, когда обе головки (каретки) по-

1 Л ь в о в Н. С, А р т е м е н к о И. Н., Л я х В. Н. и др. Авторское свиде­ тельство № 197818 (БИ № 13, 1967).


даны в положение «сварка», они сближены настолько, что кольцевые направляющие образуют одну окружность с общим центром. Сварочные головки всегда занимают взаимодиамет­ ральное положение — насколько верхняя повернется, например, по часовой стрелке, отрабатывая сигнал датчика нормали Д2, настолько же поворачивается и нижняя, но против часовой стрелки. Синхронное положение и перемещение нижней свароч-

Рис. 29. Функциональная схема установки для сварки объемных конструкций

ной головки с положением и перемещением верхней сварочной головки обеспечивается с помощью сельсинов и соответствую­ щей следящей системы. Отсюда следует, что при любой кривиз­ не контура К обе головки располагаются соосно и по нормали к поверхности. Обеспечивается это двумя следящими системами:

Д2-У2-УМ2-П2 и С2-С6-У6-УМ6-П6.

Имеющийся в установке комплекс из двух других следящих систем Д1-У1-УМ1-П1 и С1-С4-У4-УМ4-П4 перемещает каретки с кольцевыми направляющими, а значит и с головками СП и СГ2 по оси балки Б, т. е. по радиусу вращателя В, обеспечивая заданное расстояние электродов головок от свариваемой поверх­ ности.

Получается, таким образом, что центр вращения обеих сва­ рочных головок всегда лежит на радиальной линии вращате­ ля В и перемещается при его повороте по линии контура, а сами головки всегда соосны и в любой точке контура К занимают

по отношению к нему перпендикулярное положение и распола­ гаются от него на заданном расстоянии.

Для того чтобы направить сварочную головку по оси ребра жесткости, т. е. учесть поперечные уходы ребра, в установке предусмотрен третий комплекс из двух следящих систем:

ДЗ-УЗ-УМЗ-ПЗ и СЗ-С5-У5-УМ5-П5.

Вращатель В приводится в движение приводом П7. Пускает и останавливает вращатель на период собственно сварки управ­ ляющее программное устройство УПУ в соответствии с сигна­ лами датчика Д4 о пути s, пройденном головками от последней сварочной точки и с заданным интервалом между точками, а так­ же в соответствии с сигналами об изменении геометрии Г сва­ риваемых поверхностей (гофры на полотнище, поперечные ребра жесткости, концевые участки шва). Это же устройство УПУ выполняет все необходимые переключения в установке по задан­ ному циклу.

Предлагаемое устройство пригодно при контактной (точеч­ ной и шовной) и дуговой сварке. Свариваемый контур может быть любой кривизны. Надо только, чтобы центр вращения вращателя находился выше верхних кромок контура. Помимо сварки крыш вагонов предлагаемое устройство может найти применение в энергетической промышленности, машиностроении, в производстве химической аппаратуры, при ремонтных и сва­ рочных работах, связанных с радиоактивными излучениями, высокой температурой, агрессивными веществами. Целесообраз­ ным оно может оказаться также для сборки и сварки конструк­ ций в условиях невесомости, войдя составной частью в пред­ назначенный для этих целей манипулятор.

2. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЛУБИНЫ ПРОПЛАВЛЕННЯ

Системы саморегулирования. В сварочном производстве ши­ роко используют аппараты с постоянной скоростью подачи электродной проволоки, отличающиеся простотой и надежно­ стью. По принятой структурной классификации их относят к группе автоматических регуляторов дуги с саморегулированием (АРДС).

У сварочных аппаратов (например, типа ТС-17), в основе которых лежит система АРДС, нет никаких устройств контроля параметров процесса и регулятора. Устойчивость процесса горе­ ния дуги с плавящимся электродом сохраняется, если на рабо­ чем участке внешней характеристики источника питания dUd/dId<.0. При этом возникшее по каким-либо причинам удли­ нение дуги сопровождается уменьшением сварочного тока, в ре­ зультате чего интенсивность плавления конца электрода снижа­ ется, вылет его растет и дуговой промежуток восстанавливается. Системы саморегулирования (самовыравнивания) поддержи86


вают напряжение на дуге с высокой точностью ± (2—3) % и ток сварки + ( 1 —1,5)%, но только при условии, что внешние воз­ мущения отсутствуют. Анализ реальных возмущений показы­ вает, что они велики: по напряжению сети составляют обычно + 10-= 15% (кратковременно до 25%) от номинала, по ско­ рости подачи проволоки 8—12%, по длине дуги возможны воз­ мущения до 20 мм. Системы АРДС с такими возмущениями не справляются.

В МВТУ им. Баумана разработана методика, позволяющая при сварке аппаратами группы АРДС связать отклонения опре­ деленных параметров шва с вызвавшими их возмущениями че­ рез коэффициенты качества регулирования [6]. Отклонения глу­ бины проплавлення Ahnp и ширины шва АЬ, например, можно определить, если найдены величины возмущений по напряжению сети Ос и длине дуги /д и известны соответствующие безразмер­ ные коэффициенты качества

Ahnp = kecUc;

Ab = кшдїь.

Необходимо располагать таблицами или графиками, харак­ теризующими зависимость коэффициентов качества от различ­ ных режимов сварки. Варьируя параметры: ток сварки — напря­ жение дуги — диаметр электрода — скорость сварки и т. д., можно выбрать такое их сочетание, при котором какое-либо за­ данное реальное возмущение вызовет отклонение, например, глубины проплавлення, не превышающее допустимого. Можно решить и другую задачу: рассчитать допустимую величину воз­ мущения, при которой отклонение определенного параметра сварного соединения не превысит значения, заданного техниче­ скими условиями. Если приемлемый режим не отыскивается или реальные возмущения превышают найденные в результате рас­ чета допустимые значения, то следует либо отказаться от си­ стемы АРДС, либо ограничить возмущения с помощью компен­ саторов, стабилизирующих напряжение силовой сети, скорости сварки и скорости подачи.

Системы контроля и регулирования проплавлення корня шва для удобства рассмотрения разделим на три группы: системы, в которых результат достигается путем контроля и изменения длины дуги или вылета электрода, системы, где результат обес­ печивается за счет контроля и изменения электрических пара­ метров процесса, системы регулирования с непосредственным контролем проплавлення.

Системы автоматического регулирования проправления с

контролем и изменением длины дуги или вылета электрода.

Нагрев проходящим током электродной проволоки перед ее расплавлением дугой облегчает ход процесса, поэтому увели­ чение вылета электрода повышает коэффициент расплавления проволоки. Однако чрезмерный вылет ведет к перегреву про­ волоки. При этом шов формируется плохо, так как дуга пуль-